![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
В XI–XIII вв. в Западной Европе происходил быстрый рост производительных сил. Он значительно интенсифицировал общение и оживил торговлю, обусловил активное развитие городов и ремесел в них, ускорил формирование внутреннего рынка в странах региона. Закономерно стала складываться общественная группа, которую образовала по преимуществу зажиточная верхушка бюргерства: купцы и банкиры, предприниматели, владельцы мастерских, руководители цеховых корпораций, состоятельные ремесленники и проч. Эта общественная группа весьма нуждалась в устранении всякого рода междуусобиц, подрывавших элементарный порядок в государстве, в твердом централизованном управлении, могущем гарантировать от прихотей и своеволия различных феодалов. Удовлетворение таких нужд она связывала с королевской властью и потому начала тяготеть к ней, поддерживать ее. Одно из наиболее разработанных политико-юридических обоснований этой ориентации бюргерства дал Марсилий Падуанский (ок. 1275–ок.1343).
В своем пространном сочинении «Защитник мира» (1324– 1326 гг.) Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти.
Эта власть и представляющее ее государство возникли, как считал Марсилий Падуанский, в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Поначалу семьи во имя общего блага и с общего согласия соединяются в роды, роды – в племена. Затем таким же путем и во имя той же цели консолидируются города; завершающая стадия – появление государства, базирующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и преследующего их общее благо.
Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый (по тем временам) тезис о том, что настоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как власть светская, так и духовная. Только он один – носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под народом Марсилий Падуанский разумел отнюдь не все население государства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть. Марсилий Падуанский делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая (военные, священники, чиновники) служит общему благу; низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботится о своих частных интересах.
Государственная власть действует прежде всего посредством издания законов. Они суть веления, подкрепляемые угрозой реального наказания или обещанием реальной награды. Этим законы государства отличаются от законов божеских. Право издавать юридические законы имеет народ. (законодательствовать должны наиболее заслуживающие выполнять подобную миссию люди, выбираемые народом). Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц.
Он одним из первых стал проводить четкое различие между законодательной и исполнительной властями государства. Притом он писал, что власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Последняя вообще действует благодаря тому авторитету, которым ее наделяет законодатель, и призвана строго держаться рамок закона, должна осуществлять волю законодателя – народа.
Духовная власть должна быть отделена от вмешательства светской власти и наоборот. Из этого проистекает деление законов на 2 части, разработанное Марсилием Падуанским. Он выделял божественный закон, указывающий пути достижения вечного общего блага, и здесь авторитетом является духовная власть (церковь); и человеческий закон, который должен отражать божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, и здесь авторитетом является светская власть (государство). Грешников (нарушителей божественного закона) наказывает Бог, а преступников (нарушителей человеческого закона) наказывает государство.
Марсилий Падуанский, в отличие от Фомы Аквинского, отрицает правомерность инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять (и делать это должно государство, а не церковь). Марсилий Падуанский подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие – не закон, а религиозное поучение.
Обобщая опыт функционирования политических институтов, существовавших во многих современных ему итальянских республиках, Марсилий Падуанский важное место отводил выборности как принципу конституирования учреждений и подбора должностных лиц государства всех рангов. Даже в условиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственным устройством, должен был действовать этот принцип. Избираемый монарх, полагал Марсилий Падуанский, как правило, наиболее подходящий правитель, а потому избирательная монархия гораздо предпочтительнее монархии наследственной.
В истории политико-правовых учений Марсилий Падуанский – яркое явление. Его мысли о народе-суверене, о соотношении законодательной и исполнительной властей, об обязательности закона для всех лиц в государстве (в том числе и для правителей) и т.п. благотворно повлияли на формирование в эпоху Возрождения и в новое время представлений о демократическом политическом строе общества.
В XIV—XV вв., когда развитие товарно-денежных отношений ускорило разложение феодализма и на этой основе обострились социальные противоречия, происходит новый подъем религиозного диссидентства. Усилившаяся социально-классовая дифференциация привела к тому, что в еретических движениях выявились два течения: бюргерское и плебейское. Первая отразила общественно-политические интересы зажиточных слоев горожан и примыкавших к ним социальных групп. Бюргерская ересь тесно соприкасалась с бюргерскими же концепциями государства, в которых теоретически осмысливалась назревшая потребность образования единой национальной государственности. Политический лейтмотив этой ереси – требование «дешевой церкви», означавшее установку на упразднение сословия священников, ликвидацию их привилегий и богатств, возврат к простому строю раннехристианской церкви.
Бюргерская ересь, выражавшая интересы горожан и части низшего дворянства, была направлена главным образом против католической церкви и духовенства, на богатства и политическое положение которых она нападала. Эта ересь требовала восстановления простого строя раннехристианской церкви, упразднения монахов, прелатов, римской курии. Крестьянско-плебейская ересь выступала за всеобщее равенство людей, за упразднение феодальных привилегий и сословного строя.
Одним из первых представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступавший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела государства. Уиклиф осуждал церковную иерархию и церковное богатство, утверждая, что они противоречат писанию. Дж. Уиклиф настаивал на независимости английской церкви от римской курии, оспаривал принцип непогрешимости пап и возражал против вмешательства церковных кругов в дела государства. Вместе с тем он отклонял уравнительные лозунги крестьянско-плебейских идеологов, полагая наличную частную собственность и деление общества на сословия идущими от бога. Одновременно с учением Уиклифа в Англии возникло движение лоллардов, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Их учение играло видную роль при подготовке крупнейшего крестьянского восстания Уота Тайлера (1381 г.), одним из вождей которого был проповедник Джон Болл. Ссылаясь на писание, лолларды осуждали сословное неравенство. «Откуда же взялись их права, – говорил Джон Болл о дворянах, – если они не были плодом узурпации? Ведь в те времена, когда Адам копал землю, а Ева пряла, не было и речи о дворянах». Учение лоллардов, представлявшее собой крестьянско-плебейскую ересь, было направлено против феодального строя в целом.
Ян Гус был последователем Дж. Уиклифа. Неортодоксальное содержание проповедей Я. Гуса совпадало с мотивами национально-освободительной борьбы широких масс Чехии против немецких феодалов. Однако в основном идейные платформы Дж. Уиклифа и Я. Гуса мало отличались друг от друга.
Вскоре после подавления движения лоллардов началась Реформация в Чехии. Начало Реформации было положено выступлением Яна Гуса против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств. После вероломной казни Гуса (1415 г.) развернулась национально-чешская крестьянская война против немецкого дворянства и верховной власти германского императора. В гуситском движении вскоре определились два течения – чашники и табориты.
Программа чашников сводилась к ликвидации привилегий духовенства, лишению церкви светской власти, секуляризации (передаче светской власти) церковных богатств и признанию самостоятельности чешской церкви.
Значительно радикальнее были требования таборитов. Они стремились к уничтожению королевской власти. Идеалом таборитов была демократическая республика. Они отрицали всякую иерархию как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причем у них строго различались общины военные (их обязанность заниматься военным делом) и семейные (ремесла, сельское хозяйство, доставление всего необходимого для войны). Они стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента. Низший класс чешского народа – крестьяне мелкие мещане, составившие главный контингент таборитов, - были пропитаны ненавистью к католическому духовенству. Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Таборитам были ненавистны покровители искусства – духовенство, бароны, богатые горожане, - да и само искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь, пышность при богослужении. Они разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т.п.
Период Возрождения. Родился во Флоренции в семье юриста (1469—1527). Был секретарем Совета десяти. Пост скромный, но позволял быть в курсе всех политических событий.
Время бурное и трагичное для Италии. Она подвергалась нападениям французов, испанцев, швейцарцев и немцев, раздробленность делала страну беззащитной. В 1512 г. республика пала, восстановлена тирания Медичи. В связи с этим Макиавелли создает «Государь» (1513-1514г.г.) и передает его Лоренцо Медичи (цель – объединить Италию).
+ «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «История Флоренции», «О военном иск-ве».
Первым в новое время Макиавелли посмотрел на государство «человеческими глазами», и это принесло ему, вслед за Аристотелем, славу одного из основателей политической науки.
Первым в Европе стал употреблять термин «государство» в современном его понятии.
Впервые употребил слово «республика» в его современном значении формы гос-ва, противоположной монархии. До Макиавелли – употреблялось как синоним полиса или гос-ва.
Первый разделил мораль, политику и право. Отказался от того, что мораль и политика д.б. слиты (когда политика становится моральна – это этика).
Решение в «Государе» вопроса о соотношении политики и морали получило название макиавеллизм. Макиавелли стал символом имморализма, безразличия к добру и злу. Его наиболее лаконичное выражение дается формулой «цель оправдывает средства».
Макиавелли дает государю право на нарушение моральных заповедей: государь должен, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, при этом стараясь доказать, что его поведение безупречно и добродетельно.
Лучше быть скупым, чем щедрым, - щедрый обирает многих, чтобы одарить немногих, скупым же недовольны немногие, а народ не обременен излишними поборами.Лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают отдельные лица, милосердие же ведет к беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от которых страдает все население.
Главный ресурс власти, которым пользуется правитель – любовь или страх. Лучше внушать страх, чем любовь, - любят государей по собственному усмотрению, боятся - по усмотрению государей, мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него.
Определил критерии политики: главный критерий – успех. Успешна та политика, к-ая достигла своей цели, а если она успешна, значит и моральна.
Политическая составляющая:
- не сторонник монархии – ведет к неравенству, рабству, распущенности и упадку.
- республиканец – народ во всех делах судит лучше, чем государь, республика обеспечивает стабильность, свободу, гражданское равенство, а следовательно, и величие гос-ва, в ней можно «безбоязненно пользоваться своей соб-тью, не опасаясь за честь жен и дочерей и свою личную безопасность» [в «Рассуждениях»].
- нет универсальной формы правления, лучшей во всех условиях. Внешние условия определяют форму правления и политический режим. Некоторым гос-вам необходим диктаторский режим для сохранения гос-ва (Россия в период ВОВ). Республика лучше монархии, за искл: когда надо ввести новые порядки, законы и институты, т.е. преобразовать общество. В стране, раздираемой распрями между аристократией и народом, различными партиями, «трудно или даже невозможно сохранить или создать республику», «развращенному народу, необходимо единовластие».
- скептически относится к идее божественного предопределения, судьбы и верит в возможности человека. «Судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам».
- государство происходит по воле, желанию и интересам людей, а не по Божьему хотению.
- человек скорее простит смерть отца, чем потерю своего имущества. Нельзя нарушать интересы общества и определенного индивида. Главный интерес народа – соб-ть. Все остальное народ простит.
Религия для Макиавелли — политический факт, который нужно учитывать, анализировать и использовать. «Религия и Бог были изобретены мудрыми людьми для того, чтобы убедить народ в полезности установленного строя. Важно, как ее используют: для воспитания рабской покорности или высоких гражданских качеств».
Критикует христианство за проповедь оторванности от мирских интересов, призывы к терпению и покорности. Католическая церковь, по eгo мнению, «обессилила мир и предала его в жертву мерзавцам».
Языческая религия древних римлян воспитывала духовное величие, телесную силу и любовь к свободе.
Отметил влияние социальной структуры и социальных противоречий на политику и формы гос-ва. Формы гос-ва, их эволюция и смена определяются борьбой народа и аристократии. Массы не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать стремится властвовать и порабощать народ.
Основой же власти во всех гос-вах служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы.
Позитивное право – есть отражение политики. Категория «законность» рассм-ся через связь с политикой.
Законность – те действия, к-ые способствуют …
Позитивное право – формализованный гос. властью предел, т.е. граница самоограничения гос.власти.
Право – это предел воли гос-ва, но следует учитывать, что этот предел уст-ет само гос-во.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2162 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!