Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Восточнославянские племена. Кривичи. Дреговичи. Древляне. Радимичи



К середине и второй половине I тысячелетия н. э. относится формирование мощных славянских союзов племен, зарегистрированных «Повестью временных лет». Несколько таких союзов сложилось и на терри­тории Белоруссии. Крупнейшими из них были кривич-ский, дреговичский, радимичский и древлянский.


Карта расселения древнерусских племен.


С, N.»

Русский летописец дал этногеографию восточносла­вянских племен такой, какой она сложилась к IX в. Для территории Белоруссии это уже был итог боль­ших и длительных этнических передвижений и слож­ных взаимоотношений славянских племен с местным

.населением.

В археологии восточнославянских племен несом­ненный интерес представляет проблема установления этнических признаков, присущих отдельным племенам и определение на основании их картографирования

племенных территорий.

Попытки уточнения ареалов отдельных восточно­славянских племен были сделаны на основании сравни­тельно поздних археологических данных периода Ки­евской Руси. В это время племен как таковых уже не существовало, но отголоски былого племенного деле­ния достаточно отчетливо запечатлелись в материаль­ной культуре. В массе вещей и деталях погребальных обрядов были выявлены признаки, свойственные опре­деленным племенам.

Существование на территории летописных племен различающихся между собой в деталях, но совпадаю­щих хронологически локальных групп памятников позволяет выделить в составе этих «племен» те первич­ные и неизвестные из летописи 'племена, которые в эпоху разложения первобытнообщинных отношении

объединились в большие союзы.

Одно из крупнейших восточнославянских племен — кривичи, согласно начальной летописи, занимали зем­ли в верховьях Волги, Двины и Днепра. В середине и во второй половине I тысячелетия н. э. на этой терри­тории, а также в отдельных районах Понеманья и За­падного Буга были распространены длинные и удли­ненные курганы, на смену которым в IX в. пришли круглые курганы с одиночными трупосожжениями.

Удлиненные курганы представляют собой невысо­кие в среднем до 1,5 м насыпи длиной до 20 м при ши­рине около 10 м. Под ними обычно на горизонте обна­руживаются трупосожжения, совершенные на стороне. Известны находки пережженных костей, сложенных в горшки. В одном из курганов у д. Хотенчицы были найдены пережженные кости коня, высыпанные в ям­ку под курганом и накрытые перевернутым сосудом [4^


Длинные курганы имеют вид вала, протяженностью до 80—100 м. Ширина их бывает 20 м и больше, высо­та 2 м.

Удлиненные и длинные курганы весьма бедны на­ходками. Обычно это грубые лепные горшки, мелкие украшения из бронзы и детали костюма: трапециевид­ные подвески, спиральки, браслеты, бубенчики, пряж­ки.

Древнейшие длинные курганы на территории Бело­руссии датируются приблизительно VII в. К этому вре­мени относятся курганы в Будранах на Полотчине, где найден узколезвийный топор, характерный для древно­стей V—VIII вв. Там же между деревнями Машули и Шалтени раскопан длинный курган, датированный В-образными пряжками VI—VIII вв.

Большинством исследователей прослеживается пре­емственная связь между удлиненными и длинными курганами, с одной стороны, и древнерусскими погре­бальными сооружениями — с другой. Для тех и других характерны ритуальные кострища, сохраняющиеся в виде зольно-угольной прослойки в насыпи или ямке под основанием кургана. Это обстоятельство позволяет связывать длинные и удлиненные курганы с кривича­ми. Последние исследования кривичских памятников приподнимают завесу над вопросом о их происхожде­нии. К середине I тысячелетия н. э. наметилась терри­ториальная обособленность кривичей от остальных во­сточнославянских племен. Древнейшие из известных пока длинных курганов расположены, по наблюдениям В. В. Седова, в области расселения псковской группы кривичей. Их нет ни в Смоленском Поднепровье, ни в Полоцком Подвинье. Но и в древнейшей Псковской об­ласти культура кривичей была пришлой [17]. Кривичи принесли с собой традицию наземных построек в виде глинобитных домов с каменными печами, не известных до этого в тех местах.

Поиски исходной территории формирования кри­вичских племен пока не увенчались успехом. Еще ни­где не обнаружены кривичские памятники, более древ­ние, чем на Псковщине. Однако нельзя пройти мимо того обстоятельства, что в последних столетиях первой половины I тысячелетия н. э. в землях, расположен­ных между Псковщиной и Верхним Принеманьем, на-


мечается какое-то передвижение населения, сопровож­давшееся гибелью укрепленных поселений. Многие го­родища со штрихованной керамикой в западной части территории их распространения прекращают свое су­ществование в IV в. Вместе с тем поселения со штрихо­ванной керамикой распространяются на территории, занятой до этого угрофинским населением. Я. В. Стан­кевич отмечала в керамике и другом инвентаре посе­лений III—IV вв. сочетание славянских и восточнобал-тийских элементов. По мнению В. В. Седова, эти явле­ния следует объяснять проникновением с юго-запада на эту территорию кривичских племен, которые в сво­ем движении увлекли и другие племена, в частности племена штрихованной керамики.

Дальнейшая история кривичей связана с колониза­цией ими Смоленского Поднепровья и Полоцкого Под-винья, куда они проникают приблизительно в VII в. н. э. Интересно отметить, что в древнейших длинных курганах Полотчины и Смоленщины отсутствуют бал­тийские вещи. По мнению В. В. Седова, это свидетель­ствует о том, что славяне первоначально не смешива­лись здесь с местным населением. Зато в поздних длин­ных курганах VIII—IX вв. балтийские вещи известны. Сельская община, пришедшая к этому времени на сме­ну родовой общине, очевидно, уже допускала в свой состав инородческое население. О наличии племенной организации у кривичей середины I тысячелетия н. э. пока ничего неизвестно.

Отголоски этнического своеобразия культуры кри­вичей дают о себе знать еще долгое время. В памятни­ках древнерусской эпохи отчетливо улавливаются чер­ты, восходящие ко времени племенной обособленно­сти. Это проявляется и в деталях погребального ритуа­ла, долго сохранявшего свои особенности, и в устойчи­вости традиционных форм некоторых вещей. Археоло­гически легко обнаружимым этническим признаком кривичей являются женские височные кольца в виде проволочного браслета с завязанными концами. Такие кольца вплетались в прическу возле висков обычно по три с каждой стороны. Картографирование курганов с кривичским погребальным ритуалом и браслетооб-разных височных колец позволяет значительно опреде­леннее установить область расселения кривичей. К мо-

9 Э. М. Загорульский


менту вхождения в состав Древнерусского государст­ва кривичские земли занимали значительную часть северо-восточной Белоруссии. Из? южная граница про­ходила, видимо, севернее Минска.

Областью расселения другого восточнославянского племени — дреговичей — начальная летопись назы­вает земли между Припятью и Западной Двиной. А. А. Спицын первым заметил, что для курганных древностей этой территории характерны некоторые






Височные кольца кривичей (1) и радимичей (2). Зернистая буса дреговичей (3).

устойчивые признаки: наличие внутри курганных на­сыпей деревянных срубов, или теремков, перстнеобраз-ные височные кольца с заходящими концами (так на­зываемые полутораоборотные), крупные металлические зернистые бусы, известные под названием бус «мин­ского типа». Эти признаки были подтверждены и дру­гими исследователями [20].

Правда, перстнеобразные височные кольца извест­ны и у южных соседей дреговичей — древлян и волы­нян. Зато их нет ни у кривичей, ни у радимичей, что позволяет считать их признаком, помогающим разгра­ничивать дреговичей, с одной стороны, и кривичей и радимичей — с другой. Точно так же не только дрего­вичам свойствен обычай погребать умерших в дере­вянных домовинах. Подобный обряд известен и у во­лынян. Типичной дреговичской вещью В. В. Седов считает зернистые бусы. Они совсем не встречаются в составе ожерелий других восточных славян. Их, оче­видно, следует считать главным этнически определяю­щим признаком дреговичей [16].


На основании картографирования характерных для дреговичей археологических данных, В. В. Седов опре­деляет территорию дреговичей в следующих границах:

на юге — река Припять, на востоке — Днепр, на севе­ро-востоке — водораздел Березины и Друти, на севе­ре — линия городов Заславль — Борисов. Естественной границей на западе была обширная болотистая мест­ность — так называемое Выгоновское болото [16].

Древнейшими славянскими памятниками на этой территории являются поселения VI—VIII вв. с керами­кой пражского типа. Все они расположены в южной части дреговичской земли.

Следует отметить, что поселения этого типа харак­терны также для территории древлян и волынян. Мож­но предполагать, что культура пражского типа была исходной для дреговичей, древлян, волынян и, возмож­но, для некоторых других славянских племен. Об этом, по-видимому, свидетельствуют и отмеченные выше об­щие черты в их погребальных обрядах и инвентаре.

Начало колонизации дреговичами левобережья Припяти В. В. Седов относит к IX в. Именно в это вре­мя здесь распространяются курганы с трупосожжения-ми, содержащие лепные урны. Местное балтийское на­селение, представлявшее потомков «штриховиков», бы­ло ассимилировано. Этот процесс достаточно отчетливо отразился в археологическом, антропологическом и лингвистическом материале. Именно в северной части дреговичской территории, там, где в раннем железном веке была распространена культура штрихованной ке­рамики, в обрядовой стороне захоронений присутствует элемент, характерный и для других восточнославян­ских племен, расселившихся на древней территории балтов,— наличие в курганах остатков кострищ под погребениями.

Этот элемент отсутствует в могильных памятниках восточных славян, расположенных за пределами обла­сти древней балтийской гидронимики, в том числе и у южных дреговичей.

Об этом же говорят антропологические данные. Краниологические исследования В. В. Седова показали, что в северной части дреговичской территории в XI—XII вв. был распространен европеоидный длинно­головый и сравнительно широколицый антропологи-

9* 131


ческий тип, характерный для населения Прибалтики. В южной же части дреговичской земли население при­надлежало к европеоидному длинноголовому и узколи­цему антропологическому типу.

Южными соседями дреговичей были древляне. В ле­тописи их территория отмечена, как всегда, очень условно. Важнейший материал для установления пле­менной территории древлян дает археология.

Древнейшая славянская культура в земле древлян, как и у дреговичей, представлена памятниками праж­ского типа, на смену которым в IX в. пришли курга­ны с одиночными трупосожжениями, а позже трупопо-ложениями. Курганный погребальный инвентарь древ­лян крайне беден: нож, проволочное колечко или буси­на. Выделить среди вещей этнически определяющие пока не удается. Единственную возможность для уста­новления племенной территории древлян дают некото­рые особенности погребального обряда. По наблюде­ниям И. П. Русановой, для древлян наиболее характер­ны погребения на горизонте (74%) или в насыпи кур­гана (18%). Различия в обряде чисто территориальные и не связаны с хронологическими изменениями. Воз­можно, что эти локальные особенности отражают тер­риториальное деление древлян. Очень важным призна­ком древлянских погребений является наличие уголь­но-зольных скоплений в насыпи кургана выше погре­бения [13]. В отличие от соседних курганов дреговичей и волынян древлянские курганные насыпи не имеют внутри срубов-домовин.

Эти особенности погребального обряда древлян и его отличие от обряда соседей позволяют включить в племенную территорию древлянского союза курганы правобережья Припяти к востоку от междуречья Случи и Горыни. Основная часть древлянской земли находи­лась на территории Украины, доходя на юге до Здви-жа и Тетерева.

К востоку от дреговичей и к югу от кривичей жило восточнославянское племя радимичей. Русский летопи­сец помещает их на Соже.

Этнически определяющим племенным признаком радимичей являются височные кольца в виде пластин­ки с расходящимися книзу семи лучами и дужкой для прикрепления к прическе. Картографирование семилу-


чевых височных колец очерчивает территорию радими­чей от Днепра на западе до Ипути на востоке и от ни­зовьев Прони на севере до устья Сожа на юге.

Ранние памятники радимичей на этой территории изучены плохо. В конце I тысячелетия н. э. здесь ши­роко распространились курганы с трупосожжением. В среднем течении Днепра и бассейне Сожа такие кур­ганы достигают высоты 3,5 м. Характерной особен­ностью в обряде является сожжение покойника на ме­сте будущего кургана. В насыпи на подсыпке из песка обнаруживаются остатки кострища с пережженными костями и обломки глиняной посуды. Других вещей обычно нет [19].

В XI в. обряд трупосожжения был заменен трупо-положением. На территории радимичей преобладает обряд погребения умершего на горизонте. По подсче­там Г. Ф. Соловьевой из 59 исследованных курганных групп в 49 группах погребения были совершены на го­ризонте, в остальных — либо в насыпи кургана, либо в ямах. Хотя курганы с трупоположением относятся уже к следующей исторической эпохе, наблюдения над деталями обряда и инвентарем позволили выявить не­сколько локальных групп, отражающих, по-видимому, некогда существовавшее племенное членение радимич-ского союза. Исследовавшая радимичские курганы Г. Ф. Соловьева выделяет 8 таких групп.

Первая занимала район между Днепром и Сожем. Ее характерные особенности сводятся к следующему:

погребения совершены в насыпи, покойник ориентиро­ван головой на запад, посуда помещалась в ногах умер­шего. Вторая группа занимала бассейн Сожа. Характе­ризуется погребениями на горизонте, покойник лежит на спине головой на запад, следы гробов отсутствуют. Мужские захоронения обычно без вещей. Третья груп­па памятников расположена в бассейне Ипути. Погре­бения совершены на горизонте. Ориентировка смешан­ная — на запад и восток. Мужские костяки, как правило, ориентированы на восток. Обнаруживаются остатки деревянных гробов и ритуального кострища. Четвертая группа находится в бассейне Ипути и Снова. В обряде преобладают погребения на горизонте, но имеются в насыпях и ямах; женские погребения ориен­тированы на запад, мужские — на восток; прослежива-


ются остатки гробов и угли. Пятая группа расположена в бассейне Снова. Погребения совершены на горизонте. Ориентировка покойников западная. Шестая группа находится в нижнем течении Ипути. Известны все три вида захоронений — на горизонте, в насыпи, и в яме. Покойники ориентированы головой на запад. Угля нет. Седьмая группа занимает область среднего течения Днепра. Известны все три вида захоронений. Ориенти­ровка погребенных преимущественно западная. Харак­терны погребения в деревянных колодах. Мужские ко­стяки обычно не сопровождаются вещами. Наконец, восьмая группа радимичских курганов располагалась в междуречье Сожа и Беседи. Захоронения производи­лись как в насыпи, так и на горизонте. Причем в на­сыпях встречены только мужские погребения с преоб­ладающей восточной ориентировкой. Часто прослежи­вается уголь [19].

Наличие в земле радимичей достаточно выражен­ных локальных групп памятников дает основание вы­сказать предположение, что радимичский племенной союз сложился в результате объединения по меньшей мере 8 первичных племен. Названия их мы не знаем и едва ли когда-нибудь узнаем. Одно несомненно — восточнославянских племен было значительно больше, чем известно нам из «Повести временных лет».





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 2479 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...