Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Откровение Ап. Петру и визит к сотнику Корнилию (10, 1-48)



Крещение Корнилия. Особое внимание дееписатель уделяет рассказу об обращении некоего Корнилия – сотника Италийского полка, расквартированного в Кесарии Палестинской. Он не был даже иудейским прозелитом, а просто язычником, осознавшим ложь язычества и чтившим Истинного Бога, что выражалось в благочестии, молитвах и милостынях. Во время молитвы ему явился ангел и повелел послать в Иоппию за ап. Петром, чтобы тот преподал Корнилию учение о спасении. Корнилий тотчас исполнил повеление и послал двух слуг и воина за Петром.

Откровение Петру. В то время как посланные приближались к дому Симона-усмаря, Петр также удостоился особого видения: около 6-го часа он молился на кровле дома и в состоянии «исступления» увидел отверстое небо и из него опускающееся как бы большое полотно, привязанное за четыре угла, в котором находились всякие животные, пресмыкающиеся и птицы. Голос с неба повелел Петру вкусить любого животного не разделяя на чистых и нечистых. На возражение Петра был утвердительный ответ: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Вскоре открылись цель и смысл этого видения. Животные в полотне символически обозначали собой все человечество: чистые животные – евреев, а нечистые – язычников, которых Бог очистил крестной смертью Христа Спасителя. Теперь для вхождения в Церковь Христову нет различия на иудеев и язычников, и не требуется исполнения внешних иудейских обрядов и установлений. Таким образом этим видением открылась новая эпоха в истории первохристианской Церкви – эпоха призвания язычества в христианство без посредства иудейства.

Проповедь в доме Корнилия. Петр правильно понял смысл видения и на следующий день прибыл в Кесарию, вошел в дом неверного иноплеменника, где его дожидалась группа язычников, готовых принять христианское учение (родственники и друзья Корнилия). Апостол произнес проповедь о Христе, в которой заявил о принятии в Царство Божие добродетельных людей из всех народов без различия, кратко изобразил жизнь Христа до смерти и по воскресении, подкрепил свои слова ссылкой на пророчества о спасении всех во Христе (Деян. 10, 34-43).

· Бог нелицеприятен, но всякий, делающий правду приятен Ему

· Он послал через Иисуса Христа слово благовествования.

· Христос есть Господь всех. Он ходил по всей Иудее, благотворя и исцеляя всех.

· Мы свидетели всему тому. И тому, что Его убили, но Бог воскресил Его.

· По воскресении он явился не всем, а только нам, свидетелям, кто был с Ним от начала.

· Он повелел нам проповедовать и свидетельствовать.

· О нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него, получит прощение грехов именем Его.

Сошествие Св. Духа на некрещеных. Во время проповеди произошло уникальное в апостольской истории явление: все слушавшие язычники, еще не принявшие крещения и возложения рук апостола, исполнились Духа Святого. «Петр еще не успел окончить речи, и крещение еще не совершилось…, но так как они приняли начало учения и уверовали…, то и сошел Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками… Зачем же так устраивается это дело? Для иудеев, т.к. они весьма ненавистно смотрели на это…» (Златоуст). Апостол Петр повелел креститься водою всем, приявшим Духа Святого без всяких иудейских обрядовых установлений, доложил об этом апостолам и братьям в Иерусалиме и получил от них одобрение (Деян. 11, 4-7). Таким образом, после обращения Корнилия стало безусловным принятие язычников в Церковь Христову, т.к. это было открыто и указано Свыше и утверждено Иерусалимским апостольским центром.

Смысл крещения. Следует также особо отметить, что вопроса об обрезании Корнилия не стоял. Это был единичный случай и поднимать иудейскую проблему ради одного Корнилия никто не собирался. Смысл принятия в Церковь Корнилия состоит в создании прецедента принятия язычника.

10) Заключение Ап. Петра под стражу и чудесное освобождение его. В самые дни Пасхи (44 год по Р.Х.) по повелению царя Ирода Агриппы, желавшего сделать приятное иудеям, Петра схватили, и до окончания праздников заключили в темницу. Но он чудесным образом был освобожден посланным от Господа Ангелом.

Освободившись, Петр пришел в дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где собрались многие верующие и пребывали в молитве. Явление спасенного Петра весьма удивило верующих, а сам апостол попросил уведомить апостола Иакова, передав тем самым ему управление общиной, скрылся на время в безопасном месте. Можно предположить, что этим местом была Антиохия

Агриппу поразил Ангел внезапной болезнью и, и он вскоре умер. Его смерть успокоила Церковь.

11) Апостольский Собор в Иерусалиме. На соборе обсуждался вопрос об обрезании для язычников. Ап. Петр выступил на соборе и напомнил участникам о чуде, произошедшем в доме сотника Корнилия – нет различия между язычниками и обрезанными христианами, т.к. Господь даровал им Св. Духа также, как и всем, очистив их сердца верою. Зачем на них возлагать то, что не могли понести ни отцы обрезанных, ни они сами.

12) Конец апостола Петра. Где был после этого апостол, мы не знаем. Предание сообщает нам, что Петр принял мученическую смерть в Риме примерно в 68 году. Он был распят вниз головой.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИУДЕИ.

Обращение язычников. Общая для вышеуказанных тем – есть тема принятия язычников в Церковь Христову. Примеры обращения язычников имелись еще в Ветхом Завете. Обращенные входили в состав Церкви посредством обрезания и под условием хранения всего закона Моисеева. Древние пророки говорили о некоем будущем великом обращении иноплеменников (Ис. 56, 6; Амос. 9, 12), но каким образом это будет происходить – никто не предполагал…

Исторические причины распространения проповеди. Убийство Стефана явилось началом великого гонения на Церковь Христову, вследствие чего все, кроме апостолов бежали в другие города Иудеи и Самарии. Таким образом члены Иерусалимской Церкви, проходя по Палестине, пронесли благовестие веры Христовой даже до Финикии, Кипра и Антиохии.

Филипп благовестник. Один из семи диаконов, именем Филипп, направляясь домой в Кесарию, проходил через Самарию, где проповедовал учение Христово (см. выше).

Обращение эфиопского евнуха. Дальнейшее благовестие Филиппа связано с обращением и крещением эфиопского евнуха на пути из Иерусалима в Газу (Деян.8,26-40). Таким образом (а) в лице самарян и евнуха в Церковь вошли первые не-иудеи, и (б) в лице евнуха был принят не только иноплеменник-прозелит, но и скопец, каковым по закону был закрыт доступ в общество Господне (Втор.23,1).

Дальнейшее распространение благовестия. Из отдельных указаний Деян. вытекает, что распространение в течение второго благовестия периода апостольского века продолжалось без­остановочно. Намерение Савла перенести гонение в Дамаск пока­зывало, что ученики были и там (Деян. 9:1-2). Из них самым влия­тельным был, вероятно, Анания (ст. 10 и сл.), но кроме него были и другие: в ст. 19 и 25 упоминаются ученики во множественном чис­ле (ср. 22:5; 26:11,12). В Деян. 11:19 говорится о распространении благовестия до Финикии, Кипра и Антиохии. Распространение происходило в иудейской среде, но в Антиохии иудеи рассеяния – кипряне и киринейцы – сказали о Христе и эллинам (ст. 20). В Антиохии Церковь пополнилась новыми членами из язычников.

Распространение благовестия в Антиохии. После того, как повсюду распространилась весть об обращении сотника Корнилия, кипряне и киринейцы открыто благовествовали еллинам в Антиохии.

Антиохия. Это был в то время один из главных пунктов языческой цивилизации: древняя резиденция сирийских царей, средоточие плодородной страны, она со своими зданиями, народонаселением, торговлей, любовью к наукам и искусству представлялась третьей столицей Римской империи. Антиохия стала еще и крупнейшим центром христианства (Деян. 11, 21).

Руководство Антиохийской общиной. Иерусалимская Церковь получив известия об успешной проповеди в Антиохии поручила ап. Варнаве (тоже кипрянину) руководство новой христианской общиной. Его деятельность имела успех: «похвалив и одобрив народ, он, вероятно, обратил этим еще больше…» (Златоуст). Варнава отправился в близлежащий Тарс и призвал с собой Павла, который Духом предназначен был быть апостолом язычников.

Название «христиане». Они целый год трудились вместе и ежедневно увеличивали число своих учеников, которые «в первый раз стали называться христианами» (Деян. 11, 26). До сих пор они назывались «учениками», «братиями», «святыми». Существует мнение, что это название дано верующим антиохийскими язычниками. Текст Тацита позволяет думать, что имя «христиане» первоначально употреблялось как кличка. Им стали называть тех, кто постоянно говорил о Христе. Мало-помалу кличка обратилась в славное имя почитателей Господа Иисуса Христа. Важно, что под новым названием объединились и язычники и иудеи, и что христианство уже настолько отделило себя от иудейства и отождествилось со Христом, что от Него взяло название для своих последователей.

Связь с Иерусалимом. Между Иерусалимским центром и Антиохийской общиной установилось братское общение: так Дееписатель говорит о пророках, приходивших из Иерусалима в Антиохию, упоминает Агава, предрекшего наступление голода (Деян. 11, 27-28). Этот голод действительно произошел при кесаре Клавдии в 40-х –50-х годах по Р.Х.. Тогда богатая Антиохийская община решила послать милостыню христианам в Иудее.

Пособие было послано «пресвитерам» через Варнаву и Савла. Здесь впервые употреблен термин пресвитер, вероятно в значении уполномоченного апостольской властью руководителя, предстоятеля, учителя и совершителя таинств.

В Иерусалим из Антиохии были посланы Павел и Варнава для обсуждения иудейской проблемы.

6. Ап. Павел по Деян: обращение, начало проповеди, миссионерские путешествия, узы, путь в Рим.

Обращение Савла.

Источники. Рассказ об обращении Савла повторяется в Деян. три раза. В первый раз его дает Дееписатель в общем контексте исторического повествования (9 гл.), во второй раз о своем обращении рассказывает сам Апостол иерусалимской толпе (22 гл.) и в третий раз он же повествует о нем в присутствии прокуратора Феста, царя Ирода Агриппы II и других сановных особ (24 гл.).

История обращения. Хотя, все три рассказа не полностью совпадают между собой, во всех существенных точках повествования они между собой согласны.

(а). Только сам Савл видел Иисуса Христа в явлении света, и только он расслышал в небесном громе слова обращенные к нему. Сам св. апостол Павел свидетельствует в 1 Кор. 9:1 и 15:8 а так же и в Гал. 1:1, что в свете, осиявшем его, он видел Господа. Потрясенный этим он упал и, уже не видя ничего, услышал только голос, говоривший ему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?». Легко представить себе, сколь сильное впечатление должно было произвести это явление на душу гонителя. Он видит то явление, которого не мог не признать за Божественное, – слышит Голос с неба. Совесть, конечно, внушала ему, пред Кем он виновен, Савл в трепете вопрошает: «Кто Ты, Господи?… Я Иисус, Которого ты Гонишь» – таков был ответ! В современной либеральной науке обращение Савла часто понимается, как процесс чисто психологический, а само явление, как галлюцинация, а иногда связывается с болезнью Апостола. Однако, для него самого не было сомнения в том, что ему явился Сам Господь. Он твердо знал, что свое апостольское звание он получил не от людей и не через человеческое посредство. Эту мысль он внушал и своим ученикам: тема Гал.1 заключается в том, чтобы доказать, что он и фактически не мог приобщиться к учению христианской Церкви через посредство других учеников: это было невозможно для гонителя, да и после своего обращения он только три года спустя, и то на короткое время, ходил в Иерусалим.

(б). В сознании Павла его обращение было откровением высшей, нечеловеческой реальности. Сообразно иудейскому понятию о Мессии, Савл, без сомнения, думал увидеть в Нем строгого мстителя за поругание имени Своего, за мучение рабов своих. Но Гонимый явился не для того, чтобы наказать гонителя, но чтобы сделать его Своим Апостолом.

(в). От осиявшего его света Савл ослеп: это было отчасти и наказанием гонителю, отчасти символическим означением того, что он и с открытыми глазами был слеп. В глубоком покаянном чувстве он три дня не ел и не пил, после того, как его спутники за руку привели его в Дамаск.

(г). Лишенный света внешнего, он молился и получил видение, в котором представилось ему, что некто из христиан, именем Анания возвратил ему зрение. В то же время последовало откровение самому Анании.

Господь повелел ему идти к Савлу и возложить на него руку, чтобы он прозрел. Анания возражает Господу на основании известных ему слухов о Савле как о гонителе Церкви. Господь успокаивает Ананию, указывая на будущее великое предназначение Савла: «… яко сосуд избран Ми есть…».

Через возложение рук Анании Савл прозрел и исполнился Духа Святаго. Это было чудо особой милости Божией над Савлом, как и сотник Корнилий, он сподобился благодати Духа Святаго еще до крещения. «И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его» – пишет дееписатель. Затем он крестился, без сомнения от рук самого Анании. По преданию, Анания был потом епископом Дамасским.

Глубинность изменений Савла столь сильна, что очень скоро мы увидим иного человека, с иным именем. Появится Павел. Есть несколько мнений, почему меняется имя Савла. В XIII главе, 7 стихе он впервые называется Павлом. Блаженный Иероним считал, что такое имя он берет в честь обращенного им проконсула Сергия Павла. Златоуст и Амвросий Медиоланский считали, что имя было изменено при крещении, либо при рукоположении. В XIII главе сказано о некоем рукоположении, которое имел апостол Павел. После молитвы возложили на них, на Варнаву и Савла руки и отпустили их. Еще одна точка зрения, что он изменил имя, чтобы не узнавали в нем прежнего гонителя христианства. Еще точка зрения, что Савл в смирении своем взял себе имя «Павел», которое обозначает «малый, меньший». В 1 Кор. 15 он говорит: «я меньший из апостолов, потому что гнал Церковь Христову». Возможно это смиренное осознание. Может быть, он был Римский гражданин, и у него должно было быть три имени. После обращения Савла перед нами Павел.

Дальнейшая жизнь апостола. По свидетельствам Павла, находящимся в послании к Галатам, после нескольких дней, проведенных с учениками в Дамаске, Савл удаляется в Аравию (Гал. 1:17). В Деян. об этом путешествии не говорится.

После Аравии он возвращается в Дамаск и начинает проповедовать по синагогам, что Иисус есть Христос на основании Священного Писания. Сила этих доказательств была столь велика, что приводила иудеев в замешательство. Возненавидев его, они решили убить Савла. Для этого они стерегли день и ночь ворота города, ожидая, когда он покинет город. Савл бежал из Дамаска, будучи спущен учениками ночью по стене города в корзине, в окно дома, примыкавшего к городской стене (2Кор.11:32).

Миссионерские путешествия. В Деяниях апостольских описано три. Начиная с 44 года, 4 года Савл возрастал в Духе Святом, был в Аравии, видимо, в тишине, некоторое время, потом постепенно пристал к братьям, получил рукоположение и только с 44 года по прямому повелению Духа Святаго начинает путешествия. Сначала Варнава и Савл, но скоро Павел и Варнава, а потом и просто Павел. Первое путешествие для проповеди, основания Церквей, сказано, что апостолы рукополагали (14, 23): «рукоположили пресвитеров к каждой Церкви». Происходит случай с Марком, который отделяется от Павла, что потом послужит разделения с Варнавой. В это период апостола Павел произносит свою первую большую проповедь, в Антиохии Писидийской. В это же время дееписатель говорит, что начинает возрастать вражда иудеев против Павла. Уже в Дамаске они пытались его убить. Несмотря на это, Павел по-прежнему вначале проповедует в синагогах, а лишь потом, изгоняемый из синагог, идет проповедовать язычникам. Первое путешествие заканчивается возвращением в Антиохию и сказано: пробыли там немалое время с учениками. Но спокойная жизнь заканчивается с тем, что некоторые приходят к Иакову, и учат, что если кто не обрезан, не может спастись. В Церкви возникает спор. Апостол Павел с Варнавой вынужден идти в Иерусалим, чтобы перенести на суд Апостольского Собора дело об обрезании язычников. Но вопрос шире – необходимо ли язычникам, обращающимся ко Христу, соблюдать закон Моисеев. После первого миссионерского путешествия: то, что в церковь вошел Корнилий, это не так страшно. Но благодаря проповеди апостола Павла вхождение в Церковь язычников становится массовым, и этот вопрос актуален.

Вопрос разбирается Иерусалимским собором. Звучит речь Павла, потом речь Петра, отмечена еще одна речь Павла и заканчивает Иерусалимский собор Иаков, брат Господень, который занял место Петра, ушедшего из Иерусалима и видимо, уже был епископом Иерусалимским. Собор пишет знаменитое послание, где формулирует 4 принципа, чего не должны делать язычники, обращающиеся ко Христу. Не должны предаваться блуду, есть удавленину, кровь и идоложертвенное. Всеобъемлющее правило – не делать другим того, чего не хотите, чтобы делали вам. Здесь звучит знаменитая формула «изволися Духу Святому и нам». Позиция апостола Павла рождена на Иерусалимском Соборе – язычники, присоединяющиеся к Церкви, освобождаются от исполнения Моисеева закона, за исключением вышеуказанного. Такие ограничения не новы, они накладывались на язычников, которые жили в Израиле. Израиль терпел язычников, если они соблюдали эти правила. Этим заканчивается первое путешествие.

Второе путешествие апостола Павла знаменательно тем, что его Павел предпринимает, чтобы, как он говорит, посмотреть Церкви, которые основал в первом путешествии. Особым действием Духа Святаго, который не допускает его проповедовать в Малой Азии, проповедь выносится на Европейский континент, Церковь основывается в Македонии, в Филиппах. Возможно, в это время Церковь была и в Риме, но в Деяниях апостольских описана первая Церковь в Европе – в Филиппах. В это путешествие он посещает Грецию и здесь звучит знаменитая его речь в Афинском Ареопаге, вторая большая речь. Она по-другому построена, он приводит другие аргументы, а приходит к тому же выводу, что и проповедуя перед евреями в антиохийской синагоге.

Третье миссионерское путешествие, самое длинное, которое апостол Павел совершил с Титом. В одном Ефесе он пробыл около трех лет. Эфес становится для апостола Павла центром третьего миссионерского путешествия. Проповедь здесь так успешна, что язычники подняли бунт, эфесский мятеж против Павла. Павел вынужден уйти. Принципиально важно, что апостол, кроме посещения ранее основанных Церквей, выполняет еще сбор в пользу Иерусалимской Церкви. Иерусалимский собор утвердил, или одобрил то, что начала совершать по своему почину Антиохийская Церковь. Ученики положили каждый по достатку своему послать пособие братьям, живущим в Иудее, потому что пророк Агав возвестил голод. Иерусалимский собор утверждает такую практику в Гал. 2, 10, сказано, что этот собор санкционировал, чтобы Павел не забывал нищих. Так называли христиан Иерусалима. Во время третьего миссионерского путешествия апостол Павел активно поводит этот сбор. Во всех посланиях мы увидим, что этот сбор будет упоминаться. Когда будем говорить о посланиях этого путешествия, будем говорить о значении этого сбора. Это не просто помощь нуждающимся, а особое литургическое действие, особое служение Церкви. С собранным апостол идет в Иерусалим, по пути он призывает к себе эфесских пресвитеров. В ХХ главе звучит знаменитая третья проповедь.

В Иерусалиме происходит клевета на апостола Павла, и начинаются первые его большие узы. Два года он провел в Кесарии в ожидании суда, прокуратор хотел денег, зная, что Павел прибыл с собранным. Апостол пользуется правилом Римского гражданина, требует суда у кесаря, его отсылают в Рим. Полгода длится путешествие в Рим, и заканчивается XXVIII глава тем, что апостол пребывает в Рим, где о нем ничего не слышали и в течение двух лет ожидает суда у кесаря, живет на полувольном режиме. К нему не возбраняют приходить, он учит, работает и питается от плодов рук своих. Книга Деяний апостольских обрывается, это не логическое завершение. Почему – неужели автор не справился со своим замыслом? Слова Христа: вы будете проповедовать от Иерусалима вплоть до пределов земли. Проповедь в XXVIII главе звучит в столице мира – Риме. Цель исполнена, вся эйкумена слышит о Христе. Замысел Деяний апостольских вполне исполнен, проповедью апостола Павла в Риме. Что случилось дальше – мы узнаем отчасти из Посланий, но, в основном из Предания Церковного. II Послание к Тимофею апостол Павел пишет вновь из уз. Но это иные узы. В первых узах он живет полусвободно и надеется на скорое освобождение, но в послании к Тимофею пишет: знаю, что конец мой приближается. Климент, Папа Римский, в послании к Коринфянам, пишет, что апостол Павел оправдался в дому кесаря, получил свободу. Судя по всему, совершил еще одно миссионерское путешествие, четвертое – о желании посетить Испанию апостол говорит в своих Посланиях к Римлянам. В послании к Титу он говорит, что побывал на Крите. По-видимому, некоторый период свободы от двух лет и во второе Нероново гонение – новые узы и мученическая смерть в Риме. Вопреки распространенному мнению, апостол Павел раньше апостола Петра принял мученическую смерть. Есть предание, что в один день. Но апостол Павел просит Марка придти к нему в Рим, принести ему книги, и в последних посланиях и послании к Римлянам Петр не упоминается. Сам Петр говорит, что Марк с ним в Риме – складывается впечатление, что Петр пришел, когда апостол Павел либо был в узах, либо уже принял мученическую смерть.

[Послания Павла] Из первого миссионерского путешествия до нас не дошло ни одного послания апостола Павла. Из второго миссионерского путешествия до нас дошли: I и II к Солунянам. Из III, самого длинного, дошло 4 больших догматических послания: два к Коринфянам, к Римлянам и к Галатам. Дальше – период уз, из которых дошли четыре послания Павла – к Филлипийцам, к Колоссянам и сопроводительная записка к Филимону, послание к Ефесянам. Из уз были написаны I и II Тимофею и к Евреям. Три пастырских послания – два Тимофею и Титу. И Послание к Евреям – вот 14 Павловых посланий.

7. Речи ап. Павла: тематика, особенности построения, богословие.

Три речи ап. Павла в Антиохи Писидийской (Деян. 13, 14-41), Ареопаге (17, 22-31) и Мелите (20, 18-38) – это прекрасные риторические образцы, которые построены исходя из особенностей аудитории, которой он говорит.

В Антиохи Писидийской апостол Павел проповедует иудеям, боящимся Бога, в синагоге в день субботний (13, 14-41). Он использует образы из истории Израиля (13, 17-23) так же как делал это Петр (2, 29-36; 3, 18-26) и Стефан (7, 2-50). В нем еще живет надежда на обращения Израиля ко Христу: «вам послано слово спасения сего» (13, 26), «ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (13, 38-39). Апостол Павел доказывает своим слушателям, что во Христе исполнилось все написанное. Об этом, говорит он, вы читаете каждую субботу (ср. 13, 27). В Евангелии приводятся множество пророчеств о Христе, которые исполняются. Но в Деян. 13, 39 звучит новая тема, апостол говорит: «и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» – это одна из самых важных тем апостола Павла. С одной стороны, эта проповедь похожа на проповедь Стефана и Петра, с другой стороны, появляется новая тема – оправдания во Христе. В результате – эту проповедь слушают скорее язычники, чем иудеи [6].

Основная проповедь ап. Павла в 17 главе – речь в Афинском Ареопаге (17, 22-31). Апостол обращается к язычникам, поэтому естественно, он не употребляет никаких цитат из Священного Писания, как это было в 13 главе. Здесь это было бы не понято и слова Павла не имели бы никакого веса для тех, кто его слушает. В Ареопаге он говорит на том языке, на котором говорили его слушатели, ссылается даже на языческих поэтов (17, 28). Павел начинает с того, что называется естественным богопознанием: «по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (17, 22-23). Его мысль такова – весь род человеческий произошел от единой крови, все нуждаются в Спасителе, а этого Спасителя я вам и проповедую. Павел подводит так своих слушателей, ни разу не называя имени Христа, к Самому Христу – к Тому, через Которого будет спасение, к Мужу, установленному Богом [Польсков]. Язычники слушают и со всем соглашаются до тех пор, пока речь не заходит о Воскресении. Как только Павел заговорил о воскресении мертвых – это не вмещается в языческую душу: «одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (17, 32). Особенность этой проповеди такова, что к язычникам апостол обращается на языке язычников, но в тоже время умудряется высказать догматические истины [Польсков].

Основная проповедь ап. Павла в 20 главе – прощальная речь в Мелите к пресвитерам Ефесским (20, 18-38), которым он говорит: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (20, 28). Им не нужно было утверждать, что Иисус есть Христос, как иудеям (ср. 13 гл.). Им не нужно говорить о естественном богопознании, как язычникам (ср. 17 гл.) – здесь апостол обращается к ним как к христианам, обозревая дело, «которое он совершил в Ефесе, предсказывает о судьбе, ожидающей его в Иерусалиме, возбуждает пастырей к бдительности ввиду появления еретиков и предает их Богу с указанием на свое бескорыстное служение в Ефесе» [Аверкий].

Эти три проповеди – различные подходы к разной аудитории, каждая из которых имеет свою специфику. Подвести итог в их сравнении между собой, можно словами самого же апостола Павла как он говорит о себе в 1-ом Послании к Коринфянам: с иудеями я был как иудей, с язычниками как язычник, с беззаконными как беззаконный, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (ср. 1 Кор. 9, 19-22).

[Послания Павла] Из первого миссионерского путешествия до нас не дошло ни одного послания апостола Павла. Из второго миссионерского путешествия до нас дошли: I и II к Солунянам. Из III, самого длинного, дошло 4 больших догматических послания: два к Коринфянам, к Римлянам и к Галатам. Дальше – период уз, из которых дошли четыре послания Павла – к Филлипийцам, к Колоссянам и сопроводительная записка к Филимону, послание к Ефесянам. Из уз были написаны I и II Тимофею и к Евреям. Три пастырских послания – два Тимофею и Титу. И Послание к Евреям – вот 14 Павловых посланий.

8. Первое миссионерское путешествие ап. Павла: география, переход благовествования к язычникам.

В науке существует несколько разных хронологий апостольского периода, но мы выберем одну из них, которая делит весь этот период на 4 части.

1. От 29 г. до 35 г. от Вознесения до распространения христианства за пределы Иудеи и убиения Стефана, и гонения на Церковь (35 г.).

2. От 35 г. до 44 г. От убиения Стефана до гонения, воздвигнутого Иродом Агриппой I (44г).

3. От 44 г. до 70 г. До переселения Иерусалимских христиан в Пеллу за Иордан в связи с национальной иудейской катастрофой.

4. От 65 г. до 100 г. Основным центром христианской жизни стал Эфес.

В 3-й период Апостольского века христианство распространялось в бассейне Средиземного моря благодаря трудам ап. Павла.

В течение своего первого путешествия (Деян. гл. 13-14) ап. Павел благовествовал на Кипре и в Малой Азии, точнее говоря, в Писидии, Ликаонии и Памфилии. Павел был вместе с Варнавой. Сопровождавший их Иоанн-Марк отделился от них в Пиргии (Деян. 13, 13).

Спутники Павла. Его первое миссионерское путешествие начинается из Антиохийской Церкви, когда тамошние пророки и учители, в числе которых были Варнава и Симеон, называемый Нигер, Луций Киринеянин, Манаил – совоспитанник Ирода четверовластника и Савл, пребывали в служении Господу и посте. Некоторые ученые полагают, что в греческом подлиннике это словосочетание может пониматься как Евхаристия. И вот во время службы Дух Святой сказал им, чтобы они отделили Ему Варнаву и Савла на дело, которое Он им предназначил. Совершив пост и молитву, они отпустили Варнаву и Савла.

Христианство на Кипре. В качестве первого географического указания миссионерского путешествия писатель книги Деяний Апостольских представляет о. Кипр, на который прибыли Варнава и Савл, пройдя через Селевкию. На этом острове христианство было распространено до апостола Павла. После первого гонения происшедшего после убиения Стефана, христиане, убегая от гонителей, расходились в разные концы Вселенной, и тем самым распространяли Благовестие по всему тогдашнему миру. Так благовестие достигло и острова Кипр. Следовательно, нельзя сделать вывод, что Кипрская Церковь была основана ап. Павлом. Остров является родиной ап. Варнавы, и мы можем предположить, что именно он был в числе первых христиан, которые распространяли христианство на этом острове.

Особенности проповеди в первом путешествии. На всем протяжении первого миссионерского путешествия ап. Павла, в какой бы город он не пришел, всегда шел в синагогу и проповедовал Слово Божие своим собратьям, которым предназначалось Слово Спасения. Его целью была проповедь иудеям рассеяния. Но среди слышавших проповедь находились иудеи, которые возбуждали народ, и апостолам приходилось скрываться. После они обращались уже к язычникам. Так было в Антиохии Писидийской. Для самого апостола такой поворот событий был неожиданным, о чем свидетельствует тема рассказа антиохийской Церкви о путешествии.

Проповедь на Кипре. В г. Саламин они проповедуют слово Божие в синагоге. Пройдя весь остров, апостолы попадают в г. Паф, где обращают проконсула Сергия Павла. При этом была попытка отвратить его от веры в Иисуса Христа со стороны волхва Вариисуса (Елима). Ап. Павел, исполнившись Св. Духа, обличает волхва и предает его до времени слепоте.

Новое имя апостола. Замечателен этот эпизод тем, что здесь впервые Савл назван Павлом (здесь впервые он называется Павлом 13, 7). По поводу нового имени Савла существует много предположений, откуда оно взялось. Некоторые экзегеты, например бл. Иероним, считают, что Савл назвал себя Павлом по случаю обращения проконсула, как делали римские военачальники: одержав победу, они брали себе в качестве имен названия городов, областей и т.п. Но это мнение не совместимо со смирением апостола. Другие экзегеты: Иоанн Златоуст и Амвросий говорят, что он (кто, Павел?) воспринял новое имя в крещении (???). Существует также гипотеза, что еврейское имя Савл по латыни звучит как Павел. Еще точка зрения, что Савл в смирении своем взял себе имя «Павел», которое обозначает «малый, меньший». В 1 Кор. 15 он говорит: «я меньший из апостолов, потому что гнал Церковь Христову».

Отделение Марка. После этого, ап. Павел и бывшие с ним отплыли из Пафа и прибыли в Пергию Памфилийскую, где Иоанн (Марк) отделился от своих спутников и отправился в Иерусалим.

Антиохия Писидийская. Они же, продолжая свое путешествие, прибыли в Антиохию Писидийскую. В синагоге ап. Павла просили сказать слово собравшимся. План этой проповеди можно построить следующим образом:

1. История Израильского народа до пришествия обещанного Спасителя; 2. Израильтянам послано Слово Спасения; 3. Отвержение пришедшего Мессии избранным народом; 4. Свидетели Воскресения, и подтверждение этого факта от Писания; 5. Закон Моисеев не дает оправдания, но вера Того, кто прощает грехи. 1. История израильского народа и воздвижение из среды их Спасителя 2. Слово спасения теперь послано к иудеям рассеяния, т.к. иерусалимляне не узнали его 3. Обетования Божии исполнены в воскрешении Иисуса 4. Ради Иисуса возвещается прощение грехов и верующий оправдывается Им

Реакцией на проповедь была просьба язычников говорить о том же в следующую субботу, а некоторые иудеи, исполнились зависти.

Обращение с проповедью к язычникам. В следующую субботу ап. Павел снова говорил слово Божие, но Иудеи, исполнившись зависти, начали прекословить ему.

Тогда ап. Павел и ап. Варнава говорят им, что слово Божие должно быть проповедано им (иудеям) первым, но так как они его отвергают, то Апостолы обратятся к язычникам, как и повелел Господь. Услышав это, язычники радовались, а некоторые Иудеи, подстрекали набожных женщин и первых людей в городе. Результатом этого было то, что их выгнали из города.

Проповедь в Иконии. Отсюда они направились в Иконию. Здесь они так же вошли вместе в иудейскую синагогу, и в результате проповеди обратилось много Иудеев и Эллинов. Но и здесь некоторые Иудеи, неуверовавшие, возбуждали язычников против братьев. И, тем не менее, как пишет Дееписатель, здесь они пробыли довольно много времени. Через Апостолов творились многие чудеса, и жители города, видя это, разделились на два лагеря: одни были на стороне Апостолов, а другие на стороне Иудеев.

Обожествление апостолов в Листре. Далее ап. Павел удалился в Ликаонский город Листру, дабы не быть побитым камнями от недоброжелателей. Здесь он исцелил человека, который не владел ногами. Чудо послужило поводом, чтобы назвать Варнаву Зевсом, а Павла Ермием.

Апостолам с трудом удалось убедить жителей города не приносить им жертвы объяснив, что они такие же люди, а цель их благовестия – обращение дервиян к Богу, который и соделывает чудеса во свидетельство о себе.

В этом городе Апостолы могли бы пробыть с пользой для благовестия несколько больше, но пришедшие сюда иудеи из Антиохии и Иконии настроили жителей города против них. Дело дошло до того, что ап. Павла а побили камнями и вытащили за город. Здесь вокруг него собрались ученики, а апостол встал и возвратился в город, а на следующий день ушел с Варнавою в Дервию. Там они проповедовали Евангелие и, обратив большое количество учеников, решили возвратиться в Антиохию.

Утверждение Церквей на обратном пути. Проследовав через Листру, Иконию и Антиохию, они укрепляли учеников и рукополагали пресвитеров в каждой Церкви. Через Писидию они прошли до Пергии Памфилийской. Здесь они, наставив учеников, удалились в Атталию, и закончили свое путешествие в Антиохии.

Отчет о путешествии. По прибытии в Антиохию, апостолы рассказали перед церковью, как Бог призвал язычников ко спасению.

[Послания Павла] Из первого миссионерского путешествия до нас не дошло ни одного послания апостола Павла. Из второго миссионерского путешествия до нас дошли: I и II к Солунянам. Из III, самого длинного, дошло 4 больших догматических послания: два к Коринфянам, к Римлянам и к Галатам. Дальше – период уз, из которых дошли четыре послания Павла – к Филлипийцам, к Колоссянам и сопроводительная записка к Филимону, послание к Ефесянам. Из уз были написаны I и II Тимофею и к Евреям. Три пастырских послания – два Тимофею и Титу. И Послание к Евреям – вот 14 Павловых посланий.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 721 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...