Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Князья Древней Руси 6 страница



Вряд ли так уж любили киевляне князя Владимира, ведь он последовательно нарушил все неписаные законы поведения: трусливо бежал из Новгорода, бросив город на произвол судьбы, вернувшись, изнасиловал невесту своего брата, предательски убил брата, не раз предавал всех и вся, кто имел несчастье с ним соприкасаться, обесчестил немало женщин и девушек и, наконец, огнем и мечом заставлял русичей отречься от веры предков. Далеко не таким благостным было крещение для Руси, как его описывает летопись. По данным археологов, в этот период была уничтожена ТРЕТЬ населения! Кого‑то сожгли, кто‑то предпочел сгореть сам, не желая предавать веру предков. Но в самом крещении роль сыграл случай.

К этому времени у власти в Византии (куда ж без нее?) были два брата‑соправителя – Василий II Булгароктон (Болгаробойца, прозвище говорит само за себя) и Константин VIII – сыновья бедолаги Романа II, видимо, подтравленного собственной женой Феофано, внуки сведущего императора Константина Багрянородного. Они с трудом сумели спихнуть с трона очередного узурпатора Иоанна Цимисхия, но почти сразу их собственный военачальник Варда Фока поднял мятеж, провозгласив императором себя, видно, не давали покоя лавры братца Никифора Фоки, бывшего предыдущим императором‑узурпатором. Внуки Константина Багрянородного самостоятельно справиться с новым самозванцем не смогли и запросили помощи у русского князя Владимира.

Такого в истории Византии еще не бывало, императоры просили русичей помочь удержаться на троне! Князь Владимир помог, но с условием. Он захотел жениться на сестре императоров – принцессе Анне. Анна была младшей, она родилась буквально за два дня до смерти отца. Соправителям ничего не оставалось делать, как дать согласие. Вполне знакомая ситуация, такое Константинополь уже проходил, например, во времена прихода к власти императора Романа I, с той разницей, что византийский трон князю Владимиру был совершенно ни к чему, а вот женитьба на принцессе гарантировала, что Византия будет по отношению к Руси более покладиста, нелюбимая сестра все равно сестра…

Князь Владимир крестился в Киеве в 987 году вместе со всей своей многочисленной семьей. Теперь он мог ожидать выполнения обещанного и от Византии.

Императоры, как всегда, пообещали, но оказались забывчивы. То есть Варду‑то прогнали, а вот про женитьбу и не вспомнили. Князь Владимир решил помочь и, чтобы императорская память восстановилась быстрее, взял с огромным войском славный крымский город Херсонес, который греки, как вы помните, очень любили. Здесь, как обычно, не обошлось без предательства. Нашелся подлец, который подсказал русичам путь, по которому снабжался водой город. Проток тут же перекрыли и довольно быстро вынудили жителей выкинуть белый флаг. Анне волей‑неволей пришлось отправиться навстречу будущему мужу, иначе следующим мог оказаться сам Константинополь.

Загвоздка оказалась лишь в том, что невеста была христианкой, а князь язычником, еще и не единожды женатым, с кучей детей и огромным гаремом наложниц. Византийцы бы не были византийцами, если б не смогли извлечь выгоду даже из такого положения. В 988 году в Херсонесе священник заново крестил князя Владимира и его дружину. Есть легенда о том, как князь вдруг практически ослеп, но невеста сказала, что если он крестится, то прозреет. Так и случилось, потому Владимир крестился без возражений.

Вернувшись с новой женой (она отнюдь не была молодой, для Средневековья 25 лет – возраст старой, очень старой девы) в Киев, князь Владимир изменился до неузнаваемости. Он разогнал гарем, женам объяснил, что более в них не нуждается, и предложил выбрать себе в мужья бояр. Но те повели себя по‑разному, две их них так и поступили, а две другие – та самая грекиня, оставшаяся от Святополка, и взятая силой Рогнеда – приняли монашеский постриг. Князь распределил своих женщин по разным городам и стал вести себя как истый христианин.

Во‑первых, разрушил созданное им же капище, велев стащить со своих мест стоявших на холме над Днепром деревянных идолов, разрубить, нещадно сечь и утопить в реке (чем провинились идолы, неизвестно). Потом объявил, что все киевляне должны креститься, по принципу «кто не со мной, тот против меня». Быть против князя, тем более того, которого любили, не рискнул почти никто, киевляне влезли в Днепр кто по шею, кто по пояс, кто только по колено, но оказались крещены. Вряд ли они осознали, что произошло, скорее, это показалось большинству причудой князя, но спорить особо не стали, пусть тешится.

А что до идолов, то не они ставили, потому и не переживали по поводу сноса. У нас всегда так: сначала круглосуточно стоим у какого‑нибудь бюста героя на посту навытяжку с рукой, занемевшей в пионерском салюте, а потом с остервенением пинаем ногами. Так и наши предки, сначала тащили златоусого Перуна на гору, а потом с улюлюканьем катили с горы. И тем не менее даже летопись констатирует, что Киев плакал и плач стоял «великий». Вам знакомо выражение «кричать как оглашенный»? А все ли помнят, что оглашенными в православии зовут тех, кого ведут на крещение? Не со времен ли князя Владимира появилось такое выражение?

После оптового крещения киевлян по Руси разошлись священники, крестившие народ уже в розницу, но достаточно быстро. Русь стала считаться православной. Именно так – стала считаться, потому что действительно превратилась в таковую еще не скоро, когда смогла перемолоть новую веру под себя, взять из нее приемлемое и присоединить то языческое, от чего отказываться русичи не собирались в угоду никакому князю, даже самому любимому, например от праздников.

В целом князю Владимиру довольно быстро удалось сделать то, к чему даже приблизиться не могла его бабка княгиня Ольга. Видимо, просто пришло время. При этом одно замечание. Такое впечатление, что знаменитый князь ничего не предпринимал сам, только следовал чьему‑то совету или прямому указу, то дяди‑воспитателя, то жены‑христианки, вернее, тех, кто за ней стоял…

Жизнь князя Владимира точно делится на две части – до крещения и после него. До принятия христианства князь был многоженцем, от разных жен имел по меньшей мере 12 сыновей (дочерей вообще не считали). Это не говоря уже о незаконнорожденных детях от наложниц и просто любовниц князя. Своих сыновей, как мы уже упоминали, Владимир посадил наместниками по разным городам. Они не были самостоятельными князьями, выступали именно наместниками, представителями отца. Не всех удовлетворило такое положение, и в конце жизни князь Владимир получил то, что, собственно, и ожидалось, – междоусобицу, когда брат на брата, сын на отца.

Старшего сына Вышеслава от чешки (видимо, Алохии), Владимир посадил в Новгороде. Второй сын Изяслав, родившийся от взятой силой полоцкой княжны Рогнеды, правил в Полоцке. Он прожил недолго, чуть более 20 лет, от него пошла династия полоцких князей.

Сын Святополк, получивший в народе прозвище Окаянный, родился у той самой гречанки, которую сначала Святослав привез старшему сыну Ярополку в подарок из греческого монастыря, а потом Владимир, убив брата, женился на вдове по наследству. Святополк получался «от двух отцов», именно в этом молва видела причину его будущих злодеяний. Он был князем Турова, находившегося в глухой земле дреговичей.

Святослав, родившийся тоже у чешки (Алохии?), был князем древлянским.

Всеволод, второй сын Рогнеды, стал князем волынским, но пробыл таковым недолго. Лет шестнадцати от роду он был отправлен отцом свататься к овдовевшей шведской королеве Сигрид. Юнец не произвел на королеву должного впечатления и был ею на пару с другим претендентом на ее руку и сердце (а вернее, трон) попросту сожжен в тех покоях, где спал пьяным.

Младший сын Рогнеды Ярослав сначала был князем ростовским, а после смерти Вышеслава – князем Новгорода. Владимир не любил этого сына, по официальной версии, Ярослав с детства был хромым, и только настойчивость его дядьки‑воспитателя помогла мальчику вообще встать на ноги. Правда, изучение останков Ярослава показало, что никакой хромотой с детства он не страдал, а рану на ноге получил уже взрослым, из‑за чего современники звали князя Хромцом, а иногда и Злым Хромцом (а дядькой‑воспитателем будущего князя был тот самый воевода Блуд, который предал Ярополка, сговорившись с Владимиром). Это князь‑объединитель, время правления Ярослава – с 1019 по 1054 год – стали для Руси годами взлета. Хромой князь вел свою страну твердой поступью.

Мы помним его не только из‑за прозвища Мудрый, а к тому же по многочисленным бракам дочерей с правителями Европы. Например, Анна Ярославна после смерти своего мужа много лет правила Францией, так что в венах французских королей текла капля русской крови. Хотя, если разобраться, то у самого Ярослава таковой не было. Князь Игорь – варяг (отец варяг, мать – княжна урманская, то есть норвежка), княгиня Ольга – «языка варяжска», значит, и Святослав варяг. Малуша хотя и была дочерью Мала Любечанина, но, по свидетельству скандинавских саг, ее звали Малфред, то есть снова та же варяжская кровь.

Значит, у Владимира и мать и отец северных кровей, сын Ярослав родился от полоцкой княжны Рогнеды, тоже не славянки, Полоцк был под варягами (хотя есть мнение, что Рогволод и Рогнеда – имена скорее чешские). В свою очередь был женат дважды, но от первого брака имел лишь сына, умершего рано и не оставившего потомства, а второй женой князя была Ингигерд, дочь шведского короля Олава Шетконунга. Этот ряд можно продолжать: сыновья Ярослава, скандинавы чистых кровей, были женаты на иностранках, например, отец будущего правителя Владимира Мономаха Всеволод – на греческой принцессе, по отцу которой тот и получил приставку Мономах. Сам Мономах был женат на английской принцессе Гите, приходившейся родственницей датскому королю Свену Эстридсену, и так далее, и так далее… Так кто же стоял у руля Руси? Отнюдь не славяне. Может, вообще правы те, кто выдвигает версию, что рус – это не национальность, а принадлежность к правящей верхушке?

И еще одна версия (вы не устали от таковых?). Малушу объявили… хазаринкой. Логика в этом есть, ведь она была рабыней, возможно, и хазаринкой. Что это меняет? Многое. Почитайте о Хазарии. Правящая верхушка у хазар была иудейской, а у иудеев принадлежность к своей нации (и религии в том числе) передается от матери, то есть князь Владимир был, возможно, иудеем по матери. Не потому ли таковые согласились рассказывать ему об основах своей религии, ведь в иудаизме запрещено проповедование, это вера для избранных, им можно стать только по рождению. Поди теперь разберись через столько столетий!

Против этой версии говорят имена Малуши и ее брата Добрыни, но история знала еще не такие выверты. В «Киевском письме», писанном кем‑то из киевской еврейской общины того времени в далекий Каир, упоминаются, например, Йегуда Северята и Гостята Кабиарта бен Коген! Откуда взялась такая версия? Из имени отца Малуши и Добрыни – Малка. В семитских языках слово «малик» означает «царь», «правитель». Тут же объявили Малка Любечанина хазарским тадуном (сборщиком дани), видимо, в Любече, а его детей соответственно хазарами.

Князь Владимир был грамотен, любил духовную литературу. В народной памяти он остался добрым и мудрым правителем, несмотря на то что крестил упорных язычников огнем и мечом. Правда, это делали за него другие, а потому народ с именем самого князя такие безобразия не связал, напротив, приписал ему многое из того, что было гораздо позже. Если верить былинам, при дворе князя служили те самые три богатыря, которые на картине Васнецова, – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. На самом деле Илья Муромец жил на сто лет позже и закончил свой земной путь в Киево‑Печерском монастыре, которого при Владимире Святом не было в помине. Добрыня Никитич – это тот самый «уй» князя Владимира – дядя по матери, вместе с ним молодой Владимир правил Новгородом, «ключник», «придверничек» и так далее… Алеша Попович погиб в битве при Калке в 1223 году, а потому совершать подвиги во славу русского народа в 988‑м ну никак не мог, если только не был Мафусаилом‑вторым.

Правда, былины довольно честно признают, что князь Красное Солнышко не всегда поступал безупречно, но для дружины ничего не жалел, хорошо понимая, что серебром и золотом дружину добыть не сможет, а вот с дружиной возьмет и то и другое. Кроме того, князь часто раздавал снедь голодным, любой мог прийти к нему на двор и попросить помощи, если действительно нуждался, а на пиры во славу дружины приходили все желающие. Владимира любили и дружинники, и простой люд. Он раздал очень много земли тем, у кого ее не было. Раздал в новых городах, поставленных по южным границам Руси.

Все правление князя Владимира осталось в народной памяти как время объединения Руси против нападок печенегов, успешного объединения, время былинных богатырей и веселой удали. Былины не осуждают князя и за бесчинства по отношению к женщинам, а ведь он испортил жизнь не одной сотне страдалиц. Любимому князю прощалось все. В истории он остался прежде всего КРЕСТИТЕЛЕМ РУСИ.

Есть одно «но», о нем мы уже писали выше. Для тех, кто пропустил, повторяем.

Звание почетного историка наши специалисты давно присудили византийскому императору Константину Багрянородному за его объективный рассказ о жизни Древней Руси. Константину VII Львовичу из семейства Македонских приписывают в числе прочих заслуг (вполне реальных) и крещение русской княгини Ольги, и в том числе сватовство к ней. Сам император о таких подвигах даже не подозревал, мало того, он упоминал, что Русь была крещена во времена правления его любимого деда Василия Македонянина, то есть до 886 года. Как раз об этом есть свидетельство византийского патриарха Фотия, принимавшего непосредственное участие в крещении князя (князей) русов. Другое дело, что крестилась дружина, но христианство в Киев все равно принесла.

Археологи подтверждают: крупные города Руси к Х веку уже имели целые кладбища с захоронениями по христианскому обряду. Так что лукавил летописец, красочно рассказывая, как выбирал разумный князь религию. Все‑то князюшка знал давным‑давно, и ни к чему было отправлять гонцов далече, за углом на соседней улице знающие люди жили. Но Владимир и впрямь выбирал, только политическим расчетом, это был скорее выбор союзников. Хорошо ли, плохо ли – вам судить, но Русь уже второе тысячелетие идет по избранному голубоглазым князем пути.

Сама смерть святого князя тоже загадка. По официальной версии, он вдруг заболел и умер как раз в тот день, когда получил известие, что на него идет войной нелюбимый сын Ярослав из Новгорода. С перепугу, что ли? Но изучение останков Владимира потрясло даже видавших виды археологов. Дело в том, что князя похоронили отчего‑то завернутым в ковер. И останки в нем оказались буквально растерзанными на части! То есть святой не умер от болезни, а был зверски убит. Причем труп вынесли из терема тайно, разобрав для этого часть стены! (Если вспомнить, что терем был каменным, то крепости сна вышгородцев стоит только подивиться.)

Почему бы это не приписать проклятому церковью пасынку князя Святополку Окаянному, добавив черных красок в его характеристику? Но признание убийства означало бы признание, что святого можно убить вот так просто и жестоко. И может, наоборот, Ярослав выступил из Новгорода, узнав об убийстве отца? Или князь настолько «достал» киевлян, что они поспешили к приходу новгородца Ярослава облегчить тому жизнь? Но кто и почему тогда выпустил из тюрьмы заточенных там Владимиром Святополка с семьей?

Дальше в описании борьбы за власть над Киевом между сыновьями Владимира в официальной версии полнейший бардак, рассчитанный на слепо верящих любому написанному слову людей. То есть описание убийства сыновей князя, его любимцев Бориса и Глеба, просто не укладывается ни в какие разумные рамки, но это уже не предмет нашего повествования, если интересно, почитайте множество специальной литературы, изданной на эту тему в последнее время. А для начала неплохо почитать саму «Повесть», чтобы понять, что рассказ притянут за уши. Только одно замечание: отчего‑то еще несколько столетий русские князья называли своих сыновей Святополками. Несколько странновато – давать имена Окаянного князя своим отпрыскам, ведь раньше более ответственно относились к выбору имени для человека. А вот Ярославами, кстати, никого долго не называли!

Для тех, кто несколько подзабыл историю сыновей Владимира Святого, напомню. Двое его любимых сыновей, Борис и Глеб, пали от рук убийц, пасынок (сын старшего брата Ярополка и гречанки, на которой женился Владимир) Святополк вместе с семьей сидел в подземелье непонятно за что, а остальные были раскиданы по дальним городам посадниками. Организация всех убийств приписывается Святополку Окаянному, хотя не вполне понятно, зачем убивать, ведь именно он имел больше всех прав на власть в Киеве.

В середине прошлого (ХХ) века попытка сопоставить данные летописи с исландской так называемой «Эймунд‑сагой» привела к интересным выводам. Саму сагу перевели на русский язык еще во времена Пушкина. Исландцев трудно заподозрить в пристрастности описаний киевских событий, сага написана в прославление похождений норманнских «героев» Эймунда и Рагнара, оказавшихся волею судьбы свидетелями борьбы за власть сыновей Вальдамара‑Владимира. Так вот, в этой саге ни словом не упоминается Святополк! Зато Ярислейву (Ярославу) противостоят Вартилаф (Брячислав) и Бурислейф (не правда ли, похоже на страдальца Бориса?).

Ярославу никак не удавалось победить Бурислейфа вопреки отваге и ратной хитрости норвежских героев, наконец они намекнули князю, что, пока этот Бурислейф жив, победы ждать тяжело. Князь не ответил ни да, ни нет, из чего средневековые супермены сделали вывод о его согласии, пробрались в лагерь противника, попросту отрубили Бурислейфу голову и смылись обратно к своему работодателю. Только награды они не получили (вот как плохо не знать русской истории, ведь и их предшественники от князя Владимира за взятие Киева тоже ничего, кроме неприятностей, не имели!), наоборот, киллерам пришлось спешно уносить ноги в Полоцк. Первый переводчик саги во избежание неприятностей со стороны отцов церкви «перевел» имя Ярислейф как… Святополк! Так и осталось на долгие годы.

А ведь получается, что убийца Бориса не Святополк Окаянный, а тот самый Ярослав, который как бы Мудрый. Кстати, Святополк после «смерти» Владимира имел больше прав на власть в Киеве, чем все остальные братья, вместе взятые, – он был сыном предыдущего князя Ярополка. Но это уже совсем другая история, не будем сейчас о ней. А самого Святого князя на старых иконах и фресках изображали с крестом в руке. Это атрибут мученика, а не человека, умершего от недуга в своей постели. Позже, видимо, доглядели и упущение исправили.

Все следующие князья Руси были христианами, но им не удалось с христианским смирением править страной вместе, скорее, наоборот, именно после Ярослава начинается последний период существования Древней Руси – период феодальной раздробленности, когда с трудом собранная воедино сильная страна буквально развалилась на части в угоду многочисленным княжеским потомкам. Много лет должно было пройти, много бед пронестись над Русью, чтобы она снова стала сильной и единой, но уже Россией.

К чему было так подробно не только о Древней Руси и ее князьях, но и соседях – Византии, Хазарии, Болгарии?..

Это все к тому, что на Руси не было необходимости искоренять дикость и безграмотность, а безалаберности у нас и по сей день хватает! О соседях подробно потому, что два брата‑болгарина из Солуни Кирилл и Мефодий по велению византийского императора отправились в Хазарию на философский диспут с иудеями, по пути на полгодика задержались в русской Корсуни, где между делом изобрели для неграмотных (по их разумению!) русов алфавит! Вот так, ни много ни мало…

К Кириллу, который вообще‑то Константин, мы еще вернемся, а пока продолжим про тех самых «диких» русов, которые воевали совершенно неправильно и потому периодически «показывали кузькину мать» более «просвещенным» соседям. А еще упорно не желали быть этими соседями осчастливленными в плане восприятия чужой культуры (и веры), настаивая на своей собственной.

Итак, умер князь Владимир Святославич Святой. Судьбы его многочисленных сыновей оказались весьма несчастливыми. Старший Вышеслав умер молодым еще при жизни отца. Первый Мстислав умер совсем маленьким. Всеволод погиб страшной смертью – был заживо сожжен оскорбленной его сватовством овдовевшей шведской королевой Сигрид. Изяслав в Полоцке тоже прожил совсем недолго – всего двадцать лет, оставив наследником сына Брячислава. Бориса и Глеба во время борьбы за власть убили, погиб и Святополк не то Окаянный, не то Охаянный. На много лет бросили в тюрьму Пскова Судислава (чтобы не путался под ногами у более сильных?). Святослав до конца жизни сидел в древлянских лесах, не высовывая носа во избежание неприятностей, может, потому и остался жив. Судьба младшего Позвизда, который, кажется, жил заложником у печенегов, неизвестна. Неизвестна и судьба Станислава.

Наследство отца между собой поделили Ярослав и второй Мстислав. Ярославу достались северные, северо‑западные и западные земли, все Правобережье Днепра. Мстиславу – Левобережье и Тмутаракань. Этот князь больше других повторил деда Святослава, потому не бился (или не рисковал биться?) за Киев, предпочитая степную вольницу. Своей столицей Мстислав сделал Чернигов, который взялся основательно обустраивать. Конечно, такое соседство попортило немало крови Ярославу, как бы ни делали вид братья, что меж ними мир и благодать, обмануть такая лепота никого не могла. Только после смерти в 1034 (1036?) году Мстислава, не оставившего наследника (единственный сын умер от непонятной болезни молодым и полным сил, а сам князь почему‑то вдруг отправился к прадедам при весьма подозрительных обстоятельствах на охоте), вся Русь перешла в руки Ярослава Владимировича.

Его правление с 1019 по 1054 год назвали золотым веком Руси. Князь был мудр, тверд и расчетлив. Одного не смог избежать – такой же братоубийственной тяжбы между своими сыновьями. Никакие духовные завещания отца не спасли князей от желания вцепиться друг дружке в горло и порвать соперников в борьбе за вожделенное право называться старшим и сильнейшим.

Но сейчас не о них. В начале своего правления Ярослав не раз терпел сокрушительные поражения. Одним из таких был захват Киева Святополком при помощи его тестя, польского короля Болеслава. Ярославу удалось бежать в Новгород всего с четырьмя сопровождающими. При этом в Киеве остались его жена, сестра и мачеха.

Князь был женат дважды, первой называют некую Анну (это ее крестильное имя), боярскую дочь из Новгорода (?). Судьба Анны неизвестна, вроде она попала в плен к Болеславу вместе с сестрой Ярослава Предславой и умерла в 1018 году. Предславу (дочь Рогнеды), в свое время предупредившую брата об угрозе со стороны Святополка и тем Ярослава спасшую, Болеслав II обесчестил и сделал своей наложницей, а затем выдал замуж за Болеслава III Рыжего. Ярославу удалось плена избежать, но особых попыток освободить жену, сестру и мачеху он не делал, самому бы уцелеть… Хотя Болеслав предлагал обмен, ведь в руках Ярослава почему‑то оказалась его дочь. Хромому князю стали не нужны женщины, которые уже не могли больше ничего дать.

Можно сколько угодно хвалить мудрое правление князя Ярослава, но временами его поведение было весьма и весьма подленьким, и судьба его за это нещадно наказывала! Осознав, что в одиночку с польским королем ему не справиться, князь решил сделать ставку на родство с северным соседом и посватал дочь шведского короля Олава Шетконунга Ингигерд, кстати, уже сосватанную за норвежского конунга Олава Харальдсона (ничего не напоминает? Сын достоин отца…). Гибель первой жены Анны весьма кстати развязала ему руки.

Есть вообще версия, что будущий Мудрый князь отправил посольство за новой супругой до гибели прежней! Еще летом, едва унеся ноги от Болеслава и нимало не озаботясь пленением вроде дорогих ему женщин, Ярослав… снарядил сватов к Олаву Шетконунгу, прося руки его дочери.

Князь Ярослав умел уступать и смиряться ради своей выгоды, а потому знатно прогнулся, чтобы заполучить новую супругу и перед ее отцом, и перед ней самой. Даже если отбросить все преувеличения скандинавских саг, получается весьма приниженное положение новгородского, а затем киевского князя. Супруга обладала не только сильным характером, но и понимала, что делает загнанному в угол князю большое одолжение. Княгине в качестве свадебного подарка была отдана Ладога с прилегающими землями! Если бы князя в ходе родственной войны прихлопнули, то земли остались бы за шведами, а вдове можно было бы снова выйти замуж, уже по любви… Но Ярослав смог победить, и пришлось Ингигерде до конца своих дней быть Великой княгиней Киевской и жить с нелюбимым, все время мечтая о другом.

Свадьба состоялась весной следующего, 1019 года, как только стало возможным плавание по Варяжскому морю. Ярослав осознал, что родниться надо с власть имущими!

Есть версия истории этого сватовства, рассказывающая, почему все же любившая другого Ингигерд вышла замуж за Ярослава.

Швеция и Норвегия в то время еще не до конца поделили свои земли, а потому пограничные стычки продолжались. Когда Олав Харальдсон по прозвищу Толстый сумел взять власть над норвежскими землями в свои руки, то предпочел уладить отношения с соседями мирным путем. Для этого он предложил шведам признать возврат захваченных земель и просил у шведского конунга Олава Шетконунга руки его дочери Ингигерд. Неизвестно, чего больше не хотелось отдавать Шетконунгу – дочь или земли, но швед категорически воспротивился.

Живущим в пограничных областях простым бондам (землевладельцам) надоело быть крайними в бесконечных спорах между королями, и они собрались на общее собрание тинг в Упсале. Норвежский король сватает дочь шведского конунга, обещая больше не воевать? Участники тинга долго не размышляли, постановив, что Ингигерд должна выйти замуж за Олава Харальдсона Толстого, а отец не должен ей препятствовать, не то будет просто убит! С самой девушкой уже договорились. Наслушавшись рассказов о женихе, Ингигерд заочно влюбилась и дала согласие на этот брак. Дочь дала, а отец нет.

Неизвестно, чем бы все закончилось, не появись вовремя послы от Ярослава с той же просьбой. Шетконунг, похоже, готов был отдать строптивую Ингигерд кому угодно, только бы не Харальдсону, а потому быстро согласился с новым сватовством. Осенью, когда делегации шведов и норвежцев должны были встретиться в условленном месте ради предстоящей свадьбы, ни самой невесты, ни каких‑либо послов с объяснениями Олав Харальдсон не увидел. Оскорбление оказалось сильным, но начинать войну из‑за девицы, пусть и красивой, разумный король Норвегии не стал.

Олав Харальдсон поступил иначе. Он соблазнил другую дочь Шетконунга – Астрид, которая гостила у родственников в Норвегии. Девушка согласилась тайно выйти замуж за обиженного короля, для чего и бежала к нему на Рождество! Вот теперь пощечину получила уже Ингигерд, да еще какую! За Ярослава она не хотела выходить сама, а Олав женился на сестре. Пришлось брать свои слова по поводу русского князя обратно и делать вид, что согласна, только с условием, мол, пусть подарит Альдегьюборг (Ладогу) и прилегающие земли. А это ни много ни мало будущая Ингерманландия, названная по имени новой владелицы!

Положение у князя Ярослава было катастрофическим, тут не то что на шведской королевне женишься, но и на ее бабушке! Послы князя резво согласились на все условия (Шетконунг и его дочь просчитались, могли бы требовать и гораздо больше, загнанный в угол Ярослав отдал бы), и свадьба весной состоялась.

Не без помощи новых родственников и новгородцев он вернул себе власть в Киеве, утер пот с лица от трудов ратных и не совсем и стал править уже в качестве киевского князя большей частью Руси. Новгородцев за помощь довольно щедро наградил, но главное, дал им Ярославову Русскую Правду, определяющую многие вольности великому городу. Отменил этот свод законов вольного города только Великий московский князь Иван III (дед Ивана Грозного).

А вот с варяжской дружиной обошлись не очень красиво (не привыкать). Обиженные норвежцы во главе с Эймундом даже переметнулись на время к племяннику Ярослава Брячиславу Полоцкому. Но получившему вожделенную власть над Киевом Ярославу было наплевать на обиды варягов.

Отношения с Ингигерд у князя не очень сложились. Та хотя и родила ему множество детей, но мужа явно не любила и даже позволяла себе многолетний откровенный флирт с тем самым Олавом Харальдсоном. Здесь целая романтическая история, правда, не в пользу нашего хромого князя. Ингигерд собиралась замуж за норвежца не просто так, а по горячей любви! И хотя король давно остыл, княгиня своей девичьей страсти не забыла. Они многие годы состояли в переписке, одаривали друг друга богатыми подарками.

Если верить скандинавским сагам, то Ярослав, к своему прискорбию, об этой любви знал и даже неоднократно ссорился с супругой, не в силах ничего поделать! Ингигерд всю жизнь подчеркивала более низкое по сравнению со своим собственным происхождение мужа. И жить предпочитала поближе к родине и Харальдсону – в Новгороде, в то время как сам князь метался между двумя городами – Новгородом и Киевом.

Жалел ли о новой женитьбе князь Ярослав? Бог весть, он воспользовался предоставленной помощью, чтобы решить проблемы с братьями и племянником. Если верить сагам, то новые родственнички в качестве киллеров помогли русскому князю избавиться от всех остальных претендентов на киевский стол, ловко отправив на тот свет Святополка, а потом и Мстислава с его сыном.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...