Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования





ми, употребление глаголов в форме настоящего времени со значе­нием настоящего регистрирующего или констатирующего и т.д. Эти языковые особенности с ориентацией на определенного адресата реализуют стилевые черты, характерные для научного стиля: отвле­ченность, обобщенность, строгость, точность, подчеркнутую логич­ность. Сравним текст из «Лингвистического энциклопедического словаря»:

Аффикс (от лат. affixus — прикрепленный) — служебная морфема, минимальный строительный элемент языка, присоединяемый к корню слова в процессах морфологической деривации и служащий преобразо­ванию корня в грамматических или словообразовательных целях; важ­нейшее средство выражения грамматических и словообразовательных значений; часть слова, противопоставленная корню и сосредоточиваю­щая его грамматические и/или словообразовательные значения.<...> Процессы присоединения аффиксов, именуемые аффиксацией, состав­ляют важную часть морфологии и словообразования большинства язы­ков мира, различающихся в типологическом плане преимущественно использованием одной из таких разновидностей аффиксации, как суф­фиксация или префиксация, и использованием этих последних в дери­вационной или же флективной морфологии.

По положению относительно корня аффиксы делятся на: префик­сы, или приставки, помещаемые перед корнем (ср. рус. за-, при-, пере-, у-, вы-ходить и т.д.; префикс, присоединяемый к глагольной основе, обо­значается термином «преверб»); постфиксы, иногда называемые приле­пами (например, любой аффикс, стоящий в слове или словоформе пос­ле корня)... [Кубрякова, Панкрац, 1990, с. 59].

2. В другом тексте на данную тему, посвященном аффиксации, адре­сованном учащимся 8—10 классов, фактор адресата обусловил иной отбор языковых средств и организацию текстового развертывания. Приведенный ниже текст имеет научно-популярный характер, он предназначен не для специалистов, а для школьников, которых нуж­но заинтересовать данным материалом и побудить к познаватель­ной деятельности.

Как «делаются» слова? Кто их автор, создатель, творец? Главный языкотворец, «мастеровой» слова — народ. Это он создал такие «изна­чальные» слова, как земля, огонь, вода, деревья, солнце... Пока же вгля­димся в языковой процесс, именуемый аффиксация. Есть много возможностей обогащения лексики. Самым распространенным и активным способом словообразования является создание новых слов на базе старых — посредством присоеди­нения к основе слова аффикса: суффикса, префикса или суффикса и префикса одновременно.

Большинство слов можно расчленить на морфемы. Морфема — наименьшая значимая часть слова. Следовательно, мор­фема — это и корень слова, и суффикс, и префикс (приставка), и оконча-


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования



«...Художественное произведение задано читателю не как система по­ложительного содержания, а скорее как известная схема и загадка, ко­торую читатель должен еще дополнить и разгадать в конкретно-смыс­ловом плане», — писал В.В. Виноградов [1971, с. 9]. На этапе порожде­ния текста именно фактор адресата ввиду коммуникативного характера текста обусловливает выбор автором общей коммуникативной страте­гии и тактики, включая отбор и организацию языковых средств.

Под коммуникативной стратегией понимают «совокупность за­планированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуни­кативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели» [Клюев, 1998, с. 11]. «В качестве совокупнос­ти практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия» трактуется коммуникативная тактика [там же, с. 11].

Если представить коммуникативную стратегию вслед за Т.М. Дридзе как иерархию целевых программ, то коммуникативная тактика будет соотноситься с выполнением отдельных шагов по воплощению каких-либо частных целей. Каждая из них требует своего отбора и организа­ции языковых средств.

С учетом адресата, включая его разные параметры (возраст, пол, уровень образования, сфера профессиональной занятости и т.д.), может модифицироваться форма выражения одного и того же содержания в тексте. Обучение речевой культуре должно включать в себя формиро­вание навыков и умений, предполагающих учет фактора адресата в про­цессе речевого общения. Коммуникативно-прагматические нормы, на­пример ориентация на максимы Грайса: «качества» («говори правду»), «количества» («делай свой вклад в речевое общение настолько инфор­мативным, насколько необходимо»), «релевантности» (отражающей со­ответствие теме) и «манеры» («говори ясно»; «говори последователь­но»), — всегда соотносятся с фактором адресата. (Более подробно о ка­тегории читателя в связи с нормами восприятия текста см.: [Болотнова, 1992, с. 54-60, гл. IV].)

В качестве наглядного примера обратимся к анализу текстов, по­священных одной теме. Речь пойдет об аффиксации и освещении дан­ной темы в текстах разных подстилей научного стиля, отличающихся фактором адресата.

1. В тексте собственно научного стиля, предназначенном для специа­листов, имеются характерные для этой разновидности текстов осо­бенности: обилие специальных терминов без их дополнительного разъяснения, использование книжных и абстрактных слов, сложных синтаксических конструкций, осложненных обособленными члена-


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования



ние. Так, в слове прилетели 5 морфем: при- (приставка), -лет- (корень), -е- (суффикс), -л- (суффикс), -и (окончание).

Корень — основная, неделимая значимая часть слова. Он — главный выразитель смысла, хозяин слова, тогда как другие морфемы — служанки. Это он может стать родоначальником целой семьи слов. Корень -лет- без труда обнаруживается в таком гнезде слов, как полет, летный, летчик, летун, летать, прилет, отлет, самолет, залетный и десятки других слов. Есть немало слов без суффиксов и приставок, но нет слова без корня.

Суффикс — морфема, следующая за корнем и служащая для обра­зования слов и грамматических форм. Суффиксы могут прикрепляться один к другому, как мы только что видели.

Префикс — морфема с таким же назначением, как и суффикс, толь­ко она идет впереди корня... [Вартаньян, 1987, с. 6]. Фактор адресата (ориентация на старшеклассников, не являющих­ся специалистами по теории языка, но обучающихся русскому языку) определил потребность в ярком и живом изложении сложных вопросов словообразования. С этим связано использование вопросно-ответных форм {Как «делаются» слова?), синонимических рядов {автор, созда­тель, творец), метафор и сравнений в целях наглядности и понятности {корень — хозяин слова, другие морфемы — служанки), образных пери­фраз {корень — родоначальник целой семьи слов), употребление разго­ворных единиц в целях доступности изложения {вглядимся, могут при­крепляться, идет впереди корня). Автор приоткрывает лингвистичес­кие тайны, пытаясь увлечь школьников тем, как «делаются» слова. Фактор адресата определяет подробности в изложении теоретического материала, необходимость ярких иллюстраций и примеров, поиск ана­логий с явлениями реальной жизни.

Таким образом, в двух текстах, посвященных одной теме, их авторы учитывали не только сферу общения, разные цели и задачи (системати­зация и сообщение специалистам научной информации в первом слу­чае и изложение в соответствии со школьной программой научных све­дений в доступной форме, чтобы увлечь и заинтересовать учащихся зна­ниями по словообразованию, во втором тексте). Важным являлся фактор адресата, который и обусловил авторскую интенцию и общую страте­гию текстового развертывания, включая отбор и организацию языко­вых средств.

3.3.2. Факторы текстообразования. С учетом указанных текстооб-разующих категорий автора и адресата рассмотрим объективные линг­вистические и экстралингвистические факторы текстообразования, выделенные исследователями [Кожина, 1968, с. 142—173; Кухаренко, 1974, с. 150; Купина, 1980, с. 39].

В школьных учебниках внимание уделяется лишь теме (широкой и узкой) и идее. Фактически же круг факторов текстообразования значи-



Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования


тельно шире. Знакомство с ними в данном аспекте чрезвычайно полез­но учащимся не только для формирования их общего лингвистического мировоззрения, но и для системного представления о текстовой деятель­ности и явлениях, определяющих ее. Некоторые языковые феномены в школе не рассматриваются как факторы текстообразования, хотя и яв­ляются в разной степени объектом внимания учащихся.

К объективным факторам текстообразования исследователями от­несены: языковая норма; функциональный стиль; ситуация (фрагмент действительности, который отражен в тексте) и тип изложения; жанр. Среди субъективных факторов текстообразования в эстетической сфе­ре названы: характер ситуации (реальная, условная); личность автора, его мировоззрение; характер персонажей; идейно-эстетическая направ­ленность произведения [Купина, 1980, с. 39].

К «внутренним лингвистическим факторам текстообразования» от­несены «отдельные языковые средства текста в определенных комбина­циях» [Купина, 1980, с. 39], «ключевые (опорные) слова текста» [там же, с. 40) и «тематические группы слов» [там же, с. 41].

В состав выделенных исследователями лингвистических факторов текстообразования, на наш взгляд, можно включить стилистические приемы и типы выдвижения (см. о них подробнее: [Болотнова, 1992]). В соответствии с авторским замыслом они могут определять принципы отбора и организации речевых средств в тексте, отражать своеобразие творческой манеры создателя и его взгляда на мир. Так, для поэзии М.И. Цветаевой, например, весьма характерны такие стилистические приемы, как антитеза и оксюморон. Доминирующим типом выдвиже­ния языковых средств в лирике поэта является контраст, создающий эффект обманутого ожидания.

К объективным факторам текстообразования в эстетической сфере можно отнести ассоциативные нормы, на которые прямо или косвенно ориентируется автор, создавая произведение. Это связано с необходи­мостью стимулировать речемыслительную активность адресата в опре­деленном направлении (см.: [Болотнова, 1992]). Ассоциативные нормы выявляются в результате ассоциативных экспериментов и фиксируют­ся в словарях (ср.: Словарь ассоциативных норм русского литературно­го языка/ Под ред. А.А. Леонтьева. М.: МГУ, 1977; Русский ассоциатив­ный словарь: Кн. 1—6 / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов и др. М., 1994—1998; Русский ассоциативный словарь: В 2 т. Т. 1. От сти­мула к реакции / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева и др. М., 2002; Т. 2. От реакции к стимулу / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева и др. М, 2002).

К важным факторам текстообразования относится пресуппозиция, или фоновые знания (об универсальной, локальной, социальной, куль-


Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования



турной, профессиональной, языковой пресуппозиции см.: [Чернухина, 1987, с. 13]). Их наличие избавляет от необходимости давать лишнюю информацию, относящуюся к области общеизвестного; они восполня­ют лакуны в тексте, не мешая пониманию. Пресуппозиция как фактор текстообразования отражает закон «экономии» языковых средств в ин­тересах эффективного речевого общения.

Общая картина факторов текстообразования в коммуникативном аспекте с учетом категорий автора и читателя отражена в табл. 13.

Таблица 13

Объективные факторы текстообразования Субъективные факторы текстообразования
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
Языковая норма Функциональный стиль Типы изложения Языковые средства в определенных комбинациях (отбор и организация речевых средств): 1. Ключевые слова 2. Заглавие 3. Тематические группы 4. Стилистические приемы 5. Типы выдвижения
ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
Ситуация (фрагмент реального мира, отраженный в тексте) Жанр Ассоциативные нормы Пресуппозиция (фоновые знания) 1. Условная или реальная ситуация, воплощаемая в тексте 2. Личность автора, его мировоззрение. 3. Идейная направленность произведения: а) эмоциональный тон б) образный строй в) сюжетно-композиционный уровень г) идея (концепт) 4. Тема

Остановимся подробнее на отмеченных факторах текстообразова­ния (см. табл. 13) ввиду их значимости в текстовой деятельности.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 814 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...