Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поворот к проблеме человека (Софисты, Сократ)



Вершина развития античной греческой ф-фии приходится приблизительно на время от 2-ой пол. V до кон. IV в. до н.э. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в ф-фии. Родоначальником этой тенденции являются софисты и Сократ. Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор (480-410 до н.э.), Горгий (480-380 до н.э.), Продик. Слово «софист» (греч. «софия»-мудрость), первоначально означало «мудрец». Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить и даже отождествить как будто бы самые несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины.

В ф-фии софистов и Сократа человек становится единственным бытием. Человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень четко была сформулирована известным софистом Протагором: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». В воззрениях Протагора наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация старших софистов.

Материализм Протагора связан с атеизмом. Его трактат «О богах» начинается следующей мыслью: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие».

Софисты занимались также математикой, поэзией, музыкой, астрономией, способствовали формированию тогдашнего языкознания ( в частности Продик, кот. Сократ считал своим учителем ).

Одним из наиболее выдающихся ф-фов античности был Сократ (469-399 до н.э.). Сократ отвергает всю натурф-фию, как «для человека излишнюю». В центр своих ф-фских интересов он ставит проблему субъекта – человека, его отношение к общине, обществу, законам и к богу или богам. Не физику, а эти­ку ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот.

Своим важнейшим призванием Сократ считал «воспитание людей», смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний. Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался ф-фский метод Сократа (майевтика). Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника (антидефинитивный метод).

В отношении диалектики Сократ также был большим новатором. Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно отчетливо выделяются три этапа.

Первый этап — дисквалификация себя и собесед­ника. Обычно человеку кажется, что он знает ответ ед­ва ли не на любой сложный вопрос. Стоит, однако, на­чать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться.

Второй этап — ирония. Человек «цепляется» за свои иллюзии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство, ирония.

Третий этап — рождение мысли, душа порожда­ет истину.

Сократ вводит понятие души. Душа — это способность человека осознавать, про­являть мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реали­зуется в познании, недостаток последнего есть невеже­ство. Власть разума над афектами обеспечивает свободу.

В истории ф-фии с именем С. связывается существование так называемых с.ш., которые имели названия: киники (Антисфен, Диоген), киренаики (Аристипп), мегарики (Евклид).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 960 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...