Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сост. В. Аталиков. 23 страница



Наблюдения во время путешествия по Кавказу

Георгиевск располагается вблизи крутого склона лесистой долины Подкумы, или, как ее называют черкесы, Гум. Высота этой местности 11 саженей... К счастью для жителей, зима здесь мягкая, как в Крыму...

Окрестности Георгиевска состоят из пахотной земли замечательного качества, лугов, пастбищ, леса, и полны дичи; весь путь отсюда к горам, примыкающим к берегам Кубани и Калауса, представляет все необходимое для существования многочисленного населения. Эта мест­ность, особенно ближе к горам, изобилует оленями, лисами, косулями и дикими кошками, которые похожи на домашних, но крупнее и двух окрасок, красноватые и серые с темными полосами. Кроме них здесь водятся небольшие волки, шакалы, зайцы, горные мыши и боль­шой слепой крот. Дичь, особенно осенью, большие и малые дрофы, куропатки и фазаны, встречаются повсюду.

9 сентября я предпринял путешествие в форт Константиногорск, который имел для меня большое значение, поскольку я хотел поближе изучить Бештау и в то же время посетить серные источники по соседству с ним. Я предполагал также проследовать дальше к пре­восходным кислым источникам, расположенным за линией, около деревни абазин, принад­лежащей фамилии Джантемир.

Из Георгиевска мы проследовали по плодородной долине, покрытой превосходной травой, и продолжили путешествие вдоль берега стремительного Подкума. Мы впервые путешество­вали на запад и северо-запад, оставив Лысую гору слева; затем мы проехали до точки, где река сворачивает в степь и к лесистой западной части этой горы. На полдороге мы встрети­ли пикет казаков. Постепенно поворачивая к юго-западу, мы достигли равнины, покрытой лесом и кустарником. Здесь мы подошли к широкому и ровному подножию высокой горы, называемой Бештау...
Затем мы прошли лесистое подножие Машука, который возвышался слева от нас, с которого мы могли ясно увидеть холмы песчаника там, где берут начало теплые серные источники. Справа от нас была гора, которую называют Железной и которая является крайней точкой земель около Кумы, крутую и островерхую гору Змей, и сам Бештау...

На левом берегу Подкумы возведена крепость Константиногорская, расположенная примерно
в 40 верстах от Георгиевска. Это один из важнейших постов на всей Кавказской линии, и построен он с целью отражения вторжений черкесов, абазин и кундурских татар...

На следующий день, 10 сентября, мы оставили минеральные источники, сопровождаемые эскортом драгун из Астрахани и отрядом казаков. Мы прошли по берегу Подкума в юго-западном направлении, сначала по ровной местности, где видели много плодородной пахотной земли и лугов, а на высотах несколько каменных монументов черкесов и татар, перенесенных сюда с Кубани. Мы переправились через речушку Пситца, вытекающую из-под Бештау, затем пересекли Гурмик и двумя верстами дальше Эссенцук все на левой стороне Подкума. Местность на другой стороне постепенно повышалась и за Эссенцуком переходила в горы. Мы видели несколько могил абазин и черкесов на высотах вдоль низины; все они были из камня, вытесанного в форме куба или полого квадрата, и все имели на каждом из углов широкие столбы, увенчанные изображением человеческой головы...

На равнине мы видели несколько абазинских деревень, принадлежащих Джантемирам; это замечательный широкий укрепленный рвом лагерь, сделанный, вероятно, татарами. Укре­пление занимает большую часть равнины; начинаясь от берега Подкумы, оно простирается на юго-запад до речки Нарзан. Внутри укрепления имеется много надмогильных курганов, которые являются, вероятно, постами часовых.

Вправо, к западу, на значительном расстоянии мы увидели замечательную высокую скалу в большой долине, окруженной горами. Местные жители называют ее Бург-уссан. Крутые бока этой скалы, их склоны, подобные террасам, рвы, могилы и фрагменты глиняной посуды, обна­руженные на ее плоской вершине, по версии окрестных жителей, позволяют предположить, что это естественное укрепление было прежде отдельной колонией франков или других европейцев. Возможно, эти колонисты были венецианцами или генуэзцами, выбравшими этот участок в связи с его выгодным положением, обеспечивавшим безопасность их жизни и торговле. Я счел эти террасы природными, но несколько знающих инженеров говорили, что это искусственные террасы.

Деревни абазин внешне и внутренне подобны черкесским. Они имеют, помимо необходимых комнат для семьи, отдельные помещения для гостей. Вместо печей они строят камины из плетня, обмазанные глиной. Дома абазин отличаются от домов черкесов только тем, что они никогда не располагаются в ряд, прямоугольно или рондо, и не имеют общего двора, но стоят отдельно, имеют маленький двор и обеспечивают свою безопасность прочными
оградами, окружающими жилища. Крыши их домов это легкие балки, крытые листьями и длинными стеблями травы. Кушетка или софа представляет собой разновидность дивана, изготовленного из дерева и стоящего внутри дома слева от входа; она покрыта войлоком и подушками. На стенах комнат развешаны шубы и другие предметы одежды, вооружения и пестрые соломенные коврики изысканной ручной работы. Под крышей они развешивают в
связках свои зимние припасы, главным образом индийское зерно (кукурузу). Внутри жилищ или во дворе они выращивают тыкву и другие овощи. Их домашняя птица и пчелы такие же, как у черкесов. Одежда мужская и женская также подобна черкесской. Я предполагаю описать их подробнее в следующих главах этого тома.

Минеральные источники Александрова, по-абазински и по-черкесски называемые Нартцана, то есть напиток гигантов, или джиннов, а по-татарски Аче-су, или кислая вода, расположены в 4 верстах от абазинских поселений и в 5 верстах от переезда через Подкуму. Здесь дорога разделяется и ведет к Кубани, между горами, и к небольшой долине, которая расположена при слиянии речек Хозада и Элькошу.

В болотистой равнине между минеральными источниками и притоками двух извилистых речек находятся железистые источники.

[После осмотра минеральных источников Машука и Бештау]... 14 сентября я возвратился в Георгиевск. В это время была предпринята попытка склонить черкесских князей к добро­вольному назначению у них постоянных судей, которые занимались бы урегулированием их споров и непрекращающейся вражды. Предполагалось учредить два суда для князей и для узденей или дворян, члены которых получали бы жалованье от императорского двора. Князей действительно удалось убедить избрать судей; это было сделано с помощью прежнего муфти, назначенного казанскими татарами, и сильного вооруженного отряда под командованием генерал-майора Савельева, стоявшего на берегу реки Баксан. 15 сентября избранные судьи были представлены фамилиями Большой Кабарды, а на следующий день судьи от Малой Кабарды, генерал-губернатору Ивану Васильевичу Гудовичу, находившемуся в Георгиевске. Президентом трибунала с окладом в 200 рублей ежегодно был избран ими князь Джанхот, сын Сидака, от фамилий Мисост и Атажука. От фамилий Бекмурза и Кайтуко Малая Кабарда был избран Али, сын Салтангиреев. В качестве помощников судей, с окладом 150 рублей каждому, были назначены князья Муса и Адильгирей; первый из них был сыном Карамурзы, второй Хаджи Темрюка. Затем для службы в такой же должности от обоих племен были назначены Атажуко, сын Хамурзы, и Атажуко, сын Кази. Судьи для дворянства от каждой Кабарды были составлены из авторитетного узденя в качестве президента, с окладом в 130 рублей, и 7 дворян и духовных помощников-советников, с окладом 100 рублей в год. Резиден­ция этих судов должна была находиться на берегу Баксана, где для этого был разбит лагерь. Поскольку церемония введения их в должность могла сопровождаться волнениями и бунтом, я вынужден был удалиться в горы в расположение русских войск; в этом путешествии меня сопровождал вежливый и веселый муфтий.
Утром 19 сентября мы переправились через быструю Подкуму, которая катится по кремневому руслу, оставили слева от нас, в направлении к Георгиевску, возвышенный берег, а справа пустынную низкую местность. По заросшей кустарником местности бежит речка Етоко, известная расположенной на ней древней статуей. (См. Путешествие Гюльденштедта.)

Низина, пересекаемая речкой Залука или Золка, находится в 10 верстах от Георгиевска. Вскоре после того, как мы переправились через Золку, мы стали часто встречать пашни черкесов, проживающих в прилегающих к реке деревнях; черкесы собирали урожай. Через несколько верст мы достигли Малки, в широкой долине, пересекаемой двумя речушками. Около одной из этих речушек, называемой Шолкужин, в 1779 году черкесы были атакованы бравым генералом Фабрицианом, который рассеял их после великого кровопролития. Победа эта отмечена большими надмогильными курганами, содержащими тела убитых.

В некотором расстоянии далее мы посетили несколько черкесских деревень князя Девле­туко из рода Тамби. Вокруг этих деревень на возвышенностях, мы заметили много земляных курганов, которые, по-видимому, не являются черкесскими по происхождению, но при­надлежат какому-нибудь очень бедному племени из этого народа. Повсюду мы встречали черкесские надмогильные памятники, сложенные из кирпича или камней. На прямой линии к этим деревням мы обнаружили внушительные надмогильные памятники, принадлежащие фамилии князя Джамбулата. В направлении восток-запад, хотя и не по прямой линии, мы насчитали 6 каменных надмогильных сооружений. Перед последним мавзолеем мы видели надмогильный курган, на котором стоит надгробный памятник Хаджи, с надписью на камне; по соседству находятся много других надгробных памятников, сложенных частью из белого мягкого известняка и окруженных оградой из плетня или просто покрытых кучей камней.

Следующий и наиболее значительный монумент представлял собою открытую квадратную стену в 7 аршин длиной, с шаром на каждом углу. Наше внимание было привлечено двумя октагональными часовнями, возведенными из обработанного камня, имеющими очень тол­стые стены, которые оканчивались сводами и были украшены шарами, диаметр которых равен примерно двумя саженям, и внутренняя высота которых равна двум с половиной саженям. В трех шагах далее находится еще более широкая стена, каждая сторона которой имеет 10 аршин и украшена шаром в каждом углу. Через 24 шага отсюда мы пришли к другой часовне, имеющей 6 аршин в диаметре и покрытой квадратным сводом. В 20 шагах к югу от нее мы увидели камень высотой в6 футов, он был пробит насквозь в двух его углах. Немного к югу, около первой квадратной стены мы заметили на склоне небольшое надмогильное сооружение в форме вытянутого прямоугольника6 футоввысотой, покрытое крышей в форме клина. Все эти сооружения имели на южной стороне и в центре стен окна, которые служили в качестве входа; над этими окнами имеются каменные изображения татарского характера, высеченные в форме низкого рельефа, выкрашенного в красный цвет; у меня не было времени их скопировать. Все эти часовни построены из мягкого камня, весьма при­годного для изготовления скульптур, и из белого мергеля такой же мягкости. Среди камней этих погребений я нашел сорта черной и красной лавы, которые были совершенно легко различимы и имели, очевидно, вулканическое происхождение, однако я ничего не смог
разузнать относительно их действительного происхождения.

После того, как мы переправились через речушку Баксаныж, через 10 верст по прекрасной степи мы прибыли в лагерь на реке Баксан конечной точке нашего путешествия.

В направлении к верховьям Баксана располагаются несколько черкесских деревень.

По прибытии в лагерь мы были дружески приняты генерал-майором Савельевым и провели здесь два очень приятных дня. 21 сентября мы вернулись в Георгиевск, поскольку позднее время года торопило нас с путешествием в Тавриду.

Описание народов, населяющих Кавказ, преимущественно черкесов

Во время моего краткого пребывания около гор я имел возможность собрать разнообразную информацию о жителях Кавказа. Много уже было сказано о многочисленных народах, гово­рящих на разных языках и живущих в этих горах. Некоторые писатели склонялись к тому, чтобы считать живущими здесь столько народов, сколько известно им основных названий племен и родов. Гербер, а вслед за ним и другие, особенно постарались увеличить их число. Гюльденштедт является первым, кто свел многочисленные мелкие племена в несколько классов и выделил названия, принадлежащие отдельным языкам, составив их точные словари. Будучи, однако, неточным в отношении их образа жизни и обычаев, он, вероятно, полагался на свою память при работе над заполнением пробелов, обнаруженных в его бумагах, которую прервала его смерть. В виду этого, я постарался насколько можно тщательно собрать точную информацию по данному вопросу, частью из своих собственных наблюдений, частью от ав­торов, которым хорошо было известно положение дел в этой горной области. Среди них я с благодарностью называю Штедера, подполковника и квартирмейстера на русской службе. Плоды моих исследований я предполагаю представить читателю, несмотря на то, что они частично совпадают с исследованиями Гюльденштедта, так же, как я оставляю дальнейшее изучение главных событий последующим путешественникам.

Племена народов, точно классифицированные упомянутым выше автором, я принимаю в его трактовке, так же, как и географическую ситуацию, им изложенную, но я указываю соб­ственное наречие каждого племени. Однако в этом повествовании я предполагаю охватить только те народности, которые населяют северную часть Кавказа, потому что они более тесно связаны с Россией и в разное время в значительной мере приняли ее покровительство.

Страну, расположенную к западу до Черного моря, начиная от истоков Кубани у подножия Эльбруса, высочайшей горы всего Кавказа, населяют следующие племена:
I. Малая Абаза, или Алти-кесек, насчитывающая 6 племен: Шантемир, Клыч, Кеша, Лоу, Биберт, Дударук.

Народ Малой Абазы или Алти-кесек-Абаза занимает область между речкой Марух и рекой
Подкума; следовательно, они занимают часть турецких и часть русских пограничных земель. Подчиняясь не князьям, но старейшинам племен, они считаются подданными кабардинцев. В свою очередь кабардинцы, борясь за независимость, ввиду разногласий между собой, в разные времена более или менее стремились к покровительству русских; большая часть этого отважного народа удерживает свою свободу, запершись в теснинах гор за Кубанью. Недавно покровительство России приняли следующие племена, управляемые ныне комен­дантом Константиногорска: 1. Лоу или Лоова фамилия, насчитывающая 1500 человек; 2. Биберт или Бибердова фамилия, около 1600 человек; 3. Клыч или Клычева фамилия, 600 человек; 4. Шантемир или Шантемирова фамилия, 1700 человек. Эти фамилии населяют воз­вышенную область по соседству с реками Кума и Подкума и живут рассеянно в небольших деревушках. Абазины раньше были христианами, но в настоящее время их знать исповедует магометанскую религию. В их образе жизни и одежде они подобны черкесам, точно так же схожи и языки этих двух народов. Хотя первые и занимаются земледелием, они обеспечива­ют себе пропитание главным образом скотоводством, и владеют необычайно прекрасными лошадьми. Они были бы богатым народом, в соответствии с их идеалом богатства, если бы черкесские князья были менее деспотичны и алчны в своих требованиях. При их капитуляции генерал-майору Фабрициану они заявили о своей независимости от этих низких князей, но во время последующих, более снисходительных правителей, они снова подчинились ярму высокомерных кабардинцев. Наконец, им был навязан даже образ жизни последних, с целью предотвратить, в случае чего, их бегство от границ России. Следствием этого чванства было то, что преобладающая часть абазин убежала от этих господ и образовала новые поселения за Кубанью. Действительно, требование кабардинцев на подчинение этого народа основано на явной узурпации. В связи с этим, под лживым предлогом дружбы князья абазин были при­глашены на ассамблею, якобы с целью установить более тесные связи с кабардинцами, но затем коварные друзья истребили их и остатки их фамилий, после чего вынудили (абазинских) дворян подчиниться их главенству и поселиться недалеко от Бештау.

Главные места первоначального проживания абазин за русскими границами суть следующие:

1. Клыч, на реке Калмурза, впадающей в Кубань около места, называемого Каменный мост, или по-татарски Таш-купир, или Мыва-Ламиш по-черкесски. 2. Трамкт, на речке Теберда, впадающей в Кубань слева, ниже Каменного моста, так же, как речка Сона или Шона, в месте, где мы обнаружили христианскую греческую церковь.

3. Лукт, на реке Карданек. 4. Асланкт, на реке Хасаут, которая после соединения с рекой Карданек впадает в Зеленчук или Инджик. 5. Дударукват, на берегу Малого Зеленчука. 6. Биберт, на pеке Мapyx, впадающей
в предыдущую слева. Место называется Кетшега, на правом берегу Кубани, принадлежит, собственно, Клычам.

По этому описанию деревень, которыми владеет племя Джантемир на берегах Нартсана, читатель может составить себе представление о поселениях абазин и черкесов.

II. Большая Абаза включает в себя следующие основные племена:

1. Бешилбай, проживающее в лесистых горах на берегах речек Капир и Цих, которые, соединяясь около высоких гор, впадают в Большой Зеленчук слева. Далее они проживают в Черных горах около истоков Урупа и частью также на берегах Большого и Малого Тегена, которые текут среди гор и впадают в Уруп или Уарп слева. Этот упрямый и беспокойный на­род оказывает очень мало уважения князьям и не подчиняется никакой власти; они не были покорены даже русскими войсками, посланными против них. По характеру и образу жизни они не отличаются от прочих абазин. Их поселения также располагаются в лесистых местах или в труднодоступных ущельях. Вследствие того, что они живут в лесах и на горах, земледелие у них не развито, но они пасут коз и овец и уделяют много внимания пчеловодству. В этой области мы приобрели тот самый знаменитый опьяняющий, или как его обычно называют, сводящий с ума мед, который пчелы собирают с рододендронов и азалии понтийской. Племя Бешилбай влачит нищенское существование более, чем их соседи, и его члены являются великими разбойниками.

2. Баракай, другое абазинское племя, проживает в области между реками Псина и Малая Лаба вблизи точки, где вышеупомянутая река впадает с правой стороны в Большую Лабу. Псина берет свое начало в южном углу плоских гор, так же, как Теген, и впадает в Малую Лабу справа. Баракаи имеют всего несколько деревень, и во всех отношениях схожи с про­чими абазинами.

3. Туби, или Убух проживает в горах выше Шаукеши и далее на запад.

4. Шапсуги населяют область, примыкающую к Черному морю, и предпочитают лесистые горы на западной стороне речек Антигир, Бугундур, Алин, Оф, Шебин, Сатаса и Шипе; на берегах первых двух речек находятся деревни Абат, принадлежащие дворянину с этим же именем. Преобладающая часть шапсугов живет рассеянно по полям отдельными фамилиями; несколь­ко их деревушек расположены на берегах Сатасы и Шебина. Эти абазины не занимаются ни скотоводством, ни земледелием, но главным образом грабежом. У них нет князей, и тот, чья фамилия наиболее многочисленная или воинственна во время их походов, считается главным управителем. Их противозаконный обычай грабить путешественников особенно тревожит турков, добирающихся до окрестностей Анапы. Вышеупомянутые речки образуют широкое болото ниже Сани, связывающей их с Аттакумом, около местечка, где эти речки сливаются с рукавом Кара-Кубани, называемым Ерли.
5. Натухаш, или вернее Натху-Кайчи, другое абазинское племя, обитающее на вершинах Черных гор, которые в районе Анапы выходят к Черному морю и ответвление которых достигает в западном направлении Кубани. Речки, берущие начало в горах, суть следующие: 1). Аттакум, которая после слияния с несколькими ручьями течет через длинное болото в одном направлении с Кубанью и, наконец, впадает в нее слева; здесь живет фамилия Куйсук.
2). Бакан, на берегах которой находится деревня Калабат, населенная несколькими разоб­щенными фамилиями. Эта речка течет сквозь горы с юго-запада на северо-восток и образует длинное ущелье, по которому проходит дорога на Анапу; в конце ущелья речка впадает в Аттакум. В возвышенных местах этого узкого прохода, около дороги на Суджук-Кале, про­живает фамилия Харсек. 3). Цемес, впадает в порт Суджук-Кале; к югу от этой речушки на­тухаи владеют другими 15 речками на границе с Большой Абазой. В горах, простирающихся на север до Кубани, они владеют еще несколькими речушками, по дороге к области, про­стирающейся на 40 верст вдоль названной речки в направлении с запада на восток. 4). Тазипш, на которой проживает фамилия Шубак старейшины Науруза. 5). Дшуп, занята фамилией Хасан Шухи. 6). Прибебс. 7). Хупс, на берегах которой, как и на вышеупомянутой, проживает фамилия старейшины Ис­лам Шухи. 8). Нефил или Непил, на которой расположены деревни, управляемые старейшиной Шупако Кашо. 9). Псиф. Между Нефилом и этой речкой мы видели прямоугольную стену и ров, имеющие 4 прохода, как в римском лагере. К северу от топей, образуемых Кубанью, находятся высокие надмогильные холмы, называемые курганами, с большого расстояния похожие на форты. Согласно традиции, раньше здесь стоял город Шантгир, резиденция темиргоевского хана, от которого темиргоевцы и черкесы ведут свое происхождение. Это укрепление к за­паду граничит с речкой Непил, а на востоке с речкой Псиф; его диаметр около трех верст. 10). Кудака, на берегах которой находятся деревни потомков старейшин Немери Примурзы и Шупако Кашо. По соседству с этой рекой находятся несколько нефтяных источников.

Натухаши, самое могущественное племя абазин, живут на этой стороне Кавказа. Они живут в узких долинах гор, покрытых лесом. Их земледелие незначительно, и удивительно, что, не­смотря на прекрасные пастбища, они не уделяют должного внимания скотоводству. Продолжительные междоусобицы и естественная склонность к грабежам являются величайшими препятствиями к правильной оседлой жизни этого народа. Они находятся в состоянии войны со всеми другими племенами, исключая жанинцев, которые являются их соседями. Все на­тухаши одеты скверно и ведут несчастную жизнь. Они выращивают небольшое количество ржи и держат иногда свиней животное, которое очень редко встречается у других народов этой страны. Казаки-некрасовцы, переселившиеся с Тамани в окрестности Анапы на турец­кой территории, получили право ловить рыбу в Кубани именно при протекции натухашей, и приносят плоды своего промысла на рынок Анапы.

Все абазины, или абсне (самоназвание этого народа абсне); на русском, татарском и черкесском языках абаза, по-грузински абхазети. Шесть племен Алти-кесек называются черкесами Табанта, а все другие Куш-Хасип, то есть люди, живущие за горами. Мингрелия и Одиши называются черкесами и абазинами Дол, а Грузия Гурджир; они выделяются своим национальным ха­рактером. У них узкие лица, сплющенные с боков головы, выдающиеся носы и характерные темно-коричневые волосы, общие почти для всех. Они являются, по-видимому, коренными жителями северо-западного Кавказа, и прежде занимали пространную область, из которой были вытеснены и прижаты к горам черкесами, которые продолжительными разбоями и истреблениями уменьшили их численность в значительной степени. Из словаря всех языков становится очевидным, что их язык, за исключением нескольких черкесских слов, не имеет аналогий ни с одним из европейских и азиатских языков; более того, совершенно точно, что в стране за горами, населенной другими абазинскими племенами из Большой Абазы, вдоль побережья Черного моря до Искурии, или древней Диоскурии, этот оригинальный язык с несколькими его диалектами является превалирующим языком. Даже в отдаленные времена они были, по-видимому, хищническим народом, и очень возможно, что пиратство, на которое жалуется Страбон, как происходящее из этих мест, было совершаемое именно абазинами.

III. Воинственный народ черкесов обитает главным образом на вершинах Кавказа и распростра­няется до ближайшей прекрасной равнины, из которой они изгнали древних ее обитателей и подчинили большую их часть своему господству. Они представляют собой род рыцарей, соблюдающих между собой настоящую феодальную систему, так же, как и в отношении своих подданных, не отличающуюся от их прежней системы, но с большей жестокостью и беспощадностью, чем немецкие рыцари в Ливонии или Пруссии. Рассматривая данный предмет с этой точки зрения и допуская, что нацию составляют только их князья и дворяне, а их подданные являются рабами из других народов, покоренных войной, которые, приняв язык завоевателей, были угнетаемы с некоторой мягкостью, и что свободная и величавая раса рыцарей не будет терпеть иностранное ярмо без величайшего отвращения, мы будем в состоянии судить с большим беспристрастием об их аристократической конституции, так же, как об их непрекращавшихся войнах и восстаниях не только против прежних крымских ханов, но и против нынешних господ. Благоприятным обстоятельством является и то, что их междоусобицы и разделение могущества этого героического народа между множеством соперничающих алчных князей, сделало их менее опасными. Действительно, было бы желательно, чтобы они обратились в добрых подданных и несколько более приученных к нормальной жизни, без обуздания их бравого героического духа. Если такие меры будут приняты, мы уверяем, что их легкая кавалерия могла бы составить наиболее решительный и устрашающий корпус войск, который когда-либо появлялся на полях сражений.

Наиболее интересная в историческом отношении ветвь этого народа называется обычно Большая и Малая Кабарда. Они живут на границах Кавказа, и с тех пор, как на этих горах
установлены вооруженные кордоны, они попеременно то устанавливают дружеские от­ношения, то ведут кровопролитные войны против России, однако в настоящее время они являются подданными этого государства и по последнему миру признаны Портой вассалами России вследствие установления границ по реке Кубани.

Кабардинцы считают себя потомками арабов и вполне вероятно, что они являются остатка­ми тех армий, которые приводили некогда на Кавказ калифы. Некоторые, однако, считают себя потомками мамлюков. Это подтверждается широко известной традицией, согласно которой раньше они проживали в Крыму, что становится очевидным из некоторых названий, существующих на полуострове до настоящего времени. Верховье реки Белбик в Крыму и сегодня называется Кабардой, и вся прекрасная область между Кабардой и Качей продолжает называться татарами Черкес-Тюз. Имя этого народа сохранилось и в горных укреплениях, называемых Черкес-Кермен, остатки которых можно наблюдать и сегодня. Сейчас уже не­возможно установить, когда они распространились до берегов Кубани и до Бештау. Они называют себя, как и черкесы, общим названием адыге. Возможно, они керкеты Страбона, или, если те не были их предками, это могут быть те черкесы, которые будут упомянуты в дальнейшем.

Следует отметить, что фамилии черкесских князей считают своим общим предком Инала, и описывают его как великого хана, резиденция которого раньше находилась в Шантгире, лежащем сейчас в руинах между реками Непил и Псиф. От этого Инала князья Малой и Большой Кабарды ведут свою генеалогию следующим образом:

Генеалогическая история этих фамилий содержит в себе много неточностей. Возможно, они были некогда подданными правителей Грузии вместе со значительной частью Кавказа. После выделения в XVI в. Грузинского царства и особенно после отпадения провинций Мингрелия, Гуриэль и Абаза, они стали подданными крымского хана. В том же столетии они приняли протекцию царя Ивана Васильевича, который около 1560 года женился на черкесской княжне Марии, дочери Темрюка. В XVII столетии они снова признали власть Крыма, и когда они попы­тались стряхнуть с себя это ярмо в начале XVIII в., крымский хан вторгся с войсками в Кабарду тех черкесов, которые убежали в горы в верховья Баксана и укрепились за каменными валами, воздвигнутыми в ущельях и носящими до настоящего времени название Крымские стены. В этой ситуации они снова пообещали дань крымскому хану, подарили ему много девушек и послали татарам в изобилии крепкого ликера для праздника по случаю установления мира. Ночью, когда их новоявленные друзья напились до бесчувствия и погрузились в глубокий сон, кабардинцы напали на крымский лагерь, убили хана и рассеяли всю его армию. (Речь идет о событиях 1708 года) Чтобы избежать последствий этого гнусного вероломства, они снова запросили покровительства России, в котором им не было отказано. Однако они показали себя очень ненадежными и беспокойными подданными.
Генерал-майор Фабрициан, впоследствии их губернатор, часто наказывал их и ограничил их местожительство областью между левым берегом Малки и Тереком. Но эти упрямые поселенцы позднее снова распространились до берегов Подкумы, и наиболее миролюбивые сейчас именно те, кто поселился на указанной границе.

Около 60 лет назад этот народ исповедовал христианскую религию, но с тех пор они стали равнодушными и невежественными магометанами.

Среди их князей фамилия Аттажук, живущая на Баксане, является сейчас наиболее могуще­ственной и в то же время наиболее беспокойной не только в отношении соплеменников, но и России. Фамилия Мисоста менее властна, но всегда была наиболее предана русским интересам, вследствие чего терпела много несправедливостей со стороны первой. Племя, управляемое фамилией Джамбулат, занимает местность у подошвы Кашкатау, откуда берет свое начало Терек; мы видели на некоторых картах и отчетах это племя, упоминаемое под названием кашкатовцы.

Их дворяне или уздени разделены на несколько всаднических дворянских сословий тех, кто получает это достоинство от других, или узденей. Князья на черкесском языке называются пши, по-татарски бей; дворяне по-черкесски называются уорк, по-татарски уздень. Крестья­не или бедные соответственно тхокотль и чагар. Наиболее значительными фамилиями из древних дворян являются фамилии Куденет и Тамби. Их предком был Гнардук; Анзор был общим предком дворянских фамилий Баруква, Сасаруква и Эльмурза.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 337 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...