Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прп. Исаак Сирин, его жизнь и сочинения. Основные темы аскетики прп. Исаака Сирина



В жизни прп. Исаака Сирина (И.С.) много неясного. сирийского писателя Иезудены (VІII-го в.), в его В "Книге чистоты", сирийск. писателя Иезуды (8-й в.) упомян. св. Мар-Исаак, еп. Ниневийский, отказ-ся от еп-ва и написавш. книгу об отшельниках. Род. И.С. в Бет-Катрайа (на границе Индии), в нач. 7-го века, юрисдикция Персидской ц-ви. Весь 7-й в. в этой ц-ви идет ожесточенная борьба монофизитов с православными и несторианами (несториане победили теперь – Ассирийская Церковь Востока). В молодости ушёл с братом в мон-рь Св. Матфея (Мар-Маттая), близ Ниневии (древн. сирийск. монаш. традиция отдельную от егип-кой). Во еп-пы И.С. поставлен в мон-ре Бет-Абэ патр. Георгием (660-680 гг.). На кафедре пробыл пять месяцев, затем ушел в горы, в Хузистан - подвизаться отшельником. Позже поселился в обители равви Шабура. Здесь он занимался изучением Священных Книг и от напряженной работы потерял зрение. Умер в глубокой старости и был погребен в обители, где подвизался. В монастыре он жил уединенно. Экзегетика. Св. Писание он объясняет обычно символически (александр-ая шк.), старается вскрыть его глубокий и духовный смысл. Уже при жизни его называли "вторым Дидимом". Во многом И.С. очень близок к Ареопагитикам, и на "великого Дионисия" прямо ссылается. Он стремится к кафолическому синтезу. И неудивительно, что очень рано его творения нашли признание и широкое распространение и в православных (и даже в монофизитских) кругах. Оказал влияние на позднейшую мусульманскую мистику. Труды. С 9-го века его творения переводят на греческий, с 14-го – на славянский. «Слова подвижнические» – 1-й том, содержит 91 слово, каждое слово – отдельный текст.В 1983 г. сирийский исслед-ль Себастиан Брок обнаружил манускрипт со 2-ым томом прп. Исаака и издал 2-й том бесед, а Илларион Алфеев (его ученик) издал русский перевод с 1 по 41-ю беседу (третья переведена не полностью).Сложен в переводе. Есть мнение – несколько «слов» и «Послание к Симеону Чудотворцу» принадл. другим авторам. «Автор» новонайденного свода высказ. ряд несторианских и др. мнений, отсутствующ. в традиционно признанных сочинениях И.С.. Но И.С. был учителем аскетизма, а не богословом-догматистом и мог догматич. ошибаться. Аксетическое богословие. «О Божественных тайнах и духовной жизни» (русский перевод, в сирийском – нет заглавия). Темы – аскетические и духовно-исторические. Цитирует Феодора Мопсуэстийского (хоть тот осужден, как еретик). 1. Крест. Именно в Кресте с наибольшей силой показано присутствие Божие, крест – вместилище божественной силы, точные знания о Создателе мы получаем через Крест. 2. Человечество Христа – одежда его Божества. Беседа о сокровенной молитве « Храм, из плоти устроенный». Еще темы: - любовь Бога к человеку; - одиночество и безмолвие (бегай людей, и спасешься); - любовь к Богу и ближнему (удались от ближнего, и возлюбишь его); -сердце милующее – тогда человек уподобляется Богу; - упоминание богооставленности (смириться перед Богом, молиться и читать Евангелие, если нет сил – укрыться мантией и спать); - слезы (плач духовный, сначала слезы покаяния, потом – умиления. Учение о молитве: - Молитва – беседа с Богом; - Борьба с мессалианством (утверждали молитва – все, таинства не нужны); - посещать регулярно Богослужения; - совершать молитвенное правило (но соизмерять подвиги со своим здоровьем); - если человек приобрел внутреннюю умную молитву – внешнее правило не столь необходимо. О мистическом опыте: -1. За чистой молитвой – молитва духовная, молитва – сеяние. созерцание – плод, описание созерцаний; - 2. Тема “Трезвого опьянения” – экстаза, экстатическое состояние. О разных степенях и видах знаний. Путь к Богу – восхождение от знаний к вере. Эсхатологические особенности: - вера во всеобщее спасение “Бог хочет, чтобы все люди спаслись”, цитирует Феодора Мопсуэстийского. Большинство людей войдет в Царствие Небесное без геенны, а кто сильно запятнал себя – после пребывания в геенне – в Царстиве Божие (основываясь на “бит будет много”, «бит будет меньше» – Феодор Мопсуэстийский — о конечности мучений).




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 444 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...