Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тематическая картина



О характере белорусской тематической живописи первых лет Советской власти можно судить по тем произведениям, которые экспонировались на первых республиканских художественных выставках. Большинство произведений этих лет не сохранилось. Но по немногочисленным репродукциям в периодической печати и каталогам выставок можно составить представление не только о тематике произведений, но и о некоторых идейно-художественных особенностях живописи.

Доминирующее место в тематической картине 1920-х годов занимали основные две темы: 1) тема революции и гражданской войны; 2) тема строительства белорусского государства и социалистического общества. Ведущее место в творчестве живописцев заняла историко-революционная тематика.

В 1921г. в Минске по инициативе местных художников была организована выставка, явившаяся своеобразным смотром художественных сил. Экспозиция выставки отразила все существовавшие тогда в искусстве направления и тенденции. Наряду с реалистическими произведениями Я. Кругера, Д. Полозова, В. Кудревича, М. Станюты и других художников, здесь были представлены и работы нефигуративного плана. Испытал на себе влияние нефигуративного искусства и учившийся в то время во ВХУТЕМАСе талантливый живописец М. Филиппович. На минскую выставку он представил две композиции – «Максимальное выявление цвета» и «Супрематизм. Конструкция плоскостей».

Художественная выставка 1921г. ещё не оказала большого влияния на формирование нового мировоззрения художников, но уже поставила на повестку дня вопрос о консолидации художественных сил республики.

Первая Всебелорусская художественная выставка 1925г. заметно отличалась от выставки 1921г. не только количеством участников, но и идейной направленностью. Здесь уже решался вопрос об активном участии художников в строительстве новой жизни, об освоении советской тематики. Наряду с белорусскими художниками в выставке приняли участие и представители Ассоциации художников революционной России. Таким образом было положено начало активному сотрудничеству художников братских республик.

Выставка была приурочена к 20-й годовщине революции 1905 года, и большинство экспонированных произведений посвящалось этой теме. Среди них – работы Иегуда Пэна «После забастовки 1905г.» (1925), М. Филипповича «Расстрел в Минске», В. Волкова «Баррикады. Из событий 1905т. в Москве» (1925) и др. Живописцы решали творческие проблемы по-разному. Одни, следуя старому академическому курсу, строили композиции традиционно, строго соблюдая рисунок и прорабатывая детали; другие создавали работы абстрактного характера.

Картина В. Волкова «Баррикады. Из событий 1905г. в Москве» отличалась излишним схематизмом. Художник шёл по пути символико-декоративного решения, положив в основу построения композиции принцип декоративного панно. Необходимо отметить, что у автора уже был большой опыт по оформлению площадей в Петрограде. Были на Первой Всебелорусской выставке и произведения, посвящённые теме труда и композиции на исторические темы.

Вторая (1927) и Третья (1929) Всебелорусские художественные выставкипрошли под знаком собирания творческих сил и освоения живописцами современной тематики. Страна готовилась отметить 10-летие Советской власти и десятую годовщину образования БССР. Наряду с художниками старшего поколения всё большую роль начинала играть молодая генерация художников. На выставках впервые выступили живописцы И. Ахремчик, Н. Гусев, И. Мильчин и другие. Но, несмотря на появление новых работ, отличавшихся зрелостью художественного исполнения, общий профессиональный уровень белорусского изобразительного искусства был ещё достаточно низким.

Родоначальником белорусской исторической живописи стал Валентин Викторович Волков (1881 – 1964) преподававший в 1920-е годы в Витебском художественном техникуме. Бывший ученик В. Савинского по Петербургской Академии искусств, которую он окончил в 1915г., поднял на качественно новый и необычайно высокий уровень школу профессионального мастерства. Первыми его произведениями, написанными в Беларуси, были уже упомянутая картина «Баррикады» (1923) и композиция на историческую тему «Кастусь Калиновский»(1923). На характеристике последней следует остановиться особо.

Необходимо отметить характерный общий недостаток произведений 1920-х годов – достоверность в отражении исторических фактов и общая иллюстративность. Взаимодействию персонажей подчинены все средства композиционного построения. Этот недостаток исторически обусловлен несовершенством теоретической мысли, малым опытом художественной практики белорусского изобразительного искусства. Раскрытие внутренней характеристики героев, их психологическая взаимосвязь в сюжетном действии, выявлении исторической сущности явлений, которые отображались в начальный период, ещё не стали главной проблемой творчества. Само понятие художественного образа только намечалось в эстетике и искусствоведение.

Активно выступал на первых белорусских художественных выставках и Михаил Матвеевич Филиппович (1896 – 1947), художник, не закончивший своего профессионального образования. Его творчество занимает особое место в художественной культуре Беларуси 1920-х годов. Всё его творчество можно разделить на два периода.

В первый период обучения в ВХУТЕМАСе (1920 – 1921) живописец оставался верным принципам своего учителя К. Коровина. Во второй период (1920-е годы) формальная сторона творчества преобладает над реализмом.

Кроме упомянутых выше работ поискового плана и картины «Расстрел в Минске», в эти годы им были написаны интересные работы на тему жизни и быта белорусских крестьян. В этом ряду полотна – «Сказочный сюжет» (1920), «На Купалу» (1921), «Хоровод» (1922), «Весенний праздник» (1925), «Обработка льна» (1928), «Жатва» (1929). В этих произведениях художник стремился подчеркнуть национальный колорит белорусов. Решение такой задачи он видел не только в передаче этнографических черт, но и в характере композиции, и в цветовом построении полотен. Поэтичность фольклора дала возможность художнику реализовать свой живописный талант в самобытной, музыкально-декоративной симфонии цветов. Однако в этих в общем-то интересных поисках национального своеобразия наблюдалась и некоторая односторонность. Художник подчеркивал только внешние черты национального характера (костюм, обычаи, обряды), а по-настоящему глубоких национальных образов ему создать не удалось.

Причиной этого была, по-видимому, недостаточность профессиональной подготовки. В конце 1920-х годов художник отходит от декоративной манеры исполнения, значительно усложняет колорит, совершенствует лепку формы. В творчестве автора появляется новый герой – человек из народа, который несёт в себе черты изменившегося послереволюционного времени. Реалистичность художественного образа в творчестве Михаила Филипповича принимает ярко обозначенный национальный характер.

В 1920-е годы достаточно интересно эволюционирует творчество Михаила Петровича Станюты (1881 – 1974), получившего профессиональную подготовку в Высших художественно-технических мастерских у А. Архипова и М. Касаткина. В его живописи достаточно интересно раскрывается тема рабочих будней, жизни рабочего класса г. Минска – «Стеклозавод» (1924), «Бетонщики» (1927), «Строительство Университетского городка» (1928), «На стройке» (1929), «Литейный цех» (1931) – произведения, которые родились в результате непосредственного наблюдения художника за жизнью рабочих. В его живописных рассказах о рабочем классе на первый план выступала ценность человеческого труда. Труд трактовался как тяжёлая физическая работа, который не мог ещё в то время заменить машина.

1920-е годы явились периодом формирования осмысленных отношений художника к современности, установления связи его творчества с жизнью советского человека. Сюжетно тематическая картина начинает занимать ведущее место в творчестве живописцев республики. В полотнах поднимаются актуальные вопросы современности – жизнь советских людей.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 2274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...