Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Возможности и резервы мобилизационной экономики были к началу 80-х гг. уже исчерпаны. Неблагоприятная для нас международная конъюнктура, в том числе развертывание военных действий в Афганистане, вела к сокращению нефтедолларовых вливаний в экономику. В результате для правительства становилось все более затруднительным со-
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
хранять относительно стабильный жизненный уровень граждан страны. Стала давать сбои и гарантированная система социального обеспечения. Следствием всего этого явилось постепенное падение жизненного уровня, рост дефицита продовольственной продукции и качественных промышленных товаров повседневного спроса. Наметилась тенденция сокращения средней продолжительности жизни в стране. Уже в 70те гг. она перестала увеличиваться и в 1985 г была на 2 года ниже, чем в 1972 г. В стране продолжала расти детская смертность. К середине 80-х гг. по уровню детской смертности СССР занимал 50-е место в мире. Таким образом, в 40—80-е гг. социальное развитие страны было довольно противоречивым. Патерналистский тип социальной зашиты, сложившийся в государстве, обеспечивал минимум социальных гарантий для всех нуждавшихся граждан. Однако затратная, мобилизационная экономика делала непрочными социальные завоевания народа. И это прежде всего проявилось в уровне его жизни, который с начала 80-х гг. стал постепенно снижаться. В стране все более осознавалась необходимость реформирования общественной системы и ее важнейшей составляющей части — социальной сферы. Попытки такого реформирования были предприняты в перестроечную и постперестроечную эпоху.
П. Я. Циткилов
7.20. Почему потерпели неудачу реформы Н. С. Хрущева?
Поставленный вопрос в исторической литературе освещается часто слишком прямолинейно. Реформы Хрущева принесли немалые позитивные результаты в политической, экономической, социальной, духовной и других сферах — подчеркивают одни авторы. Другие делают акцент на невозможности реформирования социалистической системы и доказывают изначальную порочность преобразований Хрущева.
В ходе начатой после XX съезда КПСС десталинизации страны тоталитаризм был поколеблен во всех сферах жизни, но не сокрушен. Оживление Советов, общественных
организаций, прорыв в Космос и подъем целины, жилищное строительство, курс на мирное сосуществование с Западом и другие достижения сочетались с проявлениями посттоталитарной системы. Продолжал осуществляться всеобъемлющий контроль партийного аппарата за политической, хозяйственной, идеологической и культурной жизнью общества. Генеральный секретарь ЦК КПСС по-прежнему являлся «некоронованным самодержцем». В правящей партии, вопреки ее собственному уставу, вне критики снизу оставались ЦК, Политбюро ЦК, секретари ЦК. О возможности внутрипартийной оппозиции и уж тем более многопартийности никто не смел и заикнуться. В избирательной системе оставалась незыблемой практика выборов без выбора. В экономике безраздельно господствовали государственная и колхозная формы собственности, административно-командная система. В идеологии не допускались идеи, в чем-то отличающиеся от официальной марксистско-ленинской теории.
Это явилось главной причиной того, что в силе оставался старый экономический механизм, строжайшая централизация в управлении. Экономика страны развивалась по экстенсивному пути. С конца 50-х гг. темпы экономического развития существенно замедлились. В конце 50-х — первой половине 60-х гг. произошел ряд крупных провалов в сельском хозяйстве. Ситуация в экономике 1959—1964 гт. во многом напоминала явления конца 40-х — начала 50-х гг.
Это отрицательно сказалось и на уровне материального благосостояния народа, и на духовном развитии страны («оттепель» все чаше сменялась трескучими морозами).
Выражением неудач реформ Хрущева являлось и то, что он с конца 50-х гг. в своей аграрной политике в известной мере вернулся к методам управления сталинского периода (поддержка лжеученого Лысенко, «кукурузная эпопея»).
Эти явления в совокупности подготовили почву для отстранения Хрущева от руководства партией и страной и частичного восстановления сталинистских порядков. К числу факторов, непосредственно обеспечивших успех переворота в октябре 1964 г., относятся следующие.
Хрущев лишился поддержки почти всех социальных слоев советского общества.
Рабочие негодовали в связи с повышением в 1962 г. цен на мясо и масло и нехваткой товаров, что привело к
История России в вопросах и ответах
Новочеркасским и Карагандинским трагическим событиям. Крестьянство и рабочие совхозов были крайне недовольны жесткими ограничениями личного подсобного хозяйства, подрывом экономики колхозов в результате их больших затрат на ускоренный выкуп техники МТС, линией на ликвидацию чистых паров и посевов многолетних трав, дефицитом промтоваров, и т.д.
У интеллигенции вызывали протест возобновившиеся гонения на видных писателей и художников, преимущества при поступлении в вузы для молодых производственников и снижение в связи с этим уровня подготовки специалистов, использование людей интеллектуального труда на физических работах. «Дозированная либерализация» вызвала возмущение и ортодоксов-консерваторов.
Партийный аппарат был недоволен, во-первых, разделением в 1962 г. партийных организаций на промышленные и сельские (как в связи с тем, что эта мера порождала путаницу и неразбериху, ослабляла связи промышленности с сельским хозяйством, так и из-за опасений, что она приведет к образованию крестьянской партии эсеровского типа). Во-вторых, партийная бюрократия видела, что серьезную угрозу для нее таят введенные в 1961 г. на XXII съезде КПСС нормы систематического обновления всех органов партии. В-третьих, партийный аппарат раздражали частые и резкие нападки на партийных чиновников.
Руководящие кадры промышленных и сельскохозяйственных предприятий выступали против административного диктата и бесконечных реорганизаций.
Командный состав вооруженных сил не мог простить Хрущеву снятия с поста министра обороны Г. К. Жукова и резкого сокращения армии без создания необходимых материально-бытовых условий увольняемым в запас офицерам.
Наконец, у народа в целом с течением времени стали вызывать раздражение восхваление Хрущева, широковещательные декларации о скором пришествии коммунизма, призывы в ближайшие годы догнать США по производству молока, мяса, масла на душу населения, тем более, что все это пришло в противоречие с ухудшением с конца 50-х гг. экономического положения.
Массы в духовном и психологическом отношении не были готовы к коренным преобразованиям в социально-по-
447 Раздел 7. Великая российская революция...
литической, экономической и идеологической сферах. Даже диссиденты в большинстве своем в то время не ориентировались на капитализм и в основном не ставили под сомнение коммунистическую перспективу. У многих трудящихся в связи с неудачами хрущевских реформ усилилась тяга к возвращению жестких порядков сталинского периода. Сказывалось отсутствие у масс демократических традиций и взращивавшийся десятилетиями сталинского произвола конформизм.
Главный реформатор — Хрущев при всей прогрессивности многих его шагов был сыном сталинской эпохи и не мог сразу отбросить ее предрассудки, а частично и ее методы, приемы подхода к делу. Отсюда половинчатость, непоследовательность, зигзаги и колебания. К тому же ему не хватало теоретической подготовки, общей культуры. Он уповал по преимуществу на реорганизации структур административного управления, на сохранение в неприкосновенности существовавших форм собственности, сложившихся эко! гоми-ческого механизма и социально-политической системы.
10. П. Денисов
7.21. Каковы были условия
и характерные черты развития
советской культуры
в послевоенный период?
Советский период отечественной истории отмечен возникновением феномена советской культуры, который сформировался в 20—30-е гг. в ходе так называемой культурной революции.
Созданная в тот период административно-командная система продемонстрировала свой немалый потенциал, не только обеспечив за короткий срок массовую грамотность населения, но и воспитав поколение, выстоявшее в войне с фашизмом. Путем опоры на такие исторически сложившиеся ментальные черты русского народа, как пассионарность, соборность, державный патриотизм в массовом сознании были сформированы позитивный образ социализма, впервые создаваемого в СССР, вера в возможность решения этой
История России в вопросах и ответах
задачи в кратчайшие сроки и готовность ради этого идти на любые жертвы.
К 40-м гг. крайняя централизация управления культурой привела не только к единоначалию, но и к единообразию и единомыслию, совершенно ей противопоказанным. Культура попала в прокрустово ложе сталинизма.
Источником драмы культуры стало подчинение ее официальной идеологии. После войны культурная политика не только сохранила идеологизированно-охранительный характер, но и приобрела тенденцию к превращению в прямо репрессивную политику, свидетельством чего стали партийные постановления второй половины 40-х гг. о литературно-художественных журналах, репертуаре драмтеат-ров, кинофильмах и музыкальных произведениях, развертывание кампании по борьбе с «космополитизмом». Однако выросшее национальное самосознание общества не позволило осуществить консервацию и усиление административно-командных методов руководства культурой, сложившихся в предшествующий период в условиях неразвитости демократических традиций и монопольного положения партии. Первый шаг в сторону демонтажа системы был сделан при Н. С. Хрущеве и вошел в историю как «оттепель» — по названию повести И. Эренбурга (1954 г.). Однако слишком многое связывало общество 50-х гг. с предшествующим этапом развития, что определило непоследовательность и половинчатость этого шага. Осознавалось ли это руководством? Вероятно, да, ведь не случайна следующая самохарактеристика Хрущева: «В вопросах культуры я сталинист».
50-е гг. отмечены тем, что вновь получили доступ к широкой публике произведения многих деятелей литературы " и искусства, ставших жертвами беззакония в годы сталинщины: О. Э. Мандельштама, И. Э. Бабеля, Б. А. Пильняка и др.; после долгого перерыва были изданы сборники А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко, хотя одиозные ждановские постановления 40-х гг. оставались в силе вплоть до перестройки. Расширилась свобода художественного творчества, увеличилось число издаваемых в стране литературно-художественных журналов, таких как «Наш современник», «Юность», «Молодая гвардия», «Иностранная литература», «Москва», «Дон» и др.,
Активизировались международные связи советской культуры. Был учрежден Международный конкурс испол-
Раздел 7. Великая российская революция...
кителей им. П. И. Чайковского (первый состоялся в 1958 г.), возобновлен и стал регулярным Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.), началась организация выставок зарубежного изобразительного искусства, гастролей музыкантов и т. п. Однако по мере укрепления личной власти Хрущева наряду с тенденцией оживления культурной жизни и очищения ее от негативного наследия прошлого стали все более усиливаться консервативные настроения и административный контроль за культурной жизнью.
Внедрялась практика проведения совещаний с деятелями культуры, причем прозвучавшие на них мнения руководителей партии и правительства, нередко весьма некомпетентные, воспринимались как непреложные истины. Участились рецидивы разносной критики, публичных проработок. Печально известна судьба Б. Л. Пастернака, исключенного в 1958 г. из Союза советских писателей в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» (вос-станозлен в 1987 г. посмертно).
Начало 60-х гг. — это время, когда на фоне победных реляций XXII съезда партии, принявшего программу коммунистического строительства в СССР, и начавшейся подготовки к празднованию 10-летия пребывания Хрущева у власти (по определению официальной печати, «великого десятилетия»), в стране все более нарастали трудности, но при этом не только не ослабевали, а, наоборот, приняли откровенно лихорадочный характер реформаторские начинания руководства. К концу 1964 г. ресурс времени и общественного доверия оказался исчерпан, в партии и стране произошла смена руководства.
Новый политический лидер, Л. И. Брежнев, представлял силы, главным курсом которых являлась стабильность, постепенно выродившаяся в застой. Все это не могло не отразиться на ходе культурного процесса, хотя прямой жесткой зависимости здесь не было. Импульс «оттепели» вышел далеко за рамки 50-х гг. «Шестидесятники» — поколение интеллигенции, называвшее себя «детьми XX съезда», — стояло у истоков и определяло развитие многих либеральных и нонконформистских тенденций культурной жизни последующего периода.
Однако первый признак поворота к духовной реакции обозначился уже в 1965 г. арестом писателей А. Синявского и Ю. Даниеля за публикацию нескольких произведений
15. Зэк 430
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция.
на Западе. Б феврале 1966 г. над ними состоялся суд — первый открытый политический процесс после смерти Сталина, что произвело на современников крайне гнетущее впечатление.
В 1966 г., выступая на XXIII съезде КПСС, Л. И. Брежнев негативно высказался о двух направлениях в художественной культуре: «очернительстве^, с одной стороны, и «лакировке действительности» — с другой. Слова генсека были восприняты как установка на Критику художественных произведений о трагических страницах недавнего прошлого, острых проблемах настоящего. Вскоре последовал ряд юбилейных дат — 50-летие Октябрьской революции, 100-летие со дня рождения В. И. Ленина и др., отмеченных постановлениями ЦК КПСС, выдвижением концепции «развитого социализма», развертыванием широкомасштабных идеологических кампаний. Идеологический диктат усилился. Постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» (январь 1969 г.) фактически было возвратом к сталинским решениям по культуре 40-х гг.
Тенденции неосталинизма становились все более явными. Имя Сталина звучало в официальных докладах самого высокого уровня, его образ создавался на страницах многотомных эпопей, становился центральным во многих фильмах. Ужесточилась цензура. Стала обычной практика запрета публикаций художественных и публицистических произведений; появились так называемые «полочные» фильмы, т. е. отснятые, но не допущенные к выходу на экран; специальные комиссии выносили запреты на организацию художественных выставок, постановку театральных спектаклей, исполнение музыкальных произведений.
В 1970 г. был ликвидирован последний оплот демократической художественной интеллигенции в связи с отставкой А. Т. Твардовского с поста главного редактора журнала «Новый мир». Те творческие деятели, которые пытались открыто выражать свои сомнения, протесты, вынуждены были эмигрировать. В разное время были были вынуждены покинуть страну писатели — А. Солженицын, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, историк А. Не-
крич, виолончелист М. Ростропович, певица Г. Вишневская и др.
В последующие годы указанные тенденции в руководстве культурой развивались по восходящей, породив такое явление литературно-художественной жизни, как «советский официоз», другими слозами, поддержанные и поощряемые государством авторы и произведения. «Высшим достижением» официальной культуры стало присуждение Л. И. Брежневу Ленинской премии по литературе (1980 г.). Наконец, нельзя не сказать о том, что идеологические проблемы культурной жизни усугублялись материальными. Финансирование культуры осуществлялось по остаточному принципу, что было связано не только с экономическими трудностями, но и с недооценкой этой сферы.
Несмотря на очевидные негативные явления, было бы ошибочным сводить культурную жизнь середины 60-х — середины 80-х гг. только к ним. Давление официальных, властных структур вызывало противодействие, и в культурной жизни шли процессы, никак не укладывавшиеся в понятие «застой». Более того, в тех условиях именно литература, кино, театр выполняли роль своеобразного средства для снятия напряжения, зревшего в обществе.
Громадным социальным и культурным завоеванием советской культуры 70-х гг. стало обеспечение перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию молодежи. Продолжались творческие поиски в литературе и искусстве: выросшее самосознание общества практически исключало возможность полностью остановить этот процесс по команде сверху.
Ярким явлением в литературе стала так называемая «деревенская» проза. Книги Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева говорили об источниках силы народного духа в тяжелейшую пору раскрестьянивания деревни. Особое место в искусстве заняли книги и фильмы В. Шукшина. Его творческое кредо можно определить его же словами: «...Литература есть правда. Откровение».
Широкое признание получила «бытовая» проза, ставившая острые моральные проблемы. Ее безусловным лидером являлся Ю. Трифонов. Настоящий бум переживали театр «Современник» О. Ефремова и театр на Таганке Ю. Любимова в Москве, Большой драматический театр Г. Товстоногова в Ленинграде. Следует обратить внимание на некото-
15*
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
рые специфические черты художественной жизни 70-х, которые позволяли ей быть насыщенной и разнообразной. Так, получили распространение попытки ставить актуальные проблемы в иносказательной форме, обращаясь к классике (экранизации, театральные постановки). В среде демократической интеллигенции и молодежи получили развитие такие формы доступа к запрещенной литературе, как «самиздат», магнитофонные записи бардов (В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким и др.).
В обществе, таким образом, обозначилось реальное противостояние двух культур — официально-охранительной, выполнявшей Социальный заказ власти, и демократической, готовившей его радикальное обновление. С 1985 г., после прихода к власти нового партийного руководства во главе с М. С. Горбачевым, оно приняло широкомасштабный характер с непредвиденными для большинства результатами. Обновление духовной жизни стало составной частью обновления всей системы государственного социализма в СССР, так называемой перестройки, которая завершилась распадом СССР и глубокими цивилизационными изменениями на всем постсоветском пространстве. Что определило такое развитие событий? Далеко не в последнюю очередь «революция умов», перехлестнувшая определенные ей первоначально границы.
Лейтмотивом перестройки стала гласность, понимаемая в русском языке как «известность, общественность, оглашение». Термин «гласность» как свидетельство новых подходов в политике КПСС впервые прозвучал у М. С. Горбачева в докладе на XXVII съезде (февраль 1986 г.), когда он заявил, что «без гласности нет и не может быть демократизма». Особый размах политика гласности приобрела после январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, позволив открыто обсуждать в средствах массовой информации болевые проблемы общества, его прошлого и настоящего. Это вызвало настоящий поток публикаций на ранее запретные темы, касающиеся нашей недавней истории, прежде всего сталинизма.
Особенность состояла в том, что открытие собственной истории началось через художественную прозу— романы А. Рыбакова и Д. Гранина, В. Гроссмана и В. Дудинцева, пьесы М. Шатрова, причем большинство этих произведений были написаны задолго до перестройки. Значительный
вклад в раскрытие исторической темы внесла публицистика (О. Лацис, И. Клямкин, 10. Карякин и др.).
По мере переосмысления идейных позиций, открытия спецхранов с ранее недоступными для исследователей документами в острую полемику включались ученые-историки, были опубликованы сборники «Историки спорят», «Страницы истории КПСС», «Трудные вопросы истории» и др. Важным моментом в начавшейся перестройке исторической науки стала публикация ранее запрещенных работ дореволюционных и советских политических деятелей 20—30-х гг. — А. Керенского, П. Милюкова, П. Струве, Н. Бухарина, Л. Троцкого, лидеров белого движения — А. Деникина и др.
Вернулись к отечественному читателю труды российских философов Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова... Сложность перестройки исторической науки усугублялась недоверием массового читателя к советской исторической школе, которое было следствием предшествующего этапа се развития. Это определило большой спрос на переводную историческую литературу, были опубликованы исследования С. Козна, Р. Конквеста, Р. Такера и других западных историков.
Как видим, в условиях гласности художественная литература перестала быть единственным источником слов правды, но литературный бум не ослабевал: слишком много незаполненных страниц было в истории самой литературы. За 2—3 года читателям были возвращены десятки ранее запрещенных произведений: представителей первой эмиграции — В. Набокова, Е. Замятина, М. Алданова и др., писателей-эмигрантов 70—80-х гг. — В. Аксенова, В. Вой-новича, В. Некрасова, Э. Лимонова. Одним из самых ярких событий стала публикация в 1989 г. романа А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Наряду с литературой политика гласности проводилась и в других сферах культурной жизни — кинематографии, изобразительном искусстве, музыке, театре. Во всех творческих союзах произошла смена прежнего «рекомендованного» партийными органами руководства. Новые популярные передачи — «Взгляд», «До и после полуночи» и др. — появились на телевидении, которое все чаще стало работать в прямом эфире. Совершенно необычным явлением стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции, съез-
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
дов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного числа людей, что говорило о политизированности общественного мнения. Творческая интеллигенция находилась в эпицентре идейных разногласий и политического размежевания.
Развитие политики гласности, рост идейного и политического плюрализма вызывали, однако, неоднозначную реакцию. Достаточно вспомнить письмо ярого приверженца ортодоксальной коммунистической идеи (март 1988 г.) Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», выступившей на страницах газеты «Советская Россия*.
Определилась группа журналов и газет демократического направления — «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Огонек», «Аргументы и факты» и др., которым противостояли издания национально-патриотического и коммунистического толка— «Наш современник», вМоло-дая гвардия», «Правда», «Советская Россия». Общественная атмосфера приобрела дискуссионный, острокритический характер, причем масштабы критики постепенно переросли первоначально заданные сверху рамки «социалистического выбора». На страницах периодики речь шла уже не о сталинских преступлениях и деформациях социализма, а о «порочности» самой системы. У значительной части населения начавшаяся переоценка ценностей вызвала трагическое отторжение всего предшествующего опыта страны. Стремясь остановить этот разрушительный процесс, XXVIII съезд КПСС предпринял попытку предложить новую стратегию развития, в том числе в области культуры, но это было уже не более чем бег вдогонку за временем.
И. Г. Кислицына
7.22. Как складывались
взаимоотношения Русской
Православной Церкви
и советского государства?
Открывшийся 15 августа 1917 г. в Москве Поместный Собор РПЦ проводил в целом консервативную линию и выступал против обновления во всех областях. Церковники-прогрессисты выступали за реформы в вероучительной
и канонической областях, в сферах церковного управления и церковно-приходской жизни. Они пытались провозгласить новую эпоху догматического творчества и союза с интеллигенцией. Господствующие круги церкви отстаивали традиционный статус церкви, а обновленцы фактически предлагали буржуазно-демократические реформы, но эти противоречия отошли на второй план в ходе Октябрьской революции.
Декларация прав народов России 2 ноября 1917 г. отменяла все национально-религиозные привилегии и ограничения. 11 декабря Ленин подписал постановление о передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата просвещения, затем были приняты акты о передаче всех актов гражданского состояния в ведение государственных органов. 11 декабря Совнарком организовал комиссию для разработки декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, первоначальное название проекта было «О свободе совести, церковных и религиозных объединениях», однако в январе 1918г. проект утвердили под названием «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Это название подчеркивало главную цель закона. В декрете указывалось также, что все имущества церковных обществ становятся народным достоянием.
Избранный с помощью жребия патриарх Тихон встал против революции, которую он назвал сатанинским делом и подверг анафеме. Он в дальнейшем достаточно резко выступал против Брестского мира, косвенно поддерживал белогвардейские движения, развивал связи с эмиграцией. Но обновленческое движение тоже первоначально встало в умеренную оппозицию советскому строю. В ходе гражданской войны противоречия в церкви не могли не обостряться, так как РПЦ как массовый институт испытала на себе все влияния политики, различных политических сил. Но не забывалась главная функция церкви.
Тихон призывал служить панихиду по всем убиенным. В момент приближения деникинцев к Москве он запретил встречать белых колокольным звоном. В то же время Тихон четыре раза обращался с заявлениями, где осуждал террор и кровь со всех сторон, и в том числе со стороны большевизма, еврейские погромы Петлюры. Но при этом он фактически признавал советское правительство. В годы
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
военного коммунизма духовенство было приравнено к лишенцам и они выживали только благодаря верующим. В ходе гражданской войны погибло несколько тысяч священников и 28 архиереев.
К концу гражданской войны выяснилось, что РПЦ сохранила свои позиции и началось даже их усиление. Большевизм в это время передает в музеи мощи святых, изымает церковные ценности для организации помощи голодающим Поволжья, отправляя часть этих средств па поддержку Коминтерна. По поводу сопротивления духовенства и верующих в Шуе в 1922 г. Ленин писал Молотову, что в условиях голода надо производить изъятие ценностей самым решительным и бешеным образом, дать самое беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавлять его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли его в течение десятилетий. Началось закрытие монастырей — более 500. Церковь желала помогать голодающим, но правительство не допускало этого, чтобы не усиливать авторитет РПЦ. Поэтому был арестован митрополит Вениамин, особенно проявлявший в этом отношении активность и ведший антисоветскую деятельность.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 177 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!