Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прп. Антоний Великий. Приписываемые ему творения. Образ Антония в Vita Antonii свт. Афанасия Великого



Преподобн. Антоний Великой (А.В.) род. ок. 251 г. в деревне Кома, средн. Египет, север Фиваиды, в семье благочестив. египетск. христиан. Когда пришло время учиться грамоте, Антоний отказался. Сторонился сверстников, нелюдим. Время проводил в храме, дома или на природе в тихом созерцании. Его «учителями» стали Свящ. Писание, природа и наставники аскезы. Св. Писание выучил со слуха. В это время в Египте уже были уедин. аскеты и аскетич. общины (на окраинах селений). По смерти родителей (в 19 лет) Антоний раздал наследство, устроил сестру в общину девственниц, а сам занялся аскезой, поселивш. на окраине в шалаше. Для духовн. рук-ва А.В. ходит в соседн. село к старцу-аскету, разыскивал и других подвижников. Вскоре А.В. оставил старца, уединился вглубь Фиваидской пустыни и жил сначала в гробовой пещере вдали родного селения (15 лет), а потом, взяв только 6-месячный запас хлеба, поселился в развалинах воинского укрепления в Писпире (берег Нила). Здесь он пробыл около 20 лет в уединении, только изредка поддаваясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз искушаем дьяволом, наложил на себя ещё более трудные обеты, даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ни чем не прерывать своих великих трудов и постничества. По преданию, когда Антоний уже не выдерживал духовных страданий, ему явился Иисус Христос, избавивший от страданий и сообщивший, что Он был рядом все время. В конце концов А.В. восторжествовал над дьяволом, его слава распространилась повсюду (чему способствовали чудеса), у него появились многочисленные ученики и последователи. После 305 г. А.В. прерывает уединение, для организ. монашеск. жизни отшельников, которые селились рядом и подражали ему. В гонения имп. Максимина (311 г.) А.В. посетил Александрию, одобрял христиан и появлялся в наиболее опасных местах. По конце гонений в 313 г. А.В. ушёл далее — на берег Красн. моря, в монастырь у залива Акабы в Писпирских горах. Возделывал собств. поле. Иногда посещал лиц, начавших подвизаться в Фиваде под его руководством. Прожив уединённо ок. 70 лет, А.В. встретил св. Павла Фивейского, проживш. в пустыне ок. 90 лет и сообщившим ему о конце гонений на христиан в Римск. империи и о появил. ересь арианства. Ок. 350 г. по приглаш. Афанасия Великого, А.В. оставил уединение и пришёл в Александрию, для участ. в споре против ариан (т.к. ариане брехали о согласии А.В. с ними). Его появление оказывало могучее воздействие на толпу. Массы ждали от него вразумления и чудес. Возвратясь в пустыню, на 105 г. жизни, скончался. Труды. Источниками сведений об А.В. явл. сообщения церковн. историков Сократа, Созомена, Руфина, бл. Иеронима и других, но главным явл-ся древнейш. греческое агиографическ. произведение «Жизнь Антония» («Vita Antonii»), написанное ок. 365 г. отцом Ц-ви, IV в., свтт. Афанасием Александрийским. Это творение свтт. Афанасия одно из лучших его писаний, шедевр аскетич. и житийной лит-ры. Некот. источники сообщают о письмах прп. Антония монахам и др. лицам. блж. Иероним, большой знаток христ-кой лит-ры, в книге «О знаменитых мужах» говорил, что прп. Антоний написал разным монастырям в Египте семь посланий апостольского характера. Писаны на египетск. языке, а также он написал «Слова», которые переведены на греческ. язык. Особенно замечательно «Послание к арсенаитам». Греческ. рукописная традиция приписывает А.В. и другие творения, подлинность котор. сомнительны современной науке - «Послание Амону», «Послание монахам», «О доброй нравственности и о святой жизни». В арабском переводе есть корпус творений А.В.: «20 слов своим чадам монахам», «20 Посланий», «Правила и наставления», «Поучения», «Беседа о покаянии». В латинском переводе этот арабский корпус помещен в 40-м томе греческой Патрологии Миня. Учение. Для А.В. хар-но, что он не давал ученикам внешних правил иноческ. жизни, и потому, преп. Пахомий - первоначальник монашеского общежития, получил устав общежития не от отца монашествующих, а непосредственно от Ангела. Преп. А.В. заботился о научении своих учеников не букве, а духу аскетической жизни. Показат-но, когда братия стала просить А.В. устава для жизни, он предложил духовно-аскетическое поучение, на которое похож устав отца скитского житья на Руси, преп. Нила Сорского. Согласно преп. А.В., для совершенства необходимо иметь опытнаго руководителя. По А.В. желающий вступить на путь совершенства прежде всего долженъ отречься от мира. Вступивший на путь мироотречной жизни должен проявлять постоянство. Преп. А.В. наставлял монашествующих в делании трезвения. Он учил - каждый должен ежедневно давать себе отчет в дневных и ночных поступках. И если согрешилъ, то перестать грешить, а если не согрешилъ, то не хвалиться тем, но пребывать в добре. Будучи преемником и продолжателем аскетической традиции непрестанной внутренней молитвы, преп. Антоний наряду с пением псалмов заповедует: "молись непрестанно". В стяжании добродетелей, по А.В., должна быть последовательность и определенность, чтобы не трудиться напрасно. Причина всех зол - гордость, против неё нужно, прежде всего, подвизаться. Во главе угла добродетельн. пути - смирение. Поучая усовершенствовавшихся подвижников, А.В. раскрывает им тайны богообщения и говорит о благодати Духа Святого как о Великом Огне. Он свидетельствует, что стяжание благодати Духа Святого явл-ся высшей целью жизни христианина. Чтобы стяжать эту благодать, необходимо принести прежде труды телесные в смирении сердца, непрестанно возделывать себя и предпочесть духовной аскезе всё остальное на земле.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 394 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...