Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

V 3 августа 13



prāņaśaktau niruddhāyāḿ mano rāma vilīyate

dravyacchāyā ‘nu tad dravyaḿ prāņarūpam hi mānasaḿ (83)

ВАСИШТХА продолжал:

Мысль, возникающая у высшего бытия, известна как индивидуальное сознание; когда это сознание освобождается от мысли и индивидуальности, это – освобождение. Семя, или единственная причина проявленности мира – это только возникновение мысли в бесконечном сознании, которое дало начало ограниченному конечному индивидуальному сознанию. Когда, таким образом, сознание удаляется от состояния высшего покоя и как бы приобретает окраску мысли, возникает способность мыслить, а с ней - и мысль ума о вселенной.

О, Рама, посредством контроля жизненной силы ум тоже ограничивается: как тень исчезает, когда устранен объект, так и ум исчезает, если жизненная сила ограничена. Благодаря движению жизненной силы человек помнит о своих прошлых опытах; это известно как ум, потому что так ощущаются движения жизненной силы. Жизненная сила ограничивается следующим образом: беспристрастием, практикой пранаямы (контролем дыхания) или практикой пытливости в отношении причины движения жизненной силы, избавлением от страданий посредством разумных средств, и непосредственным знанием или ощущением высшей истины.

Ум может предположить существование разума у камня. Но сам ум не имеет и малейшего разума. Движение принадлежит жизненной силе, которая инертна: разум или сила сознания принадлежит «я», которое чисто и вечно вездесуще. Именно ум воображает связь между этими двумя факторами: но такое воображение ложно, и потому всё знание, возникающее из такой ложной связи, тоже ложно. Это известно как невежество, как Майя или космическая иллюзия, порождающая страшный яд, известный как проявленность мира.

Связь между жизненной силой и сознанием – воображаемая; если ее не представлять, проявленности мира быть не может! Жизненная сила при ее ассоциации с сознанием становится сознающей и ощущает мир как свой объект. Но всё это нереально, как восприятие привидения ребенком: истинно только движение внутри бесконечного сознания. Может на это бесконечное сознание повлиять какой-то конечный фактор? Другими словами, может ли низшее возобладать над высшим? Поэтому, о, Рама, на самом деле нет ума или конечного сознания: если ясно понять эту истину, то ложно представлявшееся как ум исчезнет. Он казался существующим из-за неправильного понимания; если исчезнет такое ложное понимание, ум тоже исчезнет.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...