Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Политико-правовые идеи в период Великой Французской революции



Доктрины консерватизма во Франции возникли как реакция феодальной аристократии на события Великой французской ре­волюции и ее идеологию.

Они зарождаются в условиях сложной, неоднократно меняв­шейся социально-политической ситуации 1789—1830 гг. и прохо­дят в своем развитии два этапа, соответствующие двум историчес­ким периодам: 1) периоду буржуазной революции и империи (до 1814г.) и 2) периоду Реставрации Бурбонов (1814—1830), когда благодаря разгрому Наполеона коалицией европейских монар­хий, решениям Венского конгресса и созданию Священного со­юза, видевшего свою цель в укреплении и возрождении старых порядков, дворянство опять выдвигается на первое место в поли­тической жизни страны, а консерватизм начинает претендовать на роль ведущего (официального) политического направления.

Превращение консервативной платформы в относительно стройную систему взглядов связано с творчеством двух писате­лей, выступивших в разгар Великой французской революции: Жозефа де Местра и Луи де Бональда.

Консерватизм в некотором смысле представлял собой нечто большее, чем просто защиту интересов дворянства. «Консервативное» всегда включает в себя утвердившийся и общепринятый в государстве набор ценностей, детерминирующих поведение и образ мыслей тех или иных категорий населения, а также формы приспособления к традиционным социальным нормам и инсти­тутам. Большое значение имело и то, что консерватизм развивался на религиозной базе.

Ключевое положение консерватизма — принцип авторитета. Авторитет предшествует разуму, который не в состоянии быть руководством для людей, так как очень немногие могут здраво рассуждать и никто не может здраво судить обо всем. Источни­ком авторитета, как и суверенитета, является Бог, поэтому авто­ритет в консервативном истолковании неотделим от верховной суверенной власти.

Существует довольно тесная взаимосвязь между консерватиз­мом и органической теорией государства. Идеальное го­сударство у консерваторов — это организм, в котором ни один член не существует сам для себя, но каждый живет для всех дру­гих и служит не себе, а всем остальным, благодаря чему сохраня­ется здоровье и крепость как всего тела, так и отдельных его чле­нов. В свою очередь, нездоровье какого-то одного элемента опасно для политического организма в целом.

Важным элементом консервативного мировоззрения является исторический пессимизм. Многие мыслители, начиная с антич­ности, видели золотой век в прошлом, с презрением взирали на настоящее и без всякой надежды на будущее. Исторический пес­симизм зачинателей консерватизма имел конкретное содержа­ние. Он был проникнут тоской по феодализму, рушившемуся под напором истории, и нетерпимостью к новшествам буржуазии и ее идеалам.

Жозеф де Местр (1753—1821) происходил из графского рода. Де Местр начал писать поздно, в возрасте около 40 лет. Пер­вым политическим памфлетом были «Письма савойского рояли­ста своим соотечественникам», где он впервые высказывает свои взгляды на характер Французской революции. Известность ему принесла книга, ставшая настольной для эмиграции, «Размышле­ния о Франции». (+ «Рассуждение о суверенитете» - одно из самых интересных произведений де Местра в области политической философии; «О па­пе»; «Санкт-Пе­тербургские вечера»).

Он видел смысл революции не в ней самой, а за ее пределами: «Политическая ре­волюция является лишь второстепенным мотивом великого пла­на, который развертывается перед нами с грозным величием».

В период революции воля Бога обнаруживается особенно ярко. Здесь воля человеческая превращается в ничто; события носят роковой характер, и люди, стоящие у руля государства, яв­ляются не более как слепыми орудиями, которые сами не знают, что они делают. Революция — это прежде всего «кара за век преступлений и безумств», за отклонение от божественно-исторической миссии Франции, призванной быть защитницей истинных начал духов­ной жизни, центром европейского христианства. По де Местру, нет одной идеальной формы правления, «госу­дарства разума», о чем мечтали просветители. Есть множество ес­тественных форм правления, соответствующих обычаям и харак­теру того или иного народа. Де Местр считал лучшей формой государства для Франции мо­нархию. Этой форме соответствует верховная власть церкви, со­средоточенная в лице папы римского. Порядок в идеальном государстве де Местра реализуется че­рез политическую иерархию, возникающую спонтанно, органи­чески. Каждый народ обладает коллективным разумом^но это не то, что провозглашает большинство. Индивидуальный разум должен подчинить себя народному, коллективному. В противном случае он уничтожает социальные связи, разрушает государство, порождая классовый, корпоратив­ный и личный эгоизм. Таков вывод де Местра.

Луи Габриель Амбруаз де Бональд (1754—1840) также развивал традиционалистскую концепцию государства и права, однако ар­гументы его были несколько иными, чем-у де Местра. Его главное сочинение «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе» (1796). Цель труда— доказать, что существует единственная подлинная конституция — королев­ская, что истинное гражданское общество может быть основано на союзе трона и алтаря. В 1802 г. он пишет другое крупное политическое произведение – «Первоначальное законодательство, рассмотренное исключительно в свете разума».

Революцию де Бональд осуждает, видит ее лишенной всякого смысла. Свой идеал государства де Бональд строит на иных основаниях, созда­вая тем самым ещё один вариант консервативной утопии.

Ее основным постулатом является утверждение, что человек не властен дать устройство государству. Государство, семью установил сначала Бог, его авторитет, а затем его предание. Они-то и являются творческой силой в мире.

До возникновения государства люди пребывали в естествен­ном состоянии. Человек здесь фактически это еще животное, лишенное разума. Он одинок и не знает обще­ственной жизни. Но Бог опекает людей, постепенно их наставля­ет, обучает, общаясь с ними непосредственно.

Развитие и судьбы государства также, связываются с Богом, так как творение продолжается непрерывно. Бог, пользуясь со­зданным им государством, продолжает совершенствовать чело­века как существо мыслящее, говорящее, любящее, обществен­ное. Мы слиты с государством, представляющим Божью мысль.

Бональд считал, что он нашел «природу вещей» всей Вселенной. Она заключается в троичной системе мира. Все идет троицами: и Бог, и мир, и государство, и семья, и человек. На что ни взглянешь в мире — всюду встречаешь причину, орудие, следствие и ничего другого, кроме этого. Мир есть система троиц. Что такое семья? Причина — мужчина, орудие — женщина, следствие — дети. Что такое государство? Причина — государь, орудие действия — патрициат, следствие — сохранение и воспроизведение народа. Конкретизацию этих понятий в политике' де Бональд проводит через термины: власть, слуга, подданный => государство должно быть монархическим, в противном случае оно является противоесте­ственным.

Возбудить в людях страх перед возмутительными попытками нарушить мировой порядок, убедить их в том, что, разрушая мо­нархию в результате революций, они покушаются на «природу вещей», — такова цель де Бональда.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1826 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...