Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские школы в древнем Китае



Если в Индии многочисленные ф-фские школы так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае – с конфуцианством. Наряду с конфуцианством, наиболее влиятеьлными были даосизм, моизм и легизм. Однако у древнекитайской ф-фии были отличительные черты: 1. Специфической чертой китайской Ф.ии был принцип рассмотрения мира (природа, человек и его общество) как единого универсума, все элементы которого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии. 2. Практичность, ориентированная не на поиск и выработку идеала, в соответствии с которыми следовало бы изменить реальность, а на поддержание реальности такой, какая она есть. Отсюда отсутствие сколько- нибудь серьезных апелляций к сверхъестественному, базирование на вполне достижимом идеале социальной, этической и политической системы. Для его воплощения в жизнь не требовалось ничего невозможного. Поэтому в китайских письменных памятниках очень подробно рассматриваются способы управления государством и способы самоусовершенствования человека. 3. Специфичность древнекитайской ф-фской мысли обусловлена также употреблением в письменной речи образно-символических знаков – иероглифов. Пиктографическое письмо вырабатывало эстетико-филологическое отношение к тексту. Это неизбежно сказалось на культуре мышления древнекитайских ф-фов вообще. 4. Отсутствие понятийного аппарата, слабая связь с наукой, неразвитость логики. 5. Внутренне китайская ф-фия необычайно стабильна. Основой такой стабильности было постоянное подчёркивание исключительности китайского способа мышления. Следствием его явилось постепенное появление и закрепление чувства превосходства китайского национального умозрения, его нетерпимости ко всем другим ф-фским взглядам.

Конфуцианство. Основатель школы Конфуций (Кун Фу-цзы – учитель Кун; 551 – 479 гг. до н.э.). Он считается первым китайским Ф.ом, и его жизнеописание за многовековую историю, естественно, обогатилось позднейшими легендами. Основным достоверным источником для исследования его воззрений являются сохранившиеся записи изречений Конфуция и его учеников в книге “Беседы и суждения” (Лунь юй). Исходной для Конфуция можно считать концепцию “неба” и “небесного веления”. “Небо” – это и часть природы, и высшая духовная сила, определяющая природу и человека. Человек, наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования – достижение уровня “благородного мужа”(цзюнь-цзы).

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь (человечности) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих человеческое существование: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не желай другим. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо “благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно”. Таков путь (дао) всех образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом. Он выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. ”Благородный муж”, член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным, гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных Конфуций осуждал.

Даосизм. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений китайской ф-фии. Легендарный основатель – Лао-цзы (старый учитель; VI в. до н.э.). Ему приписывается составление книги «Дао дэ дзин» («Книга о дао и дэ»). В даосизме, в отличие от других школ, на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао материальное начало всех вещей. Дао предшествует Богу и диктует законы небу, небо – земле, земля – человеку. Дэ – неопределенный, вторичный принцип, благодаря которому дао проявляется в мире вещей и наполняет их энергией. Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вей (букв. – недеяние, бездействие) и направлен против законников и конфуцианцев. У-вей означало подчинение естественному процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого действия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и счастью. Поэтому лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и следует дао, управляя страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии; народу известен лишь факт его существования. Общественный идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять; отсутствие внешних контактов, мир с соседями.

Моизм. Школа получила название по имени основателя Мо Ди (Мо цзы, V в. до н.э.) и была четко построенной военизированной организацией, неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея ф-фии моизма – «всеобщая любовь», т.е. отвлеченная любовь всех ко всем. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков, а наличие отдельной любви – причина «взаимной ненависти». Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не приказами неба. Высшая ценность, по учению моизма, - народ, который правители должны любить.

Легизм (легис – закон). школа законников или Фацзя. Мэн цзы, Хань Фэй цзы. Легизм, в отличие от конфуцианства, исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Основной метод воздействия – награды и наказания, причем, приоритет отдавался наказаниям. Укреплять государство следует за счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять границы страны, за счет оглупления народа. Легисты создали концепцию деспотического государства, в котором все равны перед законом, за исключением самого правителя – единственного творца этих законов. Это учение сыграло решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 442 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...