Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ловой градации, включающего уточнение даты: от указания на время года (осень), день недели (суббота), дата в православном календаре (день Иоанна Богослова). При этом создаются яркие слуховые образы на основе ассонанса и аллитерации:
Сп орили сотни колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.
Важна роль аллитерации и в отражении мятежной души лирической героини (ср. выделение р_: грызть, жаркой, рябины, горькую).
Ключевой образ рябины — красной, жаркой, горькой — актуализирован в тексте благодаря рамочной композиции:
Красною кистью рябина зажглась......Жаркой рябины горькую кисть.
Заключительные строки стихотворения отражают предощущение трагической судьбы автора через признание лирической героини:
Мне и доныне хочется грызть Жаркой рябины горькую кисть.
Образ рябины как символа родины является сквозным в творчестве М.И. Цветаевой.
Таким образом, экстралингвистические факторы текстообразования (объективные и субъективные) воплощаются благодаря лингвистическим средствам разных уровней. Экстралингвистические и лингвистические факторы текстообразования, взаимно коррелируя друг с другом, отражаются прямо или косвенно в структуре, семантике и прагматике текста.
Подведем итоги:
• Категории и факторы текстообразования рассматриваются как
причины, условия, определяющие и стимулирующие отбор и орга
низацию языковых средств, необходимых для построения текста
(Н.А. Купина).
• Основными категориями текстообразования являются образ авто
ра и образ адресата. Концепция образа автора была разработана
В.В. Виноградовым. Образ автора как синтезирующая основа худо
жественного текста, как концентрированное воплощение «сути про
изведения», определяет все элементы структуры текста (тему, идею,
композицию, отбор и организацию языковых средств и т.д.).
• На этапе порождения текста столь же важен фактор адресата: ввиду
коммуникативного характера текста он обусловливает выбор авто
ром темы, идеи, жанра, общей коммуникативной стратегии и такти
ки, включая отбор и организацию языковых средств.
• Объективные и субъективные лингвистические и экстралингвисти
ческие факторы текстообразования были выделены М.Н. Кожи-
Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования
ной, В.А. Кухаренко, Н.А. Купиной. В дополнение к имеющимся факторам текстообразования нами выделены ассоциативные нормы и пресуппозиция (фоновые знания), а также стилистические приемы и типы выдвижения.
К объективным лингвистическим факторам текстообразования относятся: языковая норма; функциональный стиль; тип изложения. К субъектвиным лингвистическим факторам относятся языковые средства в их особой организации, включая ключевые слова, заглавия, тематические группы, стилистические приемы, типы выдвижения. Среди объективных экстралингвистических факторов текстообразования выделяются: ситуация (фрагмент действительности, который отражен в тексте), жанр, ассоциативные нормы, пресуппозиция (фоновые знания).
К субъективным факторам текстообразования в эстетической сфере относятся: характер ситуации (реальная, условная); личность автора; идейно-эстетическая направленность произведения (эмоциональный тон, образный строй, сюжетно-композиционные особенности, идея), тема. Данный перечень можно конкретизировать применительно к нехудожественным текстам, исключив факторы, обусловленные эстетической сущностью художественного текста (образный строй, художественная идея).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
> Что понимается под категориями и факторами текстообразования?
> Какие категории текстообразования вы знаете?
> Кто разработал концепцию образа автора? В чем суть этой концепции?
> Почему важно выделять категорию адресата в качестве текстообра-
зующей категории?
> Какие ученые внесли вклад в разработку факторов текстообразования?
> Какие объективные лингвистические факторы текстообразования вы
знаете?
> Какие субъективные лингвистические факторы текстообразования вы
можете назвать?
> Докажите, что правомерно выделение стилистических приемов и ти
пов выдвижения в качестве факторов текстообразования.
> Что относится к объективным экстралингвистическим факторам тек
стообразования?
> Почему правомерно выделение ассоциативных норм в качестве фак
тора текстообразования?
> Какие субъективные экстралингвистические факторы текстообразо
вания вы можете назвать?
> Есть ли разница в факторах текстообразования в эстетической сфе
ре общения сравнительно с другими?
Глава 4
ТЕКСТ КАК СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 438 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!