Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сост. В. Аталиков. 21 страница




БАКСАН

Вероятно, все басиане некогда были подданными грузинских правителей, при которых они и стали христианами греческого обряда, от которого у них остались некоторые старые церкви, празднование Воскресенья, соблюдение Великого поста и употребление в пищу свинины. Каменная церковь длиной в 4 сажени есть в округе Чегем у села Улу-Ельт, возле которой беременные женщины дают обет принести в жертву животное и устроить торжественное его поедание. Вообще они не знают идолопоклонства и многобожия, а верят лишь в одного бога подателя всех благ. Некоторые их знатные стали со временем мусульманами, но не имеют ни мечетей, ни мулл. Сейчас у них нет ничего общего с грузинскими правителями, так как последние частью бессильны, частью потому, что их страна лежит высоко в ледовых горах. Из деревни Они в Имеретию до Чегема 2 дня пути. Туда малкары ходят с грубым сук­ном, кошмами и прочим в определенные дни и покупают там хлопчатобумажные материи и другое. Басиане больше общаются с кабардинцами, князьям которых они платят подать в размере одной овцы в год с семьи.

Басиане гонят свой скот зимой в кабардинские владения, и уже поэтому они должны подчиняться. В Кабарде они получают русскую соль, хлопчатобу­мажные материи, холст, сафьян. Сами приносят сюда шерсть, грубое сукно, кошмы, шкуры лисиц и куниц, серу, которую они достают у Устоширта в округе Чегем, и огнестрельный порох. В верховьях Чегема у горы Каргашин-тау они добывают свинцовую руду.

Обычные имена у басиан: Мухамет, Мусласали, Девлет, Хамза, Басмурза и другие.

В предисловии к изданному в Берлине Катехизису утвержда­ется, что несколько веков назад, по некоторым сведениям, в 1480 году, богемские и моравские братья, чтобы избежать пре­следований со стороны римских единоверцев, переселились в Кавказские горы, и в начале этого года попросили прислать сюда учителей из Берлина. Сходство названий Богемии, Це­хен с Чегем и имеющиеся здесь следы христианства, будто, подтверждают это, но мне это кажется неправдоподобным, потому что Чехом происходит от Цихен или константиновской Цихия, или Джикия грузин, а следы христианства, очевидно, из Грузии. Богемские братья, конечно, сохранили бы богемский язык и не сменили бы его на татарский, в котором невозможно найти никакого сходства со славянским.

Басиания. Грузины называют самый большой прилежащий к ним округ Малкар словом Басиани, поэтому я выбрал это на­звание как название провинции.

АБХАЗЫ, АБХАЗЕТИ ИЛИ АБАЗА

Грузины называют эту провинцию Абхази и Абхазети, так же зовут и жителей, которые сами себя называют абазие; черкесы называют их «абаза». В давние времена страна имела своих правителей. Позднее она долго находилась под властью грузинских царей. Впоследствии они освободились от Грузии, но у них нет единого правителя. Некоторые округа признают турецкое владычество, другие являются подданными черкес­ских князей. Князья их обеднели, поэтому, хотя они и выбирают себе в округах старейшин, при их свободе они часто воюют друг с другом.

При таком государственном устройстве у них, как и у остальных кавказцев, христианство угасло. От прежнего христианства у них, помимо церквей и их руин, остались следы в виде великого поста, воскресенья и поедания свинины. У них есть калтакос, который живет при одной из старых церквей; он должен иметь безупречную репутацию и освящать мясо после поста. Его титул есть искаженное грузинское «католикос».
Абхазетский и черкесский языки имеют единый корень, но являются такими различными его диалектами, что не везде можно установить их родство, которое можно обнаружить с большим трудом. Диалекты юго-западных, северо-западных и северо-восточных округов также несколько различаются между собой.

Абхазы вообще миролюбивы, и если отправляются в набеги, то большей частью чтобы ото­мстить за обиды, нанесенные им. Готовый к нападению отряд собирается под старым дубом, вонзают в него сабли, несколько раз обходят вокруг него и говорят: «Мы идем на врага, пусть мы его поймаем и убьем». Их оружие ружья, сабли, луки и стрелы. В последней войне такой отряд приблизительно в 3000 человек напал на русское войско, но был отброшен с потерей 300 воинов и 7 предводителей.

В домашнем быту они больше всего походят на черкесов. Они одеваются так же, только носят более короткие кафтаны. Живущие на границе с Имеретией носят имеретинские шапки. Их дома, как и черкесские, состоят из легкого клетчатого строения со стенами из плетня, но дома не стоят друг возле друга, но, как в Имеретии, разбросаны в рощах. Их земледелие ограни­чивается в основном гоми, а высоко в горах сеют немного яровой пшеницы и ячменя.

Продукты этой страны мед, воск, лисьи и куньи меха, грубые суконные кафтаны и бурки. Первые четыре товара продают в Крым, два последних в Кизляр; самшитовое дерево продают в Турцию. Взамен они покупают грубое полотно, хлопчатобумажную и шелковую материю, сафьян, юфть, мелочной товар. Торговцы по большей части армяне.

Абхазия разделяется на три части: 1) юго-западная, которая располагается на склонах гор напротив моря между реками Кубань и Энгури; последняя отделяет Абхазию от Мингрелии, 2) северо-западная часть, 3) северо-восточная часть Алти-Кесек.

1.К юго-западной части, которая и является собственно старой Абхазией, относятся округа Хирпит, Чадши, Саде и Аипка, которые черкесы называют Кушхасип, то есть загорские. Этой частью управляют турки через пашу, который располагается в крепости Сокункала у Черного моря и обычно избирается из абхазской княжеской фамилии Мудавио. Прежний паша носил имя Абай, которое грузины переделали в Сабар и попало в русский атлас под названием Сабаици.

2.Северо-западная Абхазия включает в себя округа Туби, Убух, Шапсих, или Шапсо, Ахе и Ко­куш у рек Хуадж и Сахи и у кубанских рек, которые граничат с черкесскими округами Бжана и Сатукаи. Турки имеют в крепости Шочуккала у Черного моря надзирателей над этими округами, однако им мало повинуются.

3.Северо-восточная часть самая маленькая. Когда еще в прошлом столетии кабардинские князья переселились далее на восток к Тереку, то абхазы захватили их области и стали под­данными кабардинских князей. Алты-Кесек, то есть 6 частей, поскольку они насчитывают 6 родов, расположен между черкесскими округами Кабарда и Беслен, около кубанской реки Инджик и Уасп, или Арга, и верховий Кумы. Уезды называются Кизилбек, Там, Шеграи, Баро­каи, или Бах с 300 семей, Башилбай с 1000 семей и Сабар. На эти уезды кроме собственных князей претендуют князья черкесского уезда Беслен и потомки собственных князей из родов Мудавио и Шараша, которые еще не отказались от своих прав и потому живут в постоянных распрях; они увеличили их в 1769 году своим враждебным отношением к России, за что генерал фон Медем жестоко наказал их.

Главный город провинции Анакопис, прежний Никопсис. Другие населенные места назы­ваются Анаклея, Бичвинта, Бедиа, Макви, Драндели, Илори, Кодори, Чоми, Цалумка, Цупу, Бовудиак, Джанкета-хабла большое село у реки Пшага; его старейшина в 1772 году имено­вался Арсланбек Херсисгукой.

ПРОВИНЦИЯ ЧЕРКЕСОВ

Жители называют себя адиги, турки и татары называют их «черкас», грузины «черкесиани», русские «черкесы», осетины «казах», которое, возможно, во времена императора Констан­тина было общим названием черкесов. Черкесов, осетин и кистов русские называют всех вместе горцами, или тавлинцами из-за их общего обитания на северных склонах Кавказа. Эта страна занимает на северной стороне Кавказа преимущественно равнинную часть у подошвы Главных гор и предгорья от Черного моря вверх по Кубани и далее на восток до устья Сунжи, впадающей в Терек. Поэтому от Абхазии она расположена к северу, от Кистетии к западу. Следовательно, по ней протекают Кубань, Кума и притоки Терека.

Черкесы являются особым народом, который, судя по языку и другим обстоятельствам, не приходится родственным ни одному другому народу, кроме абхазов. Оба эти народа говорят на одном коренном языке, но на таких различных диалектах, что они сами друг друга без привычки не понимают.

У черкесов много князей, сильное дворянство, и народ подчинен им. Княжеские фамилия: Джамбулат, Картук, Бекмурза, Моисохл, Каргокин все в Большой Кабарде.

В Черкесии нет одного общего правителя страны, между ее округами нет регулярных отноше­ний, хотя государственное устройство страны является республиканским. Князья постоянно воюют между собой и подчиняют один другого, и часто объявляют себя сторонниками со­вершенно противоположных партий. Вообще страна, особенно Кабарда, признает русское владычество, и князья дают клятву в верности, а также, для большей надежности спокойного
и мирного их поведения, дают заложников из лучших фамилий, которых содержат в Кизля­ре. Все же они чрезвычайно переменчивы и требуют время от времени военных наказаний. Удерживать их в их пределах нужно было особенно в прошлую турецкую войну с помощью военного корпуса. Над некоторыми черкесскими округами, кроме Кабарды, господствуют турки, которые назначают им сераскира, проживающего в Копиле у Кубани.

Усилиями русского и грузинского духовенства, особенно при русском царе Иване Васильеви­че, черкесы стали христианами греческого обряда, следами чего являются старые каменные церкви, кресты на могилах у Кумы и прочее, а некоторые жители до сих пор соблюдают пост. Но здесь случилось то же, что и в Абхазии. При свободном государственном устрой­стве христианская религия, не вытесняемая никакой другой, угасла. Сегодня большая часть знати магометане, но не имеют ни священнослужителей, ни мечетей, ни школ, и являются невежественными. Народ живет без религии.

Внешне и по характеру черкесы похожи на абхазов, но первые смелее, тоньше, в высшей степени непостоянны, в договорах совершенно ненадежны.

Обычные мужские имена у черкесов: Али, Магомет, Моисей, Арсланбек (сильный лев), Хаммурза (собачий князь), Та­маша (Томас), Джантемир (железная душа) и т. д.

Женские имена: Кенша, Фатме, Тепсике, Кистамер, Дженет (блаженство) и другие.

Главное их занятие скотоводство, а в нем преимущественно овцеводство. Их овцы простые европейские овцы, но у них очень хорошая шерсть. У них есть также очень красивые лошади. Шерсть они частью перерабатывают в грубое сукно и кошмы, частью продают.

Их земледелие ограничивается почти одним просом, потому что пшено у них заменяет хлеб. То, что сказано о продуктах и торговле абхазов через apмян, полностью действительно и для черкесов.

У них нет городов, а живут они в больших селениях, но дома у них не рассеяны, как у абха­зов, а стоят рядом друг с другом. Дома такие же, как уже описанные у кавказцев, из легкой клетчатой постройки с плетеными и побеленными стенами.

Если им нравится новая местность из-за лучшей почвы, воды, пастбищ, леса и соседства, то они покидают свои селения и строят новые на этой лучшей местности.

Округа Черкесии:

Большая и Малая Кабарда, которые занимают пространство у подножий северных склонов гор и на предгорьях от Верхней Кубани с запада до Сунжи, и обе разделяются рекой Аргудан, притоком Терека, а ниже устья Аргудана самим Тереком. «Кабарда» на грузинском языке озна­чает «в стороне, сбоку, на другой стороне». Таким образом, название, возможно, грузинское и принято от местоположения по отношению к Грузии.

Беслен у Улу-Лабы, притока Кубани.

Темиргой у реки Шагваша.

Мамшах и Адимос на той же реке.

Абазех у реки Пшасиа.

Бжедух у реки Кизларкаткен.

Хатукай и Бшанер у реки Кара-Кубань.

Апахи. Все названные реки впадают в Кубань.

ПРОВИНЦИЯ КИСТЕТИЯ, ИЛИ КИСТИЯ

Я даю это название множеству уездов или округов, которые располагаются в высоких горах около Сунжи, занимают значительную часть плоскости и имеют на западе Малую Кабарду, на севере Терек, на восток татарские и лезгинские, на юге грузинские округа. Жители этих округов не живут мирно между собой, частью состоят в открытой вражде. Немногие имеют независимых правящих князей, как, например, чеченцы; у некоторых нет знатных и они вы­бирают старейшин из своих самых богатых, особенно если у них много родственников, однако подчиняются им в такой степени, в какой сами захотят. Некоторые подвластны своим более могущественным соседям, частью платят им дань, но иногда освобождаются или переходят под власть другой владетельной особы. Так, округа Вапи, Ангушт, Галга и Карабулак были подвластны то оксайским, то кабардинским князьям, но недавно они дали присягу на вер­ность России и дали заложников, которые содержатся в Кизляре. В древние времена весь этот народ был подвластен Грузии.

Грузины называют жителей большинства этих округов «кисты», поэтому провинцию удобнее назвать Кистия, или Кистетия.

На андийском языке кисты называются «мицдшегис бутурул» (народ мисджегский). Так же их называют татары и черкесы. Следовательно, их можно называть «мисджеги», а страну Миц­джегия. Народы этой провинции говорят на разных сильно отличающихся один от другого диалектах. Кистинский или чеченский язык не родствен ни одному из кавказских языков и вообще никакому известному мне языку.

У кистов употребляются следующие мужские имена: Али, Ташгаруква, Герс, Чоч, Эльберт, Шока, Борщ, Екаш, Нога, Магамет и др.

Женские имена: Саувалик, Бадиги, Балакай, Тутай, Патума, Юма, Цаби, Арагус и др.

Кисты живут в селениях примерно в 20 домов, которые расположены близко одно к другому. В селении стоит обычно каменная башня, в которой при нападении спасаются женщины и дети, а мужчины защищают их с верхнего этажа.

Их занятия как и у всех кавказцев, скотоводство и земледелие. Побочный их промысел, из которого многие делают главное занятие это набеги во владения соседей, чтобы воровать скот и людей, небольшие открытые войны, в ходе которых они грабят и опустошают все огнем. Они все хорошо вооружены и военизированы, и снаряжение их похоже на казачье.

Мужчины у них статные, хорошего роста, предприимчивые и хитрые. Так как они сражаются ради грабежа и добычи, а не за честь и отечество, то было бы глупо с их стороны противо­стоять регулярным или сильным врагам. В таких случаях они спасаются бегством. Русских они грабят не только в своих округах, но и на русской земле за Тереком, захватывают людей, угоняют скот и лошадей у казаков, убивая при этом всех, кто сопротивляется, а также, если могут, сжигают казачьи станицы. Так, в 1774 году они разграбили станицу Наур и угнали у казачьего полка больше тысячи лошадей. Если приближаются русские войска, превосходящие их числом в 510 раз, то они пытаются нанести им вред и напасть на них. Если это не удается, они разбегаются, отдают свои селения, приносят клятву на верность и дают заложников в Кизляр. Но при первой же возможности они поступают как и раньше.

Поскольку их устройство и суровость нравов сохраняются с древнейших времен, а ни школ, ни грамоты, ни известий, ни даже преданий у них нет, то невозможно заглянуть в глубь их истории.

По неимению подобных известий [об этом народе], я могу назвать только некоторые округа этой провинции и обитающие в ней народы.

ИНГУШИ

Округ ингушей, или кистов, лежит между истоками Сунжи и Терека и рекой Кумбелей, впадающей в Терек. На севере округ граничит с Малой Кабардой, па западе - с Осетией, на востоке - с чеченами, на юге - с ледяными горами. Этот народ, который сам себя называет обоими названиями, может выставить в поле примерно 5 тыс. боеспособных мужчин. Они совершенно свободны и не подчиняются никакому князю, как это есть почти у всех остальных кавказских народов; ими управляют несколько выборных старейшин. До сих пор ингуши со­стояли под властью кабардинских и аксайских князей. Давно обсуждавшееся предложение о подчинении России осуществлено недавно через посредство моздокского коменданта полковника фон Неймча.

Мы остановились в деревушке, насчитывавшей около 20 жилищ. Их деревни расположены близко одна к другой. Они прилежные земледельцы и скотоводы. По кавказскому обычаю они всегда ходят вооруженные. Во многих деревнях имеются каменные башни, в нижней части которых они во время войны укрывают своих женщин и детей; с верхней части муж­чины защищают свою собственность.

Ингуши говорят одним языком с чеченцами и тушетами, но совсем отличается от татарско­го и других языков кавказских народов; в конце этого путешествия я составлю их словарь. Письменности у них нет, и поскольку с древнейших времен у них не происходило каких-либо значительных перемен, то трудно узнать что-либо достоверное об их происхождении. Они называют себя «галга» и до сих пор пользуются щитом во время военных действий.

Их религия очень проста, но несет в себе следы христианства. Они почитают бога, кото­рого называют Даиле, но в их религии нет святых или каких-либо примечательных персон. В воскресенье они не совершают богослужений, а только отдыхают от работы. Весной они соблюдают большой, а летом меньший пост. Ни при рождении, ни при смерти человека они не совершают особых обрядов. У них разрешено многоженство, и они едят свинину. Все же у них есть один вид жертвоприношений. В определенное время один мужчина, которого они называют «цани-сатг», то есть «чистый муж», принадлежащий к роду жрецов, режет для них баранов. Он должен быть неженатым; живет в одной старой каменной церкви глубоко в горах. По слухам, в этой церкви есть каменные статуи и надписи, также много книг, но к ним никто не смеет прикоснуться. Не ингуши, а снег помешал мне посетить это достопримеча­тельное место, о чем я весьма сожалел, поскольку там должны были быть минералогические примечательности. Мне показали небольшие штуфы свинцового блеска, медной лазури и медной сини, которые, вероятно, были отломаны от церкви. Я отложил более подробное исследование до другого случая.

Мужские имена ингушей: Таштаруква, Али, Гере, Чоч, Елберд, Шора, Борш, Екаш, Ного, Тотур, Чоджора, Саик, Хасбулат, Матай, Дахка, Цавиенек, Гиртс, Келасха, Батирби, Махамет, Бимурза, Мосост, Артцаг, Джан, Карте, Джанай, Бердква.

Женские имена у ингушей: Сауварлик, Бадирги, Белакай, Тутай, Патума, Арсамек, Соскейо, Дашау, Паха, Тума, Атагис, Холак, Деше, Рустаман, Арагус.

Через три дня после рождения ребенка женщины собираются на совет и выбирают имя ребенку.

Округа ингушей: Ендре и Яхсай. Здесь следующие селения: Бенедат, Белегулар, Цаунтагол, Гурдасерал, Елерира, Елмакирол, Ангетирал, Гендугирал, Дадагирал, Гинасирал, Сандокол, Елмакирал, Тиливол, Аккуарал, Билилот, Кашгелде, Курчилор, Наурусол, Алираант, Нуиве, Ойсунгур, Иссезу, которую русские называют «Горячий». Оба наименования взяты от тамошних горячих источников, которые я назвал Орловскими теплицами. Эта деревня расположена при Сунже, в 20 верстах выше теплиц Св. Петра, возле Барагуна. В ней насчитывается около 500 дворов, жители которых известны как опасные разбойники.

Другие кистинские округа: Ахкингурт, Ардахли, Вапи, Ангушт, Шалха, Чечен, Атаги, Кулга, или Гданти, Галшй, Дшанти, Чабршию, Шабет, Чишрикакер, Карабулак, Меести, Мереджи, Галашка, Дубан.
Округ Ахкингурт лежит в верховьях Сунжи и Кумбелея, впадающего в Терек.
Округ Ардахли - в верховьях Рожени, впадающей в Сунжу.
Округа Вапи, Осет и Макарл лежат на ручье Терек, впадающем близ осетинской деревни Чима в Терек, между Тереком и Кумбелеем.
Округ Ангушт находится в широкой долине в верховьях Кумбелея.
Округ Шапка, называемый русскими Малый Ангушт — по причине связи его с предыдущим округом, лежит у основания горного хребта. К этим обоим округам относятся следующие деревни: Галт, Тирол, Ака, Беци, Бушу, Кпрхеретсели, Голт, Ялггор, Цорай, Ной, Гой, Кахкой, Местой, Нашах, Цулай, Мелер, Корби, Махши, Ахсай, Шадгия, Асдар, Хейзехи, Цисди, Паланг. Последние три предпочли российское покровительство заступничеству кабардинских князей, присягнули на верность Российскому престолу и дали аманатов.
Округ Чечен. Он занимает область нижнего Аргуна и Бюсгена, впадающих в Сунжу, и весьма обширен, вследствие чего под именем его обитателей чеченов часто понимают весь кистинский народ. Чечены имеют своих собственных князей. Правящая фамилия называется Туркан, дна состоит в родстве с Авар-ханом.
Князь Ахмет-хан поднял было в 1770 году восстание против России, но скоро был усмирен.
Вскоре после этого он и его старший сын скончались. Преемника его звали Али-Султан; он был вынужден послать в Кизляр малолетнего своего сына в залог верности.
Князя Хасбулата убили сами чечены. Внуки его, Хасбулат и Алхани Татархан, в 1773 году были еще в юношеском возрасте.
Из многочисленных деревень, относящихся к этому округу, я узнал только некоторые.
Чечен, главная деревня, большая, находится в 20 верстах от устья Аргуна.
Гадшиаул почти такой же величины, находится напротив Чечена. Янгегерт - около Сунжи, Гадшиаул - при Аргуне; там же - Шактери, Шарейн, Тага, Докан, Атага и другие деревни.
Округ Атаги состоит всего лишь из нескольких деревень в верховьях Аргуна, населенных так называемыми атахузами, князя которых зовут Арслан-бек.
Округ Кулга, или Гданти, находится в горах возле округа Туши.
Округ Галгай (по-грузински Галга) находится в верховьях Асая, впадающего в Сунжу.
В деревне Саглаис, относящейся к этому округу, прежде стояла большая церковь.
Округи Дшанти, Чабрилло и Шабет находятся на Сунже; округ Чисхрикакер - при реке Рошни, впадающей в Сунжу.
Чечены живут между Барагуном и Аксаем в 7 деревнях. Они народ беспокойный и хищный.
Карабулаки - кочевой народ, имеющий свои деревеньки в горах к северу, в верховьях Сунжи, и ее 6 притоках. Земля карабулаков лежит при Мартане, или Фартане, впадающем в Сунжу справа, ниже ручья Шемилгора. У них нет князей, а только старейшины. Они говорят на кистинском, чеченском или мицдшегинском наречиях. На ручье Шемилгора, с правой стороны Сунжи, находится селение Боко, названное так по правящей фамилии; в этом селении около 40 фамилий.
Округ Карабулак (по-татарски «черный источник») лежит на реке Мартан, там, где она вытекает из гор. Черкесы дали этому округу татарское название «Бальсу», то есть Медовая река. Чечены именуют его Арши-Тояй, а ингуши и сами карабулаки - Арште. Он платил раньше дань аксайским князьям, но в 1772 году и от него взяты в Кизляр заложники.
Округу карабулаков принадлежат и текущие ниже Мартана ручьи Ашган, Валарек и Чалаш, где у них находятся пастбища для их скота.
Округ Меести находится при Аксае, впадающем в Сунжу.
Округ Мередши - ниже предыдущего.
Округ Галашка - при реке Осте, ниже предыдущего.
Округ Дубай - ниже Галашки.
Следующие деревни относятся к различным кистинским округам: Махки, Хамха, Таргем, Аги, Картни, Цулуй, Бештузи, Азик, Тимгай, Лалах, Хани, Таш, Арцхой, Салгай, Фалхал, Перек, Малар, Дшайрак, Арапе, Берех, Кушги, Кала, Нарает, Бархан, Тори.

СЛЕДЫ ДРЕВНИХ ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В Малой Кабарде между ручьями Ассокайя и Мандах я видел колонну из песчаника в форме креста. Она высотой в 8 парижских футов и имеет греческую надгробную надпись, которая
извещает о некоем Теодоре, сыне Ноя.

Другой камень в виде параллепипеда с крестом и надписью находится у левого берега Баксана недалеко от устья речки Гунделен. Надпись сделана на греческом языке.

Недалеко отсюда находится еще один камень с испорченной греческой надписью. Все над­писи скопировал для меня черкесский уздень Чебасгирей Куденетов.

У реки Чегем в 5 верстах от северной подошвы Главного Кавказского хребта на большой равнине стоит колонна из серого песчаника с надписью, содержание которой относится к некоему Иоанну. Недалеко отсюда у берега Чегема находятся погребения кабардинских князей Бекмурзы, отца погибшего в Хиве князя Александра Бековича, и генерал-майора Эльмурзы Бековича, умершего в Кизляре и перевезенного сюда. Черкесы называют эти кресты словом «шоор» которое, по-видимому, происходит от грузинского «шуари».

В 12 верстах отсюда между Чегемом и Баксаном стоит каменная колонна в4 футавысотой, на двух сторонах которой имеются надписи греческими буквами. В надгробной надписи на­зван некий Иосиф, сын Каниса.

На восточном берегу Кунбелея в 40 верстах выше его впадения в Терек стоит параллепипед из песчаника, высотой примерно в7 футов. На южной стороне имеется надпись, в которой часть букв русские, часть греческие. На северной стороне изображены 3 всадника один над другим. Вероятно, это три рыцаря Георга. На западной стороне рыцарь Георг изображен с поверженным драконом. Вокруг этого камня находятся несколько курганов различной величины.

На западном берегу Терека, примерно в 7 верстах ниже устья Кунбелея и Псехуша находит­ся место, называемое Татартуп, где можно увидеть развалины некоторых строений. Этих развалин пять. Первое строение скорее всего мечеть. Второе строение башня. Третье башня, похожая на предыдущую. Четвертое строение греческая церковь. Пятое такая же христианская церковь.

В этой местности очень много погребений, частью в виде каменных груд, частью в виде оград с низкими стенами. Вероятно, когда-то здесь было большое черкесское поселение, жители которого были мусульманами и христианами. Христианские церкви были построены лет 200 назад, поскольку в то время в Кабарде, после того, как царь Иван Васильевич покорил эту страну, проживало много русских миссионеров, которые магометан-черкесов обратили в греческую веру. Так как в следующем столетии Кабарда снова перешла к Крыму, то снова угасла греческая вера, и церкви разрушились. Это место до сих пор было священным для черкесов; в Татартупе присягали, и воры и убийцы находили здесь прибежище как в вольном городе. Теперь молодые люди не обращают на это внимания, только старики еще придер­живаются этой традиции,

В 6 верстах выше Татартупа находятся два строения, одно высотой в 6 саженей, второе 4 сажени, со сводами, отверстиями для света и под валами. Предположительно, это черкес­ские погребения.

Между этими строениями и Татартупом стоят два камня из песчаника. Их высота5 футов, ширина2 фута, толщина в несколько дюймов. На южной стороне имеется арабская над­пись. Мне ее перевели, и ее содержание следующее: «Сахибе Газел Хаджер Махамет ибни Тутук исми Хатхакума Кухинах Фатехах 1159, т. е. «владетель этого камня Махамет Тутука, сын из фамилии Хатхакума. Помилуй его душу. 1745 год после рождения Христа». Другая надпись: «Сахиб Хасел Хаджер Кази Хибни Махамет ибни Тутук Кухинах Фатехах 1179, то есть «владелец этого камня Кази, сын Махамета, сына Тутука. Помилуй его душу. 1765 год после рождения Христа».

В нескольких верстах к северу от ручья Назран находится погребение на высоком холме. Строение шестиугольное, каждая сторона шириной в сажень, крыша сводчатая. Под ров­ным полом находится подвал глубиной в7 футов. Над входом имеется надпись в три строки. Шрифт арабский. Перевод надписи: «Обиталище Малахирии Санаби Имарет. Сегодня ты, а завтра мы», написал Али-Султан. В этом склепе я обнаружил 6 трупов, лежащих рядом друг с другом. Тела лежали в гробах, на спине, головой на восток. Некоторые трупы были целыми, у других вырваны руки и ноги из суставов. Все были завернуты в саваны. Некоторые тела были мужские, другие женские. Рядом с этими телами лежал высохший, но не истлевший заяц, без шерсти. Вероятно, он скрылся в этом склепе, убегая от охотников или хищников. О времени строительства этого склепа мне ничего не смогли рассказать, как и о лежащих в нем людях. Они не магометане, так как их не хоронят в гробах. Надписи же арабские. Я считаю, что это фамильное погребение князя Али-Султана, который ко времени Ивана Васильевича в XVI в. завоевал Кабарду и затем принял христианство.

В этой местности еще 40 лет назад было много селений Малой Кабарды.


Том 2

ПРЕБЫВАНИЕ У ТЕРЕКА

...30 апреля я провел экскурсию в чеченское село Янгегент. Вокруг Янгегента имеются рав­нина и поля ржи, которые орошаются речкой Карасе... Затем я пошел дальше в село Чечен на берегу Аргуни, где напротив находится селение Хаджи-аул.

1 мая я вернулся из Чечена к Петровским теплицам.

17 мая я вернулся в Моздок. Здесь я дожидался кабардинского князя, который по приказу гене­рала Медема должен был сопровождать меня через степь до Черкасска на Дону. Эта поездка из-за кабардинских и кубанских летучих отрядов была бы невозможна без такого конвоя.

12 июня я выступил из Моздока с конвоем в 85 человек казаков под предводительством узденя из Большой Кабарды Чебасгирея Куденета. Для большей моей безопасности генерал Медем присоединил к нему князя Кургока Татарханова.

14 июня мы пришли к месту впадения Малки в Терек в местности, называемой Бештамак, то есть Пять устьев, вероятно, потому, что здесь 5 рек: Малка, Черек, Нальчик, Чегрин и Баксан имеют свои устья... Ручей Кара-Терек впадает в Терек с западной стороны. Зимой у этой речки жители Большой Кабарды держат много овечьих стад и живут тут же в хижинах. Река Черек берет начало в горах Кашка Тау, то есть Лысая гора. Вдоль нее расположен татарский басианский округ Малкар или Балкар. В нее впадает быстрая река Черек-Хахо.

К востоку от него находится округ Хулам, принадлежащий Басиании. С западной стороны в Черек-Хахо ниже Бизинга впадает река Карассу. Ниже устья Черек-Хахо у Терека имеется глубокое ущелье, наполненное чистой, но соленой водой, называемое по-черкесски Черек-Иана, то есть Мать Черека. Скалистые берега Черека так близко подходят друг к другу, что между ними можно навести мост, который вел бы из Кабарды в Балкар. С западной стороны в Черек впадает речка Мишгигк, у которой расположены крайние восточные селения Большой Кабарды, а именно селения знатной фамилии Докшукина с 200 семьями подданных, которые принадлежат князю Кургоку Татарханову, который сам живет в Мишгигке. В области пред­горий в Черек впадает река Нальчик, принимающая с западной стороны реку Жалука; в нее впадает ручей Кенжа, еще далее речка Шихофепс. У Нальчика живет 100 семей Кургока Татарханова и его братьев.

На Жалуке и Кенже живет самая большая знатная фамилия Большой Кабарды Куденет с подданными, число которых около 3000 семей; сама же фамилия Куденет состоит из 30 взрослых мужчин.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 441 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...