Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сост. В. Аталиков. 16 страница



Что касается веры, то приметны в них некоторые следы прежнего христианства. Калтагос ихний представляет собой некоторый род первосвященника, и должен быть холостой, до­брых нравов и примерного поведения.

Авхазы в разсуждении нравов, обычаев, языка, жилища, одежды, веры и прочего весьма сходны с черкесами, так что их почти и распознать не можно.


КИСТЫ, ИЛИ КИСТИНЦЫ

Обитаемая грузинами Кистецкая область простирается по северному хребту Кавказа от Те­река до Сунжи; граничит с востока с татарскими лезгинскими округами; к югу с лезгинцами и грузинами, к западу с Малой Кабардой, а к северу имеют границей реку Терек. Кистиния населена многими небольшими независящими друг от друга народами различных между собой нравов и обычаев, но между тем примечается в них несколько одинаковый вид, сходное наречие и немалая во многом сходственность. Язык их называется грузинами кистинским. На черкесском языке называются эти народы "мильчеги".

Кистинцы живут небольшими к друг другу неподалеку лежащими деревнями, в коих не более 20 дворов. Во многих деревнях построены каменные башни для защиты жен, детей и имущества.

Приметны в них следы христианской веры, почитание воскресных дней и праздников. Имеют они у себя первосвященника, который должен быть человек не женатый и хорошего по­ведения. Должность его состоит в раздавании благословения и прочего.

Упражняются в хлебопашестве и скотоводстве так, как черкесы и прочие кавказские народы. А между тем ездят за Терекскую линию для грабежа людей и скота. В случае сопротивления и бываемой за ними погони расыпаются врозь с великой поспешностью и проворством. Казаки остерегаются их чрезвычайно, потому что часто отгоняют они у них лошадей.

Знаменитейшие кистинские народы суть следующие:

Чеченги. Живут в Кистинском чеченском округе по Аргуну и Тереку и могут поставить до 5000 конницы. Имеют у себя князей и дворянство. В 1773 году умертвили они своих владетельных князей. Язык их состоит из китайского наречия, и в домашнем своем хозяйстве не имеют они от них никакого различия. Находятся под покровительством России и дают аманатов, которые живут в Кизляре, но часто зависимость свою забывают, которая однакож иногда им напоминается.
Югуши. Югуши или югушцы живут по Камбалее около Терека. Князей у себя не имеют, но выбирают для управления собой старейших из знатнейших фамилий. В силе и домашнем хозяйстве сходны с черкесами и подобно им подвластны России. В 1774 году оказывали они неприятельские действия, но теперь дают аманатов.

Мильчеги. Живут в округе сего имени по Аксаю и Сунже в 20 деревнях, из которых в одной, называемой Истесу и состоящей из 500 дворов, находятся теплые воды. Все они упражняются большей частью в грабеже и разбоях.

Карабулаки. Прежде назывались югушами, а сами себя именуют арштами, составляют не весьма многолюдную толпу народа. Язык их состоит из кистинского и чеченского наречия. Прежде были подвластны аксайским князькам. Но в 1772 году вошли под покровительство России и начали давать в Кизляр аманатов.

Кисты Ватской, Ангушской и Шемской округ, живущие по Камбалее, уже за несколько начали быть лучше под покровительством Россия, нежели кабардинских князей, и дают аманатов.


ГРУЗИНЫ

...Язык их можно вообще разделить на чисто татарский, черкасский, лесгинский, кистинский или чеченский, грузинский и осетской. Татарским языком говорят, по разным наречиям, трухменцы, амбаралинцы, базаны и другие народы. Черкесский язык употребителен также по разным наречиям у черкас, которые говорят на оном всех чище и приятнее, также у чеченгов и других кабардинцев. Лесгинский язык, которым говорят в Лекистане и у многих других на­родов, имеет столько наречий, что не в диковинку было бы почесть их совсем особливыми языками. В нем слышно наиболее финских и перских слов. Кистинский язык, которым, кроме кистинцев, говорят и многие другие народные общества, но по весьма многим наречиям, имеет столь много собственного, что ни к какому языку известному причислить его нельзя. Осетским языком говорят одни только осеты, на два наречия, и кажется, что он произошел от персидского. Чехи или богемцы у базиан говорят испорченным и переметанным богемским языком. О прочих языках или наречиях малых народов умалчиваю. Все кавказские народы могут поставить до 100 000 конного войска.

Кавказцы имеют, правда, всегдашние жилища, как то и необходимо нужно по их многолюд­ству, однако жизнь у них настолько нелепа, что мало чем отличается от кочевой, к которой побуждают их и самые приволья их мест.

Черкесы, которые во всем, касающемся до жития, имеют преимущество перед прочими кавказскими народами, живут также получше и наблюдают в своих жилищах большую опрятность, чем их соседи.
Главные промыслы кавказцев состоят в земледелии и скотоводстве, причем многие произ­водят также простые ремесленные работы и торги.

Граненые кинжалы служат к тому, чтобы пробивать насквозь кольца лат, и делаются отчасти из ядовитой стали, чтобы раны были смертоносными. Кабардинцы покупают железо из России, но некоторые плавят оное и из своих руд. Порох они делают на ручных мельницах. У них вообще мало механических заведений, однако некоторые князьки построили у себя русскими людьми мукомольные мельницы. Женщины везде прядут и ткут холст, материи из хлопчатой бумаги и простое сукно. Местами попадаются также и настоящие, но неискусные ткачи.

Славный торг черкасскими девками оглашен, правда, слишком, но не по пустому. Клееман, новейший и достовернейший путешественник, уверяет в своем путешествии в Крым, что черкасы, кроме скота пригоняют в Каффу также и своих детей, и получают за молодую при­гожую рыженькую девку от 6 до 7 тыс. турецких пиастров.

В одеянии у них не больше смен, чем у нас. Все носят длинное восточное платье, бреют голову и оставляют нарочито большой хохол. На чистенько приодевшемся кабардинце белье бывает изрядное, штаны широкие, сапоги сафьянные, длинное шелковым поясом подтянутое нижнее одеяние, длинное верхнее платье, у которого рукава с прорехами и закладываются назад, из тонкого сукна или шелковой материи богатая скуфейка и плоская шапка, которая вверху шире, чем у околыша. Редко случается, чтобы не был у него привешен к поясу верхнего платья кинжал, и чтобы он не был препоясан саблей, которая обычно висит на ремне. А когда надобно вооружиться, то надевает панцирь, препоясывает саблю и берет копье, лук или ружье. Бедные шьют себе одеяние из бумажной материи или сукна собственного своего рукоделия.

Женское oдeяниe у некоторых пoдoбнo больше татарскому или армянскому; у других, наоборот, подходит к европейскому. Кабардинка носит рубаху, штаны, камзолы и кафтаны с рукавами и без оных, зимой шубу, которая достает до самых икр, серьги, ожерелье, и по­крывают голову татарской фатой, которой, когда выходит со двора, закрывает себе лицо. Весь их наряд, смотря по достатку их мужей или отцов, так же, как и по собственной их суетности, бывает весьма неравной цены.

Пища их на татарский вкус, только побольше приправляется и получше. Они едят и за стола­ми, сидя на стульях. Горячие (спиртные. - В. А.) напитки любят и многие знатные. Магометанцы относят заповедь мугаметову к одному только виноградному вину, почему и употребляют водку, мед и крепкое, аглинскому подобное пиво, которое варят сами.

Покойников своих пеленают они в большие простыни и хоронят их без гробов. Чанинстаг у кистинцев холост, имеет пребывание при некотором старинном каменном молебном храме, в коем, по их рассказам, есть такие истуканы и книги, которых никому видеть не подобает. По окончании жатвы благоговейные люди посещают сего чанинстага, который заклает у себя как будто бы в жертву много белых овец. Местами попадаются надгробные камни с крестами и христианскими надписями.


ЯКОБ РЕЙНЕГГС

ВСЕОБЩЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА

Якоб Рейнеггс (настоящее имя Кристиан Рудольф Элих; 1744–1793) родом из Саксонии. В возрасте 18 лет ушел из дома и отправился в Лейпциг, где занимался изучением химии, физики, минералогии, азиатских и европейских языков. В 1768 году отправился в путешествие по Европе. В 1773 году в Венгрии защитил диссертацию на степень доктора медицины. Отсюда вместе с венгерским князем Кохари отправился в путешествие на Восток. В 1781 году, когда они находились в Тифлисе, Кохари неожиданно умер, и Рейнеггс остался в Грузии.
В течение трех лет (1781–1783) по заданию Российского правительства Рейнеггс совершил 5 экспедиций по Кавказу. В 1783 году он присутствовал при подписании акта о присоединении Грузии к России. После смерти Рейнеггса немецкий ученый Ф. Э. Шредер издал его записки в двух томах на немецком языке. В 1807 году в Лондоне работа была переведена на английский язык.

Перевел c английского В. Аталиков
-------------------------------------------

...Волга и Дон служат границей холмистой области, замечательной своим плодородием, рас­положением и другими объектами, которые известны под названием Царицынских и Астра­ханских степей. В этой местности, точнее возле Сарепты, прекрасной колонии Херренхутер, в ясную погоду открывается вид на длинную цепь высоких гор на юге, которая простирается направо на 400 верст или 57 немецких миль.

Эта цепь известна под древним названием Кавказ. Его обитатели и соседние народы называ­ют ее по-разному: Кэрн, Тау, Аэнте (очень высокие горы), Гальбус, Ич-Альбус, Ялбус-Даглар (очень высокая гряда гор с плоскими вершинами), Каар или Буз-Даглар (снежные или ледяные горы). Населяющие горы народы называют их также Каракалкан-Даглар (горы с черными вершинами), Осс Даглар (горы оссов). Греки ли или римляне изменили это название с персо-арабского, или это название существовало уже в те времена неизвестно. Возможно, это название произошло от одного кавказского племени, которое жило на северной стороне гор, если это племя не получило свое название от названия гор; однако в настоящее время на всех тамошних языках эти горы называются Кавказ.

Образованные грузины и те из соседних горцев, которые имеют связи с русскими и другими европейцами, называют эти горы Кавказом. Восточная часть Кавказа обычно известна под
названием Дагестан (страна гор); западная часть называется тау (очень высокие горы), а жители таулу. Отсюда произошло, по-видимому, русское название «тавлинцы», но это имя не может быть приложено отдельно ни к одному из народов Кавказа.

Прежде эти горы были южной границей России между Черным и Каспийским морями. Из­вестно также, что природа расположила их на границе двух частей света, и опасные и трудные проходы почти не дают возможности общаться людям с двух его сторон. Но со времени царя Ираклия, когда Грузия перешла под скипетр русского императора, Кавказ стал более часто посещаться, несмотря на страх и опасности, поджидавшие любого путешественника со стороны горцев.
Многочисленные речки текут здесь в различных направлениях, начинаясь с гор, и я не берусь определить их протяженность. Однако я считаю, что они берут начало на востоке и текут на запад...

Западные отроги этих гор в античных историях были известны под названием Керавнских; нынешние жители называют их Кубан-Даглары (Кубанские горы). К югу и западу простираются несколько ветвей этих гор, пересекая Абхазию, Мингрелию и Иберию, окружая Черное море на востоке и юго-востоке. Древние географы называют эти горы Хордгэи... Одна из ветвей достигает Черного моря на Ю-Ю-З. Эта гряда была населена прежде мосхами, гениохами и кораксами; сейчас же они называются чилдирр, что по-турецки означает «трудное для понимания»...

18 июня 1776 года необычайная жара спустилась в долины и на горы вокруг Снежной горы и продержалась до следующего утра, затем около 9 часов начались гром, молния и ужас­ный шторм, длившиеся до 12 часов. Горы обнажились до пород. Стремительный поток со Снежной горы принес вниз множество огромных валунов, массы снега и льда в узкие долины у истоков Терека, так что течение реки прервалось на три дня, и все долины оказались за­топленными. Много деревень с их жителями были унесены прочь, другие, расположенные на высоте258 футов, были разрушены, когда неожиданно возникшая дамба прорвалась со страшным грохотом. Терек опять побежал свободно, и страхи жителей улеглись.

На самых высоких горах нет больших естественных пещер, но мы часто встречали уединенные места и убежища, высеченные руками человека.

Теперь, поскольку я затронул историю населяющих Кавказ народов, постольку я должен очертить более четкие границы, чтобы избежать неясности, что может произойти из опи­сания гор, столь разнообразных и различных.

Река Терек, называемая живущими на ней народами Терк, Турк и Терки, протекает через большую часть ширины горной цепи Кавказа с юга на север и почти разделяет ее на две равные части, подобно Тиулетис-цкали и Арагви на южных склонах. Здесь же я скажу, что восточная половина Кавказа начинается от правого берега Терека и достигает на востоке Каспия, а другая часть начинается от левого берега Терека и достигает Черного моря. Кроме того, я отнес к западному Кавказу территорию Ахло-Кабака, населенного черкесами, хотя, в соответствии с моими вышеприведенными оговорками, его следует отнести к восточной части Кавказа.

Между восточным Кавказом и Тереком и западным берегом Каспия находится плодородная равнина, называемая Теште-Кипчак, в соответствии со старинными татарскими преданиями. Позднее она получила название Куин, но оно со временем забылось и в настоящее время снова называется Кипчак, или получает другое название в соответствии с тем, какая орда или племя занимает ее. Фрагмент из истории Дербента убеждает, что эта территория раньше была очень многолюдной, застроена прекрасными городами, которые назывались Гулбаг Татар, Джулат и Баалор, но сейчас от них не осталось ничего, кроме названий. Кипчак оканчивается рекой Койсу; вся восточная часть Кавказа отсюда до Дербента прежде называлась Иран (Ихран); от Дербента до Куры была древняя Гиркания; сейчас же называется Мусс или Муш-Курр...

Невозможно исследовать историю народов, населяющих эти горы. Мы попадаем из темноты в пустоту, пытаясь проследить их происхождение или период, когда они появились здесь; кроме того, совершенно очевидно, что все они имеют различное происхождение, различные языки, управление, обычаи и даже черты лица. Их несовершенные легендарные уверения являются глупостями, вроде того, что они, как и многие другие азиатские народы, имеют свою гордость, и являются остатками армий Искандера или Константина, или, по крайней мере, считают своим предком Чингиз-хана, поскольку имена только этих трех героев сохранились в общей исторической памяти у этих народов.

Вероятно, невозможно установить, какой из этих народов древнее, или аборигенный, или от какого народа они отделились перед тем, как оказались на нынешних своих местах, упрямо сохраняя свои языки. Маленькие речки и ручейки или горы часто разделяют целые племена, и они ограничивают контакты между собой, потому что они не понимают друг друга, и их неудержимая свирепость держит их всегда во взаимном страхе за свое имущество и жизнь, и не допускает дружеских коммуникаций; все это ведет к тому, что они лишаются возмож­ности изучить языки друг друга.

Античные историки упоминают народы Кавказа под названием скифов, но это слишком обобщенная деноминация. Она включает в себя многие народы, примерно так, как мы в на­стоящее время привыкли называть всех жителей Кавказа дагестанскими татарами.

Я думаю, что каждое племя, имеющее свой особый язык, является остатком одной языковой семьи, и что эта страна со времен незапамятных подвергалась беспрерывным враждебным вторжениям различных народов. Новые пришельцы, без сомнения, более сильные, оттесняли старых жителей во внутренние части гор, и в свою очередь подвергались такой же судьбе под ударами новых пришельцев. Вследствие этого произошло много неурядиц и войн между ними, которые уменьшили их численность. Каждый защищает самого себя и сберегает свое добро среди недоступных вершин в самых глухих местах. Отсюда, возможно, множество племен и языков...

Однако я тщательно собрал все наиболее вероятные предания, и по ним, при помощи фраг­ментов из истории Дербента, могу выделить пять эпох, в которые Кавказ бывал опустошен и снова населен новыми народами.

Первая и наиболее древняя эпоха принадлежит лезгам.

Вторая - гиссрам, или хазарам.

Третья - монголам.

Четвертая - арабам.

Чингиз-хан положил начало пятой и последней эпохе, которая окончилась опустошениями Тимур-ленга и Бату.

На Кавказе есть еще несколько народов, историю которых нельзя включить в эти периоды, что ближе мы рассмотрим позднее. Многие из них магометане, многие язычники, и только некоторые христиане.

* * *

Правый берег Терека, северо-западная часть восточного Кавказа и вся центральная гряда с СЗ на С населена народом, который сам себя называет «ингуш», производя себя от маджар и не зная более ничего о своем происхождении.

К северу от них живут кисты. Может быть, это тот самый народ, который Плиний называет «гисты», а Моисей Хоренский «хусты»? По крайней мере, они принадлежат к числу древ­нейших жителей, поскольку их язык неизвестен большинству жителей северо-восточного отрога. В направлении на запад кисты распространяются до Терека, на востоке граничат с карабулаками.

Последние живут в самых высоких горах, где среди скал и ущелий они соседствуют с билит­лями, которые в свою очередь граничат с ингушами, но маленькая речка Кумбалак отделяет их от ингушей, так же, как от племени Алти, которое со своими 200 фамилиями проживает между правым берегом Кумбалака и истоками реки Си-ун-це (Сунжи. - В. А.)

Племя Басти закрепилось на левом берегу Си-ун-ца и отделяется этой речкой от племени Алти, а также от большого грабительского племени, насчитывающего 1200 фамилий и называющего себя «чеченцы». Это племя под названием основного ствола Чагкерре и Герметшир прости­рается на восток вдоль хребта до реки Си-ун-це; некоторые семьи этого многочисленного племени живут и дальше на восток, где их распространение ограничивается племенем Киги, имеющем 700 жилищ; граница между ними река Уйдун. Чеченцы же распространяются на север между Си-ун-цей и Ирксаем, и их независимые колонии взяли себе новое главное имя, но только оно точно принад­лежит тем фамилиям, которые населяют оба берега Эргуна или Аргана, поскольку живущие на правом берегу называют себя «Великий Аттага», а живущие на левом берегу «Малый Аттага»; оба племени вместе насчитывают не более 900 жилищ. К северо-западу от них находится Борагун, или страна теплых источников, населенная татарскими фамилиями, которые носят это же имя. Деревни стоят на реке Балса; это слово происходит от большого количества меда, который был впервые обнаружен здесь, и принадлежит племени Гиги, насчитывающему 120 фамилий.

Несколько далее на север встречаются 4 татарских орды: Чев, Хатчаул, Шали и Сагунти, с 220 лачугами, по соседству с деревней гребенских казаков, которая лежит на правом берегу Терека.
Судя по языку, эти люди совсем разного происхождения, по­скольку кисты не понимают языка ингушей, хотя и отделены от них только ручьем, и ни один из них не может также поговорить с карабулаком. Только билитли и чеченцы и все вышеупомянутые рассеянные фамилии, за исключением гигов, говорят на одном языке. Кистов следует считать их предками, поскольку чеченский язык имеет много близости с кистинским, и они понимают друг друга при тщательном произношении.

Вот несколько слов на кистинском и чеченском языках:

  Кист. Чечен.
  За Зах
  Зи Шей
  Ко Кгхо
  Тье Пей
  Пгие Пги
  Галг Тэлэг
  Уор Вург
  Пар Парр
  Исс Исс
  Ид Идде
Палец Кэлк Пеллигеш
Рука Килгиш Квик
Девушка Игвит Тукэ
Мальчик Кэнэк Кенед
Бог Диэлэр Теэлэр
Хлеб Пэлаш Бабик
Огонь Зе Зе
Земля Метте Гумм
Звезда Керцанес Седе (Зеде)
Луна Бутт Путт
Солнце Молох Мелх
Ад Цшотшогэ Цеку

Все эти народы ничего не знают определенно о праве первенства между ними. Зависимость и покорность являются делом их личного желания, хотя часто бывает, что высшая власть в племени и также доверие и имя вождя обеспечивают им первенство, которое не содержит в себе ничего прибыльного, помимо чести быть предводителем разбойников.

Каждое племя имеет также несколько человек, которые, будучи избраны по общему согласию, наблюдают за общественным благом, и рассматриваются как судьи и советники, хотя им никто не подчиняется с готовностью. Однако все же небольшую прибыль дает должность судьи или право администрирования, вследствие чего некоторые фамилии делают эти должности наследственными для себя.

Ингуши разделены на 7 родов, в соответствии с названием фамилий глав, и называются по ним. Соответственно этому примеру чеченцы в течение многих лет были привязаны к фа­милии, наиболее древний член которой носит титул Аслан-бей (князь-лев) и всегда является их вождем. Невозможно точно установить силы этого племени и численность его членов, поскольку они сами не знают этого положительно. Каждый дом, окруженный плетнем, как и у всех народов Кавказа, вмещает в себя одну родственную фамилию, которая живет нераз­дельно со времен незапамятных и владеет имуществом сообща, и так длится в совершенном унисоне до тех пор, пока сильное увеличение численности не вынуждает их разделиться. Самая маленькая фамилия состоит из 5 10 мужчин, способных носить оружие, другие насчи­тывают больше, и силы одной семьи часто насчитывают 4050 мужчин, старший из которых всегда является предводителем и распоряжается делами всей фамилии без какого-либо контроля. Когда они готовятся к враждебным акциям, думается, ингуши могут выставить в поле 3000 мужчин, кисты 800, карабулаки 1000, чеченцы с родственными племенами могут выставить против врага 810 тыс. человек, если же им станут помогать соседи-горцы, то их сила становится огромной и решительной.

Несмотря на то, что эти люди говорят на разных языках, все же они имеют единый импульс, а именно все они величайшие отчаянные разбойники, и поскольку все они в этом сходны, то все они одинаково недоверчивы и воинственны. Лишенные способов обеспечения под­держки и удобств усердием и искусством, они вынуждены удовлетворять свои потребности грабежом и убийствами, чтобы обеспечить себе сносное существование. Но если кто-нибудь украдет что-либо у соседа или у соплеменника, или допустит позорное для фамилии пре­ступление, то он должен вернуть украденное в 7-кратном размере, или же он приговарива­ется к смерти и его дом уничтожается. Если же, напротив, кто-нибудь крадет за пределами племени или у соседнего племени и дело завершается успешно, то он пользуется большим уважением и доверием.

В этом искусстве грабежа чеченцы великие мастера. Их границы закрыты для каждого, даже для ближайших соседей. И ни один торговец никогда не появляется у них, поскольку убийство и грабеж единственная их профессия. И хотя чеченец известен как ревностный и решительный мусульманин, это нисколько не спасает его от захвата братом по вере в качестве добычи. Но поскольку трудно продать или получить выкуп за пленника, чеченец убивает его и удовлетворяется тем, что находит на нем и при нем. Христиан они не убивают, а только грабят, и если через посредство друзей или родственников те могут обеспечить выкуп за себя, то они освобождаются, в противном случае их продают лицу, предложившему наибольшую сумму.
Дом чеченца пуст; в нем нет ничего помимо самого необходимого. Его постель это кусок войлока, постланный у очага; его пища густая просяная каша или хлеб из турецкой пшеницы, испеченный наполовину в золе. И когда он получает возможность съесть этот хлеб горячим, с куском полусырого мяса, тогда он считает этот день днем радости, который заканчивается полным пресыщением духа, и повторяется с непобедимой инертностью столь долго, насколь­ко хватает награбленного. Но когда это заканчивается, тогда его авантюристичный характер и настойчивое стремление ищут нового грабежа, и все повторяется снова.

Жилища этих людей, как и вообще всех кавказцев, представляют собой плохую каменную кладку, обмазанную снаружи глиной; внутренняя часть достаточно вместительна, чтобы в ней разместились женщины и дети, живущие отдельно от мужчин, и скот.

Они пасут немного скота. Земледелие и пчеловодство главные источники их пропитания. Земледелие и садоводство, состоящее из ячменя, проса, редиса, табака, лука (и у чеченцев немного кукурузы), как и вообще вся домашняя экономика, оставлены на попечение женщин. Таким образом, для мужчин не остается ничего, кроме охоты, грабежа или пьянства.

Мужчины среднего роста, крепкие, без излишнего жира, решительные и внешне выглядят дружелюбно. Они уступчивы вследствие недоверчивости и страха; надежда на доход делает их очень послушными по отношению к богачу и путешественникам. Их одежда очень бедна,
хотя и сшита по-черкесски. Маленькие кусочки ткани различных оттенков пришиты на их камзолах спереди, в форме их пороховых рожков, из которых они носят 812 штук готовыми к употреблению. Помимо доброго ружья они вооружены кинжалом и саблей. Некоторые носят также и дротик в4 футадлиной, и овальный щит в1 футдлиной, сделанный из прочной двойной кожи; широкое железное кольцо закреплено на внешней части щита гвоздями с широкими шляпками; внутри щит снабжен кожаным ремнем, обвивающим руку.

Мужчина никогда не ходит, даже перед дверью своего дома, невооруженным; он носит при себе по крайней мере помимо кинжала, с которым он вообще никогда не расстается дубовую дубинку длиной в эль или в половину (эль113 см.), на верхнем конце которой за­креплен круглый железный шар с короткими треугольными остриями; это смертоносное оружие называется топ.

Женщины низкого роста, плотные и все без исключения болезненного вида. Девушки в цвете молодости живые, резвые и игривые. Их волосы на лбу коротко подрезаны, так что половина их спадает вниз, и распрямляются с величайшей заботой, и смазываются белым свинцом для блеска. Волосы сзади разделены на несколько косичек и спадают на плечи, но замужние женщины заплетают волосы в две косы, в каждую из которых вплетаются шелковые, шер­стяные и льняные ленты, и которые у головы имеют толщину в дюйм, а затем утоньшаются до тех пор, пока не достигнут в конце шва сорочки, где они связываются вместе. Остальной головной убор состоит из длинных тяжелых медных или стеклянных ушных колец и черкесской шляпки, приличествующей к выражению лица. Их сорочка, там, где она прикрывает плечи и грудь, вышивается цветным шелком, шерстью или нитями в ширину примерно в 5 пальцев; поверх этого они носят другое одеяние, которое стягивается поясом, опускающимся вниз до икр и длинных шаровар. Но шаровары не у всех одинаковы: у замужних бывают из красного холста, у вдов и старух голубые, у девушек белые, но все они вышиты у лодыжек разными цветами и окаймляются черной каймой или лентой.

Зимой все женщины носят ботинки, но летом они ходят босые. Когда их домашние дела окончены, они развлекаются изготовлением ковров или покрывал из войлока. Они изготов­ляют также тонкие шерстяные ткани, из которых шьют одежду для обоих полов.

Грузинская (или армянская) царица Тамара обратила кистов и ингушей в христианство; она построила церкви и осуществила много других добрых дел в этих горах. Однако с ходом столетий христианство пришло в упадок. Многие горцы стали мухамеданами, и поскольку Великий Сеньор перестал посылать ежегодную сумму на обращение, прозелитизм также пресекся, и столь очаровательный рай стал затем для них привлекателен меньше, чем ког­да они продают свою крайнюю плоть за 10 пиастров, и даже остаются при своем прежнем невежестве.

Кисты и ингуши до сих пор поклоняются некоторым местам и остаткам развалин имеющихся у них церквей. Особое почтение они оказывают некой пещере около деревни Вапила, которая носит то же имя. Говорят, это была резиденция некоего благочестивого мужа, имя которого неизвестно, но который часто появляется и вызывает великое изумление. Пещера высечена в твердом граните. Вход имеет8 футовширины и 7 футоввысоты; длина ее 35 футов; но высота далее вглубь постепенно уменьшается, так что там остается едва 3 фута.

Все, что знают кисты и ингуши о христианстве в настоящее время это 7 недель поста в Пасху, во время которого все стараются удерживаться от употребления мяса, молока, масла, яиц и рыбы; при этом не соблюдается, соответствует ли их Пасха общепринятому христианскому времени отсчета или нет; они никогда не начинают его до тех пор, пока горы не покроются зеленой растительностью. Затем они собираются в священных местах, чаще всего у пещеры Вапила. Здесь они забивают баранов и ягнят, разделяют их в качестве жертвоприношения среди бедных, остальное поедают сами.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...