Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эсхатологические ожидания



Напряженность ожидания эсхатологического ожидания вытекает из Посла­ний ап. Павла. В начале своего апостольского служения ап. Павел думал, что он сам доживет до пришествия Господа во славе (1 Фес. 4:15; ср. 1 Кор. 15:51-52). Можно с уверенностью сказать, что такой же напряженностью отличалось эсхатологическое ожидание и в пер­вые годы апостольской Церкви. Петр, объясняя народу чудо Пятидесятницы, сослался на пророчество Иоиля, получившее исполнение на их глазах (ср. Деян. 2:16-21). Но пророчество Иоиля, вне всякого сомнения, относилось к последним временам, чего не мог не сознавать и Петр. В приложении к современности это пророчест­во Иоиля сообщало современности эсхатологические черты. Эта же напряженность эсхатологического ожидания слышится и в словах Петра после исцеления хромого (ср. Деян. 3:19-21).

ПЕРВОМУЧЕНИК СТЕФАН.

Стефан был привлечен к суду Синедриона по обвинению в хуле на храм и на закон.

Личность Стефана. Сначала Дееписатель характеризует личность С. как мужа, исполненного веры и силы, говоря о нем, что он совершал великие чудеса и знамения в народе. Видимо, сам С., как показывает имя его и речь, был эллинистом, а потому он проповедовал в синагогах эллинистов, которых было около 500 в Иерусалиме.

С ним спорили. Однако, не будучи в состоянии «противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил», научили некоторых оклеветать его, якобы он произносил хулу на Моисея и Бога.

Большая речь, которую он произнес в свою защиту, приведена в Деян./7;2-53/. В этой речи С. показал, 1) что Ветхозаветное обетование получило исполнение во Христе, и, 2) что исполнение Ветхого Завета означает его прехождение.

(а). Сначала он проходит мысленным взглядом события Ветхозаветной истории: Авраама/2-8/, Иосифа/9-16/, и Моисея/20-41/. Из сказанного вытекало, что мысль патриархов и Моисея была устремлена в будущее, к которому и относились обетования. Ветхозаветное обетование получает исполнение только во Христе.

(б). Явление Христа связано с домостроительством Божиим в Ветхом Завете – в предательстве и убиение Праведного, жестоковыйные иудеи проявили то же противление Духу Святому, которое их отцы являли, воздвигая гонения на пророков. Это связь отрицательная, но она содержит и положительную мысль:

(в). Служение пророков в Ветхом Завете вело ко Христу. С. ссылается на Моисея цитируя его пророчество, что Пророка воздвигнет вам Бог из братьев ваших, как меня Его слушайте /37/. (г).

(г). Исполнение В.З. во Христе есть и его прехождение. Пророки вели ко Христу, и гонения на пророков прообразовало восстание на Праведного/51-53/. Восстание на Праведного знаменовало отпадение Иудейства.

(д). С. ставит под сомнение и храмовый культ: для служения Богу храмы, созданные руками человеков не нужны.

Речь С. кончается явлением ему, исполненному Духа Святаго, Славы Божией и Иисуса Христа, стоящего одесную Бога (см. п.(в)).

С. был побит камнями. Возмущение С. среди иудеев было общее. Но в лице его они не видели ни страха, ни уныния: лицо его было похоже на лицо ангела.

[Константин Польсков] Речь первомученика Стефана вначале кажется скучной, потому что вспоминается Израильская история, но это ярчайший пример богословия истории. Библеист Орлов резюмирует: «Бог изначала сообщил истории Израиля развитие, которое вело к осуществлению данных Аврааму обетований, таким именно образом, как осуществилось через Иисуса Назарянина, и которое закончилось упразднением храмового культа и изменением закона Моисеева. Но Израиль в своем постоянном и упорном противлении Духу Святому выразил отвержение Христа. Однако, как раньше Бог, несмотря на противление Израиля, осуществлял в его истории Свою волю, так и теперь Иисус Христос исполнит все, что пришел совершить для спасения человека. И неверующий Израиль, подобно своим отцам, за непослушание Богу и Христу, подлежит отвержению, но уже постоянному и полному, так как во Христе исполнение всех обетований Божиих Израилю». Смысл речи Стефана – показать, как Бог действовал через Израиль, как Бог вел Израиль к принятию Христа. В этом смысле любопытен подбор исторических персонажей, который вспоминает Стефан: Авраам, как отец верующих, Иосиф, отверженный братьями, проданный в рабство, стал спасителем своего народа, Иосиф – как прообраз Христа. В Великий Понедельник Иосиф вспоминается именно как прообраз Христа. Моисей, которого отвергли соплеменник, стал начальником и избавителем. Давид и Соломон в контексте антихрамовой полемики. Заканчивается речь Стефана побиением его камнями. В VII главе, 58: свидетели положили свои одежды у ног юноши именем Савла. И он одобрял это убиение. Так мы встречаемся с тем, кто станет великим Павлом.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 952 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...