Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика элленистической Ф.ии. Античный скептицизм и стоицизм



Эпоха эллинизма – эпоха крушения полисной социальности. Социальная структура – полис, город-государство был ограничен, замкнут. Главная задача состояла в том, чтобы обеспечить политическую самостоятельность этой замкнутости. Главная задача полиса – воспитание лучших граждан для государства, обеспечение духовных запросов личности. Путь духовной жизни – это путь поиска, отрицания традиций, путь обновления. Направленность на воспитание граждан – это не только основная направленность полиса. Обращенность к гражданину порождает новые типы обоснования, она позволила грекам создать систему обоснований – чем и была Ф.ия. Способность творить существует постольку, поскольку существует греческий полис. Античный полис разрушился. Теперь верховная власть принадлежала монарху. Начиная с Александра Македонского все полисы были объединены.

Наблюдается поиск путей духовного обновления. В эпоху эллинизма не создается ни одной принципиально новой системы, но крупные Ф.ы производят обоснование старых систем.

Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Перелом 4 и 3 вв. до н.э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов.

Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой Ф.ии. Усилия, направленные на познание объективного мира (Ф.ия Аристотеля), активное участие в политической жизни, которое проявилось у греческих Ф.ов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к Ф.скому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-Ф.ского синкретизма, христианской Ф.ии.

В этот период наиболее известными были следующие школы: эпикурейцы, скептики, стоики, неоплатоновцы.

Эпикур: «Проживи незаметно». На первый план выдвигается проблема личного счастья, тогда можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) – это естественное состояние человека, которое позволяет ему перенести удары судьбы. Эпикур предложил такой способ обоснования личного счастья: счастье – это удовольствие. У Эпикура мы встречаем новую систему обоснования человека – онтологическое обоснование свободы. Он считает, что никакая вера, никакая религия не даст человеку свободы. Не вера, а размышление – вот что освободит человека от предрассудков.

Скептицизм предлагает следующий выход – воздержание от суждений. Необходимо отказаться от убеждений в том, что человеку доступна истина. Никакое суждение не может быть истинным. Скептики используют аргументацию: от субъекта от объекта, от соотношения субъекта и объекта. Единственно что вытекает для человека – это запрет на суждения и достижение атараксии, невозмутимости.

Стоики предлагают иную позицию. Это Ф.ия долга Ф.ия судьбы. Видные ее представители – Сенека, император Марк Аврелий. Позиции этой Ф.ии противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непокорного тащит.

Неоплатонизм свидетельствовал о переходе к новой мировоззренческой эпохе. Он также опирался на предыдущую Ф.скую систему – Платона. Главный принцип неоплатонистической Ф.ии – принцип эманации (истечения), перехода от единого ко многому. Ступени этой эманации – единое-ум-душа. Единое истекает во множество, пронизывая его подобно тому, как луч света пронизывает темноту. Человеческая душа – частица космической души, и человек постигает Единое (или Бога) в экстатическом обращении к божественному Здесь налицо близость к христианству.

Итог эллинистических Ф.ских учений один – крушение культуры и Ф.ии, основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию человека с природой и космосом. Вместе с крушением обозримого античного полиса разрушается уверенность в гражданской этике, опирающейся на доводы разума и рациональное воспитание граждан, и делаются попытки найти общемировой сверхчеловеческий абсолют, который мог бы соединить воедино распадающуюся социальность и осуществить так и не реализовавшуюся до конца у греков идею приведения мира из беспорядка в порядок.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...