Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнеиндийская философия



Одним из первых источников информации о жизни древнеиндийского общества, о степени познания окружающего мира является ведическая (знание, ведение) литература. Обширный набор текстов индусской культуры, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500 – 600 лет до н.э.). Четыре группы текстов: 1. Четыре Веды: “Ригведа” (гимны), “Яджурведа” (жертвенные формулы), “Самаведа” (напевы), “Атхарваведа” (заклинания). 2. Брахманы – руководства ведического ритуала, толкование их сокровенного смысла, прежде всего- жертвоприношений. 3. Араньяки – тексты спекулятивного характера, предназначенные для отшельников. 4. Заключительный этап ведийского периода (веданта, т.е. конец Вед) составляют Упанишады (сидение около, вокруг учителя с целью познания истины, отсюда позже – сокровенное знание, тайное учение) – трактаты религиозно-ф-фского характера, объясняющие тайный, внутренний смысл Вед.

Отношение к авторитету Вед определило и классификацию систем древнеиндийского умозрения. Школы древнеиндийской ф-фии принято делить на ортодоксальные (брахманские), которые сформировались непосредственно на текстах Вед (веданта, миманса) и образованные на независимом опыте и размышлении (санкхья, йога, вайшешика, ньяя). Другой вид школ – неортодоксальные (шраманские), отвергающие авторитет Вед: локаята, или чарвака, джайнизм, буддизм. Эти школы не сменяли друг друга, а существовали параллельно.

Веданта и Миманса убеждены в высшем авторитете Вед, содержание которых рассматривает как откровение, источник истинного знания. Веды существовали до начала мира и возникли из дыхания брахмана. Веданта признаёт Бога как творца мира и развивает учение о брахмане и атмане, сансаре, карме, дхарме, мокше: брахман – безликая высшая объективная реальность, из которой возникает мир со всем, что в нём находится, сам он – вне причинно – следственных отношений: немыслимый, неслышимый, невидимый, непознаваемый и т.д.; атман - высшая субъективная духовная реальность (“я”, душа). Она противоположна брахману и одновременно совпадает с ним. Сансара – учение о переселении душ, которые после гибели тела вселяются в очередное новое тело. Душа бессмертна, её странствия не имеют конца; карма (закон воздаяния) диктует постоянное включение в этот круговорот перерождений и определяет будущие рождения. дхарма – нравственный долг или закон, который имела каждая древнеиндийская варна; мокша – освобождение души из-под действия закона сансары в случае точного исполнения дхармы представителем высшей варны – брахманом. Душа становится независимой от мира и сливается со своим творцом атманом, обретая истинное, бесконечное “я”. Правда, в отличие от веданты, миманса признавала реальность материального мира и других объектов (душа, бог и т.п.). Душа понимается как вечная и бесконечная субстанция, связанная с телом, но не умирающая с ним.

Йога (глубокое размышление, созерцание). Основатель классической йоги – Патанджали. Её главное содержание – прекращение зависимости чистого духа или “Я” от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с “Я”. Система очищения духа предполагает восемь ступеней: яма (обуздание), нияма (выработка нравственных установок), асана (устойчивое равновесное положение тела), пранаяма (правильное дыхание), пратьяхара (изоляция чувств), дхарана (внимание), дхъяна (размышление) и самадхи (сосредоточенность). В итоге очищения созерцание настолько поглощает ум, что тот забывает о самом себе и полностью сливается с объектом размышления. За этим прекращаются все модификации ума и психические процессы. Человек уже ничего не познаёт и не мыслит. У него наступает т.н. нулевой экстаз.

Вайшешика (от санскр. вишеша – особенный, отличный). По традиции, основоположником школы считается Канада. Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой земля, вода, свет, воздух представляют собой соединение атомов. Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны. Первое движение атомам даёт невидимая сила – адришта, последующим их соединением управляет мировая душа Брахмы, которая подвергает материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения.

Ньяя (аналитическое исследование, логика). Эта школа нередко считается продолжением вайшешики. Основатель – Гаутама. В центре учения – методы правильного познания. Учением о познании ньяя заложила основы древнеиндийской логики. Ньяя разработала также оригинальную теорию физического мира, основанную на выделении объектов познания, сформулировала учение о боге как бесконечном “Я”, создающем и разрушающем мир.

Санкхья (разумное взвешивание). В основе – атеистический плюрализм.

Локаята (лока – мир). Материалистическое направление в древнеиндийской ф-фии. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати. Локаятики скептически относятся к догматике брахманизма. Существующим они считают только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание локаятой Бога и души. Поскольку в человеке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики советуют принимать всё, что реальная жизнь приносит. Целью бытия является забота о благополучии настоящего существования. Впоследствии это привело к развитому гедонизму (от греч. гедоне – наслаждение) чарваки. Чарвака (санскр.) – это более поздняя разновидность локаяты. Особенностью чарваки является сосредоточенность на разработке этической концепции. Чарвака понятия добра и зла рассматривает как иллюзию, созданную человеческим воображением. По её учению, реальны только страдания и наслаждения чувственного бытия. Она отрицает необходимость каких-либо аскетических ограничений, налагаемых религиозными правилами.

Джайнизм. Основателем его считается странствующий проповедник Вардхамана (VI в. до н.э.), который пришел к принципам нового учения, в центре которого поставил проблему бытия личности. Согласно джайнизму, сущность личности человека двояка – материальная (аджива) и духовная (джива). Связующим звеном между ними является карма. Джайнисты верят, что духовная суть человека может управлять материальной сутью. Для них Бог – не указ. Человек сам решает, что есть добро и зло. Бог - всего лишь душа, которая жила в материальном теле и освободилась от пут кармы и цепи перерождений. Такое освобождение возможно лишь с помощью аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, в которой говорится о правильной вере, правильном познании и, наконец, о правильном поведении.Суть правильного поведения заключена в исполнении “пяти великих обетов” (панча-махаврата): Неповреждение жизни (ахимса). В его основе – учение о всеодушевленности. Отсюда предписание безграничной осторожности в обращении с любыми формами жизни. Воздержание от лживости (сатья). Сатья опирается на ахимсу, ибо ложь есть разновидность причинения вреда жизни.. Воздержание от воровства (астея). Астея также основана на ахимсе: “благополучие – внешний покров жизни, нарушить его – причинить вред жизни”. Воздержание от потворства своим слабостям (брахмачарья). Чтобы исполнить этот обет, надо отказаться от брака, от любых плотских удовольствий. Но этого мало: следует отказаться вообще от всех духовных слабостей, которые могут вызвать положительные эмоции (скажем, от надежды после смерти оказаться в раю). Воздержание от всех привязанностей (апариграха). Этот принцип доводит предыдущий до логического завершения. Он требует отказа от всех привязанностей к объектам, которые вызывают у человека удовольствие, будь то приятный звук или прикосновение, цвет, вкус или запах.

Буддизм. В VI в. до н.э. в северной Индии возникает буддизм – учение, основтелем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583 – 483 гг. до н.э). В возрасте 29 лет неудовлетворённый жизнью, он покидает семью и уходит в “бездомность”. После многих лет аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т.е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (букв. – Пробужденный). Центром учения является практическая доктрина “спасения”, или “освобождения”. В основе её лежат четыре благородные истины: 1. Существование человека неразрывно связано со страданием. Причем, под страданием понимается не какое-то конкретное состояние, а ожидание реального страдания: бесконечное беспокойство, общая нелегкость, напряженность неудовлетворенность. 2. Причиной страдания является жажда: жажда чувственных наслаждений (кама), жажда воплощения (бхава) и жажда самоуничтожения (вабхава). 3. Устранить страдания может только избавление от этой жажды. 4. Путь, ведущий к освобождению от страданий, восьмеричный. Он включает, в частности, правильную жизнь, правильное сосредоточение и другое.

Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых контактов; не вести праздных и лживых речей; не пользоваться опьяняющими напитками. Вершина восьмеричного пути – правильное сосредоточение.

В основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутренней отдаленности субъекта всему, что его окружает. Состояние совершенной несвязанности с внешним бытием, абсолютной от него отрешенности и самоуглубленности есть освобождение, или нирвана (санскр., букв. – остывание, угасание, затухание), которая означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих стремлений. Она предполагает отсутствие конфликта с окружающим, психологическое состояние ощущения пустоты, равное снятию проблемы “бытие - небытие” (“реальность - нереальность”), ”субъект - объект” и т.п., что служит главным признаком состояния “освобождения”.

Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего следует вывод о неабсолютности божества. В буддизме нет надобности в Боге как творце, спасителе и проч., т.е. вообще как в безусловно верховном существе. Человек, достигший освобождения – это высшее существо, тождественное Богу. Так, по сути, отождествляется Бог и человек.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...