Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Князья Древней Руси 4 страница



В Житии святой Ольги, да и в остальной литературе, утверждается, что княгиня строила монастыри, учила детей, проповедовала христианство на Руси. Насчет детей не спорю, а вот в остальном сомнения. Вспомните приглашенного Ольгой Адальберта, гость едва ноги унес. Пусть вел себя неподобающе, пусть лез не в свое дело, но если уж княгиня пригласила, то могла бы и выставить с почестями, а не под… коленом. Если бы имела на то силу, но, видно, не рискнула. По словам самого же Адальберта, его прогнали за проповедование, то есть навязывание идей.

И сына княгиня крестить не смогла, и даже внуков. Про внуков можно возразить, мол, категорически запретил их отец князь Святослав, но вспомните, как позже выбирал для своего народа веру ее внук князь Владимир. Призывал к себе представителей, отправлял своих послов на разведку. И все для того, чтобы понять суть и узнать, что в православии впечатляющие богослужения. Как можно было, находясь рядом с истово верующей бабушкой, наблюдая день за днем за ее деятельностью по распространению христианства (тогда еще не было жесткого разделения на католицизм и православие), не иметь никакого представления о красоте византийских богослужений? Пусть княгиня не крестила внуков, но уж видеть в углу ее ложницы иконы, слышать ее беседы со священниками и другими людьми, хотя бы раз посетить храм внуки были должны.

Одно из двух – либо князь Владимир при жизни княгини Ольги находился от нее далече, либо княгиня проводила свою деятельность почти тайно. На то были причины: киевляне спокойно относились к любым верованиям, позволяя существовать в городе и христианской, и магометанской, как тогда на Руси звали мусульманство, и иудейской общинам, но только до тех пор, пока те варились в своей каше и не лезли в души самих славян. Но стоило Адальберту начать навязывать веру со стороны, как дело закончилось печально.

Скорее всего, и княгиня до поры сидела тихо, веря, но не навязывая свою веру киевлянам во избежание крупных неприятностей. Ее даже похоронили скромно, Ольга просила сына Святослава не чинить над ней языческую тризну, но и полного христианского обряда, кажется, не было. Русь даже в городах была еще не готова принять христианство. Позже Киев окрестит тот самый внук Владимир, но еще много десятков лет славяне будут просто перемалывать, перерабатывать под себя византийское христианство, очень точно назвав новую веру – православие. Только так эта вера стала верой народа.

По всему развитию событий похоже, что княгиня Ольга уже, по сути, потеряла власть в стране, она еще управляла хозяйством Киева и даже большей частью Руси, но основное в свои руки взял ее сын Святослав. Внешнюю политику определял уже он.

По поводу даты рождения князя Святослава мы писали выше, единого мнения так и нет, однако все указывает на то, что совсем не мальчик оставался в Киеве, пока княгиня Ольга сидела в Константинополе в ожидании приема у императора. С приходом к власти Ольги резко изменилась политика Руси, Русь не воевала, возможно, сказывалось женское правление. Со взрослением князя Святослава все меняется снова, князь точно собирал силы, чтобы потом ударить наверняка. Наверное, так и было.

О самом Святославе мы знаем крайне мало. Согласно нашим летописям он родился в 942 году у 49‑летней Ольги и 67‑летнего Игоря. Поздновато для Средневековья, но не буду повторять уже сказанного выше по этому поводу. О князе летописи вспоминают только в связи с его военными успехами и демократичным поведением в быту среди своих дружинников. Тексты больше похожи на пересказ дружинного эпоса, образ Святослава грешит излишней воинственностью, хотя и очень привлекателен. Отсюда утвердилось мнение, что князь воевал ради самой войны, якобы весь интерес его заключался в походах и победах в сражениях.

Отдается должное его полководческому таланту, демократичности и умению организовать людей, и отказывается в политической дальновидности и вообще в способности управлять страной. И то понятно, воевал все вдали от родной земли, в Киеве бывал мало, а когда бывал, то явно тяготился этим, в конце концов отказался править Киевом и решил основать свою столицу в Переяславце (это город Тулча на территории нынешней Румынии). Кому же такое понравится?! Укоряли князя и мать, и бояре, но тот оставался непреклонен. После смерти княгини Ольги в 969 году он поделил власть между сыновьями, оставив Киев Ярополку, древлян Олегу, а Владимира отправив в Новгород, и сам ушел основывать ту самую столицу, о которой говорил. И чего ему дома не хватало?

Но во всем поведении князя Святослава есть логика мудрого политика и государственного деятеля. Он действительно видел свое предназначение в военных походах, но никогда не воевал просто ради войны и даже ради большой дани! Князь всегда защищал рубежи своей родины и присоединял к ней те земли, на которых уже жили русичи или доброжелательно настроенные к ним славяне. Попробуем разобраться.

Помимо мелких стычек с печенегами, уже вплотную подступившими к южным окраинам Руси, первым крупным походом князя Святослава был разгром Хазарии в 964–965 годах. Этот поход заставил заговорить о русском князе всех ближних и дальних соседей Руси и добавил головной боли византийским императорам. Во всяком случае, до его гибели в 971 году большей заботы, чем русский князь Святослав, у Константинополя не было!

Хазарский каганат несколько столетий был проклятием и большой бедой славян, хазарам платили дань многие славянские племена. Чтобы славяне не расслаблялись, кочевники время от времени разоряли близлежащие города, уводили людей в плен и накладывали огромную дань. Славяне всегда воевали со Степью, были и печенеги, и торки, и половцы, и те же угры, но до татаро‑монгольского нашествия никто из степняков не держал под своей властью их дольше Хазарского каганата. Это, кстати, вполне прообраз татаро‑монгольского ига, ведь даже киевский князь Аскольд был хазарским тадуном, то есть сборщиком дани.

Освободиться от власти хазар на Руси мечтали давно, но мало того, что Хазария была сильна, она еще и состояла в союзниках могущественной Византии. Первым князем, оторвавшим у проклятых хазар часть славянских племен, был князь Олег. Помните его «Кому дань платите? Не давайте козарам, давайте мне»? Те славяне, что жили от «козар» подальше, а к князю поближе, так и поступили, а вот вятичи, которые сидели в приокских лесах и граничили с Волжской Булгарией, тоже подвластной Хазарии, дань платили Итилю, рассудив, что Киев – он где, а хазары через булгар по Волге (Итилю) вмиг доберутся – и прощай, волюшка вольная…

Ходить на хазар основательно не рисковали ни князь Олег, ни князь Игорь, видно, еще не время было. При Святославе это время пришло, и князь сумел воспользоваться случаем вполне. Еще немного о ситуации вокруг Хазарии. К моменту выхода на мировую арену князя Святослава Хазария переживала уже не лучшие дни, но была все еще очень и очень сильна. В самой стране назрел раскол, ведь основная масса хазар были мусульманами, а правящая верхушка иудеями (караимами). Реальная власть сосредоточилась в руках у царя, а духовная была у кагана – религиозного правителя хазар. Но цари Хазарии сумели изолировать кагана от своей паствы, превратив в живого идола, в символ.

В результате страна разделилась по религиозному принципу, в столице Хазарии Итиле отдельным для иудеев и мусульман было все – жилые кварталы, рынки, суды, кладбища… И над всем этим стояла фигура священного кагана, в действительности вполне управляемого царем Хазарии. К сороковым годам Х века у царя Иосифа назрел конфликт с Византией, константинопольский император Роман совсем не приветствовал иудеев. Кроме того, слабеющая Хазария перестала быть интересным союзником Византии, ведь рядом появилась крепнущая день ото дня Русь, греки предпочли бы иметь дело с ней, да и печенеги тоже набрали немалую силу.

Как достаточно умный политик, князь Святослав понял выгодность момента и направил свой удар против Хазарии, хотя конечной его целью был выход к черноморскому побережью. Именно после его похода Тмутаракань стала практически русским городом. Но пошел Святослав на хазар не так, как могли бы ожидать его враги. Чтобы добраться в хазарскую столицу Итиль, нужно было спуститься Днепром до Черного моря, пройти Боспором Киммерийским (Керченский пролив) мимо хазарских крепостей Корчев (Керчь) и Тмутаракань на его берегах до Сурожского (Азовского) моря, подняться по Дону до волоков на Волгу и спуститься по ней до Итиля либо с Сурожского моря пройти землями Закавказья до Хвалынского (Каспийского) моря и тогда напасть на Итиль, стоявший почти на месте нынешней Астрахани в дельте Волги. Тяжелейший путь, за время которого хазары десяток раз не только были бы предупреждены о подходе русских и успели подготовиться, но и сами ладьи русов превратились бы в дрова на волоках от Дона до Волги.

Русские дружины ходили при князе Игоре через земли хазар в Закавказье по договоренности между греками и хазарами, но при первой же возможности были ими наголову разбиты у Дона. Вот почему хазарский царь меньше всего боялся нападения русских отрядов на свою столицу. Дон надежно защищала крепость Саркел (Белая Вежа), построенная при помощи военных инженеров Византии, можно было не беспокоиться.

И тут князь Святослав показал, на что способен, сразу заставив заговорить о себе всех вокруг. Русское войско не пошло тем путем, каким могли его ждать, князь сначала отправился в земли вятичей. Но не как завоеватель, а с предложением союза против ненавистных хазар. Вслед за вятичскими землями настала очередь Волжской Булгарии. Булгары давно мечтали освободиться от хазарского ига, но настолько боялись своих поработителей, что даже обратились к князю Святославу с просьбой имитировать захват их земель, при этом тайно помогая продовольствием и фуражом.

Следующими были буртасы, оказавшие яростное сопротивление русским и в ответ разметанные по приволжским степям. Путь на Итиль с севера, а не с моря, был открыт. Но князь Святослав не стал таиться, напротив, он предупредил хазарского царя, что идет на его столицу! Помните знаменитое «Иду на Вы!»? В ответ на недоумение собственных соратников князь отвечал, что лучше встретиться сразу со всеми силами Хазарии и уничтожить их в одном бою, чем гоняться за каждым беком по отдельности по всей степи, и оказался прав.

Главное, чем закончился этот поход, – князь Святослав, снова перепугав всех, завершил разгром Хазарии тем, что сровнял с землей крепость Саркел и вернулся восвояси тем же путем, каким пришел, – через земли булгар и вятичей. Что тут удивительного? Есть немного.

В походе вместе со Святославом участвовали печенеги, с которыми князь сумел заключить временный союз. После разгрома хазарского войска у Итиля и победоносного рейда по землям Закавказья князю пришлось срочно избавляться от ставших обузой союзничков, которые жаждали грабежа и только грабежа, а Святослав уже старался оставить на этой благодатной земле о себе добрую память (так и произошло, Тмутаракань после этого считала себя русской, а позже вообще стала одним из русских княжеств). Мало того, все ожидали, что русские примутся грабить Таврику (Крым), помешать чему Византия была не в состоянии, но князь вдруг повернул на Дон к Саркелу, рассудив здраво, что дань данью, а засевший в Саркеле хазарский царь Иосиф для тех же вятичей важнее, поскольку символизирует недобитую Хазарию.

Саркел (Белую Вежу) сровняли с землей и отправились обратно по хазарским степям, принимая богатые дары от недобитых хазарских беков вместе с их заверениями в вечной дружбе и покорности. После этого вояжа вятичи вошли в состав Руси уже на добровольной основе. А печенеги, кстати, напрасно ждавшие дружины князя у Днепровских порогов в надежде поживиться богатой добычей, были вынуждены только скрипеть зубами от досады.

Так как относиться к блестящему походу князя Святослава? В том, что налицо полководческий талант, не сомневается никто, но почему‑то не все видят и талант политика. Нужно было обладать недюжинным умом государственного деятеля, чтобы вовремя остановиться и определиться, что важнее не для дружины в тот момент, а для всей Руси на века. Взятие Саркела было гораздо важнее грабежа богатейших земель Таврики, а помощь тмутараканцам в спасении остатков их города гораздо важнее захвата этого города.

Возвращение князя в Киев тем же путем, каким пришел, тоже пример разумности, ведь он закрепил не просто завоевание земель буртасов или булгар, а подтвердил свою силу и власть прежде всего вятичам. Это открывало путь в Закавказье через Волгу, а оттуда к арабам. И после этого князя Святослава упрекают в неумении видеть свою выгоду! Все он видел, но предпочитал временной выгоде своей дружины долгосрочную выгоду для всей Руси.

В Киев князь Святослав вернулся победителем, но дома значение его победы поняли далеко не все, для большинства это был разгром ненавистной Хазарии, и только. Похоже, даже разумная мать не осознала, что сын открыл пути торговым караванам на Восток. Для сидевших в Киеве бояр Святослав воевал где‑то далеко от дома в чужих землях, забыв о своей собственной, и объяснения, что он просто расширяет границы Руси, закрепляет их, отодвигая опасных соседей как можно дальше и открывая новые пути для торговых караванов, мало кого убеждали. Князь задыхался в Киеве, задыхался от непонимания, оттого, что был язычником среди бояр‑христиан во главе с христианкой‑матерью.

Судя по описаниям, Святослав любил мать, но поступал всегда по‑своему. Когда между ними пробежала черная кошка? Когда, вернувшись из Константинополя, княгиня Ольга обнаружила, что сын вполне справляется и без нее? Когда князь категорически отказался креститься, напоминая, что дружина языческая? Когда выбрал дальние походы вместо спокойного сидения в своих пределах? Или когда слюбился с ключницей княгини Ольги Малушей?

Об этом стоит сказать отдельно, поскольку от такой любви родился сын Владимир, будущий князь и креститель Руси.

Какую книгу ни возьмешь, во всех Малуша, этакая беззащитная птичка, невинно пострадавшая от жизненных обстоятельств. Как же, родила от князя сына и отдала его на воспитание княгине Ольге, принеся себя в жертву! Само имя – Малуша – как бы показывает миниатюрность и кротость матери будущего святого князя. Так романтично: князь горячо полюбил простую девушку, но жизнь разлучила их! Куда тут всяким Монтекки и Капулетти! Ребенка воспитала грозная свекровь, а позже лелеял добрый дядя, которого и звали соответственно – Добрыней. Шекспировские страсти в смеси с лирикой Жуковского… Но если вдуматься, то получается несколько другая картина.

Во‑первых, ключница хотя и была рабыней при князьях, но отнюдь не могла быть ни кроткой, ни беззащитной. Надо вспомнить, что такое княжий двор. Это большое хозяйство с богатыми закромами и десятками людей, которых надо было вовремя накормить, напоить, одеть, обуть. Заготовить припасы на зиму, распределить поступавшую снедь, одежду, обувь, дрова, наконец… И всем этим распоряжалась ключница. У нее были ключи от кладовых, она должна была в любой момент помнить, чего, где и сколько осталось и чего может не хватить. Где уж тут быть слабой птичкой!

Чтобы князей не отравили ядом или негодной пищей, ключница должна была пробовать пищу и следить за самим процессом ее приготовления. А чтобы сама не воровала или не наделала другой беды, она принимала положение рабыни, то есть головой отвечала за благополучие княжеской семьи и сохранность их богатств. Поэтому чаще всего ключницами были опытные, сильные женщины, которым можно было доверить все хозяйство. Так какой была ключница Малуша? Можно возразить, что княгиня Ольга прекрасно справлялась со всем сама, сама знала, где, чего и сколько у нее есть. Возможно, но зачем тогда ей такой довесок в виде красотки‑бездельницы?

Малуша была дочерью Мала Любечанина, сестрой Добрыни (который Никитич). Эти имена дали жизнь многочисленным спекуляциям вроде родства между Малушей и князем Малом Древлянским. Но такая версия не выдерживает никакой критики, Любеч никакого отношения к земле древлян не имел, городом князя Мала был Малин. А вот по поводу ее брата Добрыни нужно сказать отдельно. Если верить былинам, то ключником была не Малуша, а сам Добрыня. Может, народ лучше знал, кто служил у князей на такой должности? В былине о Добрыне говорится:

Да три года жил Добрынюшка да конюхом,

Да три года жил Добрынюшка придверничком,

Да три года жил Добрынюшка де ключником,

Ключником, Добрынюшка, замочником,

Золотой‑де казны да жил учетчиком…

И у кого из князей служил Добрынюшка ключником? Как известно, у княгини Ольги и князя Игоря вообще были разные княжьи дворы, у него в Киеве, а у нее свой в Вышгороде.

Так вот о Малуше. После рождения сына она, видимо, была сослана княгиней Ольгой в Выбуты. Псковитяне вообще заверяют, что и сам князь родился там. Возможно. Но почему Ольга так воспротивилась пребыванию Малуши на своем дворе? Ведь она и сама была роду «не княжеска», а язычнику Святославу никто не мог помешать жениться хоть десять раз, в том числе и на простолюдинке. Кроме того, наверняка у князя были сыновья не от одной Малуши, в те времена мужская сила князей буквально демонстрировалась не только на поле брани, но и на ложе. Тот же Владимир, рожденный Малушей, имел три гарема по две‑три сотни наложниц в каждом и несколько законных жен.

Значит, не слишком стремился князь Святослав связать свою судьбу с ключницей? Нет сведений, что он вообще как‑то заботился о сыне. Безответственный отец? Или просто слюбился с ключницей, как со многими другими, но плод этой любви попался на глаза княгине Ольге? Говорят, что князь Владимир был очень похож на саму Ольгу.

Читатели могут возразить, мол, фу, как неромантично! Ну гораздо же красивей неравная по социальному статусу любовь до гроба, оттого князь и ходил в походы, что сердце было разбито! Только тогда еще не было столь жесткого деления по социальному положению, вспомните рассказ летописи о встрече князя Игоря со своей будущей женой на перевозе. Перевозчица хотя и не была рабыней, но уж простолюдинкой была, это точно.

А есть еще версия, что все же Малуша и Добрыня были детьми того самого Мала Любечанина, который поплатился жизнью за убийство князя Игоря и сватовство к его вдове княгине Ольге. Каким образом такое могло быть? В летописях имя Мала пишется по‑разному: Мал и Малк. Отсюда версия: Мал происходил из древлянского города Кольческа, а потому звался Мал Къльчанин. Переписчик летописи схалтурил и неверно разделил слова, написав «Малк Льчанин», следовательно, Любечанин, то есть не древлянин, а совсем наоборот, свой, любечский. Получается, что княгиня Ольга, отправив на тот свет не одну тысячу древлян во главе с их князем, взяла к себе на воспитание его детей, вырастила и даже женила своего сына Святослава на Малуше и поставила на ноги их сына Владимира. Сможем ли мы когда‑нибудь узнать, как было на самом деле?

В общем, в рождении князя Владимира есть какая‑то загадка, как и в самой дате.

Воспитывала его вроде княгиня Ольга вместе с другими сыновьями князя Святослава. Немного позже я расскажу о сомнениях по поводу дат рождения сыновей этого князя, сейчас важнее другое: отношения между матерью и сыном хотя и оставались родственными, но явно дали трещину. Была ли тому причиной любовь князя к простолюдинке? Вряд ли, но свою роль сыграла.

Во всяком случае, наступил момент, когда князь Святослав откровенно признался матери и боярам, что ему нелюбо жить в Киеве и он хочет перенести свою столицу далеко на Дунай. И снова никто не понял стремления князя за пределы Киева. А он просто сознавал, что сохранить новые территории из Киева не сможет, нужно переселяться южнее, на Дунай, туда, где будут сходиться все дороги из его Руси в дальние страны, понимал, что Руси нужен выход к морю. Не холодному, практически недоступному Варяжскому, а к Черному. Очень многие правители Руси и России после Святослава позже будут стараться сделать то же самое. К слову сказать, тот самый Переяславец, где собирался основать свою новую столицу беспокойный русский князь, находится сейчас на территории Румынии (это местечко Нуфэру) вблизи границы с Одесской областью, недалеко от него расположен знаменитый Измаил (вспомните Суворова). Русские постоянно боролись за эти места и после князя Святослава.

Князь ушел во второй поход и даже сумел закрепиться на Дунае, но греки снова показали, на что способны деньги. Сначала император Никифор Фока прислал князю богатый золотой дар, чтобы отвлечь его от Таврики и направить на Болгарию, но стоило Святославу слишком близко подойти к границам самой Византии, император тут же подкупил печенегов для нападения на Киев. Святославу пришлось срочно бросаться на выручку своей столицы, оставив в Переяславце своего византийского помощника Калокира.

Немного о том, кто такой Калокир.

Когда Святослав вплотную подступил к Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу) и ему ничто не мешало пройтись марш‑броском по Таврии (Крыму), разоряя все на своем пути, главной заботой и херсонесского правителя, и самого императора Византии Никифора Фоки было отвлечь князя от такой перспективы, перенаправить его силы в другом направлении. Надо полагать, что победоносный проход русского войска по землям вятичей, булгар, буртасов, разгром Хазарии, проход по Закавказью и взятие Тмутаракани и Корчева добавил много седых волос на голове у константинопольского правителя. Но Святослав остановился и вдруг решил… идти на Саркел.

Когда‑то эту крепость хазары построили при помощи греческих инженеров именно против возможного нападения русских, и взять ее было очень непросто. Хотя сама крепость уже больше не представляла особой ценности или угрозы, но для князя Святослава была очень важна – там укрылся пусть теперь беспомощный, но все еще царь Хазарии Иосиф. Пока стоял Саркел, пока был жив Иосиф, была угроза возрождения Хазарии по крайней мере его именем. И для тех же вятичей в их лесах Корчев не значил ничего, а вот живой царь означал существование проклятого каганата. Не станешь же ездить по лесам, выискивая вятичей и объясняя, что Иосиф едва ноги волочит и войска у него нет. Пока нет. И Святослав решил разбить Саркел.

В тот момент лучшего подарка Византии он сделать не мог, в Константинополе и Херсонесе поспешили помочь русским метательными машинами, сами ведь строили крепость, а потому знали, как ее взять. Греки были готовы отнести князя вместе с его дружиной до самых крепостных стен на руках, только бы он убрался подальше от Херсонеса! Святослав хорошо понимал, что время большой войны с Византией еще не пришло, поэтому с помощью метательных машин греков разрушил Саркел до основания, завершив тем самым полный разгром Хазарии.

Но Византии этого было мало, кто знал, куда потом повернет князь и не обратит ли эти же машины против стен Херсонеса и самого Константинополя? И Никифор Фока решается на очень рискованный шаг – пытается подкупить русского князя для войны с… болгарами. Для этого к Святославу отправляется сын херсонесского правителя Калокир с огромной по тем временам суммой золота – практически 450 кг! Золото предназначалось для оплаты болгарского похода Святослава.

Понимал ли Никифор Фока, насколько это опасно для самой Византии? Наверное, да, но тогда важнее было убрать русское войско от Херсонеса. Кроме того, император явно надеялся на значительное ослабление русских в войне с болгарами, а тех, в свою очередь, с русскими. В результате появлялась возможность, договорившись со Святославом, поделить Болгарию между Византией и Русью.

Но честолюбивый Калокир преследовал свои цели. Если Никифору Фоке, рожденному отнюдь не в Пурпурной спальне Большого дворца, можно попасть на трон через ложе прекрасной Феофано (жены императора Романа II, которую тот привел на трон из константинопольского кабака и которая отправила на тот свет и своего свекра Константина Багрянородного, и самого Романа, а позже и любовника Никифора Фоку), то почему ему, Калокиру, нельзя сделать это же, но не с помощью развратной женщины, а с помощью русских мечей и копий?

В данном случае интересы византийского императора, херсонесского посланника и русского князя Святослава практически совпали. Никифор Фока хотел, чтобы русы ушли от Херсонеса, Калокир желал получить византийский трон, а Святославу нужны были те земли Болгарии, которые не признавали византийского господства и тяготели к русам. Смесь получилась вполне взрывоопасная, в результате состоялся второй поход князя Святослава, на этот раз на Дунай.

И сначала он был весьма и весьма успешным.

Когда уже казалось, что Болгария действительно поделена между Русью и Византией, греки применили свою излюбленную тактику – подкупили печенегов, чтобы те напали на Киев. Святослав оставил в Киеве достаточно сильную дружину под предводительством воеводы Претича, но печенежские князья (а их, между прочим, было сорок, и каждый считал хозяином только себя самого, можно было договориться с тридцатью девятью, но сороковой запросто шел вразрез с остальными) точно выбрали момент. Претич с дружиной был на другом берегу Днепра, а в самом Киеве оставался только гарнизон. Печенеги осадили Киев, в котором находилась княгиня Ольга с внуками. С трудом им удалось отправить к князю просьбу о подмоге.

Святослав всегда передвигался быстро, но тут побил свои собственные рекорды, примчавшись к родному городу стрелой. Здесь он снова продемонстрировал полководческий талант, окружил станы печенегов полукольцом и отдавил их к крутому берегу Днепра. Печенеги были разбиты, Киев освобожден. Князю Святославу пришлось задержаться в городе надолго, княгиня‑мать была больна и не желала отпускать сына обратно на Дунай.

Княгиня Ольга вскоре умерла, и князь, похоронив мать по ее просьбе тихо и без языческих почестей, поделил земли между сыновьями и вернулся на Дунай завершать начатое. Но его отсутствие оказалось губительным для дела, нельзя преодолеть пропасть в два прыжка. За время, пока князь Святослав сидел в Киеве, в Константинополе сменилась власть, бывшей танцовщице кабака императрице Феофано надоел пожилой воитель, думающий только о сражениях, и она решила сменить мужчину на своем ложе, то бишь импе‑ратора на троне.

Сделать это оказалось достаточно просто, новый любовник императрицы армянин Иоанн Цимисхий попросту зарезал Никифора Фоку, проникнув в его тщательно охраняемую спальню с помощью Феофано, и объявил императором себя. Конечно, красавица ожидала, что Иоанн немедленно женится на ней и посадит рядом с собой на трон, а как же иначе? Но тот оказался страшно забывчивым, то есть на трон‑то сел, но женился не на прелестнице, а на дочери покойного императора Константина Багрянородного, той самой Феодоре, которая не досталась в жены князю Улебу. Феодора, в отличие от Феофано, была немолода, очень некрасива и совсем не так умна, но она была голубых кровей, и эта свадьба делала Иоанна Цимисхия законным императором. А Феофано? Ее сослали на те же Принцевы острова, куда отправляли и всех остальных.

Таким образом, в болгарском походе князю Святославу противостоял не потерявший свою решительность в спальне императрицы Никифор Фока, а более молодой и сильный Иоанн Цимисхий. Нашла коса на камень.

И все же наступление русских дружин было весьма и весьма успешным, они двигались в союзе с той частью болгар, которая не желала признавать власть Византии, венграми и печенегами. Когда ими был взят Филипполь (современный Пловдив), до Константинополя оставалось четыре дня пути по равнине. Казалось, ничто не может остановить русского князя. Но в сражении под Аркадиополем печенеги и венгры дрогнули и отступили, сражение было проиграно. Ради этого Иоанн Цимисхий отозвал все свои войска из Малой Азии и тренировал их всю зиму.

Это была настоящая боевая ничья, князь и император даже встречались по ходу боев лично, но не с оружием в руках, а вполне цивилизованно. Из воспоминаний о такой встрече, записанных греческим хронистом Львом Диаконом, мы знаем, как выглядел князь Святослав. Крепкий мужчина среднего роста, с бритой головой и оставленным длинным клоком волос на макушке – признаком знатности рода, длинными вислыми усами и пронзительными синими глазами. Из всех украшений в ухе одна серьга с тремя черными жемчужинами и бриллиантом. Одет просто, как обычный дружинник, но очень чисто, к золоту и прочим богатствам равнодушен. Вам ничего не напоминает? Правильно, это колоритнейший тип с картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В Константинополь пишут, между прочим, родной город Иоанна Цимисхия. Но это так, к слову.

Цимисхий, как пишет византийский хронист, «с радостью принял условия россов», был заключен мир. Оба хорошо понимали, что просто положат свои войска в битве друг против друга и станут легкой добычей третьих сил.

Так и произошло с князем Святославом. Он возвращался домой с сильной дружиной, но византийцы сумели предупредить печенегов о подходе князя, чтобы те напали на русских у Днепровских порогов. Тут очередной древнерусский детективчик. Почему‑то князь Святослав, так легко передвигавшийся на конях всего два года назад, когда как ветер примчался спасать Киев от тех же печенегов, вдруг отправился вверх по Днепру на ладьях.

Мало того, обнаружив там засаду печенегов, не пересел на коней, а упорно остался зимовать в совершенно не пригодном для этого месте – у четвертого порога Айфор среди степи. При этом он не дал печенегам бой, не обошел их, не вернулся к Дунаю, а просто сидел и ждал весны, чтобы, изголодав и потеряв за зиму часть дружины от болезней, весной броситься в отчаянный бой с превосходящими силами степняков. Князя Святослава никогда не пугало численное превосходство противника, он выходил с десятью тысячами своих дружинников против стотысячной армии греков и не сдавался. Но у Днепровских порогов случилось нечто странное.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 192 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...