Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сост. В. Аталиков. 24 страница



Границы черкесов Малой Кабарды начинаются от правого берега Терека и простираются до верховий левого берега Сунжи. Их князья происходят от Кануки и разделяются на фамилии Таусултан и Гиляхстан. Первая располагается на восточной части от Татартупа, а деревни второй, известные под названием Ахлов, или Мударов кабак, расположены около плоских гор, через которые проходит путь в Грузию.

Черкесы вообще, а кабардинцы в особенности, проживают в деревнях, которые частью из-за накапливающихся нечистот, частью из-за незначительной прочности их обороны и по другим причинам время от времени покидаются их жителями. В этих случаях они уничтожают свои жилища, унося с собой бревна и домашнее имущество и сжигая то, что не могут унести с собой. Затем они ищут новое удобное место для строительства новой деревни. Если им удается поселиться недалеко от воды, их изобретательность дает им возможность прорыть канал, который они отводят от ближайшей речки с невысокими берегами; в этом деле они опытны так же, как крымские татары.

Их дома строятся смежно один к другому, в форме прямоугольника или круга, внутренняя часть которого служит общим скотным двором, имеющим только одни ворота, которые также закрыты, и защищенным таким образом стоящими вокруг домами. Дом узденя стоит
обычно в отдалении от этих кругов и состоит из нескольких помещений. Отдельные малень­кие домики или вернее круглые комнатки около 2 саженей ширины стоят повсюду, предназначенные для приема гостей; в них имеются камин, небольшой диван и прочее необходимое имущество. Они также воздвигаются в открытом поле и представляют собой круглые хижины из плетня, с ямой для отбросов. Недалеко от деревни располагаются стога сена и соломы, внутри ограды. Они иногда изготавливают широкие корзины, которые они укрепляют на земле и покрывают обшивкой; внутри этих корзин они хранят зерно после обмолота.

Жилища черкесов возводятся в форме удлиненного прямоугольника от 4 до 5 саженей в длину и редко более9 футовв ширину; стены делаются из тонкого плетня, тщательно обмазанного с обеих сторон глиной. На столбах, поддерживающих стены, они укрепляют стропила из легких балок, которые покрываются затем длинными стеблями травы. Все жилище состоит из большой комнаты, предназначенной для хозяйки дома, и маленького отделения для ра­бынь и девочек. Главная комната имеет в правом углу дверь, выходящую на улицу, и другую в левом углу, ведущую на внутренний двор. Внутри дома, напротив фронтальной стены, стоит камин из плетня, обмазанного глиной, с вместительной жаровней и коротким дымоходом. У той стены, в которой имеется дверь во двор, мы видели нечто вроде широкого дивана с резными балясинами, замечательными коврами и подушками; в смежной стене было окно на улицу, которое при случае служит и входом в комнату. Над софой и по всей стене выше софы были развешены на вешалках и жердях различные предметы женского обихода: вязание, платья, шерсть; на поперечных жердях под крышей висели связки необрушенного турецкого пшена (кукурузы), которое они жарят на горячих углях и собирают зерна, отделившиеся от кочерыжки из-за жары, для немедленного употребления в пишу или для сохранения их на случай военной экспедиции, поскольку эти зерна вместе с определенным сортом сыра со­ставляют в этих случаях их основную и носимую с собой пищу.

Мужья обычно живут в отдельных апартаментах, и никогда не показываются жене, когда она принимает путешественников.

Черкесы в целом красивая нация. Мужчины, особенно среди высших классов, обычно высо­кие, стройные, но геркулесовой силы. Они очень тонки в поясе, имеют маленькие ступни, и невероятно грозны своим оружием. В целом у них римский воинственный облик, хотя можно проследить некоторые черты, указывающие на то, что их матери принадлежали некогда к племени ногайцев. Не все черкесские женщины красавицы, но по большей части они хорошо сложены, имеют белую кожу, темные брови, черные волосы, и правильные черты лица; я видел среди них красавиц больше, чем среди прочих нецивилизованных народов.

В поселениях и жилищах черкесов поддерживается крайняя чистота, и это хозяйственное до­стоинство наблюдается у них также в пище и одежде. Было бы излишним добавлять что-либо к описанию их одежды, рисунок которой изображен в гравюре. Эта гравюра представляет черкесского дворянина в его повседневной домашней одежде и дочь черкесского князя в такого же рода одежде. Женская одежда одного покроя и стиля, пока они не родят первого ребенка, после чего они покрывают голову белым платком, плотно охватывающим голову и завязываемым под подбородком. Возможно, не всем известен их обычай, в соответствии с которым их девочки в возрасте 1012 лет стягиваются корсетом или широкой лентой из невыделанной кожи. Эта своеобразная скорлупа у простого народа плотно обтягивается во­круг талии, но у высших классов она скреплена серебряными крючками, и они вынуждены носить ее до брачной ночи, когда жених разрезает кинжалом этот гордиев узел церемония, которая может иметь опасные последствия.

Поверх сорочки девочки носят вышитый камзол, а юбка, достигающая лодыжек, разрезана по всему фронту и похожа на мужскую одежду, но замужние женщины носят широкие шаровары. Кроме вышеупомянутых лент девственности, есть еще другое обстоятельство, которое способствует сохранению элегантных форм у девушек: все они питаются очень уме­ренно и обычно ограничиваются только молоком и печеньями. В соответствии с черкесским идеалом красоты, так же как и у турок, женщина должна иметь очень узкую талию и живот, приопущенные к нижним конечностям. Когда женщины бывают вынуждены выйти из дома, они обувают особый вид деревянной обуви, чтобы сохранить ноги в чистоте, и в этих же случаях пользуются рукавицами, надеваемыми на их нежные ручки. Рисование лица у них рассматривается как отсутствие воздержанности, но девочкам разрешается красить ногти соком цветка бальзамина, который на их языке называется кна. Их головной убор состоит из колпака, очень похожего на мужской; под ним они укладывают волосы в тонкие косички и покрывают сверху тканью.

У черкесов в обычае стягивать талию с раннего возраста так сильно, насколько это возмож­но, поясом, на котором висит сабля, вследствие чего они очень тонки от пояса до груди. Я заметил у них также, что их ноги необычайно малых размеров, потому что они стискивают их в сафьяновых туфлях, которые придают им облик танцоров. Мужская одежда легкая, опрятная и скромная, во многих отношениях похожа на татарскую, но более элегантная. Верхняя одежда обычно снабжена маленькими вышитыми карманами на каждой стороне груди, в которые они кладут патроны. На голове, остриженной по польской моде, носят вы­шитый колпак из стеганого хлопка, в форме арбуза, но иногда более низкий и украшенный серебряными и золотыми нитками, особенно у богатых; усы отращиваются так же, как у по­ляков. Поверх нижнего платья, шитого из легкой материи, знатные носят иногда короткий жилет, снабженный такими же емкостями для патронов, так же как и пальто. Верхняя одежда, шитая из сукна или другого прочного тканого полотна, несколько короче нижнего платья, имеет разрезанные открытые рукава, отороченные мехом. Штаны имеют наколенные ремни, связываемые маленьким шнуром или шитьем, которое женщины очень умело изготавливают из серебряных или золотых нитей. Когда князь или уздень появляется в гостях в полном облачении, он украшает себя полным снаряжением и гербовым щитом, и поверх всего надевает иногда дополнительно кольчугу. Эта кольчуга изготавливается из гладких стальных колец, они привозятся из Персии или из Кубачей. Шлем и наручные пластинки изготавливаются из гладкой стали; сетка из колец опускается из-под шлема до плеч. На поясе они носят кинжалы и пистолеты, а лук и колчан привязывают ремнями вокруг бедер. Во время обычных визитов кольчуга носится под верхним платьем, и в этом случае они вооружаются только саблей и покрывают голову обычным колпаком.

Рисунок представляет черкеса верхом на лошади, в полном вооружении. Удивительно видеть, что черкесы низших классов появляются в поле в косматых войлочных плащах, называемых бурками, даже в теплые летние дни. Когда они не носят с собой саблю или другое оружие, то имеют при себе крепкий посох в два аршина длиной, на вершине которого укреплен большой железный шар, а на нижнем конце острый железный шип около18 дюймовдлины, который они обычно бросают, как дротик. Богатые и знатные никогда не выходят из дома без сабли и не появляются за пределами поселения без полного вооружения и не наполнив карманы патронами.

Их духовенство и ученые оставляют бороды небритыми. Первые носят главным образом глубокий красный тюрбан и алого цвета бриджи несколько длиннее, чем у вторых. Хотя черкесы являются мусульманами только по названию, все же они оказывают большое уваже­ние священникам, живущим среди них. Когда они впервые подчинились русскому скипетру, немного нужно было усердия, чтобы обратить их в христианство.

Князья и рыцари не занимаются ничем, кроме войны, грабежа и развлечений, охоты; они живут, как лорды, блуждая по окрестностям, встречаясь за пирушками и совершая военные походы.

Уздени, или рыцари держат низшие классы в строгом подчинении, не несут каких-либо обязан­ностей перед князьями, кроме того, что обязаны лично прислуживать им во время войны.

Вассалы, или чернь считаются наследственным имуществом, и они выражают полную и безоговорочную покорность князьям и дворянам настолько, что их жизни и имущество находятся полностью в руках первых, однако не было до сих пор примера, чтобы их про­давали в рабство. Эти вассалы или рабы, захватываемые князьями и узденями во время войн, составляют большинство простого народа. Они сообща пашут землю большими плугами, запряженными 6 или 8 быками; они заботятся о пастбищах для их стад, носят необходимые лес и топливо из лесу, строят дома, собирают урожай и заготавливают сено, которое зимой понемногу скармливается скоту. Их жены и взрослые дочери помогают им при сборе урожая, и вообще не такие ограниченные и замкнутые в обычной жизни, как крымские татарские женщины.

Когда черкесы удаляются от своих деревень, они сразу же строят хижины, переплетая жерди, которые они покрывают ветками деревьев и длинной травой, так, что эти хижины очень похожи на стога сена. Князья размещаются в таких же хижинах, если во время похода они вынуждены остановиться на продолжительное время. Во время беспрерывных походов и поездок верхом на лошадях они строят маленькие хижины, ставя перпендикулярно четыре жерди и связывая их стропилами, образующими крышу, и покрывая сверху войлоком, так что у них получается нечто вроде палатки.

Каждый мужчина из крестьян обязан работать три дня на заготовке сена для князя или дворянина, рубить дрова в лесу также три дня, затем доставлять все это домой к ним, и да­вать на каждого быка воз или 7 мешков проса. Новобрачный из этого сословия обязан дать владельцу деревни 2 коров и 2 быков за разрешение жениться. Но жители гор абазины, осетины, дигорцы, басиане, балкары, карачаи и карабулаки, которые являются данниками черкесских князей, дают в целом от каждой фамилии только одну овцу или ее стоимость в войлоке, бурках, одежде, медной посуде и т. д. Каждый крестьянин, независимо от коли­чества овец в его собственном стаде, дает одну овцу во двор князя, который таким образом получает возможность отправлять свое продолжительное гостеприимство.

Хотя князь и не ограничен в своих действиях каким-либо позитивным законом, он считает, что это в его интересах обеспечить привязанность и верность подданных на случай войны либеральным и благожелательным отношением к ним. Он имеет власть возвести вассала в достоинство узденя или лишить его дворянства, когда тот не заслуживает такой чести; он имеет также судебную власть, пользуясь которой может лишить того всего, чем он владеет. В важных случаях князь созывает дворян, и, если они соглашаются с ним, решения сообща­ются народу.

Трудно установить точно численность населения черкесов, но если допустить, что подданные Атажука составляют третью часть населения Кабарды а она равна более чем 3000 крестьян и 500 узденей, то из этого следует, что кабардинцы могут выставить в поле около 10 000 рядо­вых и 1500 узденей. Если к этому числу прибавить различные племена за Кубанью, которые могут выставить значительное число людей, то они могут составить очень значительный корпус воинов, которые вследствие их воинственности и храбрости могли бы оказаться очень опасными для соседей, если бы не были разделены между множеством князей, которые почти непрерывно ссорятся между собой. В соответствии с их феодальной конституцией, каждый мужчина, способный носить оружие, обязан следовать в поле за князем, и трусость наказывается у них крайними мерами.

Два противоположных обычая, а именно гостеприимство и кровная месть свято соблюдаются черкесскими рыцарями так же, как и большинством народов Кавказа. Право гостеприимства, которое у них называется кунак, основывается на определенных принципах, и каждый, кто прибегнет к покровительству черкеса, совершенно безопасен от несправедливостей и обид.
Тот, кто принимает странника, защищает его, если это необходимо, не только своей кровью
и жизнью, но также и всеми родственниками, и не отпускает гостя без конного эскорта, провожает его до следующих своих союзников, причем убийство или причинение неспра­ведливости гостю отмщается так же, как убийство единокровных родственников. Странник, доверившийся покровительству женщины или получивший возможность прикоснуться губами к ее груди, хотя бы он и был врагом и даже убийцей ее родственника, рассматривается и защищается, как кровный родственник. Противоположный обычай, или кровная месть со­блюдается крайне скрупулезно. Убийца сородича должен получить возмездие от потомка, даже если последний был ребенком во время совершения преступления; любая степень кары осуществляется раньше или позже, публично или тайно, чтобы уничтожить убийцу, для того, чтобы несправедливая сторона не могла рассматриваться как пария общества. Более того, кровная месть передается по наследству и от племени к племени; вражда укореняется до такой степени, что князья и дворяне двух разных племен, встречая друг друга на дороге или случайно где-нибудь в другом месте, вынуждены бороться за свою жизнь, если один из них, заметив другого на расстоянии, не выбирает себе другой дороги. Среди черкесов дух обиды столь велик, что все родственники убийцы считаются виновными в преступлении. Это ставшее обычаем ослепление мстить кровной местью за родственников порождает много распрей и случаев величайшего кровопролития среди народов Кавказа. Если примирение не достигнуто браком между представителями враждующих фамилий, то обязанность кро­вомщения распространяется на все последующие поколения. Ненависть, которую горские народы проявляют по отношению к русским, в значительной степени возникла именно из этого источника. Если жажда мщения гасилась платой потерпевшим фамилиям, эта плата называлась лиуаса, или цена крови, но князья и уздени не принимают такой компенсации, поскольку у них в обычае требовать кровь за кровь.

Во время их развлечений молодежь обоих полов свободно общается между собой, поскольку черкешенки не являются ни ограниченными, ни замкнутыми. При заключении браков главное внимание они уделяют знатности вступающих в брак. Уздень не отваживается искать себе в невесты дочь князя, а если любовь между ними имеет место, или княжна бывает обольще­на узденем, преступная любовь в этом случае стоит узденю его жизни. Если сын или дочь из какой-нибудь фамилии вступили в брак, они не имеют права показываться родителям в течение первых 12 месяцев или до рождения ребенка. В этот период муж тайно посещает жену через окно в ее комнате, но он никогда не присутствует при приеме ею гостей. Эта подчеркнутая вежливость доведена у них до такой крайности, что муж считает оскорблением для себя разговаривать с кем-нибудь о своей жене или детях, даже если его спрашивают о здоровье его супруги. Отец не дает дочери приданое полностью до рождения ею первого ребенка, но после этого наносит ей визит, снимает с ее головы девичий чепец и покрывает ее вуалью, которая с этого времени становится ее постоянным головным убором.
Обучение детей черкесских князей направлено к тому, чтобы с младенчества подавить в них всякое чувство кровной родственности. Их сыновья и дочери сразу после рождения передаются на попечение дворянину, который является часто не самым богатым, и родители, особенно отец, не желает видеть своего сына до тех пор, пока тот не возмужает и не будет в состоянии носить оружие, а дочь до выхода ее замуж. Воспитатель княжеского ребенка обязан взять на себя все расходы по его обучению; он наставляет юношу во всех тонкостях грабежа, который в величайшем почете у этих конных рыцарей; он обеспечивает его оружием, когда тот становится сильным настолько, чтобы держать его в руках, и в полном военном снаряжении представляет его отцу. Благодарный ученик отдает приемному отцу в качестве платы за обучение искусству грабежа бо2льшую часть своей добычи.

Девочек вскармливают очень скудно, чтобы они приобрели изящную и элегантную фигуру, потому что тонкая фигура является самым существенным достоинством черкесской княжны. Их обучают всем рукодельным работам, которые должны выполнять дома женщины, осо­бенно вышиванию, плетению бахромы, шитью одежды и плетению соломенных ковриков и корзин. Дворяне, которым поручено обучение, также должны обеспечить приемной княжеской дочери выбор мужа соответствующего ранга, при несоблюдении чего они на­казываются отсечением головы.

Своеобразные обычаи, господствующие среди высших классов черкесов, которые ведут себя столь сдержанно в отношении жен, живя отдельно от них и поручая воспитание своих дочерей посторонним, имеют полные аналогии у Страбона, в его второй книге, в описании возникновения союза между гаргареями и амазонками. Сообщение о последних не может быть отнесено ни к одному народу Кавказа, кроме черкесов, если, конечно, будет возможно доказать, что они были коренными жителями этих гор или что они в более позднее время смешались с народами, упомянутыми Страбоном.

Нет сомнения в том, что Терек раньше протекал в северном направлении и впадал в ту часть Каспийского моря, которая затем соединилась с Азовским морем, и что устье должно было находиться недалеко от Бештамака, в том районе, где 5 рек Урух, Черек, Чегем, Баксан и Малка присоединяются к Тереку. По­скольку последний в верхней части области принижает реку Мермедик, мы можем резонно предположить, что это Мермодес или Мермодалис Страбона, который отделял амазонок от народа гелов, возможно, галгаев или легов-лезгов [Страбон, II, 11]. Можно также предпо­ложить, с некоторой степенью вероятности, что амазонки после покорения их черкесскими рыцарями восприняли некоторые их обычаи. Черкесы были, несомненно, в то время ордой странствующих рыцарей, которые сперва силой оружия покорили народ, ставший их вассалом и постепенно воспринявший их язык. В качестве иллюстрации, подтверждающей это пред­положение, можно привести завоевание ливонцев германцами, язык которых впоследствии распространился по всей стране. Более того, вероятно, что черкесский язык не имеет родства ни с каким другим, и что он первоначально был никому не понятным языком, поскольку, как говорят, их князья и уздени говорят особым говором, который держится в секрете от про­стого народа и используется главным образом во время грабительских экспедиций.

Пока мы находились в лагере на Баксане, я имел возможность наблюдать национальный чер­кесский танец, представленный с большой живостью одним из их юных князей. Несколько человек стали в ряд и начали в такт бить в ладони, повторяя слоги «А-ри-ра-ри-ра», из кото­рых два последних произносились более глубоким тоном и в течение двух тактов. Танцор стоит напротив, но его движения были ограничены небольшим пространством. Он держал полы длинной одежды за спиной обеими руками и часто сгибал корпус очень низко, чтобы наблюдать за движением своих ног; при этом он делал всевозможные прогибы и фигуры в соответствии с ритмом музыки, и это было очень похоже на национальный шотландский танец, когда он прыгал по треугольнику с почти вертикально поставленными пальцами ног; выполнение этого должно быть очень трудным, поскольку туфли на нем не были снабжены жесткими подметками. В то же самое время юный танцор вскрикивал жалобным голосом так, как если бы подвергался жестокой порке.

Надгробные памятники этого народа представляют собой главным образом вертикально поставленные обтесанные камни в форме удлиненного прямоугольника, как сплошные, так и полые; их углы обычно украшаются изображениями голов, вырезанными из дерева. Эти памятники встречаются в основном в окрестностях поселений и в более или менее заметных местах. Князья и уздени ставят более значительные по размерам надгробные сооружения 6-, 7- и 8-угольной формы, а иногда и правильные часовни; они возводятся из камня, обработан­ного каменотесом, который приходит к ним с гор специально для этой цели.

Похороны черкесов в основном похожи на похороны абазин. Когда умирает глава семей­ства, вдова должна расцарапать себе лицо и грудь до появления крови в знак глубочайшей скорби по поводу утраты мужа. Мужчины в этих случаях секут себе лицо плетью, наставляя себе таким образом кровоподтеки, которые они выставляют напоказ в течение длительного времени как выражение их печали.

В отношении сельского хозяйства и домашней экономики черкесов следует заметить, что они не только возделывают землю, но также отводят значительное время уходу за скотом. Основным их злаком является просо, из которого делают лепешки, мучные пудинги и различные виды кондитерских изделий, так же, как и их общий напиток, называемый ими хантхупс, а терскими казаками янцох. Кукуруза или турецкое пшено также выращивается и используется как заменитель другой пищи, когда они отправляются в путешествие и во­енные экспедиции. Некоторые кулинарные овощи морковь, турнепс, капуста, лук, тыква и арбузы также растут в их огородах. Женщины изготавливают очень прочные нити из дикой конопли, но они не знакомы с искусством ткания холста.
Скот у них - это главным образом козы, овцы, быки, коровы и лошади. Их овцы выдающейся
породы, с белой длинной шерстью, и дают превосходное руно, которое отправляется на рынок, так же, как и обилие хорошей, но узкой и неудобной к применению ткани, изготов­ленной их женщинами. Из этой ткани изготавливают верхнее платье для продажи на рынке, в то время, как черные и грубые сорта шерсти применяются для изготовления войлочной одежды. Рогатый скот у них некрупный и используется в основном для упряжки в двухко­лесные телеги, называемые арба; животные очень легко передвигаются по холмам и возвы­шенностям и в этом отношении напоминают быков, выращенных в горах Крыма, которые не столь тяжелы и медлительны, как крупный скот на Украине, но двигается рысью.

Легко можно догадаться, что самое главное внимание эти разбойники-рыцари уделяют сво­им прекрасным лошадям дело, которому они предаются с большим рвением и вниманием, не меньше, чем арабы. Но черкесы выращивают не только прекрасных, но в то же время и сильных и выносливых животных, которые способны переносить голод и изнурение, и также превосходных в скорости, поскольку для успеха их военных предприятий они полагаются на превосходные качества своих лошадей. Почти каждая знатная фамилия князей или узденей имеет свою породу лошадей, которым с самого рождения выжигают на ягодицах особые метки; в этих случаях они действуют согласно их скрупулезному обычаю, так что тот, кто попытается выжечь клеймо, принадлежащее дворянину, на лошади обычной по­роды, может за эту подделку поплатиться жизнью. Самая выдающаяся порода черкесских лошадей называется Шолох; она находится во владении фамилии Таусултан. Эта порода особенно ценна своей выносливостью, силой и скоростью, более, чем своей красотой; ее отличительный признак круглые подковы без стрелок. Обычно адыги клеймят наиболее знаменитых черкесских и абазинских лошадей. Лошади Трамкт и Лоф у абазин и лошади Мисоста в Большой Кабарде также высоко ценятся, как персидские лошади, называемые Чепалау; названия и клейма некоторых других пород тоже составляют отдельную таблицу.

Черкесы также держат птиц всех пород: кур, гусей, уток, особенно много индийских кур за­мечательных размеров и вкуса. Они уделяют много внимания пчелам, дающим опьяняющий мед, который они считают своим любимым напитком. Пчелы содержатся в ульях, помещенных в колодах, которые они уносят с собой при перемене места жительства. На виньетке чита­тель может увидеть черкесские и ингушские улья. Колоды помещаются на стволах деревьев и в кустарнике, чтобы обезопасить пчел от вредителей. Выдающийся мед, производимый пчелами, частично перерабатывается в медовый напиток после разбавления его кипятком, частично идет на изготовление крепкого ликера, приготовленного из проса и называемого буза, и частично подается на стол. Значительное количество этого превосходного продукта вместе с воском продается на границах Кавказа и в Астрахани.

Теперь предпримем обзор других черкесских племен, живущих в стране за Кубанью, которая не включается в границы, определенные по последнему миру с Оттоманской Портой.
Первое из этих племен беслен; оно размещается у истоков Лабы, где река вытекает из вы­соких гор, и его жилища распространяются до реки Ходзь, впадающей в Лабу слева, и затем поднимаются до истоков Псефира, впадающего в Ямансу справа. Здесь область бесленов граничит с областью мухошей. Это такое же племя, как Малая Кабарда, и считает Кануку общим предком их князей. По манерам и обычаям они похожи на черкесов, но более чисто­плотны

и состоятельнее, чем другие горцы.

Область, граничащая с основанием лесистых Черных гор, населена племенем мухошей. Не­сколько речушек вытекают из гор и впадают в Ямансу. В направлении восток запад мухоши занимают берега следующих речек:

1. Шимблонаге и Шограг, которые, соединившись, впадают в Лабу слева. Здесь они в основном пасут скот и держат пчел.
2. Псефир, на берегах которой находятся деревни Мербери и Кургукау.
3. Псехуш, на которой расположены три деревни Недерби, принадлежащие дворянину с этим именем, под властью князя Салатгирея Багарсукова. Эти три речки, соединяясь друг с другом в различных точках, впадают в Ямансу.
4. Фарс, или Ямансу Созорукай, на берегу ее также находятся три деревни.
5. Понако, которая впадает в Ямансу слева; здесь находятся деревни Длебугай.
6. Калх впадает в Ямансу; на ее берегах расположены деревни Биерхабль к Дешука, принад­лежащие упомянутому князу Салатгирею.
7. Арим впадает в Булансу справа, деревня Лабугай находится на границе мухошей на запа­де.

Этот народ занимается земледелием, имеет много скота и живет в укрепленных деревнях.

Следующее племя темиргой, самое многочисленное и могущественное из черкесских пле­мен. Они граничат с мухошами по речке Арим, на берегах которой, ниже Лабугая, находится деревня Черикай, принадлежащая этому народу. Ее населяют егерукаи, подданные князей Аслангирея и Атажук Эйтека. Последний владеет также егерукаевской деревней Ратазай, расположенной на берегах Булансу, впадающей в Лабу, так же, как и деревнями Минбулатай, Псинаук и Гяурхабль на реке Шогвашо, или Шаукеша; последняя из названных деревень населена богатыми армянами. Есть еще несколько других деревень темиргоев на берегах Шаукеши, реки, подобной Лабе и вытекающей с вершин снежных гор. Сразу за ее истоком высочайший горный хребет простирается на юг до Черного моря, в то время как Черные горы, покрытые необъятными лесами, в которых живут абазины, простираются на северо-запад до Анапы. Река Шаукеша имеет высокий левый берег и низкий правый; она течет по границе леса в обоих направлениях и пересекает местность, удивительно благоприятную для земледелия и скотоводства на всем протяжении до впадения ее в Кубань в 30 верстах ниже Лабы.
Наконец, речка Псега, или Пшаба образует границу темиргоев; на ее берегах находятся три деревни Хакемис, принадлежащие дворянину с этим именем, и три других деревни Адемьер Нешукай, принадлежащие князю Эйтеку. Эта речка стекает со снежных гор и впадает в Шаукешу слева.

Все племя темиргой населяет более 40 деревень и может выставить в поле до 2000 человек. Племена беслен, мухош и пшедух близки им, и, объединившись, они получат по меньшей мере 5000 пригодных к делу мужчин. Темиргои богатый народ и самый опрятный из всех черкесов. Их деревни все одинаково укреплены: толстые жерди расположены наклонно назад, низкие места между ними заполнены землей, а верхние части покрыты колючим кустарником изо­бретение, которое дает им непреодолимое укрепление против их врагов абазинских племен туби и убых, которые живут в горах и с которыми они находятся в состоянии беспрерывной войны. У темиргоев есть фамилия Адеми, которая занимает несколько деревень по берегам Псега, и другие на берегах Псише.

Четвертое основное племя черкесов пседухи (возможно, скептухи Страбона). Они живут на берегах следующих речек:

1. Псиш; на ней расположена деревня Карагуз, принадлежащая дворянину с этим именем, и деревня Едепсухай, владение узденя Батука.
2. Матта, на которой находятся деревни Губукай и Нетукай или Нешукай, владение узденя Нешуки.
3. Шакупс, вблизи которой стоят деревни Лакчукай, Хатугай, Мармукай, принадлежащие князю Хамише. Все три названные речки впадают в Кубань.
4. Унабат, с деревнями, принадлежащими дворянину Сугургою.
5. Чеби, около которой находятся деревни Ширги и Тугуркой князя Хамиша.
6. Суп, на берегах которой располагается деревня Ем.

Среди пшедухов есть фамилия Абазех. Члены этого племени занимаются земледелием и пасут несколько стад скота на правом берегу Кубани, но занимаются разбоями больше, чем их со­седи, с которыми они постоянно ссорятся. Султан Чабангирей, происходящий от крымских ханов, живет среди них и владеет несколькими подданными.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 518 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...