Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В 1922 г. при ВЦИК была создана особая Комиссия по отделению церкви от государства, которую возглавлял сначала Красиков, затем Смидович. В 1929 г. она стала называться Постоянной комиссией по вопросу культов, кроме того, при Политбюро работала антирелигиозная комиссия во главе с Ярославским. В ОГПУ имелся отдел 6 во главе с Тучковым по «обслуживанию» РПЦ.
ГПУ активно вмешивалось во внутрицерковкую жизнь, опасаясь влияния РПЦ на население и ее конкуренции с марксистской идеологией. Была начата подготовка к усилению всяких оппозиционных тенденций в РПЦ, с этой целью ГПУ поддерживало ранее возникшее обновленческое движение, стимулировало его материально, поощряло, провоцировало и т. д.
Начало нового этапа обновленческого движения относится к 1922 г., когда группа недовольных курсом Тихона во главе с Введенским, Красницким, Белковым потребовала устранения патриарха Тихона и изменения отношения православия к государственному строю. Используя дезорганизацию церкви в связи с отречением Тихона, группа создала высшее церковное управление под председатель-
ством архиепископа Антонина Грановского и оформилась в так называемую Живую церковь. Она выступила за радикальную реформу, человек понимался как венец создания, вечность— как развитие нравственного устроения личности, спасение надо было искать в трудовой жизни, литургия приближалась к народному пониманию. Главное было в примирении с социальной революцией. Вопросы идейного реформаторства сочетались с борьбой с монашеством и с засильем иерархов. I съезд жизнецерковников поддержал сторонников радикалов во главе с Красницким и ввел брачный епископат и демократизировал церковное управление. Умеренная группировка Антония вышла из Живой церкви и создала новое формирование — «Церковное возрождение» христианско-социал истинеского характера. Она отреклась от старой клановости и провозгласила союз пастыря с народом. Вскоре был организован «Союз общин древлеапостольской церкви» во главе с Введенским, оказавшийся самым жизнеспособным. Он упростил богослужение, перевел его на русский язык. Общая задача всех обновленческих организаций была: приблизить РПЦ к веку радио и Дарвина, социальных проблем и Эйнштейна. Обновленчество осуждало тихоновщину и провозглашало принцип лояльности в отношении советской власти. Если обновленчество до революции носило политически-государственный характер, то теперь — социальный. Обновленчество было поставлено перед проблемой освящения революции и социализма. И оно сделало это. В 1923 г. был созван Поместный Собор обновленческой церкви. Собор приветствовал Октябрьскую революцию и призывал честных христиан бороться за ее идеалы. Этот Собор аннулировал анафему Тихона, лишил его сана патриарха и упразднил патриаршество вообще. В то же время начался кризис обновленческого движения. Патриарх Тихон раскаялся в своей антисоветской деятельности и вновь взял на себя бразды церковного правления. Он нанес мощный удар против обновленцев, объявив им анафемы и смело используя традиционный консерватизм верующих. Обновленчество было вынуждено отказаться от ряда намеченных реформ, чтобы не отталкивать от себя клир. Выяснилось, что единственное серьезное сохранившееся отличие обновленцев от тихоновцев заключается в способе церковного управле-
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
ния ■— соборное, коллегиальное управление, а не патриарший деспотизм.
Начался упадок обновленчества. Главная причина его была в том, что был взят слишком быстрый темп реформ, не сообразуясь с характером массового религиозного сознания. Сойдя с политической арены, обновленцы стимулировали процесс политической и идеологической трансформации официального православия. Собственно, они апробировали те требования приспособления РПЦ к действительности, которые позднее реализовала преодолевшая раскол РПЦ.
Патриарх Тихон в заявлении Верховному Суду 16 июня 1925 г. провозгласил принцип аполитичности церкви. Раскаиваясь в своих политических действиях, он заявил, что теперь он не враг советской власти и отмежевывается от зарубежной и внутренней контрреволюции. Осуждая сотрудничество духовенства с оппозицией, Тихон в обращении к пастве 28 июня писал, что российская церковь аполитична и не желает быть ни красной, ни белой, она должна быть и будет единой соборной апостольской церковью и всякие попытки втянуть ее в политическую борьбу должны быть осуждены. В своем завещании, опубликованном в «Известиях» 15 апреля 1925 г., Тихон призывает духовенство и верующих рассматривать советскую власть как установленную Богом, действующую для всенародного блага и требующую соответствующего к себе отношения. Не допуская никаких компромиссов в области веры, верующие должны быть искренними в отношении советского строя.
Принцип аполитичности знаменовал собой новый этап развития РПЦ. Он прокламировал обособление и полную нейтральность церкви в отношении государства, являющейся государством в государстве. Отойдя от принципа политической оппозиции на принцип политического невмешательства, церковь спасла себя как институт. Однако объективно она не могла оставаться вне государственной и общественной жизни. Складывающийся политический авторитарно-тоталитарный режим не мог, в свою очередь, оставить такой институт, как РПЦ, вне своего контроля.
В дальнейшем РПЦ перешла от принципа аполитичности к принципу лояльности в отношении к советскому государству. Эта новая ориентация предполагала признание советской власти и необходимость политического регули-
рования религиозно-церковной жизни. Новый патриарх Сергий в первое время придерживался тихоновской концепции церковно-государственных отношений. Но вскоре он предпринимает усилия для разработки нового курса с учетом опыта обновленческого движения. Это нашло отражение в «Послании пастырям и пастве» 29 июля 1927 г., которое положило фактически начало новому периоду истории РПЦ. Послание осудило взгляды той части духовенства, которое считало резолюцию недоразумением и поэтому недолговечной. Было сказано — РПЦ вместе с народом, а следовательно, и с правительством. СССР является гражданской родиной православных. Духовенство, которое не желало признать власть, должно было отстраниться от дела. Постепенно местоблюститель, созданный Синод, епископат и клир все больше отмежевывались от своей оппозиционной линии. В религиозной литературе не просто констатировалась зависимость в прошлом РПЦ от самодержавия, но вроде бы осуждался этот факт. Вроде бы, так как в 1942 г. РПЦ заявила, что в синодальный период РПЦ церковь находилась в услужении государства, тем самым ненавязчиво проводилась некая параллель между Россией прошлой и настоящей.
После смерти Тихона патриаршья церковь оказалась в состоянии внутренней борьбы, верх в которой взял митрополит Сергий. Он завершил преодоление обновленческого раскола и встал на путь ортодоксии и традиционализма. РПЦ сумела приспособиться к действительности без смены богословских основ под лозунгом традиционализма. Сергий консолидировал на этой основе духовенство.
В 1929 г. государство уточняло церковную политику. Было принято постановление ВЦИК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», которое просуществовало вплоть до 1990 г. По этому закону вводилась обязательная регистрация религиозных объединений, которые получали в бесплатное пользование молитвенное здание и культовое имущество, могли приобретать и арендовать имущество, без права собственности. Но им запрещалось организовывать взаимопомощь, заниматься благотворительностью, устраивать экскурсии, организовывать библиотеки, собирать собрания, паломничества. То есть деятельность РПЦ значительно сужалась и ограничивалась. Основополагающим понятием было религиозное объединение, которое образо-
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
вывалось как минимум 20 гражданами старше 18 лет по месту их жительства.
Из числа этой двадцатки избирались ее исполнительные органы, причем с 60-х гг. священникам запрещалось входить в этот орган. Верующие могли нанять его или уволить, что вызвало противоречия, которые были на руку партор-ганам. Некоторые секты — иеговисты, пятидесятники, адвентисты, кришнаиты и др. запрещались. Таким образом был введен жесткий курс по отношению к религии и церкви, который в дальнейшем ужесточался. В 1930-х гг. в ходе коллективизации и раскулачивания шло жестокое преследование РПЦ, был взорван храм Христа-Спасителя. В 1937— 1938 гг. была уничтожена большая часть духовенства, однако РПЦ в целом выжила благодаря мудрой политике патриарха, который внешне полностью подчинился системе власти, но добивался изнутри решения отдельных проблем.
Митрополит Сергий и его окружение предприняли акции по осуждению внутренней и внешней эмиграции — духовной контрреволюции. На базе неприятия нового политического курса в РПЦ возникли расколы — так называемые иосифлянский, григорианский, даниловский, сторонники этих расколов встали в оппозицию к новому курсу, считая его прислужничеством перед властью и изменой православию. Церковный центр вел с ними резкую борьбу и они в начале 30-х гг. распались. В 1931 г. объявила о самоликвидации Украинская автокефальная церковь, большинство приходов которой воссоединилось с РПЦ. После нападения Германии на СССР эта церковь вновь возобновила свою деятельность, сотрудничая с фашистами. Собор архиереев лишил архиепископа Поликарпа духовного сана.
Церковным кругам пришлось изменить свое отношение к эмигрантскому духовенству, вождем которого был митрополит Антоний Храповицкий. В городе Сремские Карлови-цы в 1921 г. был созван эмигрантский Собор, который сформировал Заграничный архиерейский синод РПЦ. Кар-ловацкая группировка выступила за реставрацию монархии в России и стала поддерживать многочисленные контрреволюционные акции. Патриарх Тихон занял весьма непоследовательную позицию. В 1922 г. он издал указ об упразднении зарубежного СиноДа, чему тот не подчинился, Тихон не принял более решительных мер в отношении эмигрантов и его можно понять. Митрополит Сергий по-
требовал от Карловацкой церкви подписки о политической лояльности советскому государству, которое духовная контрреволюция отвергала. Постановлением патриаршьего местоблюстителя и Синода 22 июня 1934 г. архиереи и клирики зарубежной церкви были преданы церковному суду. Священнослужителям зарубежной церкви было запрещено служение, чему они не подчинились. Карловацкая церковь заняла антисоветскую позицию. Сменивший Антония митрополит Анастасий официально приветствовал Гитлера в его борьбе с СССР и призвал православных молиться за его победу. Анастасий служил молебны власовцам во время войны и призывал эмиграцию объединиться вокруг освободителей России — Гитлера и Власова. После войны он призывал забросать СССР атомными бомбами, которые, по его мнению, были менее опасны для России, чем социалистический строй.
В отличие от эмигрантов, РПЦ во главе с местоблюстителем Сергием заняла патриотическую позицию. Сергий 22 июня произнес проповедь, в которой он благословил народ на подвиг и призвал священство не предаваться размышлениям о возможных выгодах по другую сторону фронта, позднее он осудил священников-коллаборационистов. До 1943 г. он был в эвакуации в Ульяновске и вернулся в 1943 г. РПЦ организовала сбор средств для Красной Армии, на которые были построены танковая бригада и эскадрилья истребителей. В ответ Сталин признал РПЦ юридическим лицом, разрешил крестные ходы на Пасху, начали открывать закрытые ранее храмы, семинарии, вернули из лагерей ряд попов.
В сентябре 1943 г. РПЦ избрала Собором епископов Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Это был конец всякого обновления и начало нового этапа развития. Одной из главных причин было стремление власти укреплять взаимодействие с РПЦ как одной из основ патриотизма. С другой стороны, на территории оккупированных зон немцы открыли много церквей, и требовалось объяснить народу, что они не будут закрываться после освобождения, в-третьих, в Москву приезжал глава англиканской церкви и Сталин хотел продемонстрировать величие и свободу РПЦ. Новый патриарх добился открытия семинарий, возвращения Троипе-Сергиевой лавры, освобождения из лагерей некоторых архиереев. Одновременно Сталин назначил
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
чекиста Карпова председателем Комитета по делам религий — фактически новым обер-прокурором. Сталин предоставил патриарху здание бывшего немецкого посольства в Чистом переулке. Вплоть до смерти Сталина массовых гонений на церковь не было. Их проводил уже Хрущев.
Правящая партия усилила после войны атеистическую пропаганду через вновь организованное общество «Знание», которое заменило пресловутый «Союз безбожников». В 1945 г. состоялся Собор, избравший патриархом Алексия вместо умершего Сергия. РПЦ расширяла свое влияние на Западе, особенно в странах Восточной Европы. Острой проблемой было существование униатской церкви, которая считалась пятой колонной Ватикана. Эта уния с большим трудом после арестов была ликвидирована. Сталин стремился поднять роль РП Ц до уровня Константинополя, превратить ее в православный Ватикан. РПЦ принимала активное участие в комитетах защиты мира и была проводником внешней политики страны, направленной на укрепление мира и безопасности в советском понимании.
Правление Хрущева ознаменовалось новыми гонениями на РПЦ. Были введены курсы научного атеизма, осуществлялось провоцирование священников на измену РПЦ и массовое закрытие храмов, особенно на бывших оккупированных территориях, где число храмов и монастырей сокращалось вдвое. Попытки Маленкова сопротивляться этой линии были пресечены после его отстранения от власти. Была в полном объеме восстановлена практика давления на церковь и богоборчества 20—30-х гг. В 1958 г. вышло постановление Совмина о монастырях в СССР, по которому из 62 было закрыто 40 монастырей. Незарегистрированные общины запрещались. Парткомы обязывались не просто вести атеистическую пропаганду, а препятствовать регистрации объединений. В ответ возникли в церкви движение в защиту церкви, религиозный самиздат, особенно среди баптистов. Антирелигиозный погром имел много причин — идеологических и политических, но главным была несовместимость режима и независимого религиозного института РПЦ.
В 1966 г. последовал новый указ Президиума ВС РСФСР «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах», в котором было установлено взимание штрафов в размере 50 рублей за лю-
бые нарушения. Это было дополнение к другим ранее принятым решениям — привлекать за нарушение законодательства по культам по ст. 190-1 УК РСФСР. То есть сложился юридический механизм гонения на верующих. Самым ярким протестом было «великое стояние» у ЦК 16—17 мая 1966 г., после этого сопротивление было подпольным. Религиозное движение носило межконфессиональный характер, было заметным явлением, власти были вынуждены закрывать глаза на него и даже перейти к новой практике взаимоотношений с духовенством.
Патриарх Алексий I скончался в 1970 г. и новым патриархом был избран Пимен Извеков — человек малообразованный, грубый, слабохарактерный, но полностью устраивавший эти власти. Он контактировал с менее агрессивным в атеистическом отношении Брежневым. В это время верующих было 10—15 % среди городского населения и 25% среди сельского. Власти отошли от хрущевского агрессивного атеизма и стали пытаться включить духовенство в советскую систему на основах веротерпимости. Церковным структурам предоставлялись всякие поблажки. РПЦ получила Свято-Данилов монастырь, и т. д.
В целом отношение советской власти к религии было противоречивым. Официально вера является частным делом по отношению к государству, но не частным делом в отношении партии. Но поскольку КПСС была стержнем СССР, то религия постоянно становилась предметом заботы-вмешательства государства-партии. То есть объявленная свобода совести была фактически ограниченной, не осуществленной до конца.
С приходом Горбачева и началом политики перестройки, гласности, демократизации наступили перемены во вза-моотношениях РПЦ и государства. Переломным стал 1987 г., когда были сняты многие ограничения и предоставлена возможность РПЦ защищать верующих. Состоялась встреча Синода и Горбачева, на которой Горбачев получил петиции с требованиями РПЦ о подготовке нового религиозного законодательства, прекращении преследования верующих. В июне 1988 г. состоялся собор, на котором был принят устав об управлении РПЦ, который расходился с основами законодательства. Празднование 1000-летия крещения Руси усилило авторитет РПЦ. Однако были и минусы — раскол религий, активизация униатства. Украинская
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
православная церковь стала автокефальной. Несмотря на новый демократический этап РПЦ стала переживать новые сложности, связанные с распространением сектантства, ересей, мистицизма, безнравственности и культа насилия и потребительства, политизацией духовной жизни, с расколом общества.
29 октября 1990 г. был принят российский закон «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. Он был принят вразрез с принятым месяцем раньше законом СССР «О свободе совести и религиозных организаций». Если союзный закон не отменял предыдущие законы, а постановил пересмотреть их, то ВС России все отменил сразу и сформулировал новые нормы. Ключевой статьей закона являлась статья 5, в которой провозглашались равноправие религий, граждан, отделение церкви и атеистических объединений от государства, светский характер образования, ответственность за нарушение законодательства. В 1991 г. прекратил работу Совет по делам религий при Совмине и контроль за этой сферой перешел к Министерству юстиции, в ведение церкви передано свыше 2000 храмов и монастырей. 3 апреля 1993 г. Президент распорядился поэтапно передать РПЦ культовые здания, которые ранее принадлежали церкви, а теперь находились в федеральной собственности.
Закон был скоропалительный и нуждался в юридической доработке. После расстрела Белого дома президентские структуры и Государственная Дума приступили к разработке нового закона. Этот проект вызвал большие дискуссии в обществе, что было связано со стремлением российских законодателей обеспечить известные преимущества для функционирования традиционных российских религий, имеющих исторические корни. Это было направлено против распространения в России западных и восточных сект тоталитарного характера, деятельности миссионеров таких конфессий, которые раньше вообще не наблюдались на территории России. Дума опасалась подрыва национального самосознания и потери православных основ нравственности. Против законопроекта интенсивно выступил Римский Папа и правящие круги США. Ельцин также отказался подписать закон, несмотря на его активную поддержку РПЦ и лично патриархом. После переговоров и консуль-
таций парламент принял новый вариант закона, который подписал президент.
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» подтвердил право каждого на свободу совести и вероисповедания, равенство религий и граждан перед законом, но при этом категорически была подчеркнута особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Обращено внимание на то, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм составляют неотъемлемую часть культурного наследия народов России.
С. А. Кислицын
7.23. Находилось ли в кризисе
советское сельское хозяйство 60-80-х годов?
Нередко в современной отечественной литературе аграрная политика 60-80-х гг. характеризуется как череда ошибок, время упущенных возможностей, а сельское хозяйство как отсталое, неэффективное, деградирующее. Для подобных оценок есть веские основания. В сельском хозяйстве сохранялись глубокие экономические, социальные, технологические, экологические противоречия и проблемы. Имели место значительные диспропорции в развитии АПК. Хозяйственный механизм генерировал расточительство, хищения, уравниловку, иждивенчество, отчуждение от собственности и результатов труда. Наблюдалась чрезмерная миграция из села.
Од] [ако в развитии сельского хозяйства имелись и позитивные тенденции. На протяжении всего периода наблюдался рост производства сельскохозяйственной продукции. Валовая продукция сельского хозяйства СССР (в сопоставимых ценах 1983 г.) увеличилась с 136,8 млрд. рублей в 1965 г. до 174,3 млрд. в 1975 г. и до 218,7 млрд. в 1990 г. Про-иззедство зерна в среднегодовом исчислении увеличилось со 130 млн т в 1961 — 1965 гг. до 213 млн т в 1986—1990 гг., молока — с 65 млн т до 106 млн т, мяса (в убойном весе) с 9,3 млн т до 19,3 млн т. Объемы производства сельскохозяйственной продукции в СССР не могут не впечатлять. Так,
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
в 1991 г. СССР производил ячменя 29,5% мирового производства, пшеницы — 16,2%, овса — 45,1%, ржи — 55%, проса — 2,5%. В СССР производилось 33,7% мирового выпуска молочных продуктов, 21,4% масла, притом, что население СССР составляло 4,9% мирового. По производству важнейших видов сельскохозяйственной продукции на душу населения (зерно, мясо, молоко, яйца, сахарная свекла, картофель) СССР находился на лидирующих позициях в мире.
На этой основе был обеспечен сравнительно высокий уровень производства продуктов питания, достигший к середине 80-х гг. по ряду параметров показателей развитых стран. Однако парадоксально-повседневным явлением были нарастающие трудности в продовольственном снабжении населения, скудный ассортимент продуктов питания, унижающие человеческое достоинство очереди.
Увеличение валового производства сопровождалось неуклонным падением темпов прироста. Среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства по пятилеткам составляли: в 1966-1970 гг. — 3,9%, в 1971—1975 гг. — 2,5%, в 1976-1980 гг. - 1,7%, в 1981-1985 гг. - 1,1%.
Труднообъяснимым, на первый взгляд, был и рост импорта продовольствия. С одной стороны, была обеспечена продовольственная безопасность страны. Объем импорта продовольствия составлял 14—16% от отечественного производства (США стабильно импортировали в те годы 17— 19% продовольствия). С другой стороны, продовольственный импорт играл вес более заметную роль в обеспечении населения отдельными видами продуктов питания. С 1970 г. по 1985 г. закупки за рубежом мяса и мясопродуктов возросли в натуре в 5,2 раза; зерна — в 20,8; сахара — в 67,2; масла сливочного — более чем в 100 раз. Уаельный вес импорта в потреблении мяса составил в 1987 г. 6,6%, масла животного— 19,7%, растительного— 22,5%, сахара-сырца-25,5%.
Наиболее парадоксальным выглядит импорт зерна, поскольку его увеличение проходило на фоне роста отечественного производства зерновых. Так, производя в 1981 — 1985 гг. в среднем за год 180,3 млн т зерна, СССР закупал ежегодно до 30 млн т. В 19Й7 г. было собрано 211 млн т., в 1988 г. — 195 млн т, в 1989 Е - 217 млн т, в 1990 г. - 240 млн т. Такого количества зерна страна никогда не производила.
Тем не менее закупки зерна за границей не только не снизились, но возросли: в 1987 г. — 30,4 млн т, в 1988 — 35,1 млн т, в 1990 — 44 млн т.
Не менее парадоксальным было и следующее обстоятельство. Длительное время при росте затрат на развитие АПК проводилось стимулирование роста потребления путем дотирования потребительских цен. Из благих побуждений искусственно поддерживались за счет государства заниженные розничные цены. Так, среднегодовой индекс сельскохозяйственного производства в России в 1986— 1990 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием возрос на 12%, душевое потребление мяса и мясомолочной продукции на 11 —12%, капиталовложения — на 22%, субсидии на продовольствие — на 77%. За 1985—1990 гг. объем производства мясомолочной промышленности в России возрос на 23%, розничные цены на мясо — на 5%, колбасу — на 8,8; яйца — 4,8; среднедушевой месячный совокупный доход — на 35,6%. За этот же период среднегодовой прирост розничных цен на продовольствие составил 2,8%, закупочных — 5,6%. Разница покрывалась за счет дотаций, доля которых в 1989 г. в розничной цене мяса и животного масла составляла более 70%, молока— 60, хлеба— 20%. С 1981 г. по 1990 г. государственные дотации на продовольствие возросли с 25 млрд руб. до более 100 млрд. руб. Импортное продовольствие продавалось по ценам внутреннего рынка, что означало субсидирование импорта государством. В результате такой политики продовольственный дефицит и пресловутые очереди не исчезли, дотации стали непосильны для бюджета, платежный баланс оказался в кризисе, а аграрный сектор оставался неэффективным.
Инвестиционная политика в аграрном секторе носила крайне противоречивый характер. В 60—80-е гг. на развитие сельского хозяйства было направлено значительное количество средств. Государственные капиталовложения и средства колхозов, направленные в сельское хозяйство с 1966 г. по 1990 г., составили 842,1 млрд. руб. Длительное время оставалась высокой доля государственных инвестиций в аграрный сектор. Если доля сельского хозяйства в ВВП в 80-е гг. составляла 13—18%, то доля этой отрасли в общем объеме капиталовложений — 18—20%. Невысок был процент за кредиты. За счет государства поддерживался уровень заработной платы в сельском хозяйстве. Так, в
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
1988 г. в 1/3 хозяйств фонд оплаты труда превышал валовой доход. Эти факты свидетельствуют о протекционистском характере аграрной политики.
Размеры капиталовложений выглядят внушительно, но при соотнесении их с фронтом работ в сельском хозяйстве картина перестает быть столь радужной. Если соотнести сделанные по линии государства и колхозов с 1917 по 1985 г. затраты с площадью сельскохозяйственных угодий в стране, то на каждый гектар придется 1,3 тыс. руб. капиталовложений. Это не так много, если учесть, что трактор в начале 80-х гг. стоил от 3 до 15 тыс. руб., строительство современной фермы обходилось в 250—300 тыс. руб., километра дорог с твердым покрытием — в 150 тыс., орошаемого гектара с затратами на его освоение — до 5 тыс. руб.
Обращает на себя внимание и тот факт, что от пятилетки к пятилетке происходило снижение абсолютного и относительного прироста инвестиций. Значительная часть выделявшихся селу ресурсов не доходила до сельского хозяйства или изымалась из него, что осуществлялось через повышение цен на средства промышленного производства, потребляемые в сельском хозяйстве, рост оплаты услуг обслуживающих сельское хозяйство организаций, незаконное изъятие средств из хозяйств. Велики были расходы колхозов на социально-культурные нужды, которые не компенсировались государством.
Рост капиталовложений в сельское хозяйство в 60—80-е п: не поколебал многолетних приоритетов в их распределении по народному хозяйству в целом. С 1928 г. по 1978 г. в расчете на одного работника в городе в производственную, сферу было вложено в 9 раз больше средств, чем на одного сельскохозяйственного работника.
Статистические данные показывают, что растущие капиталовложения давали все меньшую отдачу. Призывы руководителей всех уровней лучше использовать материальные и финансовые ресурсы, вести борьбу за экономию и бережливость были столь же традиционны, сколь и неэффективны. Для изменения ситуации необходимы были преобразования в системе производственных отношений, которые позволили бы существенно повысить эффективность освоения капиталовложений, а также перераспределение ресурсов в пользу тех отраслей АПК, отставание которых было наиболее значительным (социальная и производственная
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!