Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Св. Иоанн Кассиан Римлянин: жизнь, сочинения, значение для западного монашества, систематизация сведений о монашеской жизни, взгляд на вопрос о благодати



Иоанн Кассиан Римлянин (ИКР) род. ок. 350 г. в Марселе, Галльской области. В богат. семье, хорошо образован (латин. и греч. языки), В юности Кассиан в Палестине, в Вифлеемском монастыре принял монашество. После 2-х лет подвига он (~390 г.), отправился с другом - аввой Германом в монастыри Египта, вернулись в Вифлеем через 7 лет. Снова отправились к увлекшим их духовной мудростью и святой жизнью аввам Фиваиды и Скитской пустыни, еще на 3 года. В 400 г. друзья отправились в Конст-поль, с целью увидеть свт. Иоанна Златоуста. Свт. рукополож. Кассиана в диаконы, а Германа, как старшего, в пресвитера. Когда враги свт. Иоанна Златоуста подняли на него гонение, Кассиан и Герман с делегацией, направлены в Рим, к папе Иннокентию, с ходатайством о защите изгнанника. Миссия не увенчалась успехом. Опала обрушилась и на всех друзей святителя. Поэтому Кассиан вернулся в родные края - Марсель, в область папы, где был посвящен в пресвитера и где завершил свои земные дни в 435 г. Под г. Массилии ИКР основал два 1-х монастыря - мужской и женский - по правилам палестинским и египетским. Став 1-м основателям монашества в Галлии. Вероятно, за устройство этих монастырей, за введенные в них порядки, послужившие потом образцом дисциплины в прочих западных монастырях, преподобный Кассиан удостоен почетного звания аббата, прилагаемого лишь к достойнейшим - совершеннейшим мужам. Творения. На латыни. Аскетические – «О постановлении киновий», 12 книг, содержит в себе аскетические положения, дисциплинарные и богослужебн. правила; «Собеседования египетских подвижников» - отчасти явл-ся полемическим (в нем ИКР рассматривает вопрос «свободной воли» в связи с полемикой Пелагия и Августина). Полемические – «Против Нестория», или «О воплощении Христи», наприсанная по поручению папы Целестина и по настоятельной просьбе св. Льва Великого – тогда архидиакона. В работе собраны многие суждения восточных и западн. отцов для опровержения Нестория. Учение. Как один из учредителей монаш-ких уставов на западе ИКР говорит о монашеском одеянии и монастырск. чине богослужения. Высшая цель монаха – непрестанная молитва и спокойствие ума. Стремится к отвержению себя и земных вещей, избегая мирских забот, заботится о чистоте сердца. По обету послушания монах не критикует поступки и указы старших, и кротость его украшение. Для успешной борьбы со страстями, младшим должно открывать помыслы опытнейшим. Недолжно монаху домогаться учительства и начальства. Обет нестяжания против собственничества. Важно для аскетики и учение ИКР о 8-ми главных страстях и борьбе с ними. По ИКР страсти естественные – коренящиеся в естестве чел-ка, неестественные – не коренящиеся в естестве. Хотя страсти имеют разное происхождение и действия, но соединены между собой родством – изобилие предыдущей явл. началом последующей. Значит и борьба ведется сначала с предшествующей, а потом с последующей. Есть 4-е основные типа молитвы: молитва (прозьба милости за свои грехи), моление (обещание), прошение (за других или за весь мир), благодарение (от благодати и благодеяний Божиих). Высшая же молитва – пламенная и неизреченная. Ум озаренный небесным светом произносит ее от избытка чувства произвольно изливает из себя. Вопрос о благодати ИКР раскрыв в «Собеседованиях египетских подвижников» (гл. 13), ведя скрытую (без ссылок) полемику с Пелагием и бл. Августином. Пелагий преувелич. значение чел-ских усилий в деле спасения, а бл. Августин недооценивал значение этих усилий. В ответ ИКР высказал православное учение о необходимости синергии (соработничества) благодати Божией и человеческих усилий в деле спасения чел-ка. В учении о синергии ИКР опирался на учение древн. восточных и западных отцов (преп. Макария Великого). Преподобный Кассиан стал крепким связующим звеном христиан Запада и Востока. Духовное богатство Востока он переносил в сокровищницы Запада, представляя и там полнейший опыт аскетики, монашеских идеалов, выработанных и утвержденных подвижниками Египта и Палестины. В своем личном богословии он соединил спекулятивно-теоретическое воззрение Востока с реально-практическим направлением Запада.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 355 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...