Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Италийская философия



Одним из центров развития греческой ф-фии становится Южная Италия. Вместе с волной эмиграции из восточной части «Великой Греции» в Южную Италию проникают и взгляды ионических ф-фов. Основателем элейской школы был Парменид из Элеи (540-470 до н.э.). Элеаты первыми в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий – воды, воздуха, земли, огня – к бытию как таковому. Центральное понятие их ф-фии – бытие: «бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать». Бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие бесконечно во времени и ограничено в пространстве, оно шарообразно. Это связано с его однородностью, с тем, что оно всюду одинаково и равно отстоит от центра.

Элеаты также стремились дать физическую картину мира. Следует отметить, что их физическая картина мира находилась в определенном противоречии с их ф-фским учением. Получалось, что это как бы две разные, нестыкующиеся стороны Мудрости. Так, Парменид многообразие мира сводит к двум началам. Первое – Эфирный огонь, чистый свет, теплое, второе – густая тьма, ночь, земля как костное начало, холод. Из смешения этих двух начал происходит все многообразие видимого мира. Вселенная представляется Парменидом как состоящая из концентрированных кругов или венцов, которые лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселенной. В самом центре всех сфер царствует великая богиня Правды и необходимости.

Это противоречие между метафизикой (ф-фией) и физи­кой – (учением о Природе) элеатов отчасти объясняет их учение о познании. Элеаты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят людей лишь с видимостью вещей. Знание истинной сущности дает ф-фское учение о бытие, а то, как предстает мир нашим чувствам, описывается в учении о Природе. Чувственное многообразие мира, с точки зрения элеатов, иллюзорно.

+ Ксенофан – монотеист пантеистического толка. Осуществил разделение видов знания, сформулировал проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показанию чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость.

+ Зенон Элейский – ученик Парменида. Апории «Ахиллес» и «Стрела» - связаны с диалектикой дробного и непрерывного в движении (а также в самом пространстве-времени).

Следующей выдающейся ф-фской школой, действовавшей в Южной Италии, являются пифагорейцы. Мысли основателей школы дошли до нас в изложении других авторов. Диоген Лаэртский написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе».

Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики (теорема Пифагора). В отличие от других мыслителей, которые в то время занимались математикой, он идет дальше решения геометрических задач. Пифагор исследует и взаимоотношения чисел. Можно справедливо утверждать, что Пифагор и пифагорейская школа закладывают основы теории чисел и принципы арифметики. Интерес с которым он и его последователи изучали характер чисел и отношения между ними, вел к опре­деленной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.

Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического ряда – единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат и куб. Сумма этих основных чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность.

Пифагорейство является первым идеалистическим ф-фским направлением в античной Греции.

«Первый этап» развития греческой античной Ф.ии завершается творчеством выдающегося мыслителя – Эмпедокла. Эмпедокл (484-424 до н.э.) был учеником Пифагора, но в то же время в его взглядах содержится влияние и элеатов, и ионических ф-фов. По своему характеру ф-фия Эмпедокла близка к стихийному материализму. Однако вместо одной первоматерии он выдвигал четыре исходные принципа, корни всякого бытия - четыре стихии: огонь, вода, воздух и земля. Эти первоматерии мира у Эмпедокла пассивны, поэтому он вводит две движущие силы, которые путем смешения основных указанных стихий способствуют возникновению всего многообразия окружающего мира, - любовь и вражду. Любовь разделяет однородное и соединяет разнородное и «из многого делает одно», вражда разделяет разнородное и соединяет однородное и так «из одного делает многое». Основные стихии и силы не могут ни возникать, ни уничтожаться. Возникают только соединения стихий.

В отличие от элеатов Э. является сторонником определяющей роли чувственного познания. Мыслить и чувственно воспринимать – одно и тоже. Все познается таким, каким его человек мыслит.

8. Атомизм Демокрита/Эпикура

Значительным этапом в развитии античной ф-фии было атомистическое учение. Начиная с Гераклита в древнегреческой ф-фии все более отчетливо прослеживаются собственно материалистические и идеалистические тенденции. Материалистическая тенденция была впервые ф-фски обоснована в атомистическом учении Левкиппа и особенно – Демокрита (460 до н. э.). Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших невидимых, неделимых частичек – атомов, которые движутся в пустоте. Атомы вещества с эпохи древних греков и до наших дней на­зывают просто атомами, атомы пространства называ­ются амерами, а атомы времени хрононами. Кроме ато­мов вещества есть еще и пустота. Итак, любая вещь состоит из атомов и пустоты. Здесь присутствует генетическая модель порождения мира из двух противоположных начал – атомов и пустоты. Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей абсолютной плотности, исключительной малости и отсутствия в них пустых промежутков. Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу. Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, но только более подвижных, мелких и круглых. Атомы и пустота – единственная реальность; соедине­ния атомов образуют все многообразие природы, в том числе и человеческую душу. Таким образом, Д. первый в истории античной ф-фии преодолел противопоставление материи и духа, утверждая единую универсальную природу материи и мышления. Именно поэтому с именем Демокрита и связывается в истории ф-фии зарождение материализма как собственно ф-фской доктрины.

Атомистическая теория объясняла явления природы естественными причинами и тем самым освобождала людей от мифологического страха перед таинственными, сверхъестествен­ными силами. Демокрит учил, что в мире все движется и превращается из одного состояния в другое благодаря соединению и разъединению атомов, все явления подчинены в нем причинным связям. Демокрит не допускал внешнего по отношению к материи источника движения. Таким образом, у Демокрита присутствует модель самопроизвольного зарождения жизни.

Демокрит различает два вида познания – с помощью чувств и через мышление. Демокрит глубоко понимает сложность и трудность процессов познания, достижения истины. Демокрит склоняется к выводу, что истинное знание дает разум человека, т.е. логическое рассуждение. Демокрит говорил, что счастье в душе.

Доминантную роль среди теоретических источников Эпикурова учения играет атомистическая система Демокрита. Но главный упор Эпикур, как почти все направления эллинистического и позднейшего, римского периода, делает на этику.

Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство – тяжесть. Он признает, что атомы движутся в пустоте. Еще более важной является, по его мнению, способность атомов самопроизвольно отклоняться при движении от прямой линии. Самоотклонение атомов – это тот минимум свободы в природе, без которой немыслимо не только объяснение случайных явлений, но и свободы действий людей. Разумное использование предоставленной человеку свободы заключается в достижении физического здоровья в соединении с возвышенно-спокойным состоянием души.

В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Душа это структура атомов, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает отрицание ее бессмертия.

В области теории познания Эпикур – сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в органы чувств. Т.о. предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств.

Исходя из своей этики, Эпикур рекомендует, чтобы мудрый человек избегал общественной деятельности. Замкнутость в частной жизни является типичным проявлением индивидуализма, к которому прибегали Ф.ы эллинистического периода, уходя от проблем современной им жизни.

Цель философии - обеспечить человеку безмятежность духа и свободу от страха перед смертью и явлениями природы.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...