Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Первым немецким Ф.ом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций



Первым немецким Ф.ом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л. Фейербах(1804-1872). Он слушал лекции Гегеля и в начале своей творческой деятельности увлекался его Ф.ией.

Анализируя исходные посылки гегелевской системы, Фейербах делает вывод о ее глубоком родстве с теологией. «Учение Гегеля, что природа, реальность положена идеей, есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена Богом, что материальное существо создано нематериальным, то есть абст-рактным существом». По мнению Фейербаха, религия и близкая с ней по духу идеалистическая Ф.ия Гегеля имеют общие корни. Они возникают в результате отчуждения, абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода. Наиболее общи-ми свойствами человеческого рода являются разум, бессмертие, могущество, благо. Бог, по Фейербаху, – это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, ибо все эти атрибуты он отнимает у себя. Фейербах стремится возродить у че-ловека чувства самоутверждения и достоинства. И сделать это, по его мнению, можно только на основе материалистического мировоззрения.

При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие «материя». Этот термин, как и само понятие «мате-риализм», кажется ему неприемлемым в силу сложившегося в общественном сознании отрицательного к ним отношения. Фейербах вместо понятия «материя» предпочитает использовать понятие «природа». Природа, по Фейербаху, существует вечно. Она не-зависима ни от Бога, ни от какой-либо Ф.ии,

Натурализм в системе Л. Ф. носит антропологический характер. В центре Ф.ии, по его мнению, должен нахо­диться человек как высшее существо природы. "Новая Ф.ия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный универсальный и высший предмет Ф.ии». Ф.ское учение Л. Фейербаха является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия. Ф. отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого идеализма, рассматривающих человека, по преимуществу, как духовное существо. Фейербах стремится по-новому осмыслить понятие субъекта. Субъект в системе Л. Фейербаха – это не познающее мышление и не «абсолютный дух», «мировой разум», а реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Ф. стремится реабилитировать природно-биологическое начало в человеке, от которого в значительной степени абстрагировался немецкий идеализм. «Я» у Фейербаха – это не просто духовное и мыслящее начало, а человек обладающий телом и мыслящей головой, реальное существо со всеми пространст­венно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить,

Важнейшей характеристикой субъекта в системе Л. Фейербаха является чувственность. Чувственность – это синтетическая, обобщающая характеристика антро-пологических свойств «природы человека», его телесности, разума, воли, «сердца». Однако, Фейербах не замыкается на натуралистическом описании субъекта, он пытается преодолеть этот натурализм, вводя в понятие субъекта не просто «Я», но и другого человека. «Идеализм прав, – писал он, – в своих поисках источников идей в человеке, но не прав, когда он хочет вывести эти идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека взятого в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из «Я», без чувственного данного «Ты». Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности.

В ходе этого общения и совместной деятельности субъективные и частные опреде-ления человеческой природы поднимаются до всеобщих объективных определений, и индивидуальная жизнь, соединяясь с родовой, образует целостность человеческих спо­собностей. Это значит, что человек, отправляя «функции рода» превратил сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.

Итак, субъект, по замыслам Л. Ф., – это целостный человек, человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. Однако, в теории по-знания такая трактовка субъекта остается нереализованной. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспро-изводит взгляды французских материалистов. Исходным пунктом познания, по Ф., является ощущение. Источник же ощущений заключен в самом объективном мире, природе. На базе ощущений у человека возникает мышление. По содержанию мышление не дает людям ничего нового, по сравнению с тем, что содержалось в чувст­венных данных. Но вместе с тем, мышление надо отличать от чувственных данных, мыслить – это значит связно читать показания чувств. Фейербах доказывал пра-вильность показаний органов чувств, достоверность чувственных данных. Критерием истины тех или иных научных суждений он считал согласие с ними большинства людей. – Серьезное воздействие на последующих мыслителей, в частности на К. Маркса и Ф. Энгельса.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...