Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты  
 

Теории прогресса и регресса



1) Теория поступательного развития общества (исторического прогресса): Морган: дикость, варварство, цивилизация; история по Г. Гегелю, формационная теория К.Маркса

Французский просветитель Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794 гг.) — один из основоположников идеи исторического прогресса, источник которого — безграничная возможность развития человеческого разума. Он выделил девять эпох в развитии общества: первобытное состояние, земледелие, разделение труда, Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, появление наук, книгопечатание. Девятая, по его мнению, начинается с Декарта и завершается образованием Французской республики.

Гегель, обратив внимание на географический фактор, в основу положив развитие свободы, делит историю на 4 отрезка:
1) Восточный мир — детский возраст человечества, свободным чувствует себя только деспот;
2) Греческий мир — период юности, царство прекрасной свободы, здесь процветает истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля придерживается обычаев и законов, в политике преобладает демократия;
3) Римский мир — это возраст возмужалости истории. Здесь нет ни произвола ни деспота, ни субъекта. Индивид достигает свободы в подчинении общей цели. Господствует абстрактная свобода, которая ставит государство выше индивида. Но индивид чувствует себя личностью, так как является юридическим лицом. В политике преобладает аристократия;
4) Германский мир — здесь германский дух осуществляет абсолютную истину как самоопределение свободы. Дух достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории является прусская монархия.

Ростоу («Некоммунистический манифест») делит историю на пять стадий: 1) «Традиционное общество» включает все, вплоть до начала капитализма. Оно характеризуется низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства. В основе власти лежит доскональное знание порядков, правильность которых не подлежит обсуждению. Верхи также не свободны, как и низы, так как все должно быть подчинено естественным условиям жизни, циклам природы;
2) Стадия «переходного общества» условно совпадает с переходом к капитализму; 3) «Период сдвига» — характеризуется промышленными революциями и началом индустриализации;
4) «Период зрелости» — завершение индустриализации, возникновение высокоразвитых в промышленном отношении стран;
5) «Эра высокого массового потребления» — достигнута в США. На четвертом этапе возникает современное общество, которое отличается от традиционного тем, что труд уже способен преодолеть естественные ограничения производства (искусственные материалы, искусственный климат и т.д.). Человек уже контактирует не с дикой, а преобразованной природой, общество развивается на своей собственной основе, наращивая производство.

2) Теории нисходящего развития общества (исторического регресса): Гесиод (Древняя Греция, 8-7 вв. до н.э.): золотой век, серебряный, медный, героический и железный (люди становятся более жестокими, агрессивными, злыми, менее счастливыми); О. Шпенглер: культура превращается в цивилизацию – это стадия упадка, агонии и старости культуры (её признаки: космополитизм вместо кровных уз, научный подход вместо религиозного, массовые ценности вместо традиционных, секс вместо материнства, деньги вместо подлинных ценностей, насилие вместо согласия).

Если наличие научно-технического, экономического прогресса не вызывает особых сомнений, то говорить о нравственном прогрессе сложно (см.: Ж.-Ж. Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов»).





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 2409 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с)...