Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга без изъянов 18 страница



МОЖНО ЛИ БИТЬ ЖЕН?

34-й аят Суры «Женщины» в Коране еще один неверно толкуемый аят давайте посмотрим, как комментируют этот аят два разных толкователя Корана. Профессор Яшар Нури Озтюрк пишет: “В этом аяте речь идет не об абсолютном превосходстве мужчин над женщинами, но о различии в природе мужчины и женщины. И эта разница заключена в обязанности, которую Бог возложил на мужчину - “каввам”, то есть защищающий, оберегающий, присматривающий. Но, как ни странно, многие толкователи Корана постоянно изменяют смысл толкуемых аятов, переводя слово «каввам» как «господин, наставник», с тем чтобы унизить женщину и поставить ее ниже мужчины. Они переводят несуществующие в Кораны смыслы и тем самым создают основу для мужского деспотизма. Слово «фадрибу», встречающееся в том же аяте, переводится всегда только одним из возможных смыслов, а именно с повелением бить. Собственно не стоит ожидать чего-то иного от людей, которые все свои толкования ориентируют против женщин. Но другое значение этого слова, наряду с целью и причиной низведения этого аята, демонстрирует нам гораздо более полный и ясный смысл этого аята. Суть в том, что словесные феномены, которые Коран демонстрирует во многих аятах, присутствуют и здесь, ибо одно слово в данном случае имеет несколько значений. Не вдаваясь особенно в технические детали, скажем: корень повеления “фадрибу” происходит от корня “дарб”, которое имеет около 30 значений, самые часто употребимые из которых “ударять, бить, выходить, уходить и гулять ”. (См. Ибн Мансур, Арабский язык (Lisanul Arab), глава Darb) Учитывая это обстоятельство, повеление, содержащееся в аяте, следует рассматривать с каждым из значений этого корня. Таким образом, учитывая повелительную форму и последующие слова, аят может выражать следующие смыслы: 1- Выводите их из дома, 2- Заставьте их уйти за пределы дома, в котором они находятся., 3- Бейте их. Коран, таким образом, хочет, чтобы в зависимости от ситуации и условий, был применена одна из приведенных вше альтернатив. И если обратить внимание, то две первые альтернативы едва ли будут иметь какое либо поучающий смысл или воспитательную результативность, как с точки зрения человеческой психологи, так и с точки зрения правовой логики.” (Ya;ar Nuri;zt;rk, Kuran’daki;slam, sayfa 552-554 – Яшар Нури Озтюр- Коранический Ислам, стр.552-554)

Доктор Эдип Юксель приводит свое пояснение причины неверного толкования данного аята: “В аяте употреблено выражение «мужчины попечители своих жен», то есть мужчины должны присматривать и заботиться о женщинах или же нести ответственность за материальное содержание женщин. Это выражение может и должно переводиться с арабского именно так, однако во всех переводах смыслов Корана, эти слова Корана интерпретировались как авторитарность и господство мужчины над женщиной». Встречающееся в 135-м аяте этой же Суры слово “каввам” переводится как “соблюдающий, исполняющий в полной мере, отстаивающие правоту”, тогда почему же то же самое слово в 34-м аяте Суры переводится как “правитель, господин». В 5-ой Суре «Трапеза» в 8-м аяте также мы видим слово “каввам”, которые переводится в смыслах как “соблюдающий, исполняющий в полной мере”, но почему наши составители толкований Корана, как только речь заходит о женщинах, сразу же меняют смысл слова и избирают жесткую словесность? Слово “каввам” происходит от арабского корня “кУм”. Если вы проанализируете все аяты, где встречаются производные от этого корня слова, ни в одном из них вы не встретите оттенка господства или властности в переводе смысла. В том же аяте встречается слово “бадахум”, в котором «хум» - это местоимение, которое, как принято считать, относится только к мужчинам и тогда смысл аята получается таков: “Бог возвысил одних мужчин над другими мужчинами.” Этот смысл аята, как видно, не слишком логично согласуется с текстом всего аята. Однако если отнести местоимение “хум ” в слове «бадахум» ко всему сообществу людей, в котором и женщины, и мужчины смешаны, то смысл аята получается таков: “Бог возвысил некоторых мужчин и женщин над другими мужчинами и женщинами”. Наверное, самый верный смысловой перевод аята будет таков: “Бог даровал каждому человеку свои, различные способности и таланты.”

Слово “идрибуханна” переведено как “ бейте этих женщин”. Прежде чем перейти к грамматическому анализу формы этого Коранического слова, напомним одно повеление Корана об отношениях между мужем и женой. В Суре «Румы», в 21-м аяте повелевает Бог:

“Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих.”

Как следует из аята, смысл брака в успокоении для души, успокоении, основанном на любви и милосердии. Посмотрите в любом арабском словаре, вы найдете несколько десяткой значении этого слова. Можно даже сказать, что слово “дараба” имеет самый длинный и богатый смысловой ряд среди всех слов арабского языка. В арабском языке делание, то есть печатание денег также обозначается глаголом «дараба». Например, слово “дарабхана” (монетный двор) является арабо-персидским синтезом. В арабском языке выражение «почти бастовать» также будет выражено словом “драб”. В турецком языке слово «дарб» также имеет широкий спектр значений. Например, слово “идриб” означает “выйди вон”. В странах арабского Магриба глагол “дараба” вообще употребляется только в повелительном наклонении. Встречаясь со словом, имеющим очень много различных значений, наша задача найти и выбрать из имеющегося множества значений наиболее близкое к смыслу всего текста и ситуации значение. К примеру, в Суре «Гром», в 17-м аяте также встречает глагол “дараба”, но если мы переведем его как глагол «бить», то смысл аята получится весьма странным: “ Такими притчами Бог бьет истиною ложь.” Слово “нушуз” в 34-м аяте Суры «Женщины» переведено как непослушание, скандальность. Однако это слово может иметь и как минимум десять других значений от флирта до недозволенных сексуальных связей, предательство и бесчестие. Например, если внимательно посмотреть на 34-й аят, мы видим, что это, второе значение более логично вписывается в остальной текст аята. В 34-м аяте Суры «Женщины» Бог учит мужчин, как должен он вести себя по отношению к жене, которая совершила предательство или бесчестный поступок. Сначала, муж должен сделать жене внушение и наставление. Если же женщина и дальше продолжит флиртовать с другим мужчиной, муж должен разделить с ней кровати. Если же и это не принесет пользы и не вразумит ее, тогда муж должен выгнать ее из дома. Избиение женщины, которая обманула мужа и предала их брачный договор перед Богом, не может быть решением проблемы. Однако развод с ней, пусть он и будет болезненной мерой, станет решением проблемы.” (Докт. Эдип Юксель – Ошибки в турецких переводах Корана /Dr. Edip Y;ksel, T;rk;e Kuran;evirilerindeki Hatalar, стр 13-20)

Яшар Нури Озтюрк в своем комментарии приводит два наиболее верных, на его взгляд, значения глагола “дарабе”, оставляя нам право подумать и выбрать то, которое более логично.

Мужчины являются попечителями женщин, потому что Бог дал одним из людей преимущество перед другими людьми и потому что мужчины много расходуют из своего имущества. Праведные и чистые женщины почтительны. Они хранят то, что положено хранить в тайне, также и Бог оберегает и хранит их. А тех женщин, предательства и бесчестия которых вы опасаетесь, сперва увещевайте, после оставьте их одних в постели и, наконец, выгоните их из дома / отправьте их из дома в другое место. Если же они станут почтительны к вам после этого, то не ищите иного пути против них. Воистину, Бог – Возвышенный, Безгранично Великий (4, Сура «Женщины», 34 перевод проф. Докт.Яшара Нури Озтюрка)

Эдип Юксель, в свою очередь, после приведенного комментария, дает такой перевод аята:

Мужчины обязаны опекать женщин, потому что Бог дал каждому из них разные способности и особенности. Так, мужчины ответственны за содержание дома. Праведные женщины смиренны (перед законом Бога) и оберегают то, что Бог повелел им оберегать (честь и благодетель), даже если останутся в одиночестве. А тех женщин, в честности и благодетельности которых вы тревожитесь, им, сперва,сделайте наставление, потом оставьте их одних в постели и, наконец, выгоните их из дома. Но если они станут почтительны к вам после этого, то не ищите пути против них. Воистину, Бог – Возвышенный, Великий.

4, Сура «Женщины», 34 перевод Докт.Эдипа Юкселя)

ЖЕНЩИНА И НАСЛЕДСТВО

В силу целого ряда неверных толкований Корана в отношении женщины, принятых традиционалистским Исламом, в идеологии мазхабов проблема наследования женщинами имущества семьи или мужа также является весьма запутанной и далекой от Коранической сути. Первое, что следует уяснить, Коран ясно провозглашает приоритетную роль завещания при разделе имущества, денег и прочего наследия. Традиционалисты же осмелели до такой степени, что придумали и ввели в действие хадис “Не требуется завещания для наследников”, который полностью противоречит и, фактически, устраняет положение Корана. Коран повелевает, прежде всего, решить вопрос с завещанием и долгами. В 106-м аяте Суры «Трапеза» (5), в 180-м аяте Суры «Бакара» (2) мы видим повеление Бога о необходимости составления завещания. В 11-м и 12-м аятах Суры «Женщины» (4) Бог, описывая процедуру раздела наследства, говорит о необходимости сначала выяснить положения завещания и прояснить наличие долгов у умершего, и только потом приступить к разделу оставшегося. Изучая вопрос наследования имущества женщины и мужчины, следует четко понять систему денежных взаимоотношений, предписываемую Кораном. Понимая суть материальных отношений, дозволяемых Кораном, мы лучше поймем и справедливую систему раздела наследства, также регулируемую Кораном. Коран повелевает, что мужчина в момент заключения брака дает жене брачный дар - махр. (махр дается непосредственно самой женщине, а не ее семье). Коран не устанавливает сумму махра и невеста из бедной, не обеспеченной семьи имеет право потребовать у будущего супруга большой махр, который будет являться ее гарантией, что в случае развода или смерти мужа она сможет покинуть дом мужа и на этот махр приобрести собственный дом, машину или что-либо другое. Если будущий супруг примет это условие и даст ей такую сумму, то этот брак состоится. Если же девушка происходит из богатой семье и у нее нет материальных трудностей, махром может являться только кольцо или какой-то ценный подарок, браслет, колье и прочее. Коран повелевает давать махр в оговоренной и желаемой невестой форме. Кроме того, не определяя сумму махра, Коран оставляет брачующимся большую свободу действий. Собственно, Коран и во многих других вопросах жизни оставляет человеку право на свободу действий, не ограничивая каждый его шаг жесткими законами. Махр – это та сумма, которую оговорили и с которой согласились обе стороны. Но каким бы ни был размер махра, все равно это некое материальная сумма, своего рода трансферт денег, осуществляемый будущим супругом на счет будущей жены. Кроме того, согласно Корану муж берет в браке обязательство обеспечивать и содержать жену и детей. Коран также четко регламентирует, что в случае развода бывший супруг обеспечивает содержание и все расходы на детей, рожденных в их браке, а если развод произошел в тот период, когда мать кормит еще ребенка грудью, то и ее содержание. Такие образом, Коран обязует мужа, кроме выплаты жене брачного махра, также содержать и обеспечивать семью, тогда как женщина не несет никаких расходов. В случае, если супруг умирает и супруга становится вдовой, а ее махра и оставшегося имущества не хватает на содержание семьи, разумное обеспечение их потребностей должны взять на себя все богобоязненные верующие и оказывать осиротевшей семье соответствующую помощь. (2-Сура Бакара, 241)

Как видим из вышесказанного, имущество мужчины постоянно делится и уменьшается и на нем лежит большая материальная ответственность. Но Бог обеспечивает четкое финансовое равновесие с учетом этого положения, ибо Бог предписывает выделять детям-мальчикам наследства ровно в 2 раза больше, чем детям-девочкам. (4-Сура «Женщины», 11). Бог детально излагает процедуру наследственного права Суре «Женщина», в 11,12 и 176-м аятах. Если у усопшего остались в живых родители, то каждому из них, и матери, и отцу достается равная доля, одна шестая от сумы наследства умершего сына. Как видите, Бог предусматривает, что если у умершего остались сын и дочь, то мужчине понадобится больше денег для того, чтобы создать свое дело и иметь некий первоначальный капитал, поэтому сыну полагается в два раза больше, чем дочери. Тогда как пожилые мать и отец, у которых умер сын, едва ли столкнутся с проблемой создания своего дела и потребностью в капитале, поэтому Бог предписывает дать и матери, и отцу по одной шестой доле наследства. Кто-то может сказать, что времена сейчас другие, что нынче редко какая женщина не работает, и что жена моего сына работает и зарабатывает не меньше его, или, наоборот, скажет, что и сын мой, и жена его бедны или же приведет какую-то иную ситуацию. Но повторим еще раз, что основа повеления Корана в завещании, все вышеприведенные дележи наследства могут производить только после того и с той оставшейся части наследства, что осталась после исполнения пожелания умершего, записанного в завещании и возвращены все его долги, если таковые имеются. Если у человека есть особые пожелания относительно раздела имущества, которое останется после него, к примеру, он захочет оставить все наследство сиротам, или оставить своим дочерям больше, чем сыну, то он волен это сделать своим завещанием, ибо Коран предоставляет ему большую вариативность и никак не ограничивает его в решении. Как видим, проблема в данном вопросе опять таки заключена в предвзятом, мазхабоцентричном подходе в Корану, искажению предельно ясных слов Корана в угоду идеологии того или иного мазхаба. Только и всего, потому что Коран в высшей степени совершенно, логично и ясно излагает вопрос наследственного права, собственно, как и все иные вопросы мирской жизни мусульман.

ОДЕЯНИЯ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА

Еще одно широко распространенное ошибочное понимание и толкование аята Корана об отношении мужчины и женщины происходит из-за искаженного толкования аята, который сексуальные отношения между мужчиной и женщиной с сравниваются с засеванием нивы. Сура «Бакара», 22-й аят гласит: «Ваши жены - нива для вас, ходите на вашу ниву так, как пожелаете…»

Как ясно следует из аята, Бог провозглашает полную свободу действий в сексуальных отношениях между мужем и женой, дает им разрешение строить свои отношения так, как хотят они и не прописывает ни единого ограничения в этой сфере их отношений. Этот аят также является, по сути, препятствием и на пути традиционалистов, которые страсть как любят повсюду пропихивать свои ограничения и мудреные запреты, и не преминули бы ввести свои запреты и в эту сферу отношений мужа и жены. Очень много традиционалистов, которые не могли смириться той свободой, что предоставляет Коран в отношениях мужа и жены. К примеру, Ибрагим Хаккы Эрзурумлу и ему подобные знатоки всего и вся (в 27-й главе книги мы будем вести речь о них подробнее) сочли своим священным долгом просветить страждущих и подготовить для них детальные предписания о том, в какие дни, в каких местах и чуть ли не позициях мусульманину должно вступать в отношения со своей женой. Но ведь Бог Своим аятом разрушает все запреты в сфере интимных отношений мужа и жены. Сравнение с “нивой” быть может несколько коробит наш слух, но очень точно передает суть. Дословный перевод аята звучит еще более открыто, Бог сравнивает жен с “местом сбора плодов» для мужа и тогда, если вместо слова «нива» поставить дословный перевод, то аят будет звучать так: «Ваши жены – место сбора плодов ваших, ходите на это место сбора плодов так, как пожелаете…»

Пусть этот аят звучит в переводе на русский язык еще более коряво, но он в точности передает смысл Господнего повеления.

А если посеять в ниву семя, то оно непременно даст живые всходы, и когда муж сеет в лоно своей жены семя, то всходом этого семени будет ребенок. Поэтому это сравнение, которое Бог приводит в Коране, в высшей степени прекрасно и мудро. Ибо заставляет человека размышлять, и в то же время ясно устанавливает свободу действий мужа и жены в интимной сфере отношений. В Коране мы встречаем очень много подобных прекрасных и глубоких сравнений, которые расширяют границы нашего мышления. В другом аяте Бог поясняет, что мужчина и женщина подобны одеянию друг для друга.

Они — одежда вам, а вы — одежда им (2-Сура Баккара,187)

ОЦЕНКА РОЛИ И МЕСТА ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ СОГЛАСНО КОРАНИЧЕСКОМУ ИСЛАМУ

В самого начала этой главы мы рассматривали долгий исторический процесс, в котором женщина, посредством вымышленных хадисов и идеологических установок мазхабов, невежественных обычаев арабов-бедуинов, просочившихся в Ислам в Омеййадо-Аббасидский период была превращена в бессловесное, забитое и бесправное существо, не имеющее права отдаляться от дома, вынужденная сидеть безвылазно дома, не имеющая права исполнять какую-либо руководящую работу, беспрекословно подчиняющаяся мужу, жить молчаливо и без нужды не подавать голоса, на место которой нельзя даже садиться благочестивому человеку, покуда место это не остынет от ее тепла. Мы также выяснили, что менталитет мазхабов, который сформировал подобное отношение к женщине, являлся следствием искажения смыслов Корана и активного хадисотворчества, постепенно вытеснивших Коран по целому ряду положений. Таким образом, мы увидели, что очищение нашего сознания, переполненного стереотипами, клише и некими правилами, усиленно внедренными нам мазхабами, является непременный условием для здравого, осмысленного чтения и понимания Корана. Мы может воссоздать единственно правильное и предписанное Богом отношение к женщине в обществе только если обратимся в Корану.

И не желайте вы тех благ, которыми Бог одних из вас перед другими наделил. Мужчине надлежит все то, что он заслужит, и женщине то, что заслужит она (4-Сура «Женщины», 32)

Как следует из аята, ни женщина, ни мужчина не имеют превосходства или преимущества друг перед другом. Неразумное и невежественно утверждать, что один пол является более возвышенным пред другим или что оба пола равны во всем. Конечно же, мы отличаемся друг от друга сутью своего сотворения. Абсурдно возлагать на женщин и мужчин равные обязанности. Конечно же, женщина не сможет воевать, так же как и мужчина не сможет рожать детей. Бог сотворил на земле 2 пола, и Бог лучше всех знает, как эти два пола, несмотря на все их физиологические различия (и в то же время благодаря этим различиям) могут совершенно дополнять друг друга и жить в гармонии противоположностей (Как повелевает Сура Бакара, 187-й аят, став одеяниями друг для друга). И опять зададимся тем же вопросом, что задает нам Бог: “Ужель Творец не ведает сути того, кого сотворил?” Конечно же, Создатель ведает обо всем, что было сотворено Его волей и знанием, и Он ниспослал в Коране послание, которое самым детальный образом регулирует отношения между мужчинами и женщинами, устанавливая самые справедливые взаимоотношения между ними, учитывая все их особенности психологического и физиологического характера. Совершенство Коранического послания в отношении мужчины и женщины порой выражено в форме четкого и ясного повеления, порой, наоборот, в форме положения, не требующего категоричных рамок, оставляя за мужчиной и женщиной свободу действий. Именно в этом сокрыто высшее Божественное чудо Корана – его удивительная современность во все периоды истории человечества и гармоничность со всеми культурно-цивилизационными эпохами.

Традиционалисты же, восходящие корнями к невежественным, арабо-бедуинским традициям Омеййадо-Аббасидского периода, не смогли в силу ограниченности своего разума понять, что если Бог не приводит детализации и уточнений в том или ином Своем повелении, то, значит, оно и не требует уточнения, и человек свободен действовать в этих вопросах по своему усмотрению. Нет, традиционалисты сочли обязательным вмешаться и внести свой «ценный» вклад в Господнее откровение Корана, внушая всем, что подлинный Ислам это не то, что написано в Коране, а то, что проповедуют их мазхабы, что и привело к полной дегенерации веры на современном этапе.

ПРЕВОСХОДСТВО ПЕРЕД БОГОМ НЕ В ПОЛЕ ИЛИ РАСЕ, НО ТОЛЬКО ЛИШЬ В БЛАГИХ ДЕЛАХ

Четкое понимание общей логики Корана позволит нам легко ориентироваться во всех ересях и бедуинских нововведениях в Ислам, определять вымышленные толкования и традиции, не имеющие отношения к Исламу. Теперь вы можете сами анализировать любое утверждение того или иного проповедника, исходя из Вашего знания Корана. Например, рассмотрим хадис, приводимый у Муслима о том, что намаз нарушают три вещи: женщина, черная собака и свинья. Услышав такое утверждение Вы (хотя Вы теперь уже и знаете о его откровенной абсурдности и несоответствии логике Корана) можете сами еще раз хорошо просмотреть Коран и попытаться найти хотя бы отдаленной указание на правомочность такого утверждения. В конце каждого перевода смыслов Корана теперь есть еще и фихристы (то есть список терминов, слов и понятий, которые встречаются в Коране, с указанием номеров аятов и сур, где они встречаются). Эти фихристы помогут Вам быстрее исследовать вопрос, просмотреть все аяты, в которых встречаются слова женщина, черная собака и свинья. Метод анализа очень прост: если мы не найдем в Коране такого утверждения, следовательно мы может говорить о его ложности и объявить его ересью. Кроме того, мы находим в Коране аят, в котором Бог разъясняет, что омовение следует совершать только в специальной комнате, туалете. Эта деталь еще раз укрепит нас в знании о том, что Бог не забывает ни малейшей детали и сообщает в Коране все то, что важно и обязательно для исполнения. Коран также напоминает нам: те, что пытается заставить вас следовать и принимать на веру то, о чем не упоминается в Коране, выдавая это за волю Бога, являются нечестивыми лжецами и невеждами.

Давайте продолжим задавать вопросы исламским традиционалистам. Считаете ли вы нечестивыми Муслима и Бухари или те мазхабы, которые следуют их хадисам о том, что женщина, черная собака и свинья нарушают чистоту омовения перед намазом? Если не считаете, то значит вы принимаете и соглашаетесь с этим хадисом? Но если вы принимаете и ясный аят Корана, и в то же время этот нечестивый хадис, то не вступаете ли вы в логическое противоречие? Ужели вы считаете, что имамы мазхабов, Бухари, Муслимы и прочие их радетели, которые сознательно возводят ложь и клевету на Аллаха, создают новые религиозные положения, запрещенные Богом, смогут получить особое прощение и снисхождение Бога в Судный День?

А тот, кто верует и кто делает праведные дела, мужчина ли, женщина ли это, тот в Рай войдет, и не встретят несправедливости они ни на бороздку финиковой кости. 4- Сура «Женщины», 124

Тем верующим, которые вершили благие дела - будь то мужчина или женщина, - Мы непременно даруем прекрасную жизнь и воздадим награды по соответствию их наилучших дел» 16-Сура «Пчелы», 97

В Исламе подлинной и единственно важной является Вечная жизнь. Земная жизнь – лишь короткий миг путешествия, с целью испытания и воспитания души, которая каждый миг приближается к месту своей подлинной, вечной обители. И все аяты Корана показывают нам, что превосходство перед Богом заключено не в том, сотворены ли вы мужчиной или женщиной, а в том лишь, насколько праведны ваши деяния и жизнь. А всякие домыслы о том, что женщина от рождения имеет массу грехов и изъянов и что Ад наполнен большей частью женщинами, являются прямыми противоречиями Корану, вероуставу Бога. Не забывайте об этом!

СНОВА И СНОВА О НОШЕНИИ ПЛАТКА! КНИГА "ПРИДУМАННАЯ РЕЛИГИЯ". ГЛАВА 22

В предыдущих глава мы увидели, что после смерти Пророка Мухаммада, женщины стали предметом особо извращенных ересей и нововведений, каждый мазхаб считал своим долгом придумать для женщин как можно больше хадисов и внутримазхабовских установлений. Необходимость женщины закрывать голову хиджабом также является особой темой в общей проблематике отношения к женщине в Исламе после смерти Пророка. Поэтому мы решили вынести рассмотрение этой темы отдельной главой.

Человек – единственное из млекопитающих существ, рождающееся голым, и единственное существо, испытывающее потребность одевать свое тело в одежды. Как следует из Суры «Преграды», в 22-го аята история одежд у людей так же глубока, как и история самого рода человеческого. Одежда во все времена была отражением духа времени, традиций, климатических условий, родовой или профессиональной принадлежности, положения в обществе, возраста и множества иных факторов. Некоторые общины людей, как, например, индоевропейская раса, претерпела многократные кардинальные изменения стиля одежд. А у некоторых общины, как, например, в юго-восточной Азии, форма одежды за многие века мало изменилась. Вне сомнения, одним из самых ярких примеров различий в стиле одеяния согласно иерархическому положению и статусу являет собой Османская империя. В османской империи падишах, например, носил тройной тюрбан (состоявших из трех полусфер), его министры (визири) должны были носить двойной тюрбан, а простые люди могли одевать только одинарный тюрбан, двух или трехсферные были для простого народа запрещены законодательно. В Османской империи существовало также четкое разделение формы одежды служителя падишахского дворца, или простого ремесленника или настоятеля текке, кроме того, отличались по цвету и форме головные уборы и одеяния женщин и мужчин иных вероисповеданий, живших в составе Османской империи. Различие в одеждах устанавливалось и защищалось законодательно. Иными словами, различие в одеяниях как внутри общества, так и различия между различными народами и общинами, формирование традиций одеяния и влияние условии жизни на эти традиции является темой для глубокого историко-социологического исследования.

ПРОБЛЕМА ИСЛАМИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ

Исследование исторических процессов в недрах Ислама показывает нам, что на определенных этапах мировоззрение и традиции тех или иных народов и общин стали исламизироваться, то есть внедряться в вероучения Ислама под видом религиозных предписаний. На современном этапе разделение Коранических повелений и этих привнесенных, исламизированных традиций возможно только путем сравнения их с Кораном. Если мы не находим подобного положения в Коране, следовательно это положения Ислама ложное, оно являлось традицией того или иного народа и было привнесено в Ислам народом для адаптации Ислама к их привычным условиям жизни. Еще раз повторимся: нет никакого греха и ошибки в том, что традиции народов формируют определенную форму одежды. Ошибочным является приписывание Исламу, этой вселенской религии, ниспосланной до дня Конца Света все этноса мира, определенной формы одежды, родившейся как следствие неких исторических условий конкретного племени или народа. Например, тюрбан в определенный период истории был неотъемлемым аксессуаром, дополнявшим костюм мужчины, защищающим от жары, и нет ничего зазорного в том, что большая часть мужчин на Востоке и сегодня носит тюрбаны на голове. Ошибочным же будет одевать этот тюрбан как непременный, священный атрибут Ислама, представлять его другим как религиозное одеяние и называть савабом (богоугодным делом) его ношение. Проблема не в том, что большая часть общества, следуя своим традициям, будет одевать тюрбаны, Нет, проблема в том, что ношение тюрбана представляется как обязательное условие Ислама. Понимание основ этой логики нужно нам для того, чтобы увидеть, как происходил процесс исламизации платка и паранджи. Прежде всего, сделаем то, что должно сделать перед началом анализа того или иного явления, связанного с Исламом: обратимся к Корану и досконально изучим все аяты, связанные с одеянием женщин, найдем ту меру, которую Аллах низводит в Коране в качестве закона для мусульман.

О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных частей и для украшения...

7- Сура «Преграды», 26

В 26-м и 22-м аяте Суры «Преграды» Бог сообщает нам, что начиная с первого человека, Пророка Адама, людям, и мужчинам, и женщинам была ниспослана одежда для укрытия срамных мест. В Коране есть 3 аята, которые особо упоминают о том, как следует одеваться женщине. Изучив эти 3 аята, мы увидим, что Бог предписывает мусульманке, каков должен быть ее стиль одеяния, что Ислам повелевает, а что оставляет без ограничения в одеянии женщины.

В КОРАНЕ НЕ УПОМИНАЕТСЯ О ТОМ,

ЧТО ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА ЗАКРЫВАТЬ ГОЛОВУ

И скажи верующим женщинам: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих прикрас, разве только то, что видно само. Пусть прикрывают покровом вырезы на груди и пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или своим невольникам, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли возраста понимать о женской наготе; И пусть не ступают при ходьбе так, чтобы становились явными те красоты, что они укрывают. О верующие, обратитесь все к Богу с покаянием и, может быть, вы обретете спасение!





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 2068 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...