Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прп. Макарий Египетский. Corpus Macarianum: проблема авторства, особенности аскетики. Мессалианство



Прп. Макарий Египетский (М.Е.) род. ок. 300 г. в селении Птинапор, в нижн. Египте, в семье христиан. священника. Юность в доме родителей, пас стада. Нет данных об образовании, но из его писаний видно - начитан. Родители принудили вступить в брак. В браке как брат/сестра, супруга вскоре заболела и умерла. По болезни, умер отец Макария, а через 6-ть месяцев скончалась мать. Макарий оставляет мир, раздав имение нищим. Монашеск. жизнь преп. Макарий начал под руков-вом старца-инока, недалеко от с. Птинапор в отшельнич. келье. Добродетели обратили внимание жителей, по их просьбе, местный еп-п поставил преп. Макария, против его желания, клириком храма. М.Е. любя уединение, тайно ушел в другое место. Но там одна девица забеременев назвала его виновником. Его побили и обязали содержать девицу и её ребенка. М.Е. стал усиленно трудиться. Выручку от корзин посылал «пострадавшей». По времени роды затянулись, пока не призналась в своей клевете. Жители раскаялись, а М.Е. удалился вглубь пустыни, на Нитрийскую гору (ок. 330 г.). Тогда на горе подвиз-сь иноки под рук-вом преп. Аммона.
С той поры М.Е. часто посещал преп. Антония Велик., как ученик. По благослов. преп. Антония, он поселился в Скитской пустыне (местность Скит), располож. далее за пустыней Келлий. Постепенно к нему собир. ревнители строг. аскезы (отсюда скитский образ жизни). Существовал уже отшельничиский и общежитейный тип жит-ва. Новый средний тип - скитский путь, сочетающ. пустынножительск. безмолвие и самососредоточене с общими еженедельн. собраниями всех скитян (исповедь, духовн. наставление, причастие). В теч. недели скитяне жили по 2-е или по 3-е, в послушании у старшаго. За духовн. мудрость 30-летн. М.Е., братия звала «молодым старцем». Сначала братия, не имела свящ-ка, и М.Е. рукополож. на 40-м г. жизни. М.Е. во время Тринитарных волнений, на стороне православных архиереев, свят. Афанасия и др. При имп. Валенте иноков принужд. к арианству пытками. Арианский еп-п Луций, добился их ссылки. Преп. Макарий Египетск. выслан на остров, к язычникам. По проповеди преп. Макария и др. христиан, население склон. к Христ-ву. По возвращ. из ссылки М.Е. до кончины руководил Скитской пустыней. Почил М.Е. ок. 390 г. Труды. Православн. ц-вь столетия признавала подлинность сочинений М.Е., но ряд изследователей ставят этот факт под сомнение и предлагают вести речь о псевдо-Макарии и о «Corpus Macarianum» (Макариевск. корпусе). Можно допустить, что М.Е. не явл. автором всех приписываемых ему сочинений и даже что не он, а его ученики с его слов составили рукописный свод его творений, но нет достаточных оснований сомневаться в том, что ядро Corpus Macarianum принадлежит именно М.Е. Факт, что фил-ф пустыни авва Евагрий был его учеником говорит, что М.Е. - не старец-простец, а облад. гибкого и глубокого ума и великой мудрости, что отразилось в его сочинениях. Corpus Macarianum включ. в себя ок. 70-ти сочинений, традиция считает принадлежащими М.Е. 50 гомилий «Духовных бесед», 7 слов (наставлений), два послания и пять молитв. Нравственно-аскетические сочинения М.Е. обращ. не к новоначальн. послушникам, а к скитянам, превосходившимъ своей жизнью прочих египетских монахов. Молитвы М.Е. скорее всего были богослужебными (потому и сохранились). Учение. В XVII в. отдельн. гомилии М.Е. были переведены на анг­л. язык основателем методизма Дж. Уэсли, котор., занявши­сь поисками более подходящей духовн. традиции и «на­ткнулся» на сочинения М.Е.. Протестантск. ученый Герман Дёррис утвержд., что эти сочинения были умышленно приписаны М.Е. Симеоном Месопотамским - главой мессалианской ереси. Мессалиане - монашеская секта, придерживаю­щ. популярных тогда дуалистических идей. Крайние выра­жение их – манихейство (из Персии), утвер­ждавшее - в нашем мире злое начало сосуществует равно с доб­ром и одинаково властвуют, и поклоняться им надо одинаково. Умеренный дуализм - мессалиане верили, в сердце чел-ка царствуют и Бог, и Сатана и спасение зак­люч. в изгнании Сатаны, достигаем. постоянной молитвой. Мессалианские анахореты отрицали необходимость Ц-ви как учрежде­ния, а таинства излишними: причастие - напоминанием, а крещение – внешн. символом внутрен. пере­рождения. Это «харизматиками» своего времени. Среди огромн. лит-ры, этой среды, трудно четко провести границу между православным и мессалианским направ­л-ми. В писаниях Макария нет формально определенных Мессалианских ересей (список у конст-польск. пресвитера Тимофея и у св. Иоанна Дамаскина), а лишь тенденции и намеки, которые Дёррис склонен толковать как примеры мессалианской ереси. По нашему М.Е. православн. писатель, происходившим, однако, из той же мона­шеской среды, что и мессалиане, и стремившийся (как и каппадокийские отцы) к сохранению с ними точек соприкосновения. Дёррис методол-ки протестант – разделил благодать и природу. К динамическо­му пониманию спасения у М.Е. этот критерий неприме­ним. преп. Макарий твердо уверен в личном характере христианской веры. Знать Бога можно лишь на уровне личного опыта, кажд. чел-к участв. в духовн. росте согласно своему выбору и пропорционально вере и рвению. Т.о. вечная жизнь наследуется по благодати и справедливости, т.к. продвижение достигается не только божеств. благодатью и властью, но и чел-ческим сотрудничеством (синэргией) и усилием; равным образом совершенное исполнение Бо­жией воли и полная мера всей свободы и чистоты будут достиг­нуты не только человеческой властью, усилием и крепостью, но и сотрудничеством и помощью Духа Святого. По западным представлениям такое утверждение отдает пелагианством и, следовательно, дает Дёррису основания считать Макария мессалианином. Достоинство чел-ка чрезвычю высоко. Он драгоценнее всех тварей, в том числе и небесных сил. Потому и душа чел-ческая (умная сущность) нигде не можетъ найти успокоения, кроме Единаго Бога. Изначальн. задача и добро для чел-ка - Богообщение. Сам Бог благоволит почивать в чел-ке - смысл творения чел-ка Богом. Господь совершил домостроительство спасения, претерпел крест и смерть, ради того, чтобы отъ Себя, отъ естества Своего, породить чад Святым Духом. Характерные черты аскетики М. Е.

1.Мистика света - в описаниях, молитвах постоянно использует символику света и тьмы. 2. Нравственно-практические характеристики - говорит о человеческой душе, о том, как возможно спастись. 3.Использует понятия житейского образа для объяснения духовных явлений. 4.Много пишет о душе и сердце. У кого сердце - как центральное место в духовной жизни человека. Состояние души зависит от того, кто эту душу ведет. Если она ведется Духом Христовым, все хорошо, если духом тьмы-то погибнет. 5.Об одеянии души. Душа чел-ка с греховными помыслами одета во тьму, и тогда уже органы чувств не те органы чувств. У греховного чел-ка все не свое. А праведные облеклись в нового чел-ка, Иисуса Христа. Суть спасения - восстановить в чел-ке то, что нарушено грехом, стать настоящим человеком-осовбодиться от страстей, но для этого необходим подвиг. Причем: бороться с грехом - дело чел-ческое, но искоренить грех - дело Божие. Макарий заложил то, что потом в святоотеческой литературе использовалось.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 473 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...