Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Политико-правовая теория И.А. Ильина



Иван Александрович Ильин (1883-1954), религиозный философ и политич. мыслитель, родился в дворянской семье. Поступил на юр. факультет Московского университета. С 1912г. начал преподавать в Москов­ском университете. В эти годы политические воззрения Ильина постепенно эволюционировали от увлечения идеями социал-демократии к монархической позиции.

Октябрьскую революцию 1917 г. Ильин встретил враждебно и навсегда остался идейным врагом советской власти. Подверг­шись неоднократным арестам за участие в организации белого движения, он в результате был выслан из России 26 сентября 1922 г. на знаменитом пароходе «Обер-бургомистр Хакен» в Гер­манию вместе с другими русскими учеными, философами и ли­тераторами. Проживая в Берлине, Ильин (по матери он имел не­мецкие корни) участвовал в политической жизни русской эмиг­рации, был профессором и деканом Русского научного института. В 1934 г. за отказ вести занятия в соответствии с про­граммными установками национал-социалистов Ильину было запрещено заниматься преподавательской деятельностью, а его печатные труды были арестованы гестапо. С большими трудно­стями ему удалось в 1938 г. перебраться в Швейцарию, где он до конца жизни занимался в основном научной работой, а также писал публицистические статьи на политические темы.

Им написано свыше 40 книг и брошюр, несколько 100 статей, более 100 лекций и большое количество писем. Среди наиболее значимых его сочинений — «Общее учение о праве и г-ве», «О сущности правосознания», «О монархии и республике» (труд писался свыше 40 лет и остался незавершенным).

В основе концепции Ильина лежит православное вероучение и идеалистическое понимание человека, ГиП. Как полагает Ильин, подлинным фундаментом социальных институтов (прежде всего ГиП), культуры в целом является человеческий дух, объединяющий в себе искусство, науку, философию, нравственность, право, религию. Последнему элементу Ильин отводит ведущую роль, так как, по его мнению, религиозное чувство, соединяя личность с Богом, наполняет человеческий дух содержанием и смыслом. Религиозное сознание, по Ильину, конституирует правосознание и правопорядок: христианская этика ведет к утверждению самоценности личности, патриотизма, солидарности, взаимного уважения и доверия, т. е. тех принципов, на к-ых должна строиться зрелая государственность. Современное человечество, с точки зрения Ильина, «отпав от Бога», оказалось в глубоком кризисе (мировые войны, антимонархизм, большевизм, фашизм). Выход из него возможен лишь на пути возвращения к религиозным истокам, что должно повлечь за собой, по его мнению, политическое обновление.

Власть – сила воли, которая измеряется не только интенсивностью, а активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетом. Назначение власти – создавать в душах людей завершённости, импульсивности, исполнительности. Гос. власть должна осуществляться только на основе правомочия, она должна быть единой, должна осуществляться лучшими людьми, политические программы могут включать только такие сферы, которые преследуют классовые и сверхклассовые интересы. Современное государство должно быть правовым, и в отличие от тоталитарного, основываться на признании человека как личности. Правовое г-во покоится на лояльности, тоталитарное – на террористическом внушении. Право там, где на высоте проживает живое правосознание людей, которое даётся христианством.

“Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства,- политически недееспособен; народ, не движимый им,- обречен на тяжкие исторические унижения. Эти же свойства необходимы и государству, и отдельным его формированиям, например армии”. Определенную роль в воспитании чувства достоинства выполняет частная собственность. «Человеку необходимо вклады­вать свою жизнь в жизнь вещей — это неизбежно от природы и драгоценно в духовном отношении». Поэтому частная со­бственность есть естественное право человека, к-ое и должно защищаться законами, правопорядком и государственной властью. Важно не то, чтобы не было имущественного неравен­ства, а то, чтобы в стране не было хозяйственно беспочвенных, бесцельных, безработных, бесперспективных людей. Частная собственность дает чувство уверенности, доверия к людям, к вещам и земле; она научает творчески любить труд и землю, свой очаг и родину; она закрепляет оседлость, без которой невозможна культура, единит семью => «частная собствен­ность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать «мое» и «твое», приучая его к правовой взаимности и к уважению чувства полномочий, взращи­вая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности, верный подход к политической свободе-».

По мнению Ильина, правовое государство в отличие от тоталитарного — основывается всецело на признании человеческой лич­ности — духовной, свободной, правомочной, управляющей со­бою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосоз­нании. Тоталитарный режим, напротив, покоится на террорис­тическом внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме государственного устройства (демокра­тической, республиканской или авторитарной), сколько в объ­еме управления: этот объем становится всеохватывающим.

В качестве основных форм государства Ильин традиционно различает монархии (неограниченную и конституционную) и республики, к-ые могут быть демократическими, аристокра­тическими и олигархическими. Выделяя юридические признаки монархии (верховная государственная власть передается по наследству, монарх осуществляет свою власть пожизненно и не не­сет ответственности за свои действия) и республики (верховная государственная власть избирается на определенный срок, ее но­сители формально ответственны за свои действия), он считает их недостаточными для четкого разграничения этих форм. Поэтому Ильин считает необходимым перевести анализ форм государства из формально-юридической плоскости в сферу религии, нрав­ственности и психологии, что фактически означало исследование не столько юридической конструкции форм правления, сколько монархического и республиканского типов правосознания.

Монарх представляет собой священную особу, связанную с Богом, что является источником его «чрезвычайных.обязанностей и чрезвычайной ответственности». Монархист, по Ильину, не склонен к «скорому и легкому нова­торству», он неохотно решается на радикальные реформы и бе­рется за них только тогда, когда они. назрели. Важной чертой монархического правосознания Ильин счита­ет потребность персонификации власти, государства, народа, ро­дины в конкретной личности — монархе, к-ый становится духовным центром, «живым тождеством, преодолевающим раз­дельность и личностно воплощающим искомое единство нации». В условиях монархии Ильину представляется естествен­ным собирание в единый центр всех людских, материальных и иных ресурсов страны, аккумуляции национальной энергии в «духовной, волевой и политической мощи Государя». Отличительным признаком монархии является «культ ранга», под которым Ильин понимает построение государства и обще­ственных отношений в целом на основе иерархии человеческих достоинств. В монархии господствует авторитет лучших. На выс­шей ступени такой этико-политической организации стоит мо­нарх, обладающий превосходными во всех отношениях качества­ми. Важнейшие свойства подданного — достоинство и честь, к-ые состоят, по Ильину, в добровольном подчинении свободно признанному правовому авторитету. К важнейшим элементам монар­хического сознания Ильин относит доверие и любовь к монарху, верность ему, а также начала дисциплины и субординации.Основную практическую трудность и опасность для монархии Ильин усматривает в проблеме установления пределов верности и повиновения подданных. В конечном счете он выступает за то, чтобы сам человек как религиозная, моральная, свободная и пра­вовая личность самостоятельно решал данный вопрос с позиций естественного права.

Республиканское правосознание, согласно Ильину, по всем основным позициям противоположно монархическому. Государство, политика и право считаются делом рук человече­ских, а не Божьего провидения. Гос. власть, понима­емая как воля народа, имеет безличный характер и растворяется в коллективе, а само государство представляет собой некий конг­ломерат, механическое соединение лиц («уравнительное всесмешение»). Психология республиканца предполагает культ незави­симости, личного успеха, карьеры, отвержение авторитетов и критическое восприятие власти. Соответственно одним из ос­новных принципов организации республики является недоверие к власти, необходимость установления контроля над ней и гаран­тий против возможных деспотических поползновений со сторо­ны главы государства. Формальный демократический механизм, использующийся в республике, направлен, по Ильину, на избра­ние «несамостоятельных, угодливых и уклончивых нырял», ни­кому не угрожающих своим

С позиций монархического правосознания Ильин рассматривает историю и государственность России. Он делает вывод, что в России может быть либо единовластие (в виде монархии или тирании), либо хаос. Российская монархия, вы­росшая из коренных потребностей русской -души, гармонично сочетала в себе авторитаризм и самоуправление, являла собой пример взаимной верности, уважения и любви царя и народа. В основе такого единства лежала способность русского человека воспринимать государство не формально-юридически, а религи­озно и нравственно, как живое органическое целое.

В своих сочинениях Ильин постоянно подчеркивает ценность права, правовых начал в жизни обще­ства и государства, призывая бороться за право и правовое госу­дарство. Однако эта либеральная терминология не должна вво­дить в заблуждение. Для Локка, Монтескье, Констана и Милля право и правовое государство представляют собой ценность прежде всего как формально-юридический механизм, призван­ный защищать личность. Великой заслугой классиков либера­лизма было то, что они показали огромную практическую зна­чимость перехода от естественной свободы к свободе социали­зированной.

Ильин в значительной степени отступает от классического либерального правопонимания, наполняя понятие права не столько формальным, сколько религиозным, нравственным и психологическим содержанием. Нетрудно заметить, что в дан­ном случае он развивает традиции русской средневековой мысли и славянофильской идеологии, стремящихся отождествить право и правду, соединить право с религией и моралью, заме­нить конкретный формально-юридический механизм абстрактными идеалами всеобщей любви, соборности и т. п. Ильин явно пренебрегает формальной стороной права и политико-юриди­ческими гарантиями в организации государства, отдавая пред­почтение моральным и религиозным регуляторам. В частности, этим объясняется его скептическое отношение к конституционной монархии, содержащей формальные гарантии соблюдений права. Именно поэтому в правовом государстве Ильина основ­ной упор делается не на право, а на мудрость и религиозность авторитарного монарха (наподобие правитель-философа у Платона). В своем стремлении подменить право моралью и религи­ей (что таит в себе тенденцию правового нигилизма, так свойственную отечественному правосознанию) Ильин делает шаг назад по сравнению с классическим либерализмом. Утопия Ильина, соприкоснувшись в жизнью, способна перерасти в то­талитаризм.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3029 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...