Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
На дворе - предвестье величайшей метаморфозы. Кончились “великие” живопись, cкульптура, музыка, поэзия, проза, театр, кинематограф. “Эра мило- сердия” обернулась миллиардами видеокассет, уткнув человечество “информационной революции” в экраны ТВ и компьютеров. В ТЕРМИНАТОРОВ ультратехнологического перевоплощения жизни и в Интернет всемирной клоаки беспартийного Интернационала. Стремительно проступает обманчиво-человечный, c застенчивой улыбочкой, лик ТОГО, ЧТО, стоя в невиди- мой очереди столетий, терпеливо ждало времени спокойного, но беспощадного раз-облачения своего эволционного демонизма. Стивен Кинг как подручная бумажная профилактика сверхчеловечности.
Бойтесь, живые и теплые, гераклитовского “дитяти”, играющего в космические шахматы! Огненные киберы Иезекииля с шумящими за спиной металлическими крыльями и ослепительными фарами глаз, что на головах, что на окружностях ног-колес, сумасшедшими иномарками спускаются с небес на автострады или ИЛ-ами и Боингами не дотягивают до посадочных полос, востребуя жизни тысяч принцесс Диан и их возлюбленных. Это - не горе. Это - ТВ-шные “Катастрофы недели”.Число добровольных жертвопри- ношений“дитяте” сопоставимо с потерями 2-ой мировой войны.
Не заключена ли эта эсхатология в сокрушающей прелести наших собственных детей и внуков, во внеморальном экстазе их голосов, движений и вопросов?
Предварительный Selbstbildnis автора-дитяти. Снежный Эльбрус на фоне голубого нальчикского неба и наклоняющаяся ко мне, семилетнему, 100-килограммовая терская казачка Евдокия Мартыновна Горепекина, люби- мая бабушка. Грозным шепотом / чтобы не услышал мой дядя-энтомолог, ее сын/ она внушает мне о близком “конце света”, о божьей каре и огненном воздаянии“нечестивцам”. Шагающий по трупам бронированнный демон фашистской свастики только через шесть лет затрепещет флагом над лермонтовским Кавказом. И я, конечно, не знаю, что бабушка подразу-мевает тех, “своих”, кто незадолго до того без спросу ворвался и отобрал у ее семьи родовой казачий дом с небольшой усадьбой в соседних Ессентуках. Но в начале 30-ых я, двухлетним, успел побывать в нем...
Какая тут связь Кавказа с экранами компьютеров, глазастыми иномарками, огненностью Библии, жертвами “конца света”, мной-дитятей и искусством? “Хороший вопрос”.
...Мистическая судьба стивен-кинговского Тэда Бьюмонта в “Темной половине”.Одаренному дитяте вырезают из мучимого болями мозга третий, внутренний глаз - остаток неродившегося близнеца. Тэд вырастает, cтано- вится писателем, но второе “я”героя не умерло. Под псевдонимом Старка его alter-ego в короткий срок создает несколько бестселлеров о безжалостном убийце Алексе-Машине. Первый из них, самый сильный - “СПОСОБ МАШИНЫ”. В трагедию, однако, превратились символические“похороны” Старка и возврат к собственному имени. Отделенный от родового тела, Старк-Алекс - ГЛАЗ-МАШИНА - оживает самостоятельной персоной, кося людей налево и направо. Захватив Тэда с его женой и двумя детьми / нормальными близне- цами/, он под угрозой их смерти принуждает писателя к совместному сочинению“Стального Машины” - пока мирриады воробьев, жертвуя собой, не разрывают тело фантома на части и уносят СТРУКТУРУ его обглодан- ного скелета в небо...
Герой этого опуса - ГЛАЗ, степень онтологической вины которого за все с нами происходящее понята недостаточно. Что общего у мистика “технологического” века с весьма эзотерической сентенцией “абсолютного идеалиста”: “Можно утверждать об искусстве, что оно обязано превратить в глаз все являющееся во всех точках поверхности”,“ сделать всякий создава- емый им образ тысячеглазым Аргусом с тем, чтобы внутренняя душа и духовность были видны во всех точках явления”/ Гегель/. ИСКУССТВО И ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО! Читайте “Око и дух” Мерло-Понти! Пре- красные все-таки существа - философы, если только они в гимназиях, художественных мастерских, на лоне природы или в проектном отшельни- честве учителя математики из старой Калуги...
Вожделение глаз равно тайному прелюбодеянию тела. Да - всесилия и немощи взрослого полового тела. Абстрактного символа “телесности” вообще. Но светоносная связка колбочек и призмочек геометрического шара стекловидной массы с миллиардами “жидких кристаллов” - нейронами зрительного мозга без костей и мышц плохо определима через такое “тело”. Хотя - всем кажется, живет внутри него и за его счет. Живет ли цветок внутри стебля? И кто кого питает? “А люди разве не цветы? / О милая, почувствуй ты, / Здесь не пустынные слова. / Как стебель тулово качая, / А разве это голова / Тебе не роза золотая? / Цветы людей и в солнь и в стыть / Умеют ползать и ходить” /Есенин/. Не плоть, а лучистую энергию Солнца вожделет “огонь зеленый” опадающих от холода листьев, чтобы напоить ею толстеющие стволы. За стенами из них плотские тела спасутся потом от холода, водрузив на крепкие стулья и кровати свои увесистые зады. Не достаточно ли поистязали друг друга такие тела, чтобы поверять и самого Христа “последним искушением”?
Когда настоящего “тела” еще нет или уже почти нет, вожделеют особо. Бог мучается о мужьях и женах, но его надежда и опора - дети и старцы. Возлюбленный Сын его чист как вечный ребенок и мудр как бессмертный старец. Дитятя с быстротой, недоступной тупоумным взрослым решает головоломку “кубика Рубика”, овладевает музыкой, шахматами, компьютером. А старец Циолковский, хвастаясь атеизмом, в детском восторге втянул человечество в игру “овладения космосом”, царством Того, Кто на Небе. Вместо Богачеловека и Человекобога - Человек между Богом и Машиной. Пора честно согласиться, что “первичный раствор” веры и неверия питает жизнь культуры эффективнее их вражды.
Бог кантовского “механизма природы” и не отличающегося по этому основанию от животного “Человек-машина” Ламетри принадлежат одному и тому же рационализму ХY111 века. Их равно предваряет помешанный на “бесконечности” Паскаль, у которого понятие Бога-машины объединяет страстную теодицею верующего с изобретением счетной машины. Но нет на свете больших рационалистов, чем дети. Не хаос произвола, а неумолимость их логики сводит взрослых с ума. Едва встав на ноги, еще не умея толком говорить, не то что писать и считать, дитятя с такой же серьезностью исследует живую козявку иди цветочек, c какой громоздит из своих кубиков сложные “конструкции”и требует очередную - пятую, двадцатую и эн-ную “машину”. Разве не под всепонимающей улыбкой Бога? Тысячелетние попытки разгадать через Бога самих себя - чудище единственного вида живой природы, восставшего против собственной органичности. Тучные поля Росиии и давильный лязг машин “железного орднунга”. Кто их одолевал, кто клал свою трепещущую плоть и бессмертную душу за Родину-мать? ЖИВЫЕ ВИНТИКИ “стальных рук-крыльев”, у которых “вместо сердца - пламенный мотор”. Больше жизни? Так, да несовсем. Страсти, любившей Родину больше жизни и легшей четырехкратно большей, чем у противника, массой тел, неживых так же, как искореженные орудия, танки и самолеты. Пелось ведь правильно: “Нам разум дал”. Не вожди, чей разум сам был ослеплен чертежом социального механизма, а страсть космической связки ОГНЯ-СВЕТА. “Светлый путь”,срывающийся на команду “Огонь!”. Огонь живой жизни и неживые смертоносные мечи, закаляемые в огне, чтобы быть подставленными под собственную грудь. Не слишком ли много “карающего огня” в Ветхом завете и “мечей” в руках святых? Не черезчур ли переполнены “Детские миры” автоматами, танками и ракетоносцами? Откуда экстаз невинных младенцев, вступающих в сговор c огненно-железной “карающей” дланью?
Единственное спасение - “быть, как стебель и быть, как сталь”/ Цве-таева/. Быть одновременно! Мыслит и творит только то, что фунда- ментально застревает на полдороге между живым и неживым, в царстве БИОКОСНОСТИ. “Человек” есть два симметрично противонаправленных лица, смертельно раздираемых несводимостью своего уродства в успоко- ительную “норму”. Синергия взаимоисключающих царств природы - невоз- можно-возможная НЕБЕСНАЯ ТВЕРДЬ то ли под коробкой черепа, то ли под куполом звезд. Нас определяет противоестественный, но реально разрешаемый ПАРАДОКС ОРГАНИЧЕСКОГО КОНСТРУКТИВИЗМА и КОНСТРУКТИВНОГО ОРГАНИЦИЗМА. Не Родина-мать, а Прародина свадьбы неживых минералов с живыми растениями и животными. Помните “нечто странное”, но “не без поэзии”, сочиненное молодым Степаном Тро- фимовичем Верховенским в духе второй части “Фауста”? “Хоры поют о чем-то неопределенном, большею частию о чьем-то ПРОКЛЯТИИ”. Потом наступает “какой-то “Праздник жизни”, на котором поют даже насекомые, является черепаха с какими-то сакраментальными латинскими словами, и даже, если припомню, пропел о чем-то один минерал, то есть предмет уже вовсе неодушевленный”. Является “дикое место” и в нем “цивилизованный молодой человек, который срывает и сосет какие-то травы”, чтобы “ПОТЕ- РЯТЬ УМ”. После чего другой “неописанной красоты” юноша на черном коне со следующим за ним “ужасным множеством народов... изображает собою смерть, а все народы ее жаждут”.
Поверим лукавству гения, что вся эта сцена была написана “с оттенком высшего юмора”. Он прекрасно сознавал, для чего именно она понадобилась ему в ключевом начале романа о БЕСАХ. “Врите, врите, бесенята”! Преданные железной дисциплине своего духа “стойкие оловянные солдатики”, жертвенные дитяти всех революций. Всех Sturmund Drang’ ов “небесной тверди” как предвестий ЭЛЕКТРОННО- КИБЕРО- КОСМИЧЕСКОЙ эры ХХ1 столетия!
Я - МИР ДИТЯТИ ИЛИ ВОС-ХИЩЕННЫЙ ХИЩНИК
... Конечно, добрый, но неизменно снисходительный смех родни. Это - когда я в молодости горячо уверял ее, что отлично помню просторную палату, окно с белыми занавесками, трамвай красного цвета, прозвеневший по ул. Басина в залитом солнцем бакинском дне и лицо другого моего дяди, Давида, которому счастливые Отец и Мать доверили вынести из роддома своего первенца. Смех, однако, быстро сменялся удивлением, когда, подтвер- ждая память глаза, я брал лист бумаги и за пару минут воспроизводил на на нем точные очертания ессентукского дома бабушки - расположение его комнат, окон, дверей и всех хозяйственных построек на плане двора-усадьбы. Того самого, в котором я единственный раз успел побывать ребенком не- полных двух лет...
Свет небесной тверди оккупирует сознание рождающегося человека рань- ше формул религиозных текстов. Природа, как экстаз возможной невозмож- ности жизни, “теряет ум” - “Безумная, но любящая мать / Таит в себе высокий мир дитяти, / Чтоб вместе с сыном солнце увидать” / Заболоцкий/. Церковь вторична. Крестят в роддоме, перенося комочек жизни из вод материнского лона в купель солнечного света. В порядке ли у новорожден- ного глаза-мозг-пальцы? Если да, Евангелие Света, как рукодельницу Вер- мейера, пронзит его насквозь по кресту тельца и раскинутых ручонок и УЖЕ вос-хитит в БЕСКОНЕЧНОСТЬ вселенской благодати. Мы трансцен- дированы причастием Светого Изнеможения. Улыбка Бога. Прищур Леонар- до и “Джоконды”. Послушаем того же дитятю-мудреца: “Не я родился в мир, когда из колыбели / Мои глаза впервые в этот мир глядели./ Я на земле моей впервые мыслить стал, / Когда почуял жизнь БЕЗЖИЗНЕННЫЙ КРИСТАЛЛ, / Когда впервые капля дождевая / Упала на него, в лучах изнемогая”.
Не-Я первомысли в водно-лучезарном крещении оживающей безжизнен- ности. О чем там старик Дарвин! Гомо сапиенс начинает историю своего духа из СВЕТОВОДНОсти царства кристаллов - алмазной прародины гео- метрических правильностей, измеряемых “чистотой воды”. Чрево водно- растительного или минерально-кристаллического лона нашей идеальности в блаженных красавицах Клинта и трагических Демонах Врубеля. Надпись на входе в платоновскую Академию: ГЕОМЕТРИЯ И БОГИ ВОССЕДАЮТ НА ОДНОМ ТРОНЕ. “Служа линейкою преемникам Петра”, шедевр заха- ровского Адмиралтейства - “Фрегат или Акрополь / Сияет издали - воде и небу брат” и учит: “Красота - не прихоть полубога, / А ХИЩНЫЙ ГЛАЗО- МЕР простого столяра” / Мандельштам/.
Мы миллион лет обтесывали камни. Мы превращали их в скребки, ру- била и наконечники копий, чтобы Свет, отбрасываемый их правильными гранями в мозг, заставил эволюцию признать нас “людьми”. Солнцевидный глаз - вертикально увенчанный мозг - инструментально изощрившиеся паль- цы. Вот мы - хищники, ввергнутые в блаженный плен сверхживотного ВОС-ХИЩЕНИЯ. Откуда было знать невинным дитятям точек, крестиков, кругов и спиралей “первобытной графики”, что они убивали в себе зем- ную природу, превращаясь в идеальную проекцию бесконечно-удаленной точки ВСЕВИДЯЩЕГО ОКА? Потом объяснили. Плоть согрешила от жи- вого дерева для того, чтобы Истинно-Сущий, земным отцом которого чис- лился плотник, только пригвождением этой плоти к деревянной, но голой геометрии Креста и смертью на нем явил твари условие ее Возноси- мости. Cм. уникальное “Распятие” Антонелло да Мессины / 1475 г./ c таким Крестом во всю центральную вертикаль картины и с разбойниками по бокам, не прибитыми железом гвоздей, а только привязанными к ис- кривленным стволам.
... Гениальность рисующих дитятей. К четырем годам / и на все ос- тальные / готов фанатичный служка сладостного принуждения. Зачем бук- вари, если Баку испещрен вывесками лавок и магазинов, если вокруг гово- рят одновременно на азербайджанском, русском и армянском, если в со- седнем дворе “зурначи” не смолкают до нового приглашения на свадьбу или похороны, и в море солнца чистая жажда глаза и уха напитывается этим этим с утра до вечера? Не ведающие откуда, что взялось, родители шлют письма и рисунки деду с бабушкой по отцу. И с пяти до десяти лет я каждое лето - желанный внучек в их заповедной Нухе / ныне Шеки/. “Я знаю — глупость эдемы и рай, / но если пелось про это...” Блаженство мирного Закавказья - пиршество различения! СКОЛЬКО ТЫ РАЗЛИЧИШЬ, CТОЛЬКО ТЕБЯ И БУДЕТ! Проснувшийся хищник сол- нцевидного Глаза в саду деда и за его пределами. Когда день за днем в этот “вынесенный вперед мозг” рвется детально различимое царство тутов- ника, айвы, винограда, кизила, хурмы, груш, инжира; когда в толстенную трубу сворачивают лаваш с домашним маслом и сыром и, прорвавшись сквозь заросли ежевики, дитятя с ватагой малолеток убегает на полдня в Гуру-чай - долину реки с тысячами камней, под которыми скорпионы; когда после его допустят в святая святых выпечки лаваша, где, кажется, cтолетняя старуха на корточках умудряется налеплять почти метровую пластину теста на уходящую под пол вогнутую стену тэндира; когда ближе к вечеру тебя ведут на гору в гости к тетке и, подтвердив свои успехи в рисунке и чте- нии, ты в большой остекленной комнате с кадками лимонных деревьев по периметру станцуешь еще и лезгинку - в белой детской черкесске с газырями и отороченным серебром пояском; когда утро снова упрет Глаз в зелено-об- лачное марево отрогов Кавказского хребта и разгоревшийся дент начнет свое пиршество сначала, тогда...
КОГДА - ТОГДА... “Когда волнуется желтеющая нива... и прячется в саду малиновая слива / Под тенью сладостной зеленого листка...” Бессмертие транцендирующей лермонтовской амплификации. “Тогда... и счастье я могу постигнуть на земле, / И в небесах я вижу Бога”. О боге снаружи и внутри себя дитятя не ведает. О “морщинах на челе” тем более. Но, очевидно, что-бы исключить их в принципе, приглашается армянский священник. В тени тутового дерева он крестит мальчика вторично в предназначенном для варки варенья огромном медном тазу с водой, размахивая кадилом и доста- вая просфору из металлической коробки от разноцветных леденцов-монпасье / Глаз навсегда фиксирует из изображение на крышке/.
Задумывался ли добрый обладатель этой коробки над тем, что в вос- поминаниях о своем, тоже закавказском, детстве сказал за себя и за меня-ребенка другой - великий священник-естествоиспытатель-геометр-искус- ствовед? “Дорого мне было целостное явление, конкретно созерцаемое... Форма была для меня реальностью. Не зная этих терминов, я верил больше всего в субстанциональность формы, и мне хотелось, если можно так сказать, морфологии природы”. “Я искал того явления, где ткань органи- зации наиболее проработана фопмующими ее силами, где проницаемость мира наибольшая, где тоньше кожа вещей и где яснее просвечивает чрез нее духовное единство” / Флоренский/.
ТОНКАЯ КОЖА ВЕЩЕЙ - СВЕТ ПРОНИЦАЕМОСТИ - ФОРМУЮ- ЩИЕ СИЛЫ! Кокон тутового шелкопряда, становящийся блестящей нитью, из которой в той же Нухе произведут ласковый шелк - вторую кожу чело- века. Рериховская серебряная нить “тончайших энергий”, держась за кото- рую, мы перелетаем пропасть между плотью и духом. КУЛЬТУРА! Тончай- ше-светоносный шелк, фарфор и лаковые поверхности, акупунктура тела, иероглифически-письменные экзамены и “зеркальная гладь прудов” в гении поднебесного Китая. “Когда наверху соизмеряются с Небом, внизу со- образуются с Землей, посередине считаются с Человеком, тогда не затруд- няются в оценке истинного и ложного, возможного и невозможного” / из “Люйши-чуньцю”/. Парадокс возможной невозможности как последование МЕРА-НЕБО - ОБРАЗ-ЗЕМЛЯ - ЧИСЛО-ЧЕЛОВЕК. Головная боль исто- рии философской эстетики - их полная ВЗАИМООБРАТИМОСТЬ.
Кто сказал, что нельзя есть глину, железо, огонь и солнечный свет? “Царство природы” - внутри нас - вся таблица Менделеева и сверхчело- вечность атомно-молекулярных конструкций. Живых? Неживых? Мы плотоядны. Проблема в том, насколько мы СВЕТОЯДНЫ. Дорога от шелкопряда на тутовнике и глины под ногами к ткацкому станку и в мастерскую керамики пролегает сквозь чудо субатомарных превращений. Именно: простота хуже воровства. Стоит только с этих “недрах природы, в первооснове творения, там, где хранится тайный ключ ко всему” / Клее/ самозародиться крошечному ядрышку конструктивной правильности и стать внерассудочной силой психики, - дело ее огненного вос-хищения неподвластно уже никому.
Так из роскоши дедовского сада мой будущий отец двенадцатилетним подростском бежит в промышленно-нефтяной Баку - чтобы из ученика и подмастерья вырасти в авторитетного мастера-механика городской типо- графии. В субъект “артистического человечества” Вагнера. Здесь с четырех лет я допущен к зачарованному созерцанию правильной динамики геомет- рических цилиндров и плоскостей машинной печати. В соседнем цехе - к космическому веселью слесарей, токарей и фрезеровщиков. Инструменты и станки, проницающие “кожу вещества”, горы блестящих спиральных стружек. Болванки железа и меди, принимающие “идеальные” формы. На прощание печатники засовывают дитяте за пазуху новенькие рисовальные тетрадки, наносить на которые правильные буквы, цифры и рисовальные формы было - для связи глаз-мозг-пальцы - плевым делом. “Первооснова тво- рения” делает это сама. На уровне атомарной комбинаторики нейронов точечное острие карандаша срабатывает так же, как жвало шелкопряда и токарный резец. Еще ничего о том не ведая, ты на всю жизнь внедрен в светоносный тайник культуры: ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ превращение вещества природы - в ЛИСТ БЕЛЫЙ.
Знаменитое “als ob” Канта, загадка природности “конструктивного априоризма” духа. Женщины, “теряющие разум” в магазинах модного платья и косметики / “второй кожи”/, и рассудок мужчин, вос-хищаемый прилавками сверкающего инструмента. Думай и пиши всегда так, как если бы твоя мысль родилась в ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ОТДЕЛЕ ПОСРЕДИ ЛЕСА ИЛИ САДА! Акупунктура ИГЛЫ И ТОЧКИ. Теперь - на уровне компьютерно-лазерных импульсов, изготовившихся к тому, чтобы в атом- ной решетке хрустального кубика объемом в стакан записать световым лучом информацию всех крупнейших библиотек мира. Последовательно сменяют друг друга заяц, утка, яйцо и в нем игла, только обломив тончай ший кончик которой, можно лишить Кащея могущества сверхчеловеческой власти. Изготовляет и ломает иглу точечного различения человек. Но нельзя утончить ее больше субатомарного основания ВЕЧНОСТИ. Того метаморфизма сущего, где дифференциально-проективная точка работы солнечного луча УРАВНИВАЕТ живое и неживое, смерть и бессмертие. БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ. Геометрически точные удары пуль, штыков, словесных реплик, звуков гитарной струны в равно заливающем и Сухова и Абдуллу слепящем дневном свете, золоте бескрайнего песка и в несмолкающем рокоте волн Каспия. “Свет мой, зеркальце,” “гроб хрустальный” и даже прозрачное “золотое яблочко” - ТЕХНОЛО- ГИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ СВЕТА на стороне сверхземной красоты и преданности. Нет любви Герды без вос-хитивших Кая кристаллических чар Снежной королевы. Слезы девочки растапливают осколок кривого зеркала троллей в глазу любимого, и радостно заплясавшие льдинки сами складываются в недававшееся Каю слово “вечность”. Но оно-то, написанное “блестящими ледяными буквами” и стало “вольной” его освобождения. Предварение сказки - изумительный трактат Кеплера “О шестиугольных снежинках”. “Весь род душ родствен геометрически правильным, космопоэтическим фигурам, как в том убеждают много- численные примеры”. Что это значит для расхожей критики и эстетики, утопающей в словесах “человечности”? Вода крещения, слезы любви и кристаллический лед - состояния одной и той же материи. Айсберги Антарктиды еще спасут человечество несметными тоннами живой воды.
“Растворил я окно...”. Человек-мастер, артист, художник РАС-ТВОРЯ- ЕТСЯ в веществе природы, раскрывая в нем и в чувствительности соб- ственного - уже не-Я - мозга мирриады нетварных “ОКО-шечек”. Только энергия их лучеиспускания, и ничто кроме, высветит в перекрестии ассо- циирующих недр непредсказуемую никем элементарную морфему точку кристаллизации нового целого. “Дать себя уничтожить до последнего ато- ма, из уцеления / сопротивления / которого и вырастет - мир” /Цветаева/. Когда, насилуя в себе ростки этого чуда, уже дитятя-комсомолец вре- менами превращался в “живую машину” идеологических формул, не я, c с пеной у рта споривший с отцом, а он - со своими механизмами, сверла- ми, напильниками, срезами металла и МИКРОМЕТРОМ - был подлинно ОГРАНИЧЕН И СВОБОДЕН в “первооснове творения”. Умненьким ли тягаться с Богом-машиной в мастерской природы? Не шепотом тайно- мыслящих, а проективной идеальностью “листа белого” - как отца инстру- ментами и самозабвеньем мастерства - вечность спасала взрослеющего под- ростка от пагубы комсомольства и партии. На разгадку сущности спасения понадобилось более тридцати лет. За это время тирания КПСС над искус- ством и культурой “сумела” доказать себе, своему народу и всему миру - посягающий на неприкосновенность чуда наказывается нищетой полного разорения. Изучали “лишнего человека” Евгения Онегина и “революци- онера” Дубровского, но беспощадной оказалась мораль “Cказки о рыбаке и рыбке”. Бесконечности не бывает больше или меньше. Она или есть, или нет ни ее ни всего остального.
Из рас-творенности метаморфического горнила кристаллы зародышей формы ВОС-ПАРЯЮТ первоструктурами огненно-светового энергетизма легче воздуха. Индуистский Гете, которым Герцен открывает письма “Об изучении природы”: “Но из пламенного зева / Бог поднялся, невредим, / И в его объятьях дева / К небесам взлетает с ним”. Экстатическая пора парения! Прижизненная ЛЕВИТАЦИЯ души! Дитятя превращается в юношу на пороге зрелости - к фанатизму уже уверенного рисования “пер- вооснова творения” присоединяет бесконечную комбинаторику шахмат, спонтанного музицирования, “техницизм” неизвестно как, но стремительно самовошедшего почти целиком наизусть КОНСТРУКТИВНО-НЕБЕСНОГО Маяковского, постройку авиамоделей и занятия в планерной школе. “Понимает” суть происходящего не Я личности, а автономный мозг. Неясность безбрежной мечты разрывает земные оковы. “Ах, как она тогда близка была - / Как ГОЛОС ТВОЙ! / Упругой линией крыла / Шумя над головой. / Я брел в свету, как в полутьме, и обнимал / Весь мир, гудевший счастье мне как сказочный хорал!”. Разбуженное мышление ищет опорное поприще, как космолет - базу приписки. Инстинкт “недр”, не знающий “посадочной полосы”, - муки подсознания. Мысль, витающая “над” без возможности “сесть” - молнии сверхсознания. Человек между Небом и Землей? Да! Но! В 15-20 лет энергия слепящей, как тьма, бесконечности подавляет еще слабые силы ее со-размерения, со-образования и ис-числения. Где она - посадочная полоса? Воображение мечется под- и над- мыслью в стихии метаморфизма как такового, то проваливаясь в бездну отчаяния, то возносясь в несказанность левитации. Бурлящий атомарный котел идеализ ма. Архетипические сны.
... Земной провал цилиндрического колодца. Залетаю в него иссле- довательски, но слишком поздно сознаю, что с достигнутой глубины наверх меня уже не вынесет...
Песчаная пустыня с пересохшим, но картографически обозначенным руслом реки. На берегу - обнаженный ребенок с “кожей” сплошь из раз- ноцветных мозаично-алмазных блесток, приникнув, обнимает голый, вы- беленый вечностью череп лошади. Просыпаюсь в горючих слезах...
Ночь с параллелными, как на полотнах примитивистов, линиями подсвеченных луной облаков. Большое темное здание, видимо, больница с погашенными окнами палат, которые я безмолвно облетаю, задержи- ваясь у каждого окна...
Просторный зал в сверкающих люстрах и с балконными антресолями по торцам. На них - смеющиеся молодые дамы в кринолинах и высоких прическах. Я, в камзоле и парике, беру следующую из них за руку и демонстрирую, как это совсем просто - перелететь со мной зал по воздуху на противоположный балкон...
Ходы шахматных фигур, нотные знаки, рисовальные формы перепле- таются в слаженной гармонии некоей чудесной игры. Еще просыпаясь, в полусне, я уверен, что знаю ее точные правила...
Техника автономного полета, которой я владею в совершенстве. Стоит только сильно оттолкнуться от земли, запрокинуться на спину лицом к небу, развести руки - и можно набирать любую скорость, пролетая над уличной толпой, уносясь от догоняющей тебя водной лавины или взмывая поверх лестничных маршей многоэтажной башни к ее вершине... Так в детстве и юности, ложась на спину в теплую траву или песок, мы теряем из виду земное окружение, и застывший взгляд головокружительно переносит неве- сомых ВНУТРЬ НЕБА...
ЧТО дальше и КАК дальше? Возросший дитятя-медалист в Москве. Академия художеств? Авиационный институт? Нет. Прожитые с 18 годам 18 тысячелетий, миллионов и миллиардов лет космогенеза неживого и живого, органического и механического выбирают сами и приводят на Рождественку. АРХИТЕКТУРНЫЙ институт - бывшие “Строгановка” и ВХУТЕМАС. Еще жив Сталин, неусыпна сверхбдительность локаторов “буржуазного формализма”. Никто не рискует вспоминать, что эти кори- доры и аудитории чуть ли не вчера знали Маяковского, Родченко, Фло-- ренского. Стены увешаны гигантскими, с мастерски раскрашенными “небесами”, проектами советских “храмов” и “акрополей” и в полный ватман - потрясающими рисовальными штудиями натурщиков. Этого более чем достаточно! Экзамен испытывает тебя на РАВНОЗНАЧНОСТЬ формы живого и неживого. Рисуешь жизнеподобную “Голову”, чертишь строго геометрическую “Вазу” - и вот ты ТАМ! Рай дедовского сада трансформируется в волшебство начертательной геометрии, отцовские машины, срезы металлов и микрометр - в дифферен- циальную математику и теоретическую механику, вольготные штрихи и полутона рисования живой натуры - в комбинации тончайших прямых и кривых на листах проектов. Выверенные ОТНОШЕНИЯ ИДЕАЛЬНО-ТОЧ- НОЙ ФОРМЫ, о которых ты лишь гораздо позднее скажешь, что они-то и и РАВНЫ НАШЕЙ ИДЕАЛЬНОСТИ.
Сейчас это открывается не разуму, а экстазу “теоретического” чувства. Наконец-то! Солнцевидный Глаз и Всевидящее Око пронзают магму метаморфического бреда юности первыми КОНСТРУКЦИЯМИ СВЕТА. Ты ли их схватываешь на “листе белом”, или они сами выбеливают и кристаллизуют твой дух? Господствует ФРОН- ТАЛЬНАЯ проекция нашего прямо-стояния в мире - бесконечная “точка схода”, стягивающая ПРОЕКТИВНУЮ ЭКРАНИРОВАННОСТЬ всего сущего к “форме всех форм”. Herr Architect как сам Господь Бог.
Тридцать лет Александра Иванова на “Явление Христа народу”. Зачем? Не затем ли, чтобы в этой “единственной” для истории живописи картине навсегда стянуть друг к другу фронтальную плоскость прекрас- ных, но тварных тел к тающей в свете небес “точке схода” бесконечного прямостоящего Христа? Гениальные этюды воды, неживых камней, и живой зелени деревьев - подсказки универсумного события культуры. Тюремно- -обязательные фас и профиль для опознания смертных пре-ступников. Но нет профильного Христа или “Отца, который на Небе”. Не преступившего истину вечной жизни знают только в фас - в проекции, перпендикуляр- ной оси нашего зрения. Нелепо видеть Бога сзади, обнять за плечо или пожать ему руку. Для этого - только страницы священных книг и внутренний свет.
Конструктивная светоэнергетика универсума - опыт, поставленный художниками мира на самих себе. Гениально наглядный трюк Вячеслава Колейчука - потяжелее томов о сущности искусства. Берем хороших раз- меров типографскую картинку какого-либо пейзажа с землей, деревья- ми и небом в облаках. Легко обозначаем, допустим, на небе, наружные контуры трех граней стереометрического куба. Вырезаем эти грани, пе- реворачиваем их в той же плоскости вокруг своих осей на 180 градусов и аккуратно / c изнаночной подкладкой / вклеиваем на прежние места. В небе теперь проступает четко различимый “прозрачный” кристалл куба, кардинально трансформируя все восприятие пейзажа. Дан ключ его куль- турной раскодировки - пушкинский МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ. Всегда присутствующий, но в простосердечии не переживаемый явно в любой нас- тоящей живописи, поэзии, музыке, спектаклях, танце. Последнее по времени откровение Колейчука - семантика светопроективного пространства как эпифеномен хитроумно обработанной и освещенной прозрачной плоскости. “Перегородок тонкоребрость / Пройду насквозь, пройду как свет. / Пройду, как образ входит в образ / И как предмет сечет предмет” /Пастернак /. ТАК пройду и не прейду!
ХХ век - наступление времени и этому тайному стать для всех явным. Цветаева своих поэм. Мандельштамовский “Разговор о Данте” - о “Бо- жественной комедии” как “одном сплошном развитии кристаллографической темы”. Заболоцкий признательного томления “цветка” и “чертежа”. “Кри- сталлический” Вознесенский - из того же Архитектурного. “Свет пожинает больше, чем он посеял” - Бродский геометрического Петербурга и свето- носных пиний античного Рима, успевший поделиться с человечеством бездной зеркальных взаимоотношений бытия. Чары “Зеркала” Тарковского. Мучительно заикающийся юноша отмыкает светокристаллическое самосо- знание режиссера с оператором, экранного волшебства и нас, трепетно затихших перед ним, вдруг четко повторяемой фразой: “Я буду говорить!” В середине фильма - как его ключ - стихи / о Цветаевой / Тарковского-отца:
...И, просыпаясь: “Будь благословенна!” -
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были и рука тепла.
А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря.
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне.
И - Боже правый! - ты была моя”...
КУКОЛКА ЭВОЛЮЦИИ
Мы слишком долго заливали себя елеем “гуманизма” и “человечнос- ти”. Одновременно стращали друг друга “ужасами механицизма”. Достра- щались и залились. Теперь - только бы выбраться на белый свет обратно. Если не олицетворениями “гуманизма”, то хотя бы просто живыми. Лик России, какой она вступала в культуру мировой “совремнности”, понят недостаточно. Хватаются за остающихся на поверхности солнечного океана “Малевича” и “Кандинского”. Но из какого теста светоматерия их непо- топляемости - почти ноль разумения. Детсадовский восторг перед вырван- ной строкой “Искусства при свете совести” без малейшего представления ее эпохального КОНТЕКСТА. Да. Контекст значит больше, чем текст. Известно ли значение самого контекста? Текст воплощает “человека”. Контекст даже “эпоху” РАЗВОПЛОЩАЕТ в бесконечности АРТИКУЛИ- РУЕМОГО УНИВЕРСУМА. Решает не “что”, а “как” точечно-точного инструментализма. Но мера его РАЗМЕРНОСТИ и БЕЗМЕРНОСТИ встре- чаются в России далеко не безболезненно.
“Открылась бездна звезд полна / Звездам числа нет, бездне дна”. Блок уникального космо-эстетического цикла “Кармен”. Сама себе закон - летишь, летишь ты мимо, / К созвездиям иным, не ведая орбит, / И этот мир тебе - лишь красный облак дыма, / Где что-то жжет, поет тревожит и горит. / И в зареве его - твоя безумна младость.../ Все - музыка и свет: нет счастья, нет измен...”. Вселенское “безумие” фонемно-точечной артикуляции Хлебникова, “космический” Чюрленис, звездно развоплощающееся человечество в “ракет- ной” эзотерике Циолковского, философия и эстетика “русского космизма”. Гений комбинаторной бесконечности “играющих дитятей” Чигорина и Але- хина на целый век воцаряет “русские шахматы” на мировой трон. Элемен- таристский “супрематизм“ Малевича и “левитирующие” влюбленные Шагала из провинциального Витебска. Из азиатской вечности подаренный энергетике эпохи “абстрактный экспрессионизм” сибиряка Кандинского. Откровения прозрачных плоскостей и силовых нитей пространства в “конструкциях” Габо и Певзнера. Ошарашивающий ритмико-инструмен- тальный “оргиазм” Стравинского. Артикулируемая безмерность профес- сорскими эталонами вторгается в Баухаузы научно-технической Европы.
Нет, не зря “инструментальный” Петр имперской “чертежности”, Нартов с Кулибиным, Академия наук из европейских знаменитостей. Не напрасно Эйлеры, Камероны и Растрелли математически-архитектурных чудес дворянской России. Пушкин, Александр Иванов, Гоголь, Толстой, Тургенев, Достоевский - в перекрестии великого европейского РАЦИО- НАЛИЗМА. Мы ли не Европа, уже склонившаяся перед гением Чайков- ского? Перешагивающие границу Кандинский, Габо, Шаляпин, Шагал, Алехин, Бердяев, Стравинский, Набоков, Бенуа, Бунин, Дягилев с Нижин- ским, Карсавиной и Лифарем, Cикорский, Зворыкин. Спасение от смертель- ной узды большевистской партократии. Спасение в чем? В западно-аван- гардистской стихии ЭСТЕТИКИ МАШИН? Когда в собственном отечестве Арватов, Гастев, ЛЕФ и конструктивисты сами поют осанну “индустриа- лизму”? Из ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ?
Нет! В одну и ту же “огненность” века! Куколка эволюции перешаги- вает границу политическую - не планетарную. Таковой не существует. Сверхчеловеческая пламенность рубежа ноосферизации homo faber едина и неделима. МЕРА БЕЗМЕРНОСТИ И БЕЗМЕРНОСТЬ МЕРЫ живо- творны в паскалевском Боге-машине, которого - как ПРОЕКЦИЯ БЕС- КОНЕЧНОСТИ - восторженно разгадывает и которому весело подчиняется субъект “механизма природы”. Свобода в “звездной” беременности симво- лизма. Мы - художники РЕВОЛЮЦИИ ИСКУССТВА - расскажем и по- кажем вам, что означали архетипы “идеальных тел” Платона как косми- ческий трон геометрии и богов!
Никакой мистики! Вот - мы передаем шары, конусы и цилиндры “еще реалистического” Сезанна геометрическим плоскостям кубизма, конструк- тивизма и киноэкрана. Чтобы в сверхчеловеческой гармонии ИДЕАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ, вспыхивающих футуристическим бензином моторных цилиндров, внутренностей электродвигателей и кинематики светочувстви- тельной пленки сделать для вас наглядной явь ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. Это она со скоростью света заливает током ваши города, машины и зори воображения, высмеивает тысячелетние повозки конной тяги и идеальностью неживых крыльев вос-хищает вас превыше соборных шпилей и птиц по ординате бесконечной вертикали. Эволюция создала вашу “шелковую кожу” и Нарциссов глаза, тонущего в “зеркалах” прудов, кристаллов, автопортретов и фотографий. Мы перемещаем этот гипертрофированный глаз внутрь мозга, чтобы точки СВЕРХУТОНЧЕН- НОСТИ - содрав антропоморфную кожу “человека” со всего видимого - возлюбили атомы сверхэлектронного луча, как в лучизме Ларионова, ради них самих. Космический Агни - немыслимая мощь БЕЗОСТАНО- ВОЧНОГО УНИВЕРСУМНОГО ТРАНСФОРМИЗМА. Не ваши ли это огненно-световые боги “небесной родины” и глазастых машин Иезекииля?
Импрессионисты, пуантилизм, Кандинский, Малевич, Филонов - лабо- ратория субатомарной инструментальности. Но вот новые боги вашего экстаза первой половины века - Пикассо и Чаплин. Подсказки излюблен- ных вами “картин” и ПРОЗРАЧНЫЙ намек экрана. Распадающийся гео- метризованными элементами “Портрет Воллара” и нечеловеческое шаман- ство “Авиньонских девиц” в сопровождении эпохальной интуиции Брака: “Это все равно, что пить бензин, чтобы харкать огнем”. Сумасшедший полувековой энергетизм огнехарканья превращенными деформациями “при- роды“ под маской буффонады и шутовства. Портрет неиссякаемого МЕТА- МОРФИЧЕСКОГО БУЙСТВА в отсутствии хотя бы одного “нормального” автопортрета.
Гений Чаплина, разгадавший тайну совпадения безостановочной кинематики проекционного механизма, степеней свободы живого тела и светонасыщенности экрана в РАВНОСТИ их технологического энер- гетизма. Чаплин - “бездна человечности” против “бездушного” мира автоматов? С точностью почти наоборот! Клоунская маска мета- морфического каскадера - “искусственная кожа” человека-машины. Без- остановочный БИОРОБОТ недоступных “просто людям” молниеносных движений - правильных прямых, углов, кругов и спиралей “корпусного” тела с немой головой. ЛИРИЧЕСКИЙ АВТОМАТ квазигуманизма сто- летия, неудержимостью нашего смеха ставящий на истинное место бес- толковость “копошащейся биомассы” живого человечества.
ПЛЕМЯННИК РАМО - феномен, уже после “Человека-машины” Ламетри и единовременно с революцией парового двигателя Уатта пора- зивший мысль Дидро-Философа чудесами сверхчеловеческой энергетики “артистического” метаморфизма. Ключевая демонстрация возможностей уникума - среди игороков парижского шахматного клуба! Что вам, хотя и живым, но рабам собственной “устойчивости”, известно о МИКРОКОМ- БИНАТОРНОСТИ ФОРМЫ - лучистом УСКОРИТЕЛЕ вашей идеаль- ности? Непостижимая энергетика всех “племянников Рамо”, всех Пикассо и Чаплиных мирового художественного авангарда - сихрофазотроны искус- ства, запустившие в ваш мозг, глаза, тело, руки космогенез частиц и анти- частиц Вселенной раньше ускорителей Дубны и Лос-аламоса!
“Homo ludens”, “Игра в бисер”, “теория игр” фон Неймана. Артистизм атомарности разыгрывает мутагенную механику универсума как новооткры- тая бесконечность Леонардо, Шекспира, Баха. Четыре столетия “Нового времени” прессуются в одноименный фильм Чаплина. Обменный вихрь частиц держит форму тела похлеще формы водяной струи. Балетные фуэте и почти исчезающая плоть в вихре вращения на льду - вертикальные “волчки”, взрывающиеся аплодисментами зала. Cверхчеловеческий / в том числе - для Ленина / энергетизм Бетховена - первого модерниста. Юный Макдауэлл в парадоксе “Механического апельсина” Стенли Кубрика - ве- селый насильник над обывательской застылостью, заряжающийся бетховен- ским динамо. Один “Апассионатой”, другой - “Девятой симфонией”. Ведь и нас - “революционным насилием”, “электрификацией всей страны” и “пламенными моторами” - влекли из самодовольного царства сытых в в бесплотные выси “новомира”.
От “Механического балета” Леже к “Механическому апельсину” - свет ясности, бросаемый на, кажется, малопонятный расцвет артистизма живого сценического танца - десятилетий мировой эталонности “русского балета” и “танцевальных ансамблей” - в пафосный век “эстетики машин”, “техницизма” и “тотального дизайна”. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ балетных фигур на плоскости сцены и сверхутонченная ПОЛЕТНОСТЬ немых гениев танца в ВЫСВЕЧЕННОЙ коробке сцены. Не против ни вожди, ни магнаты инду- стриализма, ни рафинированная художественная элита. “Небесная” идеаль- ность Улановой. Экстаз вращений Чебукиани в “Овечьем источнике”. Раз- гадка тончайшей “биомеханики” лицедейства в признанной и западом и сталинизмом “системе Сотаниславскогоа”. ЖЕЛЕЗНАЯ ДИСЦИПЛИНА сводившего мир с ума ДВИГАТЕЛЬНОГО ВИХРЯ “ансамбля Моисеева”. Счатье человечески-разболтанных марионеток, которыми управляют и за которых говорят - “театр кукол” Образцова. НАРОДНЫЕ АРТИСТЫ ин- дустриального СССР. Наш “тотальный дизайн”. Отвергнутый конструкти- визм авангарда в пользу тех же РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ композиций ордерно-классической архитектуры западника Жолтовского. Держава недав- них Жуковских и Шуховых, “серебряного века” искусства и “русского космизма” поражает планету технологическими шедеврами АНТ-25, “Катю ши”, Т-34. ТУ-104, подступает к огненной ракетности Байконура, Королева и “дитяти” Гагарина. Не знает соперников в степени владения бесконеч- ностью точечно-инструментального метаморфизма в исполнительстве Рихте- ра и Растроповича, в мировой шахматной власти Ботвинника, Смыслова, Таля, Петросяна, Спасского, Карпова, Каспарова, в светоносном чуде кине- матографа Тарковского, в технической непостижимости фигурного катания Родниной и Зайцева.
ЧТО мы пропустили? Что НЕ ПРИНЯЛИ и ПРЕДАЛИ? ЧЕГО испу- гались? ЧЕМ - почти до смерти ОБМАНУЛИСЬ в самих себе, таких без- мерных и гениальных? Мы, знавшие Маркса наизусть, но, вопреки поэту, не так, “как в доме собственном мы открываем ставни”...
“Коммунизм есть ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ближайшего буду- щего”, но “не есть цель человеческого развития, НЕ ЕСТЬ форма челове- ческого общества”. Он - “абсолютное движение становления”. САМОЦЕЛЬ “абсолютного выявления творческих дарований человека... безотносительно к какому-либо заранее установленному масштабу”. Да! Да! Но! Что это значит КОНКРЕТНО для симбиоза геометрии и богов, для Человека- машины - АБСОЛЮТНАЯ творческая сила как самоцель? “Предуста- новленный” физиологически-животный человек, стремящийся к “вечному человеку Честертона? Проклятый Х1Х -ым и ХХ- ым столетиями, изна- силованный, развечанный, но все равно сладкий, как шоколадные конфе- ты масштаб “гуманизма”? Или ТО сверхчеловеческое, что истекая из без- мерности огненно-светового ГОРНИЛА универсума - создало кристаллы, растения, животных и самого человека МЕРОЙ СВОБОДНО-САМООР- ГАНИЗАЦИОННЫХ ПРАВИЛЬНОСТЕЙ сверхтонкого формообразования. Если человек “веществу природы противостоит как сила природы”, откуда у вас - прямых потомков каменного антропогенеза - уверенность, что уже завтрашние 100-200 лет небывалых ускорителей субатомарного энергетизма не начнут дело ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ смертно-живого человека в свет сверхземной нетленности? Для чего вы тогда молитесь вашему световому ПРЕОБРАЖЕНИЮ в миллионнократных преклонениях красоте и искусству?
КТО -ЧТО в стремительно сближении экспоненциальных парабол отца Тейара к “точке Омега” - створок живого-неживого? Интервал ничтожен. Был ли он вообще для Леонардо чертежных машин, “механизма природы”, андрогинов “Джоконды” и “Святого семейства”? Не успела прелесть Чарли Чаплина превратиться для фанатичных дитятей мира в андрогин “телесной машины” Майкла Джексона, как начало электронно-космической эры при- гвождает новый голод их глаз и тел к суперхиту “Маска” c блистательным эксцентриком Джимом Керри в главной роли. АРТИСТИЧЕСКИЙ ПРЕДЕЛ мечтаний всех “племянников Рамо”. Вот, оказывается, какие перевоплощения “второй кожи” нашей ЛИЧИНЫ предуготовлял “огонь зеленый” космическая пища шелкопряда, исходящая серебряными нитями и “тонкими энергиями” всех экранов культуры! Только натяни на лицо и твердый купол мозга зеленую оболочку, пропитанную такими энергиями - и ты не “человек”, а сам ВСЕЛЕНСКИЙ ВИХРЬ, перед веселой сверхмощью метаморфичес- ких превращений которого не устоит ни одно “земное” злодейство!
“Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...”. Вместо вихревых кра- савиц и красавцев штраусовских вальсов - пугающие диаграмматические чары “механических апельсинов” лица, тела, движений - биороботов акро- батического рок-н-ролла. Шекспир, Гете, симфонии космически-веселого Моцарта, живопись от Ренессанса до “передвижников” - для одного процента населения или для пары-другой выходных дней в году. Доктора наук вкупе с киноактерами и остальной живностью самозабвенно копаются в кабюраторах, подвесках и тормозах, не в силах оторвать взор от зер- кального волшебства “Тойот”, “Мерседесов” и “Фордов” автомобильного ультра-си. Чудеса “high technolojy”, как породистые жеребцы прошлого, дороже прекрасных женщин, тем более стихов. До статистики ли тут смер- тей в авто и авиакатастрофах, во всех “техногенных” убийствах, которую никто не хочет знать...
Кто мы - куколки эволюции, дитяти компьютерно разбушевавшегося глаза? “Гуманисты” или неведомые самим себе люди-монстры, превраща- ющиеся в бабачек Вселенной? “О бабочка, о мусульманка, / Прекрасна твоя кисея, - / Жизняночка и умиранка, / Такая большая - сия! / С боль- шими усами кусава / Ушла с головою в бурнус. / О флагом развернутый саван, - / Сложи свои крылья - боюсь!” /Мандельштам /. А смертельная тяга бабочек к огненности света? Нет, не слодить КРЫЛЬЯ СВЕТОНОС- НОГО ВОЖДЕЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ-МАШИН, развернутые строчками поэтов раньше солнечно-батарейных плоскостей “Мира”. Савану флага оказалось не под силу почти столетнее долгожительство Микельанджело и Тицианов “искусства технического века” - Райта, Кандинского, Пикассо, Чаплина, Корбюзье, Гропиуса, Стравинского, Шагала, Леже, как у нас - Жолтов- ского, Улановой, Туполева, Образцова, Рихтера, Моисеева.
АГНИ миллионов лошадинных сил взмывает “породистую” ракету над площадями венецианского карнавала. Карнавала ЛИЧНЫХ МАСОК. Мы заставим все художественные плоскости культуры - египетские стелы и фрес- ки, лакированные поверхности Китая, храмовую фронтальность, каббалистиче кие схемы, постренессансную живопись, буквенные и нотные страницы, ку- лисные коробки театра, чертежи всех проектов, шахматы, танцевальные паркеты, конструктивистский авангард, экраны фотографии, кино и ТВ - “объясниться” СТАРТОВЫМИ ПЛОЩАДКАМИ сверхземного чаяния!
Вот - мы стягиваем всю идеальную мощь их светоэнергетики - все, что делало вас ВОЗВЫШЕННЫМИ - к экранам “компьютерной револю- ции”. Чтобы, объятые наработанным светом ноогенеза, вы отнеслись к утолению жажды тысячелетий как к “технической задаче” ХХ1 века. Довольно вашей божественности зависеть от пещерных извилин кишеч- ника или от умственной немощи и сумасбродства “живых” правителей. Бесконечность глаза-мозга-рук, передаваемая трансмутациям “виртуальной реальности” формы, знаменует эпоху не “Возрождения”, а ПЕРЕРОЖДЕ- НИЯ. УМ - аббревиатура универсального метаморфизма. ЭВМ не облив- ется потом физиологических “плнмянников Рамо”. Машина, обыгрываю- щая Каспарова, не устает так же, как космос субатомарной комбинато- рики. Миллиарды, а через несколько лет /объявлено Японией / триллионы операций в секунду - инструментальная антитеза степени вашей плотскости. Вы не станете завтра духами живыми. Но чудом станет не явь фантасти- ческих “ужастиков” США, а счастье вашего допуска в сверхэнергетику огненно-светового лона мироздания. Счатье ВОЗМОЖНОЙ НЕВОЗМОЖ- НОСТИ безостановочного творчества.
Магия магнитна. Земля - антитело Солнца, и рериховский Простран- ственный Огонь вздыбливает нас вертикалями на поверхности планеты как гвозди в поле КОСМИЧЕСКОГО МАГНИТА. Мы уже начали отры- ваться от нее. Узнали восторг левитации не во сне, а наяву. Сопротивле- ние тварных ресурсов Земли ослабевает, но еще далеко не иссякло. Сте- пень нашей идеализованности равна разности потенциалов магнетизма Неба и Земли. Распределение человечества - твоего сына, друга, коллеги, первого встречного или президента страны - по полярности этих векторов ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕ и беспощадно. Званные и Избранные. “Летатлин” взмывает правильностью распредмечиваемой структуры по вихревой спирали “Башни Татлина” навстречу звездам. Казанова Феллини изнемогает от машинизма физиологической плоти. От танца и постели с прекрасной женщиной-природой, оборачивающейся неживой куклой.
Не для того ли - чтобы вселенский “механизм природы” не погряз в биомассе “только жизни” - женщина наряжается в неживые минералы, в амулеты кристаллических самоцветов и бриллиантов? Каменные заповеди Моисея. Петр-камень верности нашего предназначения. С нового Неба, победившего ЗВЕРЯ животности, проектностью идеального дизайна спус- кается на Новую Землю “Великий город” - сверкающий “кристалловид- ный” гексаэдр “равной длинны, широты и высоты”, с улицами “чистого золота как прозрачное стекло”. Победная “ярость Божия” остывает “СТЕКЛЯННЫМ МОРЕМ, СМЕШАННЫМ С ОГНЕМ”. Для чего вам это пророчество Великого Предела геометризованной правильности? Для чего 12 апостолов, 12 видов самоцветов, 12 раз в год приносящего плоды Древа жизни и квадрат с 144 “локтей” площади каждой из стен города как “МЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КАКОВА И МЕРА АНГЕЛА”? Мера, обуздывающая безмерность.
Не лихость ли еще полуслепой 30-летней плоти в отношении к этой мере сама собой рождала такие, к примеру, строки - в пору, когда кибер- нетика и структурализм были “буржуазными”, а о компьютерах за рабочим столом не помышлял никто?
...Сейчас очнусь и оглянусь
На листьев масляную зелень,
На почек свернутый бурнус
С ликующим зельем.
Пускай опять его дурман
Меня с тобой на землю бросит -
Как будто почвенный гурман
Лишь нас одних к столу попросит.
Чтоб снова летний жар студить
Прохладой круглости упругой
И взор травы, смеясь, стыдить,
Прижавшись намертво к друг другу.
Чтоб снова эти писмена -
НИЧТО НЕ БЕЛО И НЕ ПЛОСКО.
И мы без “среднего” звена
Опять с тобой - по гроб и в доску...
Школа рисования и Архитектурного института легко диктовала конструк- тивную лексику таких стихов - записей половозрелого сумасбродства. За недорого летали на реактивных лайнерах и, сбррасывая путы “идеологии”, бездумно купались в застолье новообретенной ЖИЗНИ - как страна в “нефтяных” долларах природной ресурсности. Кто тогда задумывался об ЭНЕРГЕТИЗМЕ не даровой плоти, а о проходящих через божественный мозг СВЕТОНОСНЫХ СТРУКТУР универсума? Лотман “Тартусской школы”? Вознесенский “Ночного аэропорта в Нью-Йорке”? “Звездный де- сантник, хрустальное чудище, / Сладко, досадно быть сыном будущего, / Где нет дураков и вокзалов-тортов - / Одни поэты и аэропорты!”. Но спустя пару десятков лет непроизвольно написалось другое:
Опять красотою увражевой
Внезапно представшая осень
Меня сумасшедшим оранжевым,
Как лезвием по сердцу косит.
Опять колоннадой ростральной
Ушедшая в облако роща
Формует объемы хрустальные
И воздух плотнеет наощупь.
И ставит структурные истины,
Смущая телесные сказки,
И валит ненужные листья,
Как с глаз воскрешенных - повязки.
Прощай, моя плотская удаль! -
Той древности слишком подстать,
Где сложность, как пряничный Суздаль,
Наивна изнанкой поста.
На вечно-зеленой суше
Закончится этот пикник.
Но лучше, чем наши души,
Все равно не напишем мы книг...
Скажи мне, сколько в твоей жизни живописи, стихов, музыки, архи- тектуры, понятых в ключе “стеклянного моря, смешанного с огнем” - и я скажу КТО ты. ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ. Тайна бесконечной метаморфич- ности формы как тайна вос-хищающей и воз-носящей нас СВЕТОПРОЕК- ТИВНОСТИ ГЛАЗА, высвечиваемая “революцией ЭВМ”. Человек - художник, архитектор, дизайнер - все еще “Х” уравнения биосферно-ноосферной эволюции. Антропогенез продолжается. “Зайдите через сто лет - там поговорим”.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 405 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!