Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия марксизма



Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической Ф.ии, после Л. Фейербаха занимались К. Маркс (1818– 1883) и Ф.Энгельс (1820– 1895). Их Ф.ское учение, в определенном смысле, можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической Ф.ии.

Материалистическая диалектика. Разрабатывая Ф.ские и социальные вопросы, Маркс и Энгельс показали, что действительным всеобщим методом познания и практики может быть только материалистическая диалектика как наука о развитии в его наиболее полном виде и, одновременно, как Логика и теория познания. С точки зрения диалектики развитие всегда есть самодвижение, поскольку источником его являются внутренние противоречия предмета. «Пробным камнем» материалисти-ческой диалектики Энгельс называл природу.

Природный мир – не застывшее бытие, а непрерывный процесс возникновения и уничтожения, бесконечное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложно-му.

Мир, с позиций диалектики, внутренне противоречив. Он есть временной процесс, а не только развертывание в пространстве.

В своем высшем, категориальном проявлении диалектика есть сущностное обоб-щение истории – истории природы и (что еще более ценно) – истории общества.

Диалектическое понимание природы значительно расширяет понимание сущности и природы материи и движения. Материя – не вещество (как это представляется мета-физикам), а объективная реальность в бесконечном многообразии своих форм и про-явлений. Движение – не только перемещение в пространстве, но внутреннее свой-ство материи к изменению и преобразованию. Движение, как и материя, неуничто-жимо: неуничтожима внутренняя потенция саморазвития – к порождению новизны, к скачкам, к переходам в противоположность.

Но с наибольшей полнотой богатство диалектики раскрывает себя на уровне чело-веческого бытия, социальной реальности. В марксизме разработка материалистической диалектики стала осуществляться на основании признания решающей роли обществен-ной практики в познании и преобразовании объективной действительности. Благодаря этому диалектика приобрела революционно-практический характер, стала «алгеброй революции».

Ф.ия уже не могла ограничиваться только объяснением объективного мира, а стала «активной участницей» его реального изменения, «руководством к действию». Для диалектической Ф.ии нет ничего раз навсегда установленного. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непре-рывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низ-шего к высшему.

Принципы материалистической диалектики выступают в качестве регулирующего и направляющего фактора практической деятельности. Они тем самым не только отражают на самом общем уровне объективный мир, но и «творят» его в рамках этого уровня и его возможностей.

Возникновение материалистической диалектики как наиболее полного учения о развитии было, таким образом, скачком в развитии знания. Постановка чувственно-материальной деятельности людей в центр Ф.ии и воплощение этой ключевой идеи в материалистическом понимании истории позволили достичь естественного единства материализма и диалектики. Четко «высветилось» то обстоятельство, что органическое соединение диалектики и материализма возможно только на основе принципа практики как чувственно-предметной деятельности. Оказалось, что диалектика в своем высшем совершенствовании и развитии неотрывна от материализма («цельного», полного, охватывающего и социальные процессы), а материализм достигает своего самого зрелого уровня в диалектике, которая тем самым полностью совпадает с учением о развитии бытия и познания, а также с Логикой, универсальным методом.

35. Ф.ия жизни Ф. Ницше. Переоценка всех ценностей. Понятие «сверх-человека»

Ницше Фридрих (1844-1900) - нем. Ф., представитель волюнтаризма и один из основоположников совр. иррационализма. Волюнтаризм - направление идеалистической Ф.ии, признающее волю как первооснову всего сущего. Следует различать два вида волюнтаризма - как форму объективного и субъективного идеализма. Так вот для Ницше характерна субъективно-идеалистическая форма В. В его учениях первичной движущей силой выступает свободная индивидуальная воля - „я". Волюнтаризм Ницше носит агрессивный характер, превознося „волю к власти" как высшую волевую потенцию. В вульгаризированной форме доктрина Ницше послужила одним из теоретических источников фашистской идеологии.

Основа жизни, по концепции Ницше - это воля. Жизнь является проявлением ее, но не абстрактной мировой воли, а конкретной, выдающейся воли - воли к власти. У человека это проявляется в стремлении к господству над более слабыми индивидами и социальными группами.

Если отсутствует воля к власти, существо деградирует. Учение Ницше о сверх-человеке основывается на таких положениях: - ценность жизни является единой безусловной ценностью и совпадает она с уровнем "воли к власти"; - существует естественное неравенство людей, обусловленное отличием их жизненных сил и "воли к власти"; - сильный человек, прирожденный аристократ, является абсолютно свободным и не связывает себя никакими морально-правовыми нормами. Свой идеал сверхчеловека Ницше воплотил в книге "Так говорил Заратустра".

Заратустра-Ницше возвещает о том, что человек — это канат над пропастью, протянутый между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек — это соль земли, это смысл бытия. Место умершего Бога займет сверхчеловек. Идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный им смысл сущее-ствования, считал Ницше. Идея вечного возвращения, которая складывалась у Ницше под влиянием физико-космологических изысканий Дюринга, должна, по его мысли, компенсировать утраченную вместе с христианством надежду на возможную вечную жизнь за гробом. Следуя логике этой идеи, мы обречены на вечность так как уже живем в вечности. Мгновение и вечность совпадают.

На протяжении всей человеческой истории волю к власти, проявляющуюся открыто у отдельных индивидов — вождей, аристократов, господ «по природе», серая людская масса пытается смирить, заставить служить собственным низменным Инте-ресам. Лучшим средством обуздания людей сильной воли является христианская рели-гия, мораль которой навязывает любовь к слабым и убогим, отвращение к сильным и здоровым. И Ницше пишет работу под названием «Антихрист. Проклятие Христи-анству».

Хорошо то, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека. Дурно то, что вытекает из слабости. Оценивая с этой точки зрения познание, Ницше утверждает, что оно действительно только „как орудие власти". В законах науки он видит субъективные, «полезные фикции", а в истине - полезное заблуждение.

Гносеологический релятивизм. Релятивизм - идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности челове-ческого познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объектив-ность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир. В современной Ф.ии релятивизм проявляется в отрицании объективных исторических законов и используется как средство борьбы против материалистической Ф.ии, сопровождается «переоценкой всех ценностей» в этике, которая завершается противопоставлением ходячей „рабской морали" „морали господ", связанной с идеей „сверхчеловека". Ницше отвергает социалистический идеал, усматривая в нем „восста­ние рабов в морали". Христианство отвергается им за мысль о равенстве людей перед богом и самоуничижение, убивающее „волю к власти". Религиозную мифологию Ницше заменяет мифами о „смерти бога" и «вечном возвращении" как суррогате бессмертия души.

Ницше считает, что общество надо превратить в своеобразный Питомник по выращиванию сильных людей.

Содержание философии жизни Ф. Ницше: Переоценка всех прежних и прежде всего христианских ценностей. Ницше считал религию (христианство) виновницей искажения в культуре подлинно человеческих ценностей: христианство, во-первых, разрушило инстинкт жизни, оно отрицало земную жизнь во имя жизни загробной, прославляло потусторонний мир, чтобы «лучше оклеветать этот». Воля христианства, писал Ницше, это «воля к гибели», это болезнь, упадок, когда жизнь ни во что неставится. Во-вторых, христианство (александрийская, или византийская культура, в отличие от эллинской) породило сознание раба, покорность, смирение, страх наказания загрехи. В-третьих, христианство с его догматами основало доктринерскую мораль, навязывающую ответы на все вопросы, которые не имеют столь простых решений, поскольку жизнь невозможно уложить в простуюсхему. В-четвертых, христианство способствует вырождению человечества, ибо это «скрытый инстинкт уничтожения». Свою же философию Ницше назвал «заступническим инстинктом жизни» и антихристианской. Наконец, в-пятых, антихристианство Ницше было, по существу, протестом против всякой косности, обывательщины, порождающих сознание зависимости и несвободы.

Проблема жизни и смерти. В произведении «Так говорил Заратустра» Ницше, как известно, провозгласил смерть Бога («Бог умер»). Зачем? Человек должен быть независим от любого авторитета. Осознание смерти Бога необходимо для формирования свободного ума, свободного духа и «свободной смерти». Одна из глав этого произведения так и называется «О свободной смерти».

Надо сказать, что вообще проблема свободной смерти нe нова для философии. Еще античные мыслители (Сократ) видели в ней одно из проявлений свободы. Ницше назвал это свое учение так: «Умри вовремя!» Он иронизировал: «Конечно, как может вовремя умереть тот, кто жил не вовремя? Лучше бы ему не родиться! — Так я советую всем лишним!» Учение «Умри вовремя» не для всех. Люди, говорит Ницше, слишком серьезно относятся к смерти, она не стала для них праздником. «Я показываю вам смерть, — продолжал он, — в которой обретается полнота и завершенность, — смерть, которая станет для живущих… священным обетом». Умирающий свободной смертью, считает Нищие, уходит победоносно.

Однако свободная жизнь и свободная смерть- не для простого человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть себя, «человеческое, слишком человеческое», т. е. для Сверхчеловека.

Учение о Сверхчеловеке. «Человек есть нечто, что должно преодолеть». В притче «О трех превращениях» («Так говорил Заратустра») Ницше символически изобразил этот путь от сознания человека- «верблюда» к сознанию сильного «льва», и только затем — к сознанию «свободного духа», свободного от всех привязанностей и обычаев, человека — «ребенка», открытого для созидания нового.

С этим связан и эвдемонизм (от греч. – счастье, блаженство) Ницше: он не верил в счастье каждого и в благо для всех, в мелкое «счастье добродушной скотины». Считал, что такое «счастье» губительно для человека и что счастье состоит в постоянном процессе роста и самоопреодоления. Он говорил: «Разве к счастью стремлюсь я? Я стремлюсь к делу своему!».

Следует сказать, что термин Ницше «воля к власти» многих ввел в смущение, поскольку толковался (и толкуется) как политический. Однако он означал, конечно же, «волю к мощи», к силе, в нем нет политического смысла, он обозначает волю к самоопреодолению и силу инстинкта жизни.

Ницшеанская философия жизни была направлена на то, чтобы разбудить человека от сна обыденности и сказать ему: «Ты должен стать тем, кто ты есть» («Веселая наука»). Она обращена именно к индивиду. Его философия индивидуалистична, ибо только индивидуум способен на необычайное усиление духа («волю к мощи») и самоопреодоление.

Философия жизни, таким образом, была направлена на критику рационализма, оторванного от жизни, а также — на критику бездуховности, аморализма жизни, лицемерия и ханжества. Она противопоставила свободу мыслителя «стадным» инстинктам и волю к жизни — христианским догматам.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 815 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...