Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Субъективные факторы текстообразования



К ним относятся, например: 1) характер воплощаемой ситуации (она может быть реальной или условной); 2) личность автора (об этом уже шла речь выше); 3) идейная направленность произведения; 4) тема. Ос­тановимся на двух последних факторах текстообразования подробнее ввиду особого внимания к ним в школьных учебниках.

1. В учебном пособии Е.И. Никитиной «Русская речь» [М., 1993, с. 22] идея определяется как основная мысль текста. «Основная мысль текста — это то, к чему он призывает, чему он учит, ради чего он напи­сан» (с. 22). В ряде научных изданий конкретизируется сущность идеи в художественном произведении: она интерпретируется как «обобщаю­щая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства» [Поспелов, 1987, с. 114]. В трактовке идеи подчеркивается ее способность отражать глубинный смысл произведения искусства [Крат­кий словарь по эстетике: Книга для учителя / Под ред. д-ра филос. наук проф. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. С. 48]; отмечается соотнесенность с авторской индивидуальностью и отношением к дей­ствительности [Абрамович, 1974, с. 92].

В общей структуре текста идее принадлежит главенствующая роль: она определяет другие элементы текста при его порождении и синтези­рует представление о них в сознании читателя при его восприятии и осмыслении. Идея может выражаться не только «в заглавии или в од­ном из предложений текста» [Никитина, 1993, с. 22]. Она может прояв­ляться неявно, не в виде сентенции, хотя и такой способ смыслового структурирования иногда имеет место. В зависимости от места сентен­ции (в начале, в конце, в середине текста) можно говорить о дедуктив­ной, индуктивной, индуктивно-дедуктивной лексической и смысловой структуре текста.


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования





В художественном тексте идея воплощается образно: «Художник путем подбора и сочетания различных индивидуальных черт и свойств в жизни и деятельности своих персонажей выделяет, развивает те сто­роны их характеров, которые представляются ему наиболее существен­ными, и выражает вместе с тем через это сочетание индивидуальных подробностей, соответствующую эмоциональную оценку характеров...» [Поспелов, 1987, с. 114].

Представление об идее, отражающей художественный замысел ав­тора, создается на основе того, как дается изображаемое явление дей­ствительности, какой прагматический эффект преследовал автор и был ли он достигнут в тексте. В процессе его восприятия идея формируется в сознании читателя на ассоциативно-логической и смысловой основе, в результате обобщения и свертывания поверхностного и глубинного смысла отдельных фрагментов произведения. В интерпретации идейно-художественного замысла автора особенно важна пресуппозиция чита­теля, опора на знание реальных и воображаемых жизненных ситуаций, социальный опыт того, кому адресовано произведение. Проведенный нами эксперимент по восприятию и интерпретации стихотворения Е. Евтушенко «Идут белые снеги...» [Болотнова, 1992, с. 91—92] пока­зал наличие взаимосвязи микротем вступления, основной части и зак­лючения с «микроидеями» в сознании говорящих. Эксперимент подтвер­дил единство реципиентов (в их роли выступали студенты IV курса Том­ского педуниверситета) в представлении об идее произведения и главной мысли вступления, основной части и заключения. При этом субъектив­ный фактор проявлялся в наличии ответов разного уровня обобщения, в акцентировке различных аспектов содержательного плана произведе­ния, в смешении в отдельных случаях литературоведческих понятий темы и идеи стихотворения.

2. Что же касается темы как особого фактора текстообразования, очевидно, что ее выбор определяется степенью актуальности для ав­торской личности. В сфере обучения это означает выбор таких тем творческих работ, которые представляют интерес для учащихся, соот­ветствуют возрастным особенностям школьников. Написание сочине­ний начинается с выбора и осмысления темы. Именно поэтому дан­ный фактор текстообразования исключительно значим в учебной дея­тельности в развитии связной речи учащихся. Не случайно и максима релевантности П. Грайса соотносится с представлением о соответствии речевого сообщения теме, предмету общения. Умение понять тему сочинения, уровень ее обобщения, соотнести ее с реалиями окружаю­щего мира, способность подобрать жизненный и языковой материал в соответствии с темой — все это является залогом успешной работы над сочинением.



I



Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования



Как определяется тема текста? В учебном пособии Е.И. Никити­ной «это то, о чем (или о ком) в нем говорится» [1993, с. 18]. В Словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова [1997, с. 221] тема рассматривается как «то, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения». Сходно трактует­ся тема в учебнике А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой [2000, с. 147]: «Тема — это то, что описывается в тексте, о чем развертывается рассуж­дение, ведется диалог и т.д.». К положительным моментам в освещении темы в данном учебнике следует отнести выделение микротем, их связь с абзацем и соотношение понятий «тема» и «содержание» текста. Так, авторы отмечают: «Наименьшая составная часть общей темы называет­ся микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются пред­ложения, составляющие часть текста — абзац». Справедливо и сужде­ние, что «содержание всегда шире темы, отражает отношение автора к теме» (там же).

Наиболее полно, в зависимости от сферы общения и стилистичес­ких параметров текста, трактуется тема В.Н. Мещеряковым: (Педаго­гическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыжен­ской и А.К. Михальской; Сост. А.А. Князьков. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 1998. С. 240—241]. При этом в художественном тексте тема рассматривается автором как «круг жизненных проблем, увиден­ных и осмысленных, например, писателем (художником, музыкантом) и положенных в основу художественного произведения». В публицис­тике это «круг вопросов, становящихся предметом речи». В научных тек­стах тема, по справедливому мнению ученого, отграничивается от объек­та (области действительности, на которую направлено исследователь­ское внимание) и предмета изучения (т.е. части объекта, которая требует осмысления); в области деловых бумаг тема «оказывается адекватной целевому назначению документа (просьбе, жалобе, предложению и т.д.)».

В процессе порождения текста тема, связанная с мотивом деятель­ности, является одним из исходных элементов, определяющих последу­ющую текстовую деятельность автора. Одна и та же тема может полу­чать различное текстовое воплощение в зависимости от интенции авто­ра и его творческой индивидуальности. О любви, например, пишут все, но как по-разному они это делают. Общим в этом случае может быть некоторое единство в словесном оформлении за счет возможных эле­ментов одной тематической группы. Тематические группы объединяют слова разных частей речи по их сопряженности с одной темой, т.е. на основе не собственно лингвистических параметров, а экстралингвисти­ческих. Различаются темы разного уровня обобщения (ср.: «Человек»,


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования



«Вселенная», «Язык», с одной стороны, и «Части тела», «Времена года», «Одежда» — с другой). Не случайно говорят об узкой теме и широкой. Необходима серьезная работа в школе по изучению тематических групп слов.

Тематические группы отличаются от лексико-семантических групп, которые объединяют слова одной части речи, имеющие общий семанти­ческий признак и сходную сочетаемость. В основу этого определения положено учение Э.В. Кузнецовой, много сделавшей для изучения рус­ской глагольной лексики (подробнее об этом см.: [Кузнецова, 1989]). Екатеринбургская лингвистическая школа Э.В. Кузнецовой, ее учени­ки (Л.Г. Бабенко, Т.В. Матвеева и др.) успешно продолжили системное изучение глаголов (ср.: Лексико-семантические группы русских глаго­лов: Учебный словарь-справочник / Под общ. ред. Т.В. Матвеевой. Сверд­ловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988; Русская глагольная лексика: пересека­емость парадигм: Памяти Эры Васильевны Кузнецовой / Под общ. ред. Л.Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997; Толковый идеог­рафический словарь русских глаголов: С указанием английских экви­валентов: Проспект. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997).

В осмыслении темы важны тематические ассоциации, которые мо­гут состоять как из слов одной тематической группы, так и связанных с ними слов сопряженных лексико-семантических групп, включающих синонимические ряды. Так, глаголы произнесения (говорить, басить, бормотать и др.), глаголы речевого сообщения (вымолвить, высказать, доложить, замолвить и др.), глаголы речевого общения (беседовать, бол­тать, браниться, возразить и др.) и т.д., входящие в подполе «Речевая деятельность», по данным словаря «Лексико-семантические группы рус­ских глаголов» [Свердловск, 1988, с. 52—54], связаны с темами «Речь», «Общение», «Человек». В изучении тематических связей слов и их со­отнесенности с другими классами в процессе речевой деятельности мно­гое еще требует уточнения и дальнейшего изучения.

Вместе с тем именно тематические группы слов, их ключевые эле­менты, остаются стабильными независимо от варьирования других фак­торов текстообразования (объективных и субъективных). Благодаря этому адресат безошибочно относит тот или иной текст к определенной теме. В связи с этим необходимо составление тематических словарей в школьном преподавании русского языка. Пополняя их, школьники уве­личивают свой лексикон и совершенствуют способность к первичной текстовой деятельности.

Столь же важны тематические группы слов, позволяющие судить о теме текста, в организации вторичной коммуникативной деятельности адресата. С этой точки зрения одни лингвисты считают тему «конеч­ным результатом процесса осмысления и понимания» [Новиков, 1982,



Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования


с. 21]. По мнению других, тема — начальный этап его анализа [Чистяко­ва, 1975, с. 7; Купина, 1980, с. 63]. Действительно, процесс анализа тек­ста является вторичным, он непосредственно следует за его восприяти­ем. С точки зрения поэтапного восприятия текста тему можно рассмат­ривать как его результат, с точки зрения процедуры анализа — это один из исходных моментов его изучения.

Как показали проведенные нами эксперименты (см.: [Болотнова, 1992, с. 70—78]), в интерпретационной деятельности адресата важна ас­социативно-логическая связь тематического уровня с предметно-логи­ческим и сюжетно-композиционным уровнями текста. Представление о теме формируется в сознании читателя на базе актуализированных фор­мально и содержательно микротем, объединяющих отдельные текстовые фрагменты на основе общности одного денотата (он трактуется как реалия окружающего мира, отраженная в тексте). Общая тема текста связана с од­ним из денотатов, наиболее часто и последовательно актуализируемым. Воплощенные в тексте события в восприятии читателя (слушателя) соот­носятся с определенным «кусочком» действительности, творчески осмыс­ливаются им и обобщаются на основе его социального и языкового опы­та. В результате этого формируется представление о теме.

Под темой, таким образом, в свете коммуникативного подхода к тек­сту нами понимается результат обобщения и систематизации адресатом отдельных микротем, соотносящихся с предметно-логической основой текста (его денотативной структурой). Она отражает связь с реалиями воплощенной в тексте действительности, коррелирующей с миром дей­ствительности, творчески осмысленным автором. Именно поэтому в качестве главного параметра выделения как отдельных микротем, так и общей темы, кроме лингвистических критериев (на основе тематичес­ких групп слов), выделяется денотативный (на связь темы с предметно-логическим (денотативным) уровнем текстов указывали: [Чистякова, 1975, с. 7; Ярославцева, 1980, с. 8-9; Купина, 1980, с. 59-61; Жинкин, 1982, с. 80—81; Новиков, 1983, с. 20]. Связь тематического, денотатив­ного и сюжетно-композиционного уровней текста, таким образом, оче­видна. Все они составляют подуровни общего информативно-смысло­вого уровня текста. Тема, таким образом, является одним из ключевых элементов его структуры.

3. Ключевые слова. Как субъективный лингвистический фактор текстообразования ключевые слова являются опорными «вехами» в по­рождении и восприятии текста. Их выбор определяется авторской ин­тенцией, творческим замыслом автора и связанной с этим коммуника­тивной стратегией текстового развертывания.

Как уже отмечалось, чаще всего ключевые слова находятся в силь­ной позиции текста: в заглавии (ср.: «Парус» М.Ю. Лермонтова; «Лю-


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования




бовь» А.А. Ахматовой; «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и др.); в начальной позиции и в конце (ср. заключительные строки в сти­хотворении М.И. Цветаевой «Моим стихам...»: «Моим стихам, как дра­гоценным винам, настанет свой черед!»). Обычно ключевые единицы актуализируются автором, т.е. либо повторяются, либо отражают стра­тегию контраста или обманутого ожидания; иногда наблюдается совме­щение разных типов выдвижения.

Опора на ключевые слова текста, учитывая значительную роль его лексического уровня в воплощении смысла, особенно часто представ­лена в имеющихся методиках смысловой интерпретации (особенно по­этических текстов).

Как показали исследования, в процессе текстовой деятельности мо­билизуется весь ассоциативный потенциал ключевых для данного тек­ста слов (см. подробнее: [Болотнова, 1992; 1994; 1998; Карпенко, 1995; 2000; Бабенко, 1997; 2001; Пушкарева, 1997; Васильева, 2002 и др.]). Об использовании ассоциативных связей слов в создании текстов, значи­мых для формирования языковой способности учащихся, см. в работах: [Овчинникова, 1994; Дубовицкая, Матецкая, 1999 и др.]. Выбор ключе­вых слов в процессе работы, предшествующей написанию сочинений, определяется не только его темой, но и идеей, авторским замыслом.

В процессе интерпретации текста важно учесть все многообразие языковых средств, находящихся в образной перспективе ключевого сло­ва (слов). Имеются в виду те единицы и приемы их организации, кото­рые актуализируют одно из стимулированных ключевым словом направ­лений ассоциирования в сознании адресата. В связи с этим еще раз напомним высказывание Л.В. Щербы [1957, с. 101]: «Все искусство ху­дожника и состоит в том, чтобы направить возможные и необходимые, хотя и нечеткие ассоциации по определенному пути, дело же критики и толкователя вскрыть эту направленность и указать те выразительные средства, которые употребил в данном случае художник».

4. Стилистические приемы как субъективный лингвистический фактор текстообразования отражают особый способ текстовой органи­зации, который выбирает автор для наиболее адекватного отражения своего видения мира и описываемой ситуации. В выборе репертуара сти­листических приемов и предпочтительном использовании некоторых из них, отличающихся наибольшей частотностью, проявляется авторская индивидуальность. Приемы антитезы и оксюморона, например, весьма распространены в поэтическом творчестве М.И. Цветаевой. Чрезвычай­но разнообразные приемы повтора отличают лирику К. Бальмонта (см., например: [Петрова, 1998]). Для стихов Б.Л. Пастернака особенно ха­рактерен прием олицетворения реалий его «поэтической вселенной» [Тюкова, 2003; 2004].




Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования


Стилистические приемы, усиливающие прагматический эффект любого текста, соотносятся с тропами и фигурами и отражают специ­фическую организацию языковых средств в целях особой выразитель­ности. К основным тропам, как известно, относят: метонимию, мета­фору, иронию. «При более широком понимании тропов к ним причисля­ют также гиперболу и мейозис. Кроме перечисленных основных тропов выделяются их разновидности: литота, синекдоха, олицетворение» [Скребнев, 1997, с. 572].

Что же касается фигур речи, то их иногда трактуют широко, вклю­чая тропы, различая семантические фигуры речи («образуются соеди­нением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрез­ков текста») [Скребнев, 1997, с. 591]. Наиболее известны сравнения, ка­ламбур, антитеза и оксюморон, а также градация.

«Синтаксические фигуры речи образуются путем особого стилисти­чески значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте» [Скребнев, 1997, с. 591],.к которым относятся, например, эллипсис, повтор, многосоюзие, параллелизм, включая его виды: хиазм, анафора и эпифора).

Таким образом, стилистический прием в этом случае рассматрива­ется как целенаправленное использование какого-либо средства для выполнения определенных функций (см. об истории вопроса: [Вино­кур, 1980, с. 69]. Впервые полную ясность в решение этого сложного вопроса внесла Т.Г. Винокур. По мысли исследователя, «языковое сред­ство становится стилистическим, т.е. получает стилистическое значе­ние, лишь тогда, когда оно участвует в построении стилистического приема» [Винокур, 1980, с. 82]. К стилистическим приемам автор от­носит, например: «эффект уклончивых слов»; «интимизацию общения»; «усиление динамики действия»; «гиперболизацию событий и явлений» и др.

В трактовке стилистического приема вполне можно согласиться с определением Т.Г. Винокур, считающей прием «...минимальным отрез­ком текста, с достаточной полнотой выявляющим как стилистическое намерение говорящего, так и способ осуществления этого намерения...» [Винокур, 1980, с. 86]. Наряду со стилистическими приемами иногда исследователи говорят о конструктивных приемах и средствах усиле­ния [Одинцов, 1980, с. 113]. В данном случае подчеркивается роль сти­листических приемов в организации текста. Среди них автором называ­ются повторы, плеоназм, градация, контрастный параллелизм, образная экспрессивная лексика [там же]. По мнению ученого, выделяются рацио­нально -логические и эмоционально-риторические структуры, которые «реализуются на уровне логического единства как конструктивные при­емы и средства усиления» [там же, с. 119].


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования



5. Тип выдвижения как субъективный лингвистический фактор тек­стообразования отражает специфический характер текстового развер­тывания, определяющий разные способы представления информации и различные пути и средства воздействия на адресата и приобщения его к содержательному плану текста.

Типы выдвижения были разработаны М. Риффатером и использо­ваны в стилистике декодирования [Арнольд, 1974; 1980 и др.], предпо­лагающей анализ текста с точки зрения «получателя речи» (читателя). К типам выдвижения вслед за Риффатером относят повтор, контраст, обманутое ожидание, конвергенцию, т.е. скопление в одной точке текста пучка стилистических приемов, выполняющих общую стилистическую функцию [Арнольд, Банникова, 1972, с. 8].

Типы выдвижения имеют прагматическую значимость и формиру­ются на основе стилистических приемов. Их выбор определяется автор­ской интенцией и индивидуальным стилем автора. У М.И. Цветаевой, например, доминирующим типом выдвижения является контраст, хотя достаточно частотны и повторы, столь характерные для поэтических текстов вообще. Как показало исследование И.Н. Тюковой (2004), в лирике Б.Л. Пастернака доминирует конвергенция как особый тип выд­вижения.

Выбор того или иного типа выдвижения в качестве текстообразую-щего фактора зависит от ряда других факторов: от адресата, особеннос­тей ситуации, жанра, стиля, творческого метода и т.д. Так, в стихах Пас­тернака, например, в качестве проявления его творческого стиля назы­вают тропеизацию текстового пространства, максимы метаморфозы и образной перспективы, принцип симметричных («зеркальных») отно­шений между ключевыми элементами в структуре текста [Тюкова, 2004].

Таким образом, все рассмотренные факторы текстообразования — лингвистические и экстралингвистические, субъективные и объектив­ные — чрезвычайно важны в текстовой деятельности. Все они опреде­ляются текстообразующими категориями образа автора и адресата, на­ходящими свое выражение в авторском замысле и коммуникативной стратегии текста.

Например, в стихотворении М.И. Цветаевой «Моим стихам...» об­раз автора проявляется в монологе лирической героини — поэта, рас­суждающей о своих стихах:

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет,


I





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1648 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...