Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Памятники монашеской письменности: Лавсаик, История египетских монахов, Apophthegmata partum



Важнейшим и существенным элементом церковной литературы "золотого века" является монашеская письменность IV-V вв. (в данном случае хронологические рамки данного "века" следует несколько раздвинуть). Ее представляют творения прп. Антония Великого, св. Аммона, прп. Пахомия Великого и его учеников, прп. Макария Египетского, Евагрия Понтийского, Палладия Еленопольского, прп. Исидора Пелусиота, прл. Нила Анкирского, прп. Марка Подвижника, блж. Диадоха Фотикийского и нескольких менее известных авторов (св. Серапиона Тмуитского, Стефана Фиваидского II пр.). К этой группе относится также сборник "Apophthegmata Patrum" (в двух своих основных редакциях, которые в русском переводе называются: "Древний Патерик" и "Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов"), анонимное сочинение на греческом языке "История египетских монахов" (на русский язык оно не переводилось и известно преимущественно в латинской переработке Руфина Аквилейского, как "Жизнь пустынных отцов"), творения преп. Иоанна Кассиана (хотя они написаны на латинском языке, но по содержанию и духу своему принадлежат целиком миру древних египетских иноков) и сочинения аввы Исаии (в связи с работой исследователей над рукописной традицией их возникло множество проблем, в том числе - проблема авторства). Лавсаик — это монашеский сборник, представляющ. описание жизни 1-х монахов Египта, Палестины, Сирии и Малой Азии. Автор Лавсаика Палладий еп-п Еленопольский (365—425). Палладий друг свт. Иоанна Златоуста и другое сочинение Палладия, непереведено на русский - "Диалог о жизни свт. Иоанна Златоуста", где описывает в основном последние самые трудные годы жизни святителя, гонения Феофила патр. Александрийского. Сам Палладий участник этих событий, отправлялся в Рим, за поддержкой свт. Иоанну Златоусту от римского папы. По просьбе придворного по имени Лавс, Палладий составил свою книгу о монахах, откуда и название "Lavsaike istoria", "Лавсаик" (или «История Лавсаика»). Сам Палладий в молодости жил в Александрии, затем подвизался неподалеку от египетск. столицы, затем жил в Нитрийской пустыни, целых 10-ть лет он прожил в Келиях (монаш. селения), был учеником преп. Макария Великого, и аввы Евагрия Понтийского. Евагрий оказал на Палладия влияние. По слабости здоровья Палладий оставил Египет ок. 400 года и вернулся на родину в Малую Азию, где скоро избран епископом Еленопольским. После гонений за поддержку свт. Иоанна Златоуста, вернулся из ссылки, на другую еп-пскую кафедру в Галатии (Малая Азия). Блаж. Иероним и свт. Епифаний Кипрский осуждали Палладия за оригенизм. Основание не ясно, т.к. из тех творений Палладия, которые мы знаем, этого не видно. Обосновать можно его дружба с Евагрием Понтийским. А может, что Палладий резко вступал против Феофила Александрийск., известного борца с оригенизмом. Лавсаик написан в 420 г. Описывается жизнь очень многих монахов и монахинь 70-ти или даже 130-ти (существуют две редакции Лавсаика). Одних он знал лично, о других слышал от очевидцев. Палладий передает не только чужие рассказы, когда он говорит с чужих слов, он опирается также на уже существовавшую монашескую литературу, цитирует жития, которые были написаны к тому времени в некоторых случаях. Изложение Палладия достаточно объективное, у него нет односторонней идеализации монашеской жизни, он говорит и о трудностях ее и о негативных ее сторонах. У Палладия нет никакой теории, под которую бы он подгонял свое изложение, никакой систематизации того обширного материала, которым он располагает. Он искренно и с почтением описывает подвиги святых. В Византии много читали и переписывали Лавсаик. Но часто его соединяли с другими монашескими текстами или включали в более обширные монашеские сборники. Чаще всего Лавсаик соединяли с "Историей египетских монахов", в таком виде он напечатан и в греческой Патрологии аббата Миня. Первое критическое издание Лавсаика было сделано в Англии только в 19-20 вв.. Существует очень ранний латинский перевод Лавсаика. Также как переводы на многие восточные языки, существует также славянский перевод. Типикон предписывает чтение Лавсаика на богослужениях Святой Четыредесятнице. «История египетских монахов» (ИЕМ), славянская версия называется "Египетский патерик". Этот сборник составлен около 400 года и затем Руфин перевел этот сборник на латинский язык. Причем, Руфин долгое время считался его автором. Только в наше время, в нашем веке доказано, что Руфин всего лишь латинский переводчик сборника. Это доказывает, в частности, издатель, который выпустил издание "Истории египетских монахов" в Брюсселе в 1971 году. Возможным автором сборника является архидиакон Тимофей Александрийский. История египетских монахов возникла после посещения египетских аскетов несколькими лицами из Иерусалима в середине 90-х годов 4-го века. В этой книге один из этих паломников, посетивших египетскую пустыню, рассказывает, что они видели, слышали и узнали о 26 египетских подвижниках: Пафнутии, Серапионе, Макарии, Павле Препростом и др. Автор ИЕМ излагая речь и подвиги преп. Иоанна Ликопольского и других святых пустынников, о некоторых говорит обширнее, о некоторых совсем кратко. В конце автор говорит, что они видели и многих других монахов в Египте, но он не говорит обо всех, вместо многого рассказывает только немногое. В самом конце книги говорится и об опасностях пути через Египет, которые мешали путникам увидеть самых строгих подвижников Фиваидской пустыни. Apophthegmata patrum - Апофтегмата патрум (Изречения отцов). Есть основание думать, что сборник, который известен под названием "Апофтегмата" или "Алфавитный патерик" был составлен учениками преп. Пимена Великого, потому что высказывания этого святого отца в сборнике наиболее многочисленны. Тогда составление сборника нужно относить к концу 4-го века или самое позднее, к началу 5-го века. Эти сборники святоотеческих высказываний дают нам самое главное для понимания монашеского подвига — сущности христианской жизни в целом и поэтому они имеют очень большую ценность. Сама их форма — краткие высказывания делает их чрезвычайно доступными для читателей любого уровня. Сборник изречений преп. отцов охватывает поколение египетских монахов от примерно 330 года до самого начала 5-го века. Прежде всего здесь выдвигается идеал отшельнической жизни, но говорится также о жизни в киновии, в общежитии. В алфавитной версии Патерика больше всего изречений и эпизодов, относящихся к отцам из Скитской пустыни (Скит — это первоначально географическое название), и из Нитрийской пустыни. Это были, в основном, простые монахи, по большей части коптского происхождения, но люди стяжавшую мудрость и опыт. Пустыня была для них лучшей из всех школ на свете. Это подтверждает замечательное признание аввы Арсения, которое мы находим в "Отечнике". Авва Арсений был в миру образованным сановником, но затем он покинул мир, ушел в пустыню. Монахи-пустынники поучают в Патериках и словом, и делом, и даже самим молчанием. У них это все живое осуществленное Евангелие. Проникнутые евангельским духом, они в то же время ссылаются на собственный духовно-подвижнический опыт. Патерик — это в основном адресованный молодым начальным монахам, которые спрашивают советов у старцев. И главная тема этих поучений — это единство христианского учения и христианской жизни, то единство, которое осуществили великие подвижники, и к которому должны стремиться все христиане. Монашеская жизнь — это постоянная борьба и подвиг. Славянское слово "подвиг" имеет оба значения.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1056 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...