Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Евагрий Понтийский: жизнь, творения, аскетика. Место Евагрия в восточно-христианской традиции



Авва Евагрий Понтийский род. ок. 345 г. в понийск. селении Ивора, современник и друг каппадокийцев: в дьякона рукоположен св. Григорием Назианз-н. Как и каппадокийцы, Евагрий увле­кался чтением и переводами Оригена, но в отличие остался дьяко­ном, и далее удалился в Египетскую пустыню, где поселился у монахов в месте «Скит». В пустыне Евагрий начал писат-кую деятельность. 1-ый разработчик созерцательно-интеллектуаль­ного взгляда на монашескую жизнь. Тогда больш-во монахов неодобряли образование и гимны полагали мирским делом, а для молитвы польз. только «словом Божиим», т.е. псалмами. Евагрий - грек и в мировоззрении, фил-фом, наследник Платона и его школы. По исследованиям, был последовательным оригенистом. Евагрию нужно было объяснить своё призвание – пустыню, аске­зу, целомудрие – в категориях греческ. мысли. Естест-но, подошло платонич. учение - тело - темница души. Авва Евагрий в этом смысле верно следует Оригену. Путем духовн. усилия освободиться от тела - кратчайший путь к совершенству. Духовное усилие понимается как молитва. В учении Евагрия о мо­литве обнаруж. тонкий анализ чел-ских стра­стей и движений души. 5-м Всел. соборе (553 г.) Евагрий осужден как оригенист (христология). По Евагрию, Христос один из «разумных тварей», но в отли­чие от остальных не пал грехом. И в Воскресении восста­новится наше изначальное равенство Христу. Имп-рским указом сочинения Евагрия сожжены. Но его учение о созерцании и молитве было популярно у монахов, и часть его текстов сохранилась, под другими именами, и оказало огромное влияние на духовную жизнь христианского Востока. Труды: «Антиретикос» (из 8 книг в соответствии с восемью духами злобы; в то время еще не существовало учения о семи смертных грехах, этому позднее появившемуся учению древних отцов соответствовало учение о восьми духах злобы). В восьми книгах этого сочинения Евагрий собрал библейские цитаты, относящиеся к каждому из этих восьми духов, каждому из основных восьми грехов и пороков. Сочинение это сохранилось в сирийском и армянском переводах. «Монахикос» (т.е. по-греческий «монашеский») состоит из двух частей: «Практикос» («практик») – деятельная часть из 100 глав. В сочинениях Евагрия впервые появляются эти главы. В аскетических сочинениях они имеют двоякое происхождение: с одной стороны, главы ведут происхождение от кратких монашеских изречений, которые во множестве слышал Евагрий от египетских подвижников и от тех, кто пересказывал их высказывания. Второй источник этого литературного рода – философия; неоплатонические философы любили излагать свои мировоззрения в кратких тезисов, кратких глав. Итак, «Монахикос» состоит из части 1-й (100 глав), часть 2-я называется «Гностик», она состоит из 50 глав и относится к более сокровенному учению Евагрия (сохранилась только в сирийском переводе). «Гностические проблемы» – сочинение, состоящее из 600 глав, сохранившееся только в сирийском и армянском переводах. «Зерцало для монахов и монахинь» – 50 глав (имеется греческий текст и латинский перевод). Сохранилось 67 писем аввы Евагрия. Кроме того, 8-е письмо в корпусе писем Василия Великого на самом деле принадлежит Евагрию. Два сочинения Евагрия – «О молитве» и «О злых помыслах» сохранились под именем того, кого мы называем Нилом Синайским (он же – Нил Анкирский, малоазиатский подвижник). Сохранение творений Евагрия под чужими именами совершенно понятно в связи с осуждением Евагрия как еретика. Занимался Евагрий и библейской экзегезой. В частности, в катенах можно отыскать значительные фрагменты его библейских комментариев. Учение: По Евагрию монаш. аскеза – специальн. и высший духовн. метод очищения страстной части души и достижения безстрастия – цели монаха. Безстрастие достиг-е с помощью приобретения доброделей ведет к созерцанию Божественного света (нетварной энергии) – классич-ая формула исихазма. Для движения по аскетич. пути нужно еще и соработничесво с Богом. По Евагрию молитва – основное делание монаха, а тем более непрестанная молитва заповедана всем христианам. 1.Путь достижения Богообщения - акцент на уме, а у Макария Великого на душу и сердце человека. Слово "ум" - встречается практически на каждой странице. 2.Учение о христианском гнозисе. Чтобы достичь истинного знания Бога (истинного гнозиса) нужно очистить свой ум. 3.Богословие классификация страстей-впервые разработал: 1.чревоугодие. 2.блуд. 3.Сребролюбие. 4.Печаль. 5.Гнев. 6.Уныние. 7.Тщеславие. 8.Гордыня. 4.Придерживался учения о трех началах. 1. желательное-воля-голод, труд, отшельничество. 2.яростное-чувства-песнопение, милосердие. 3.разумное-разум-чтение Священного Писания, молитва.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 491 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...