Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государственно-правовые взгляды М.А.Коркунова



Во 2ой половине XIX — начале XX в. в России интенсивно развивалась юридическая наука. При всем многообразии теоре­тико-правовых исследований явственно выделяются следующие направления: позитивистские теории права (в форме юридиче­ского и социологического позитивизма), школа возрожденного естественного права, психологическая теория права. Философия позитивизма, приобретшая в России огромную популярность и оказавшая влияние практически на все гумани­тарные науки, была также широко использована в качестве мето­дологической базы правоведами. В конце XIX в. рядом с юридическим позитивизмом возника­ет социологический позитивизм (С. А. Муромцев, М. М. Кова­левский). Представители данного направления, стремясь иссле­довать государство, право, политику в связи с другими соци­альными явлениями, как правило, отстаивали либеральные идеи. Во второй половине XIX в. в России (как и в Европе) бурно развивается психологическая мысль, оказывая воздействие на гу­манитарные науки. Образование научной среды, где ощущался явно повышенный интерес к психологии, обусловило тот факт, что психологические идеи присутствовали у большинства представителей позитивистских и естественно-правовых концепций. Существенный вклад в разработку психологических аспектов права внес Н. М. Коркунов.

Среди сторонников социологической интерпретации ПиГ на рубеже веков наиболее видными фигурами были С. А. Муромцев и М. М. Ковалевский. Оба они вели активную идейно-просветительскую работу в земском движении и в объе­динениях юристов. Уже на первом съезде русских юристов в Москве (1875) звучали требования проведения законодательных реформ. Последовательную агитацию за политические свободы вело Московское юридическое общество и его печатный орган «Юридический вестник». Председателем общества с 1880 по 1892 г. (вплоть до закрытия общества) постоянно избирался С. А. Му­ромцев. Редактором «Юридического вестника» был М. М. Кова­левский.

Сергей Андреевич Муромцев (1850—1910) родился в Петербур­ге в старинной дворянской семье. Учился он на юр. фа­культете Московского университета. Был лидером конституционно-демократической партии, председателем I Государственной думы. Он испытал значительное влияние концепции своего учителя Иеринга, однако создал собственное оригинальное учение о праве.

Муромцев внес заметный вклад не только в изучение римского права, но и в философию права, создав такие фундаментальные труды, как «Определение и основное разделение права», «Очерки общей теории гражданского права», где он выступил против превращения юриспруденции в формально-догматическую дисциплину.

Методологической основой творчества Муромцева был соци­ологической позитивизм. В отличие от представителей юридического позитивизма, он не ограничивался познанием догмы права, а стремился решить проблему возникновения и функционирования права («динами­ка» права) во взаимосвязи с другими многообразными соци­альными факторами, отношениями и т. п.

Исследуя право эмпирически, во взаимодействии с другими социальными явлениями, Муромцев исходит из господствовав­шей среди позитивистов теории множественности факторов, от­рицая в пику марксизму определяющую роль экономики по от­ношению к праву. Сама его теория — база для создания приклад­ной дисциплины — политики права, задача которой заключается в том, чтобы выработать «предложения об исправлении недо­статков существующего строя». Рассмотрение права Муромцев начинает не с нормы и статьи, а с лежащей в их основе простейшей социальной связи — общественного отношения. Господствующие в обществе отношения нуждаются в защите, которая может быть организованной и не­организованной. Организованная защита—это юридическая форма защиты, осуществляемая при помощи специальных (госу­дарственных) органов и заранее установленным способом. Тем самым общественные отношения включают два компонента: фактические отношения и юридические отношения защиты.

Вместе они составляют субъективное право, право в субъектив­ном смысле. Совокупность всех прав, существующих в опреде­ленное время в данном обществе, есть правовой порядок, или «право в собирательном смысле». Для Муромцева право — преж­де всего порядок общественных отношений, в основу понятия права положена не юридическая норма, а правоотношение. Нор­ма для него есть лишь «некоторый атрибут порядка» и «один из факторов образования правового порядка».

Фактический правопорядок в данной теории и есть реальное право, которому должны соответствовать юридические нормы. Если норма не соответствует праву как порядку общественных отношений, то она становится «мертвой». Когда же такое соот­ветствие существует, то норма становится «действующей». Фак­тический правопорядок — критерий действенности законода­тельства как совокупности юридических норм. Зная «действи­тельные фактические интересы», суд и администрация должны применять только те нормы, которые соответствуют этим инте­ресам. Если норма противоречит праву («справедливости»), то юристы должны уклоняться от ее применения или (как преторы в Древнем Риме) «искусственно интерпретировать» ее примени­тельно к новому содержанию. Отсюда, считал Муромцев, не за­конодателю, а суду и администрации предназначена роль дей­ствительных творцов правовых норм.

Николай Михайлович Коркунов, преподававший в Петербургском университете, Военно-юридической академии и других учебных заведениях теорию и энциклопедию права, государственное право российское и зарубежное. Основное его произведение: “Государственное право”.

Коркунов по-своему стремился раскрыть понятие права в связи с социальными интересами. Он отвергал определение права как “защищенного интереса”, утверждая, что охраняться может и отдельный интерес; право же предполагает не менее двух лиц с встречными интересами. Кроме того, поскольку охрана интересов включает контроль за выбором наилучшего способа его реализации, концепция Иеринга ведет к оправданию “безграничной правительственной опеки” над личностью. По мнению Коркунова, право не охраняет и не оценивает, а разграничивает интересы, не вмешиваясь в выбор наилучших средств осуществления каждого интереса. Следуя Дж. Остину, он утверждал, что право, в отличие от нравственности, не дает оценок интересов с точки зрения добра и зла; “нравственность дает оценку интересов, право – их разграничение”.

Учение Коркунова о праве сложилось под сильным влиянием социологических концепций, трактующих право как средство достижения согласованности интересов общества и личности. Определенное влияние на это учение оказали и модные в то время идеи социальной психологии. Коркунов рассматривал право как “взаимное психическое воздействие людей”, связывал общеобязательную силу закона с авторитетом велений органов власти, вызывающих “почти инстинктивное к себе повиновение”.

Он отвергал общепринятое понимание разделения властей как обособление законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность разделения властей, - “в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования”. В таком понимании разделение властей выглядит как (1) распределение отдельных функций между государственными органами, как (2) выполнение разных функций одним органом в разном порядке для разных категорий дел, как, наконец (3), различные комбинации таких сочетаний. Эти три формы могут образовывать всевозможные комбинации государственных органов.

Он неоднократно высказывался против ограничений избирательного права, поскольку “государство по самому существу своему призвано служить не отдельным классам, а быть организацией всего народа, как одного целого”. При ограниченном представительстве неизбежны противоречия между государством и теми слоями народа, которые не представлены в государственных органах, возникает опасность розни, недоверия между государством и обществом.

Коркунов стремился доказать необходимость и возможность проведения реформ сверху, силами самодержавной власти. Он писал, что сложившаяся в России правовая система не отвечала задачам прогрессивного развития страны. Фактически полное бесправие населения и произвол властей – вот на что обращал внимание Коркунов, исследуя состояние прав и свобод граждан в России в последней четверти XIX в. Выход из создавшегося положения он видел в улучшении законодательства, в установлении режима законности, привлечении граждан к политическим реформам. “И при широком развитии государственной деятельности индивидуальная инициатива не будет подавлена, если все население будет призвано к участию в политической жизни, если каждому будет открыт доступ к государственной деятельности”.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1896 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...