Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга пророка Ионы



1. Сведения о пророке Ионе

В самой книге о пророке Ионе (евр. «Голубь») говорится, что он был сыном Амафии (1, 1), происходил из евреев и почитал Господа Бога небес (1, 9), сотворившего небо и землю. Эти краткие сведения несколько дополняют свидетельством 4 Ц. 14, 25 об Ионе, сыне Амафиине, из Гефхефара (в колене Завулоновом, см. И. Нав. 19, 3) современнике Иеровоама II, царя израильского, предсказавшем царю восстановление древних пределов царства. Из этого следует, что пророк Иона был старшим современником Амоса и Осии, пророчествовавших тоже при Иеровоаме II, но чуть позже, после его побед. Считают, что Иона принадлежал к числу «царских» пророков (ср. 3 Ц. 22, 6; Иер. 28).

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Ионы существенно отличается от всех других пророческих писаний, т.к. все 4 главы ее содержат не пророческие речи, а описывают миссию пророка в Ниневию, столицу Асси­рии.

1 глава повествует о том, как Иона, получивший от Бога повеление идти в Ниневию и обличать беззакония жителей этого города, пытался уклониться от этой миссии. Он направляется в Иоппию, портовой город на Средиземном море (нынешняя Яффа), садится на корабль и бежит «от лица Господня» в противополож­ную от Ассирии сторону – в Фарсис (Тарсис), Финикийскую коло­нию в Испании, олицетворявшую для древних евреев край света (стт. 1-3). Далее описывается, как на море поднялась великая буря, грозившая потопить корабль, и язычники-моряки, по обычаю того времени, бросили жребий, чтобы узнать, кто из присутствующих на корабле виновен пред Богом и навлек на себя Его гнев; жребий пал на Иону, который исповедал пред всеми свой грех и просил бросить его в море, после чего ветер прекратился (стт. 4-16).

2 глава рассказывает о поглощении Ионы «китом великим» (стр. 211, Ион. 2,1) (в евр. тексте «большой рыбой»), о пребывании его во чреве ки­та три дня и ночи, и о молитве Ионы с благодарением Богу за со­хранение жизни, с прошением о спасении. Господь повелел киту извергнуть Иону на сушу.

В 3 главе говорится о вторичном повелении Божием Ионе – идти в Ниневию с проповедью о покаянии и об исполнении этого повеления. На этот раз Иона не осмелился ослушаться, он идет в Ниневию и проповедует о грядущем через 40 дней (в греч. Биб­лии через три дня разрушении). Ниневитяне во главе со своим царем, вразумленные проповедью Ионы, покаялись: наложили на себя пост, «обратились от злого пути своего», и были помилова­ны Богом.

В 4 главе списывается, как Иона за городом под палящими лучами знойного солнца ожидает в палатке погибели Ниневии, как обрадовался он, когда «Господь произростил над ним расте­ние» (слав. «тыква»), защищавшее его от зноя, и до смерти огорчился, когда оно внезапно засохло. Господь вразумляет про­рока вопросами: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого ты не растил, которое в одну ночь вырос­ло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 тысяч человек, не умею­щих отличить правой руки от левой, и множества скота?» (4,10-11).

3. Прообразовательное значение книги Ионы

Хотя книга пророка Ионы отличается отсутствием в ней собственно пророческих речей, она имеет пророческое (точнее – прообразовательное) значение. Сам Господь Иисус Христос сви­детельствует в Евангелии, что трехдневное пребывание Ионы во чреве кита прообразовало Его трехдневное пребывание в сердце земли. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне вос­станут на суд с родом сим, и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его: ибо она проходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12, 39-42; ср. Лк. 11, 29-32).

Проповедь Ионы язычникам-ниневитянам прообразовала про­поведь Христа среди язычников, а раскаяние ниневитян прооб­разовало раскаяние и обращение язычников к Богу.

4. Проблема историчности и времени происхож­дения книги

[Лекции] В царствование Иеровоама II упоминается пророк Иона (4 Цар. 14, 25). Поэтому и книгу можно отнести к VIII веку, то есть ко времени, когда Ассирия, столицей которой была Ниневия, была в самом расцвете. За древность этой книги говорит и ее место среди книг малых пророков. Современные толкователи расходятся во мнениях, называя даты от IX до V века. В пользу подлинности данной книги можно привести еще два соображения. Во-первых, критичность, с которой раскрываются поступки пророка. Такой подход скорее свидетельствует в пользу автобиографического характера книги. Во-вторых, идеи книги весьма далеки от жесткой позиции по отношению к иноплеменникам, характерной для послепленного периода. Однако она была внесена в канон.

[Еп. Сергий] По вопросу историчности книги и времени ее происхождения споры продолжаются с древних времен до наших дней. Мнения ис­следователей можно разделить на 3 группы. (1) одни признают ее историчность и истолковывают в собственно-буквальном смыс­ле; (2) другие объясняют ее как аллегорический образ, соответст­вующий исторической судьбе ветхозаветного Израиля; (3) третьи отвергают ее историческое достоинство и считают ее притчей (или «мидрашом»), написанной в плену или послепленное время и лишь подписанной именем Ионы пророка 9 в. до Р.Хр.

1. Древние иудеи: Филон, И. Флавий (Древности IX, X, 2), талмудисты, а также свв. отцы (св. Ефрем Сирии, Иоанн Злато­уст, Кирилл Александрийский, бл. Феодорит, бл. Иероним, бл. Августин, Феофилакт) понимали книгу Ионы в историческом смыс­ле. Эта точка зрения основывается на неоднократных упоминани­ях об Ионе в канонических и неканонических книгах (4 Ц. 14, 25;

Тов. 14, 4; 3 Мак. 6, 6; 3 Езд. 1, 33), но, главным образом на сви­детельствах Мф. 12, 39-42 и Лк. 11, 29-32, где о трехдневном пребывании Ионы во чреве кита и о покаянии ниневитян как результате проповеди Ионы говорится устами Самого Спасителя, причем, в одном контексте с упоминанием о визите царицы Савской к Соломону, историчность которого не подлежит сомнению.

2. Некоторые экзегеты смотрят на историю Ионы как на аллегорию. Иона-голубь изображает Израиль, который был предназначен быть пророком Иеговы среди языческих народов. Но, поскольку Израиль не выполнил своей миссии, он был поглощен Вавило­ном, изображенным в книге в виде большой рыбы. Во время вавилонского плена он обратился ко Господу и был восстановлен. В подтверждение возможности такого толкования приводит Иер. 51, 34, 44, где Вавилон изображается в вида дракона, проглатывающе­го народы, которые будут исторгнуты Господом из уст его.

3. Большинство современных исследователей рассматривают книгу Ионы как назидательную притчу и в подтверждение приво­дят следующие аргументы: а) речь об Ионе идет в 3-м лице; он является главным действующим лицом в книге, но нигде не сооб­щается об его авторстве, б) В 3, 3 о Ниневии говорится в про­шедшем времени («Ниневия же была город великий»), а царь ее не называется по имени (3, 6). Отсюда делается вывод о написании книги после падения Ниневии в 612 году. в) В книге имеются арамеизмы — признак послепленного происхождения, в этом отношении она сходна с книгами Ездры и Неемии. г) Идея универсаль­ности Бога Израилева и спасения, предназначенного не только евреям, но и язычникам, невозможна у пророка 9 века до Р.Хр., эта идея получила развитие в плену и в послепленное время.

Все эти аргументы заслуживают внимания, но они не бес­спорны: а) по мнению ряда экзегетов, метод повествования в 3-м лице имел применение у ветхозаветных писателей, пожелавших оставить свою личность в тени; из светских писателей в 3-м лице писал о себе Цезарь в сочинении «О Галльской войне».

б) Арамейская окраска книги может рассматриваться по-разному, да­же как признак авторства Ионы; поскольку Израильское царство на севере граничило с арамеями (Сирией), язык его должен был включать арамейские слова. Селлин и Рост находят, что даже молитва Ионы (2, 3-10), подлинность которой особенно оспаривалась, написана языком, свидетельствующим о древности книги,

в) Идея универсальности Бога Израилева как Бога не только евреев, но и языческих народов, наказывающего преступления всех людей, встречается у Амоса, пророка 9-го века (Ам. 1, 2). О том, что пророческое служение распространялось и на язычников, мы чита­ем в 3, 4 книгах Царств (служение Илии и Елисея),

г) Выводы о написании книги после падения Ниневии из свидетельств книги Ионы 3, 3, 6, весьма шаткие. Напротив, после 612 года скорее невозможно было говорить о помиловании язычников на примере уже павшей Ниневии; такой пример был бы неудачным и крайне неубедительным.

О трудности толкования книги пророка Ионы свидетельст­вовали еще древние отцы и учители Церкви. Св. Григорий Назианзин (+374 г.) и бл. Феофилакт оставили сведения о том, что в их время существовало аллегорическое толкование книги Ио­ны, не занимая по отношению к нему полемической позиции.

Исходя из изложенных выше аргументов, большая часть современных экзегетов рассматривают книгу пророка Ионы как дидактическое произведение, изложенное в форме притчи. По их мнению, Спаситель, ссылаясь на книгу Ионы, заимствовал из нее только элементы, необходимые для своего учения и при этом ничего не возвестил о их реальности или фиктивности. Использование же этих мест книги может быть успешным независимо от того, явля­ются ли они историческими фактами или литературными образами. Учение Спасителя имеет одинаковую ценность независимо от того, преподносится ли оно в виде притчи, или же выводится из исто­рических фактов. Но при всем этом ряд экзегетов полагают, что в основу книги Ионы положены реальные элементы, заимствован­ные из предания об Ионе. Таким образом, по их мнению, можно лучше объяснить, как писатель более позднего времени исполь­зовал Иону в качестве главной личности своей книги.

Из представленного очерка мнений видно, что спорный воп­рос о времени происхождении и авторстве книги зависит от реше­ния проблемы ее историчности. Экзегеты, защищавшие исторический авторитет книги, приписывали ее авторство Ионе, сыну Амафии (пророчествовал между 793-753 Гг. до Р.Хр.). Другие пред­почитают придерживаться мнения о более позднем написании ее анонимным автором, не исключая время плена и даже после плена.

5. Учение книги

Религиозно-нравственное учение книги про­рока Ионы важнее всех проблем, возникающих по поводу ее автор­ства и время написания.

Прежде всего в книге раскрывается возвышенная идея об универсальности спасения, предназначенного для всех народов. Народом Божиим могут быть языческие народы, уверовавшие в Него, а не только Израиль. Еврейский партикуляризм с трудом восприни­мал эту идею. На пути усвоения этой возвышенной идеи непреодо­лимым препятствием стоял эгоизм и предубежденность в том, что спасение предназначено только для евреев. Бог – Отец всех людей, Он простирает Свою любовь на все человечество и милует ка­ющихся грешников. Но покаяние со стороны человека-грешника не­обходимо. Ибо без него нет прощения.

Еще одна идея: Посланник Божий непременно должен испол­нить Свою миссию. В случае противления – он наказывается Бо­гом.

С литературной точки зрения книга оценивается очень высоко. Ее сравнивают с жемчужиной уникальной ценности.

Богослужебное употребление книги

Книга пророка Ионы полностью прочитывается на вечерне в Великую Субботу (4-я паремия).

Ион. 2, 1: «Повелел Господь большому киту проглотить Иону» – вопрос о том, реально ли это чудо, возникал неоднократно. Конечно, Творец, создавший морские чудовища, мог сделать и так, что человек, поглощенный одним из них, остался жив. Однако, наша вера во всемогущество Божие не обязывает нас к исключительно буквальному толкованию этого текста. Филологический анализ показывает, что в Библии нет особого слова, обозначающего «кита». В ней названы по-еврейски тан и таннин – большие животные, как змеи, крокодилы, крупные рыбы. Ошибочно мнение, что Иона был проглочен китом: в книге говорится о «даг дадол» (евр.), т.е. о большой быстро размножающейся рыбе, что не может относиться к киту.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 385 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...