Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Границы порядка существования



Описанные образы современного существования не следует считатьединственными. Однако сегодня сложилось определенное направление восуществлении, которое им соответствует, к тому же эти образы обрели стольдалеко идущее господство в современном сознании, что многое из того, чтобыло сказано, присутствует в современных языках независимо от мировоззренийи партий. Отраженная в них в своих перспективах действительностьсвидетельствует о неизмеримой зависимости человека; не только то, как онвоспринимает знание, навязываемое ему в настоящее время духовной ситуацией,показывает, каким становится человек. Уже простое описание массового порядканеизбежно вызывает положительные и отрицательные оценки и тем самымотношение к нему мыслящего человека; перед человеком стоит вопрос, хочет лион подчиниться осознаваемому им могуществу, которое как будто всеопределяет, или видит иные открытые ему пути, куда не достигает эта мощь. Абсолютизация всеохватывающего порядка существования формулируетсятаким образом: существование мыслится как планомерное удовлетворениевсеобщих необходимых жизненных потребностей; пусть духовное вступает в мир,который требует его для себя, но оно не должно препятствовать желаниюработать, напротив, ему надлежит способствовать удовлетворению потребностей,служить улучшению методов труда, техники и социального аппарата. Индивидсуществует только на службе целого, которое и обеспечивает в соответствии сэтим возможное удовлетворение его потребностей; замыкающаяся в себе самойсфера человеческого существования, уходящего в бесконечность, сохранится дотой поры, пока по утопическому предположению не настанет время, когдарадость существования станет для всех тождественной радости, доставляемойтрудом, на котором они держатся. Исходя из величайшего счастья наибольшегочисла людей, смысл существования должен якобы заключаться в экономическойобеспеченности масс, в полном удовлетворении их самых многообразныхпотребностей. Однако, с одной стороны, полностью удовлетворить эти потребностиневозможно, с другой - наличие таких представлений не является абсолютногосподствующим в сознании современных людей. Техника, аппарат и массовоесуществование не исчерпывают бытие человека. Эти созданные им самим факторыоказывают, правда, на него обратное воздействие, но не являются полностьюрешающими в его существовании. Они наталкиваются на него самого, которыйесть и нечто другое. Человека нельзя вывести из ограниченного числапринципов; их построение бросает свет на связи, которые тем отчетливеепоказывают, что в них не входит. Поэтому с абсолютизацией знания в такомпорядке существования связаны либо тайная ложная вера в возможностьокончательно установить правильное устройство мира, либо безнадежноевоззрение на все человеческое существование. Типичная для сторонников этоговоззрения удовлетворенность при мысли о возможном достижении всеобщегоблагоденствия сопровождается игнорированием фактов, которых, по их мнению,можно будет избежать. Однако, вместо того чтобы колебаться междуутверждением и отрицанием такого существования, следует довести до сознания границы порядка существования; тогда абсолютизация станет невозможной иперед духовно свободным сознанием, доведенным до понимания действительностив ее доступных знанию связях, откроются другие возможности. Прежде всего оказывается, что обеспечивающий массы порядоксуществования не может достигнуть в понимании самого себя полной ясности ипоследовательности; поэтому он создает определенное духовное воззрение, современную софистику, открывающую, в какой мере отношение духа к этойабсолютизированной действительности лишено основы. Сверх того следуетотчетливо понимать, что сохранение постоянного порядка существования вообщеневозможно. Несомненна также невозможность завершения современного порядкасуществования: в качестве универсального аппарата существования он стремитсяохватить всю полноту существования отдельных людей в ее душевнойнаполненности; при этом аппарат испытывает в ряде случаев противодействие инеизбежно разрушился бы сам, если бы уничтожил своих соперников. Посколькутеперь все это стало полностью осознанным, представление о кризисе являетсявыражением того, что все в опасности и нет более ничего радикальноупорядоченного.




Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 175 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...