Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Г Гродно



На пограничье Руси и Польши в землях, некогда заселенных воинственным племенем ятвягов, в XII в. возник город Гродно. Русские летописи двенадцать раз вскользь упоминают о нем. Но их сведения настолько отрывочны и разрозненны, что не только не дают ясно­го представления о его ранней истории, но и явились поводом для спора о местонахождении города. Многим казалось немыслимым отождествлять летописное Го-родно, связанное с волынской княжеской линией, с не-манским Гродно. Делались попытки связать Гродно русских летописей с Давид-Городком, расположенным в низовьях Горыни. В качестве доказательства указыва­ли на то, что отца первого известного гродненского кня­зя звали Давидом Игоревичем. Но проведенные поль­скими археологами раскопки Давид-Городка не подтвер­дили одного летописного свидетельства. В записи 1183 г. сказано следующее: «Того же лета Городен по-горе всь и церкы каменая от блистания молние и ши-


бения ^грома». В Давид-Городке никаких каменных церквей не оказалось. Он был застроен деревом. Меж­ду тем в неманском Гродно до сих пор сохраняются руины каменного храма Бориса и Глеба XII в. Чтобы разрешить этот спор, нужно было провести раскопки и в Гродно. Исследование начали польские археологи в 1932—1939 гг. и за­кончили советские в 1949 г. [б].

В пределах совре­менного Гродно имеет­ся несколько мест, с которыми может быть связана его древней­шая история. На высо­ком правом берегу Не­мана речкой Городни-чанкой образован тре­угольный мыс, извест­ный и теперь под наз­ванием Старого замка или Замковой горы. Через овраг от него расположено высокое плато Нового замка. На противоположном берегу Городничанки Схема топографии древнего Гродно:

СОХраНИЛИСЬ ОСТаТКИ /—„Коложа; 2 —Замковая гора; 3 — Но- ,, г ^"^с""" дым замок. (Кружками отмечены выходы ЬОрИСОГЛебСКОИ Цер- домонгольских слоев.)

кви XII в. Выходы

древнего культурного слоя зафиксированы в радиусе до 500—600 м от Замковой горы. Приблизительно в 650 м к юго-востоку от нее, судя по старым описям го­рода, имелась Курганная улица, которая, по-видимо­му, указывает на существование здесь курганного мо­гильника, уничтоженного позже городской застройкой.

Археологические раскопки велись на территории Старого замка, который явился ядром древнего Грод­но. Культурный слой достигал здесь местами десяти­метровой толщины. Нижние пласты толщиной от 1,5 до 5 м содержали остатки древнерусского Гродно XI— XIII вв. Особенности почвы благоприятствовали хоро­шей сохранности органических веществ.


14*

 


Как показали раскопки, город ведет свое происхож­дение от крепости, возникшей на Замковой горе во вто­рой половине или конце XI в. Первоначально она име­ла военное значение. В составе населения заметная роль принадлежала вооруженному люду, конным Дру­жинникам. В раскопках найдены пять различного типа шпор, обломок клинка кинжала или копья, железные втульчатые наконечники сулиц, железные и костяные четырехгранные стрелы. О состоятельности жителей

План детинца древнего Гродно. («Старый замок».)

крепости свидетельствует обилие замков и ключей от дверей, сундуков и ларцов. Крепость была застроена деревянными срубами. Один из них имел подполье и, возможно, слюдяные окна. Сохранились остатки дере­вянных мостовых. Совершенно неожиданным оказался результат изучения костных остатков. Половина костей принадлежала диким животным, прежде всего оленю, зубру, кабану. Охотничья добыча была важной статьей хозяйства. Возможно, дичь представляла разновидность феодальных повинностей с крестьян, однако следует учитывать и то обстоятельство, что охота на крупных животных всегда была излюбленным «спортом» приви­легированных слоев, к которым, несомненно, относи­лись дружинники крепости. Лесные пущи Понеманья

изобиловали тогда дичью.

Ремесла представлены еще слабо. Помимо продук­ции гончаров, найдены предметы, связанные с ювелир­ным литьем: обломки тигельков и литейные формочки. В одной из них отливались щитки для перстней-печа­тей. Можно говорить о существовании в крепости ко­сторезного и деревообрабатывающего ремесла. Почти все вещи имеют типичный общерусский облик. Кре-


пость была тесно связана с Русью. В культурных на­пластованиях древнейшего периода найдены стеклян­ные браслеты, шиферные пряслица, бусы, киевские пи-санки, амфоры, обломки стеклянной посуды. Вместе с тем в керамике можно уловить и местные особенно­сти, выражающиеся в украшении посуды своеобраз­ным штампованным орнамен­том или налепными орнамен­тированными валиками.

В начале XII в. крепость сгорела. Ее дальнейшая исто­рия представляет собой про­цесс постепенного превраще­ния в княжескую резиденцию и столицу княжества. Плани­ровочные работы сравняли с лицом земли остатки пожа­рища, сгоревшие строения за­сыпаются привозным грунтом, выравнивается площадка. В центре крепости сооружается кирпичный храм, а несколько позже — кирпичные башни на

Бронзовая булава.

берегу Немана. В восточной части крепости, вероят­но, отстраивается княжеский двор. Позже там был дво­рец Витовта, а затем Стефана Батория. Застраивается деревянными домами территория вокруг церкви. Со временем застройка становится все более плотной. Ори­ентировка церкви определяет ориентировку деревянных построек. С севера на юг мимо западной стены храма через крепость прошла улица, мощенная деревом. Дру­гая соединила западную окраину крепости с городски­ми воротами на восточном краю.

Культурные отложения XII — середины XIII в. со­ставили толщу от 1,6 до 2 м. За это время сооружения на вскрытом участке перестраивались пять раз. Облик застройки и характер строительных приемов типичен для русских городов лесной полосы. Жилые постройки имели размеры от 3,40 Х 3,40 м до 4 X 4 м. Рубились они преимущественно из сосны, углы связывались в обло. Под некоторыми постройками прослежены «стулья» из вертикальных бревен или камней. Одна изба имела завалину. Внутри настилались дощатые по-


лы. В углу помещалась глинобитная с включением камня печь на деревянной платформе. Хозяйственные постройки отличались лишь меньшими размерами. Внутренние дворики мостились деревом. Некоторые, возможно, имели навесы на столбах.

Хотя ни княжеский дворцовый комплекс, ни пост­ройки дружинников не попали на исследованную пло­щадь, довольно многочисленные и разнообразные предметы вооружения по-прежнему указывают на ари­стократический характер района и, несомненно, боль­шую роль дружинного элемента в составе населения крепости. В слоях XII — середины XIII в. найдена це­лая серия шпор, наконечники стрел и копий, бронзо­вая булава. Одна шпора была богато украшена бронзо­вой инкрустацией, напоминающей когти хищной пти­цы с роговыми чешуйками. Стрелы различные по ти­пу: ромбовидные, треугольные с шипами, граненые, специально предназначенные для пробивания кольчу­ги. Бронзовая булава с четырьмя выступающими пира­мидальными шипами очень маленького размера. Наса­живалась она на тонкую рукоять. Для борьбы с не­приятельской кавалерией применялся так называемый «чеснок» с зазубренными остриями.

В материалах, относящихся к этому этапу жизни города, значительно полнее представлена хозяйствен­ная жизнь населения. В керамическом производстве появилась новая статья. В связи с началом княжеско­го и храмового строительства в Гродно появляются кирпичные сараи и печи для обжига, где изготовля­лись плоский и фасонный кирпич и специальные по­ливные плитки. Плитки эти различны по размерам и форме, покрыты желтой, зеленой и коричневой гла­зурью. Из них можно было составлять красивые замы­словатые узоры.

Хорошо представлено сапожное ремесло в Гродно. Часть сапожников жила и работала в самой крепости. Обувь обычная для Руси: поршни и мягкие туфли. Осо­бо следует отметить находку кожаного крепления лыж.

Очень много изделий из дерева: посуда, черпаки, клепки от ведер и бочек, гребни, лопаты, весла, разно­образные колотушки, детали ткацкого станка и т. д. Некоторые отрасли деревообработки, видимо, выдели­лись в особые ремесла. Найдены детские игрушки из


дерева: лодочка из сосновой коры, стрелы и мечи. Интересна находка деревянного колка струнного музы­кального инструмента. Форма его такая же, как и со­временных.

О развитии ювелирного дела свидетельствуют най­денные льячки-тигельки, одиннадцать литейных форм, в которых отливались лунницы, круглая подвеска с изображением креста, кресто­образная подвеска,звездчатая семилучевая ложнозерненая подвеска, ложнозерненая бу-са, трехбусинные ложнозер-неные серьги, пластинчатый перстень. Некоторые формы составлялись из нескольких створок. На одной форме про­царапан «знак Рюриковичей». Интересно, что в раскопках не встречено ни одной вещи, от­литой в найденных формах. Значит, продукция гроднен­ских ювелиров быстро нахо­дила своего потребителя.

В крепости найдены отхо­ды косторезного производства и полуфабрикаты. Достаточно много готовых изделий из ко­сти: рукоятки ножей, гребни, застежки и т. д. Многие изде­лия нарядно орнаментированы. сделаны на токарном станке.

Льячки.
Некоторые предметы

Уникальной по своей художественной ценности и реалистичности изображения является каменная скульптурка ладьи на подставке. Ее размеры 55 Х XI 5 мм. Оба ее носа острые, что характерно для бое­вой ладьи с двусторонним ходом. По бокам — круглые отверстия для весел и по три с каждой стороны мин­далевидных щита, типичных для XII—XIII вв. На па­лубе помещены четыре человеческие фигурки: одна на корме, одна на носу, две посередине. Скульптура явля­ется поразительно точной иллюстрацией следующего летописного текста 1151 г.: «бе бо исхитрил лодье див­но: беша бо в них гребьци гребуть невидимо, токмо


Литейные формы. 204

весла видети, а человек бяше не видети, бяхуть бо лодье покрыты досками, бяхуть бо борци стояще горе и стреляюще, а кормника два беста, один на корме, а другый на носе...» Ладья, несомненно, исполнен­ная русским мастером по образу и подобию реальных суден XII в., представляет собой одну из фигур высокохудожественного набора шахмат, в котором «ладья» заме­няет «колесницу», характерную для шахматных наборов других стран. Из импортных вещей следует отметить хранившийся в Колож-ской церкви бронзовый водолей, представляющий собой фигуру ры­царя верхом на коне. Водолей от­лит в мастерской Гильдесгейма (Нижняя Саксония) в XIII в. Картина жизни Гродненской крепости будет неполной, если не отметить находки, связанные с зем­леделием, скотоводством, охотой и рыболовством. Население Гроднен­ской крепости, как и в других го­родах, еще не порвало с сельским хозяйством. Об этом говорят наход­ки железного сошника от трех-или четырехзубой сохи, обломка косы-горбуши, железных серпов. Злаки представлены рожью, пше­ницей, ячменем, овсом, просом, гречихой. Интересно отметить, что удель­ный вес охотничьей добычи в XII—XIII вв. не только не умень­шился по сравнению с начальным периодом, но и несколько увели­чился: кости домашних животных составили 32,4%, диких—67,6%.


О занятиях рыболовством свидетельствуют находки остроги, рыболовных крючков, грузил.

XIII—XIV вв. были неспокойными для Гродно. Сна­чала борьба между литовскими и русскими князьями за обладание Черной Русью, а затем борьба с Тевтон­ским орденом не способствовали развитию города. Грод­но и его окрестности не раз подвергались опустошению.

Шахматная фигура — ладья.

Вещевой материал, происходящий из слоев XIII — XIV вв., исключительно бедный и однообразный, вос­создает картину некоторого упадка культуры [б].

Особого рассмотрения требует гродненская мону­ментальная архитектура, по праву считающаяся яр­ким проявлением культуры Гродно XII в. Самым ран­ним архитектурным памятником является так назы­ваемая Нижняя церковь, открытая раскопками в цент­ре крепости. Уже она отмечена печатью архитектурно­го 'своеобразия, получившего развитие и воплощение в последующих каменных постройках Гродно и неко­торых других городов.

Нижняя церковь, рухнувшая во время пожара 1183 г., сохранила свои стены на высоту до 3,5 м. Сло-


жены они из тонкого плитчатого кирпича размером 26 X 15 Х 2,5 — 3,5 см обычной для XII в. техникой порядовой кладки на толстых швах связующего раст­вора. Фундамент сделан из камней, пересыпанных землей. Необычен план и общая композиция храма.

Коложская церковь. (Реконструкция Н. Н. Воронина.)

Храм имеет всего одну плоскую абсиду. Две другие скрыты в толще угловых стен. Столбов шесть. Причем четыре западных столба мощнее восточной пары, что, указывает на то, что купол храма был смещен к запа­ду. Это придавало церкви необычную асимметричную композицию. Столбы имели восьмигранную форму. Для улучшения акустических условий в кладку стен были уложены многочисленные глиняные кувшины-голосни­ки, выделявшиеся своими темными отверстиями на розовато-белом фоне кирпича и извести. Пол храма


был богато выстлан цветными майоликовыми плит­ками желтого, зеленого и коричневого тонов. Под купо­лом здания плитки различной формы и окраски соста­вили сложный нарядный узор. Но еще более необычно было наружное оформление храма. В нижнюю часть стен были вставлены огромные цветные валуны с шли­фованной поверхностью, а выше — на плоских лопат­ках, членивших наружный фасад здания, и на срезан­ных углах были размещены различные геометриче­ские фигуры из майоликовых плиток. Такое красочное убранство Нижней церкви выделяет ее среди строгих храмовых построек юга Руси.

После гибели Нижней церкви была построена Бо­рисоглебская церковь на Коложе, которой, по-видимо­му, предшествовало воздвижение каменных башен, от­крытых в западной и южной части Верхнего замка, Башни сложены из кирпича несколько более крупного, чем кирпич Нижней церкви, на известковом растворе без примеси кирпичной крошки. Южная башня, по-видимому, была квадратная в плане 10 Х 10 м, перво­начальные размеры другой установить невозможно.

Фасады южной башни, как и Нижней церкви, укра­шены вставками из необработанного камня светло-ро­зового, темно-коричневого и серого цвета. Возможно, что верхняя часть сооружения имела майоликовый по-лихромный убор. Назначение башен, очевидно, воен­ное. Можно предполагать, что они соединялись между собой валами [б].

Борисоглебская церковь еще в большей степени вы­разила новые художественные принципы гродненских зодчих. Интерьер этого шестистолпного трехабсидного храма поражает своим исключительным своеобразием и эффектностью. Стройные круглые столбы, легкие балконы вдоль боковых стен, обилие света, проникавше­го через многочисленные окна стен и барабана, дела­ли его похожим на просторный роскошный зал. Стены были обильно заполнены голосниками. Более богатым и продуманным был и внешний облик церкви. Убран­ство фасадов камнем и майоликой стало особенно кра­сочным. Здесь для украшения использовались сравни­тельно небольшие и мелкие камни. Были учтены ин­женерные просчеты, допущенные при строительстве Нижней церкви, крупные валунные камни которой


сильно ослабили прочность стен. Каменные вставки с большим художественным вкусом сочетались с фигу­рами крестов из цветных майоликовых плиток и от­дельными квадратами плиток. Подсчитано, что на внутреннее и внешнее оформление церкви использо­вано не менее 16 различных форм майолики.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 906 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...