Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитание



Смысл воспитания. Становление человека происходит не только посредствомбиологического наследования, но и существенным образом посредством традиций.Воспитание человека - процесс, который повторяется применительно к каждомуиндивиду. Посредством фактического исторического мира, в котором вырастаетиндивид, а в этом мире посредством планомерного воспитания родителями ишколой, посредственно свободно используемыми учреждениями, и, наконец, втечение всей жизни посредством всего, что он слышит и узнает, в него входитто, что, объединенное в активности его существа, становится его образованностью, как бы второй его натурой. Образование делает индивида посредством его бытия соучастником в знаниицелого. Вместо того чтобы неподвижно пребывать на своем месте, он вступает вмир, и таким образом его существование может быть в своей узости все-такиодушевлено всем. Человек тем решительнее может стать самим собой, чем яснееи наполненнее мир, с которым его собственная действительность составляетединство. Если субстанция целого бесспорно присутствует, то воспитание, связанноес прочной формой, обладает своим само собой разумеющимся содержанием. Оноозначает строгую серьезность, с которой новое поколение каждый развтягивается в дух целого как образованность, исходя из которой живут,трудятся и действуют. То, что совершает воспитатель, почти не осознано.Полностью пребывая в своем деле, он служит, не делая экспериментов, потокустановления человеком, который протекает в равномерности уверенногоконтинуума. Но если субстанция целого стала вызывать сомнение и находится в состоянии распада, воспитание становится неуверенным и раздробленным. Оноуже не приводит детей к величию всеохватывающего целого, а служитразнообразному опосредствованию. Личная деятельность учителя выступает напервый план, подчеркивается и вместе с тем теряет свое значение, посколькуона не опирается на целое. Предпринимаются различные попытки, чередуютсярассчитанные на короткое время содержания, цели и методы. Мир охватывает беспокойство; сползая в бездну, люди чувствуют, что всезависит от того, каким будет грядущее поколение. Известно, что воспитаниеопределяет будущее человеческое бытие; упадок воспитания был бы упадкомчеловека. И воспитание приходит в упадок, если исторически воспринятаясубстанция распадается в людях, которые в своей зрелости несут за нееответственность. Забота об этой субстанции становится сознанием опасности ееабсолютной утраты. Один обращается назад и хочет передать детям в качествеабсолютного то, что для него самого уже не безусловно. Другой отвергаетисторическую традицию и занимается воспитанием так, будто оно находится вневремени и состоит в обучении техническому умению, в приобретении реальногознания и в умении ориентироваться в существующем мире. Каждый знает - ктозавоюет молодежь, обладает будущим. Симптомом обеспокоенности нашего времени в воспитании являетсяинтенсивность педагогических усилий, лишенных единой идеи, необозримаяежегодная литература, рост дидактического искусства, то, что отдельныеучителя отдают все свои силы в до сих пор едва ли существовавшей степени.Тем не менее до сих пор для нашей ситуации характерен распадсубстанциального воспитания, замена его бесконечными педагогическимиопытами, растворением в безразличных возможностях, неистиннойпрямолинейности того, что выражено быть не может. Создается впечатление,будто завоеванная человеком свобода сама отказывается от себя в пустойсвободе ничтожного. Эпоха, не доверяющая сама себе, озабочена воспитанием,будто здесь из ничего может вновь возникнуть нечто. Характерна роль молодежи. Там, где воспитание, исходя из духа целого,субстанциально, молодежь сама по себе незрела. Она почитает, слушается,доверяет и не обладает значимостью в качестве молодежи; ибо она - подготовкаи возможная призванность для будущего. В условиях же распада молодежьобретает ценность сама по себе. От нее прямо ждут того, что в мире ужепотеряно. Она может чувствовать себя истоком. Уже детям разрешеноучаствовать в обсуждении школьных порядков. Как будто к молодежипредъявляется требование самим создать то, чем уже не владеют их учителя.Подобно тому как будущие поколения обременяются государственным долгом, ониобременяются и следствиями расточительства духовного богатства, которое импредоставляют завоевать заново. Молодежь обретает фальшивый вес и вынужденаоказаться несостоятельной, ибо становление человека возможно только если онрастет на протяжении десятилетий и в строгости формируется посредствомпоследовательности шагов. Если после такого воспитания в смешениибезразличного и случайного взрослый человек не входит в мир, остаетсяпокинутым и сознает это, то неизбежным признаком времени становитсятребование образования для взрослых. Раньше по отношению к взрослым людямречь шла только о передаче знания более широким кругам; проблемой былавозможность популяризации. Сегодня же возник вопрос, как из истоков данногов настоящем существования создать в сообществе народных учителей, рабочих,служащих, крестьян новую образованность, предотвратить вульгаризацию старой.Человек в своей оставленности должен не только, понимая, научитьсяориентироваться в действительности, но вновь принадлежать к сообществу,которое, выходя за пределы профессиональной принадлежности и партийности,сближает человека с человеком как таковым; вновь должен возникнуть народ.Сомнительность всего того, что было достигнуто в этом смысле в областиобразования взрослых, не может препятствовать пониманию всей серьезностипоставленной задачи. Если все то, что было идеей, разбивается одействительность времени, то взлет в ситуации превращается в невыполнимое,быть может, требование, но в качестве требования оно - остаток человеческогодостоинства. Если народа, к которому индивид ощущает безусловнуюпринадлежность, больше не будет - или если этот народ будет существоватьтолько в виде руин, - если все станет массой в неодолимом процессе распада,то становление нового народа превратится в утопическое содержаниеромантического устремления. Но импульс сохраняет свое право. В настоящеевремя существует только товарищество друзей, физиогномически зримаядействительность отдельных индивидов, воля к коммуникации с чужими,первоначально иначе настроенными людьми. Поэтому образование взрослых в томсмысле, как оно понимается сегодня, не есть действительность, а требованиевследствие потерянности человека в разрушенном образовании в нашу эпоху,человека, воспитание которого оказалось несостоятельным. Государство и воспитание. Государство посредством своей властивыступает как гарант любой формы массового порядка. Сама по себе масса незнает, чего она, собственно говоря, хочет. Требования массы сводятся кусредненному, которое может быть выражено в форме вульгарной понятности.Если требования массы вообще определяют содержание воспитания, то лишьследующим образом: учиться тому, что имеет применение в жизни; ощущатьблизость к жизни, причем под жизнью понимается умение ориентироваться всуществовании вплоть до знания правил движения в больших городах;формироваться в личность (под этим понимается, с одной стороны,приспособленность, которую называют деловитостью, с другой - распущенность вкачестве уступки склонностям и удовольствиям в том виде, в каком онисвойственны всем, что именуют естественностью); препятствовать строгости,связанной с идеей, ибо она создает дистанцию и иерархию бытия вместо простойпригодности; видеть свободную от трений жизнь индивидов и уничтожатьвозможность ответственного за свои действия человека. Государство, которое само является формой длительного воспитания всех,озабочено воспитанием молодежи. Ибо посредством этого воспитания формируютсялюди, которые впоследствии будут его опорой. Сегодня государству даны двекрайние возможности. Либо оно предоставляет полную свободу в делевоспитания, дает требованиям массы утратить свою силу, пытаясь в борьбе сними установить аристократическую форму воспитания. Государство господствуетбез единства и устойчивости в этой сфере посредством своей персональнойполитики, которая ведет к распределению преподавательских должностей междугосподствующими партиями. Допускается многообразие учебных планов и попытоквплоть до необозримой раздробленности, ограничиваемой только тем, чтоутвердиться может лишь то, что находит опору какой-либо политической группывласти. Иногда создание школы приводит к успеху благодаря личным качествамдиректора, если он свободен в выборе учителей. Но в целом результатомоказывается противоречивая деятельность учителей, не понимающих друг друга иподчиняющихся механическим учебным планам в школах, где отсутствует духподлинной общности за фасадом патетики национального, мировоззренческого исоциального характера. Контролирование и противодействие друг другупрепятствуют установлению континуума. Все совершается скачками и все времяменяется. Дети лишены истинных, значительных, благородных впечатлений,которые не забываются и могут определить всю их жизнь. Чрезмерные требованияв области фактического обучения заставляют их напрягать силы, не формируя ихсущность. Отсутствует чистая объективность вещей, которая на основе верыстрого противостояла бы индивидуальному желанию и нежеланию. Наиндивидуализации настаивают более, чем следует, и все-таки не могутдостигнуть того, что нелепо превращают в цель волевой направленности, -формирования личности. Вследствие того что ребенка дергают в разные стороны,он обнаруживает лишь обломки традиции, но не мир, в который он мог бы сдоверием вступить. Либо государство овладевает воспитанием, незаметно и насильственноформируя его в своих целях. Тогда возникает единообразное воспитание,парализующее духовную свободу. Основные убеждения фиксируются в видеопределенного верования и вместе со знанием и умением вколачиваются какспособ чувствования и оценки. То, что происходит при большевизме и фашизме ичто сообщается об уменьшении свободы в Америке, конечно, весьма отличаетсядруг от друга, но общим является типизация человека. Массе ведома эта прямолинейная власть государственного униформирования,ведомо лишенное направленности многообразие. Однако для того, чтобывоспитание вновь стало тем, чем оно было в свои лучшие времена, т. е. возможностью стать в историческом континууме человеком в самобытии, необходимо исходить из веры, косвенно опосредствующей в строгости обучения иупражнения духовное содержание. Для этого нет рецепта. Государственная власть не может здесь ничегосоздать: она может только защитить или разрушить. Когда, взирая на будущее,осознается целое, это выдвигает свое требование духовная ситуация. Оно можетбыть выполнено лишь в том случае, если в противовес массовым оценкамутвердится различие между учением и дисциплиной, между тем, что понятновсем, и тем, что человек достигает посредством дисциплины внутреннихдействий в силу избранной элитарности. Воспитание зависит от изначальной жизни духовного мира. Воспитание неможет пребывать само по себе; оно служит традиции этой жизни, котораянепосредственно выступает в поведении человека, является его ставшимсознательным отношением к действительности обеспечения существования и кгосударству и возвышается в присвоении созданных духовных творений. Судьбадуха в нашу эпоху должна определить содержание еще возможного воспитания.

*Четвертая часть*




Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 309 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...