Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как сегодня понимается человеческое бытие



Утративший безопасность человек сообщает облик эпохе, будь то впротесте своенравия, в отчаянии нигилизма, в беспомощности многих, ненашедших выхода, или в блужданиях и поисках, отказывающихся от конечнойопоры и гармонизирующих соблазнов. Бога нет - таков все растущий возгласмасс; тем самым и человек теряет свою ценность, людей уничтожают в любомколичестве, поскольку человек - ничто. Аспект нашего мира в вынужденности его существования и отсутствия опорыв его духовной деятельности, не допускает больше бытия в умиротвореннойсвязи с существующим. Нарисованная нами картина может обескуражить; всевоспринимается пессимистически, люди отказываются вообще что-либо делать.Или же сохраняют, несмотря на это, оптимистическое сознание собственнойрадости существования, взирая на субстанциальное, которое встречается еще исегодня. Однако то и другое слишком просто. Они уклоняются от ситуации. В самом деле требование ситуации к человеку кажется таковым, чтоудовлетворить его может только существо, превосходящее человека.Невыполнимость требований может соблазнить попыткой обойти его, считатьсятолько с настоящим и поставить границы своим мыслям. Тому, кто считает, чтовсе в порядке, и доверяет ходу событий как таковым, мужество не нужно. Онвступает в ход вещей, который и без его содействия ведет к благу. Егопоказное мужество не более чем уверенность в том, что человек не движется кбездне, где его ждет гибель. Действительным мужеством обладает тот, кто виспытываемом страхе перед достижением возможного знает: достичь возможногоможет лишь тот, кто хочет невозможного. Только опыт, свидетельствующий оневыполнимости попыток выполнения, может осуществить то, что человеку заданосделать. Сегодня человек не формируется, усваивая то, что идет ему навстречу изтрадиции его мира. Отдаваясь только этому, он становится рассеян. Человекзависит от себя как единичного в новом смысле: он должен сам помочь себе, если уж он не свободен посредством усвоения всепроникающей субстанции, асвободен в пустоте ничто. Если трансценденция скрывается, человек можетприйти к ней лишь посредством самого себя. В наше время необходимость помочь самому себе приводит философствующегок необходимости понять, как мыслится бытие человека. Прежние противоречия мировоззрений - индивидуализма и социализма, либерального и консервативного,революционного и реакционного, прогрессивного и регрессивного,материалистического и идеалистического - больше непригодны, хотя они ииспользуются повсюду как знамя или брань. Столкновение мировоззрений - будтоих множество, из которых надлежит сделать выбор, - больше не являетсяметодом достижения истины для себя. Распространение на все возможное виденияи участия привело сегодня к необходимости, в которой существует лишь один непреложный выбор: либо ничто, либо абсолютная историчность собственнойосновы, которой доступна каждая возможность при сознании обязательнойграницы. Однако вопрос о бытии человека, который должен вывести из догматическойобъективности фиксированных альтернативных мировоззрений, в качестветакового отнюдь не однозначен. Человек всегда больше того, чт`о он знает о себе. Он не одинаков вовсех случаях, он есть путь; не только существование, установленное какпребывание, но и имеющаяся в нем возможность, даруемая свободой, исходя изкоторой человек еще в своем фактическом действовании решает, что он есть. Существование человека - не круговорот, просто повторяющийся впоколениях, и не ясное, открывающееся себе существование. Человек прорывается через пассивность постоянно вновь возникающих тождественныхкругов, и от его активности зависит продолжение движения к незнакомой цели. Поэтому человек расщеплен в глубине своей сущности. Как бы он ни мыслилсебя, мысля, он противостоит самому себе и всему остальному. Все вещи онвидит в противоречиях. Каждый раз смысл становится иным. Расщепляется ли он как дух и плоть,как рассудок и чувственность, как душа и тело, как долг и склонность,противопоставляется ли его бытие и его явление, его деятельность и мышление,то, что он делает, и то, что он полагает делать. Решающее в этом - что онвсе время должен противопоставлять себя себе. Нет человеческого бытия безрасщепления. Но он не может на этом остановиться. То, как он себя преодолевает, составляет способ его проникновения в себя. Существуют две возможности, которые здесь надлежит характеризовать: Человек превращает себя в предмет познания. То, что он познает в опытекак свое существование, и то, что лежит в его основе, он считает своимподлинным бытием. То, что он есть в явлении, есть его сознание; то, чт`оесть сознание, есть посредством социальных условий, посредствомбессознательного, посредством жизненного вида. Это другое для него бытие,сущность которого отражается в его явлении как сознание. Смысл такого сознания в том, чтобы снять напряжение посредствомотождествления бытия с сознанием. Представление о существовании какзавершенном в состоянии отсутствия напряжения невольно представляется этомупознанию достижимым: социальный порядок, в котором всем дано их право; душанеосознанности, которой сопутствует сознание, свободное от помех, если в немустранены все комплексы; жизненность расы, которая после очищенияпосредством естественного отбора может считать себя здоровой и благородной,чтобы, сознавая свое превосходство, удовлетворенно завершаться в качествесуществования. В этих условиях, которые в двойственном смысле именуютсяестественными, в качестве необходимым образом возникающих и в качествеистинных, больше нет безусловности временного существования: ибобезусловность возникает лишь в напряжении, в котором самобытие насильственносхватывает самого себя. Более того, подобное знание о естественном бытиичеловека обращается против самобытия как чего-то экстравагантного,болезненного, исключающего себя, потерянного. Однако именно этим путем идет вторая возможность. Она находит себя внапряжении пограничных ситуаций, совершенно неустранимых в существовании,которые становятся для нее открытыми в решительности самобытия. Если человекне познается более как бытие, которое он есть, он, познавая, приводит себя всостояние неустойчивости абсолютной возможности. В ней он слышит призыв ксвоей свободе, исходя из которой он лишь посредством себя становится тем,чем он может быть, но еще не есть. В качестве свободы он заклинает бытие какего скрытую трансцендентность. Смыслом этого пути является трансцендентность. В качестве существованияв конце этого пути терпит крушение то, что собственно есть оно само. Отсутствие напряжения считается в этом понимании путем обмана, на котором вмнимом преодолении скрывается пограничная ситуация и устраняется время.Всякое познание в мире, в том числе, следовательно, и познание человека,есть частная перспектива, посредством которой для человека возникаетпространство его ситуации. Поэтому познание находится в руке человека,который его схватывает. Однако сам для себя он - нечто совершеннонезавершенное и не допускающее завершения, переданное некоему другому.Мысля, он лишь освещает себе путь. Из-за того что человек во всем своем познании еще не находит себя познанным и вносит предметное познание в свой философский процесс, он ещераз прорывается, на этот раз через самого себя. То, что он утерял, когда былполностью предоставлен самому себе, может вновь открыться ему в новомобразе. Лишь на мгновенное заблуждение в безнадежности своего гологосуществования он считал себя тождественным происхождению всего какпознающий. Стремясь серьезно понять самого себя, он обнаруживает опять то, что больше, чем он. В мире он вновь обращается к объективности, котораягрозила застыть для него в безразличии или потеряться в субъективности; онсхватывает в трансцендентности бытие, которое он в своей свободе,представляющейся ему явлением существования, смешивал с собой в качествесамобытия. Обе эти возможности известны сегодня под наименованием учений; путаницапроисходит там, где они еще не обрели прочной значимости, но волнуют сегоднячеловека как едва ли не необозримые способы выражения. Познание человеческого бытия, которое устанавливалось в отдельныхнаправлениях, стало в качестве социологии, психологии, антропологиитипичными современными науками, которые в тех случаях, когда они,абсолютизируя, полагают, что познают бытие человека в целом, следуетотвергнуть как безнадежную попытку заменить философию. Лишь при иномпонимании возникает философия, которая в качестве современной называется экзистенциальной философией. Она находит сегодня материал своего выражения вобластях, которые в качестве познания человека одновременно ограничиваются иобеспечиваются ею. Однако она переступает через них в движении к самомубытию. Экзистенциальная философия - это философия бытия человека, котораявновь выходит за пределы человека.




Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 362 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...