Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Потребности, интересы, ценности



Потребности – состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремится преодолеть. Является движущей силой активности человека, связи с внешним миром, служит основой существования общества. Потребности подразделяются на первичные (в еде, питье, одежде, поддержании нормальной температуры тела, безопасности, половом влечении) и вторичные (в образовании, искусстве, религии).

«Пирамида потребностей» А. Маслоу

С «Пирамидой» А. Маслоу можно поспорить: 1) потребность в безопасности вполне можно отнести к базовым потребностям (когда очень страшно, не хочется ни есть, ни спать);2) «закон возвышения потребностей» для многих людей не работает: они живут на уровне первых двух ступеней + развлечения, чем выше «Пирамида», тем меньше людей остаётся; 3) материальные потребности первичны, духовные – вторичны, сначала надо подумать о теле (еда, одежда, жильё), а потом уже – о душе, но до души так можно и не дойти; духовные потребности – также базовые для человека; 4) почему высшая ступень – самоактуализация, а не любовь (и Н. Бердяев, и Э. Фромм высшими ценностями человеческой жизни называют свободу, творчество и любовь); 5) для «общества торжествующего индивидуализма» самореализация – высшая цель, для коллективистского, солидарного, соборного общества таковой ценностью будет самопожертвование (выхаживание матерью больного ребёнка, альтруизм, смиреномудрие, служение Богу); для христианского миросозерцания высшей ценностью является не развитая индивидуальность, а святой.

Интерес — осознанная и эмоционально выраженная потребность, рождающая у человека деятельную целеустремлённость. Ценности выражают положительную значимость определённых явлений действительности для человека, исходя из его потребностей и интересов. Они имеют конкретно-исторический характер, различаются исходя из групповых (демографических, национальных, религиозных, политических) и личных интересов. М. Шелер: «ранг ценности тем выше, чем она долговечнее, чем большее удовлетворение вызывает».

2. Ценности дифференцируются на:

материальные (производственно-потребительские, бытовые); политические, социальные и духовные (нравственные, познавательные, эстетические, этические, религиозные); подлинные и мнимые, позитивные и негативные, относительные и абсолютные, субъективные и объективные; несущие выгоду (утилитарные, инструментальные) и не имеющие таковой.

Моральные антиценности, пороки как проявление зла: мизантропия (человеконенавистничество), гордыня, зависть, гнев, лицемерие, властолюбие, агрессивность, распущенность, нежелание контролировать и искоренять свои эгоистические порывы.

Добродетели без меры могут приобрести черты пороков: смелость становится безрассудством, щедрость – мотовством, любовь – нестерпимой тиранией, забота – подавлением воли другого, гордость – гордыней.

Ценности имеют как конкретно-исторический, так и общечеловеческий характер. Общечеловеческие ценности: добро, свобода, истина, справедливость, мир, любовь, сотрудничество, сосуществование. Внеисторические ценности, ценимые людьми всегда: здоровье, честь, доброе имя, богатство, ученость, справедливость, доброжелательность.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 1456 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...