Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

СРЕЗ l - l . Библиографический



Издания группы "Неклассическая эсте­тика" ИФ РАН*


Научно-исследовательская группа “Неклассическая эстетика” была организована в 1992 г. под руководством В.В.Бычкова и проработала в качестве самосто­ятельного, выделившегося из сектора эстетики подразделения Института до 1998 г., когда после избрания В.В.Бычкова заведующим сектора эстетики вновь влилась в этот сектор, сохранив свои основные проекты: исторический “Религиозная эстетика” и экспериментально-поисковый “КорневиЩе. Неклассическая эстетика”. Основной научный потенциал группы составляли исследования В.Бычкова и Н.Маньков­ской. В качестве постоянных сотрудников, участвовавших в подготовке и издании трудов группы, в нее входили Л.Бычкова, А.Липов, О.Палехова, Е.Тес­ленко. При работе над своими проектами группа привлекала в качестве активных участников и консультантов многих ученых из разных областей гуманитарной науки (искусствоведения, филологии, эстетики). Среди них можно назвать А.Анд­ри­яус­каса (Литва), Т.Григорьеву, И.Бусеву-Давыдову, Л.Щенникову, И.Лозовую, О.Бычкова, В.Иванова, Д.Силичева и др. Основная задача группы - исследование альтернативных классическому ходов развития и форм бытия эстетического сознания, опыта, эстетической мысли в культуре и перспективы и тенденции их развития в постклассическом пространстве; изучение их корреляций с классическими формами эстетического. В этом русле и следует рассматривать все созданные и подготовленные к печати исследовательские труды группы. Кроме изданных (аннотации на них ниже) подготавливаются к печати “Открытый Лексикон неклассической художественно-эстетической культуры ХХ в.” и монография В.Бычкова “Художественный Апокалипсис Культуры”.

В.В.Бычков. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., Мысль, 1992;
2-е изд. - 1995. С. 637 с ил.

Монография посвящена систематическому анализу древ­не­ру­сской эстетики с момента ее возникновения до перехода к новоевропейскому периоду (петровской эпохе), изучению эс­тетического сознания средневековых русичей в контексте ху­­до­жественной культуры того времени. Первая в мировой науч­ной литературе работа такого рода по полноте охвата мате­ри­ала, концептуальному решению, объему. Она начинается с краткого анализа главных истоков древнерусской эстетики и худо­жест­венной культуры: культуры восточных славян дохри­стианского времени, византийской и древнеболгарской эсте­тик. Соб­ст­ве­н­но русский материал анализируется по основ­ным исто­ричес­ким этапам развития русской средневековой ку­­льтуры от XI по XVII века.
Опираясь на многочисленные древнерусские текстовые ис­то­чники (летописи, агиографию, гимнографию, повести, хож­де­ния, богословские и церковно-учитель­ные трактаты) и про­из­ведения искусства, автор показывает становление и разви­тие самобытного эстетического сознания и художественного мыш­ления средневековых русичей. При этом выявляется, что на­ря­ду с традиционными для средних веков эстетическими па­ра­дигмами для древнерусской культуры были характерны та­кие черты как соборность, каноничность, софийность ис­ку­сства, его обостренная нравственно-этическая напра­в­ле­н­ность, специфический православный символизм и др. Уделено внимание таким своеобразным феноменам как эстетика ас­ке­ти­зма и литургическая эстетика. Эти особенности эсте­ти­че­с­кого сознания во мно­гом были восприняты средневековой Ру­сью от Византии часто через посредство южных славян и были здесь существенно трансформированы под мощным вли­я­ни­ем местного восточнославянского менталитета.
Много места в монографии занимает анализ эстетики XVII в. - периода пе­ре­хода России от Средневековья к Новому времени. Большой раздел посвящен исследованию религиозно-эсте­тической позиции старообрядцев, стремившихся сохранить сре­д­невековые традиции в русской культуре. Появление в Рос­сии послениконовского времени трактатов по поэтике, рито­рике, описательному искусствознанию, теории музыкально-пе­­вче­ско­го искусства, бурная полемика вокруг икон, о сущ­но­сти и фор­мах церковного изобразительного искусства и мно­гие другие проблемы, связанные со становлением в России эстетической теории, стоят в центре внимания автора во вто­­рой части монографии. Важное место в книге занимает визуальный ряд, включающий около 450 цветных иллюстраций шедевров всех главных видов древнерусского искусства с XI по XVII века.

Victor Bychkov. The aesthetic Face of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. Translated from the Russian by R.Pevear and L.Vo­­lo­khonsky. Preface by R.Slesinski. Crestwood, NY, St. Vla­dimir's Seminary Press. 1993. P.101.

Книга представляет собой краткое введение в эстетику крупнейшего представителя русского неоправославия начала XX в. о. Павла Флоренского. В ней показано, что П.А.Фло­ренский, будучи наделенным множеством талантов практичес­ки во всех областях науки и духовной культуры, важное и постоянное внимание уделял сфере эстетического. При этом эстетику он понимал не как какое-то второстепенное допол­нение к неким более важным сферам духовности и культуры, но как науку, занимающуюся "самым глубоким" признаком бытия, энергией, пронизывающей все бытие. Отсюда особый "эстетизм" всего творчества самого о.Павла; отсюда его пристальное внимание к самым разным формам проявления эс­те­тическое; отсюда же его постоянный интерес к искусству во­обще, и к православному в особенности. В книге кратко излагаются основные положения учения П.А.Флоренского об искусстве (проблемы пространства и времени, канона, цвета и линии, перспективы и т.п.), о церковном культе, о месте иконы в нем и о сущности иконы, о ее роли в духовном мире православного человека, основные художественные особен­нос­ти языка иконы и т.п.

Н.Б.Маньковская. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма. М., Изд. ИФ РАН, 1995. С.222.


В монографии дается анализ эстетики постмодернизма как феномена культуры. Исследуются теоретические основы эс­те­ти­ки постмодернизма - постфрейдизм, постструктурализм, те­­­­­­о­рия деконструкции. Рассматриваются его ключевые ме­то­до­логические проблемы - художественный шизоанализ, ризо­ма­тика и пиротех­ника искусства, симулакр, интертексту­аль­ность, иронизм. Анализируются узловые вопросы соотношения постмодернизма, модернизма, авангарда, массовой культу­ры, раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и пост­не­классической науке, его связи с алгоритмической и эко­ло­гической эсте­ти­кой. Выявляются осо­бенности постмо­дер­ни­з­ма в современной России, отличающие его от американской и западноевропей­ской мо­делей. Обосновывается взгляд на по­стмодернизм как не­кла­ссическую эстетику ХХ века, суще­ст­венно отличающуюся от антично-винкельмановской западно­ев­ропейской эстетики.
Постмодернизм рассматривается в книге как широкое ку­­­ль­­­турное явление, в чью орбиту в последние два де­ся­ти­ле­тия попадают философия, эстетика, искусство, гумани­та­р­ные нау­ки. Показано, что постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Воз­рожде­ния и Просвещения с их верой в прогресс, торже­ст­во разума, безграничность человеческих возможностей. Об­щим для раз­ли­ч­ных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи "уста­лой"­, "энтро­пийной" культуры, отмеченной эсхатологи­чес­ки­ми настроениями, эсте­ти­­чес­кими мутациями, диффузией боль­ших стилей, эклектичес­ким смешением художественных язы­ков. Авангардистской уста­новке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной ку­льтуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по пово­ду модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания человека культуры. Тоска по истории, выражающаяся в том числе и в эстети­че­с­ком отношении к ней, смещает центр интересов с темы "эс­те­­тика и политика" на проблему "эстетика и история".
В монографии выявляется специфика постмодернистской эстетики, связанная с неклассической трактовкой клас­си­че­с­ких традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, по­­ст­модернизм не вступает с ней в конфликт, но стремится во­влечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. Это относится прежде всего к утверждению плюралистической эсте­ти­ческой парадигмы, ведущей к расшатыванию и внут­ре­н­ней трансформации категориальной системы и понятийного ап­па­ра­та классической эстетики. Утверждается экуме­ниче­с­ки-безли­ч­ное понимание искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознательный экле­к­тизм пи­тает гипертрофированную избыточность художест­ве­н­ных средств­ и приемов постмодернистского искусства, эсте­ти­че­с­кий "фристайл".
Анализируются постмодернистские принципы философ­с­ко­го маргинализма, открытости, описательности, безоценоч­но­с­ти. Постмодернизм отказывается от дидактически-профети­че­ских оценок искусства. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом связан с близостью к ма­с­совой ку­льтуре, а также к тем эстетическим феноменам, кото­рые ранее считались периферийными. Наиболее существенным философским отличием постмодернизма, по мнению автора, яв­­ля­ет­ся пере­ход с позиций классического антропоцен­три­че­с­кого гуманизма на платформу современного универсального гуманизма в соче­тании с отказом от европоцентризма и эт­но­це­нтризма. Признаки становления новой философской антро­по­логии соотносятся в кни­ге с поисками выхода из кризиса ценностей и легитим­нос­ти.


В.В.Бычков. AESTHETICA PATRUM. Эстетика отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М., Ладомир, 1995. С. 593.

Монография является первым в мировой науке систе­мати­че­ским исследованием раннехристианской эстетики, нашедшей от­раже­ние в святоотечес­кой письменности. Отцы Церкви, как и во­обще мыслители древности и Средневековья, не зани­ма­лись ес­тественно собственно проблемами эстетики, т. к. на уро­вень научного осмысления эта проблематика вышла зна­чи­те­ль­но позже, только в Новое время. Однако эстетическое соз­на­ние, как одна из древнейших форм сознания, импли­ци­т­но во­п­лощавшееся полнее всего в художественной культуре и рели­ги­озном культе, достаточно рельефно выразилось и в мно­го­численных богословских текстах отцов Церкви. Вы­яв­ле­нию эс­тетических представлений первых христианских бого­с­ло­вов (а­ они легли в основу всей христианской культуры) и посвя­щена данная монография.
Эстетическое сознание отцов Церкви рассматривается в контексте формирования их общих философско-богословских взглядов; в работе показано становление фундаментальных по­ложений христианского вероучения (о Боге, Воплощении Ло­госа-Христа, творении мира, софийности творения, кон­цепции любви, проблемы человека и Церкви и т.п.) и место среди них и роль в их формировании эстетических предста­в­лений и феноменов.
Первая часть книги посвящена эстетико-культуро­логи­че­ским взглядам ранних отцов Церкви (апологетов II-III вв): Юстина-Философа и Мученика, Иринея Лионского, Афи­на­гора Афинского, Климента Александрийского, Оригена, Дио­ни­сия Александрийского, Тертуллиана, Минуция Феликса, Ки­п­риана Карфагенского, Арнобия, Лактанция и некоторых дру­гих. По­ка­заны их греко-римские и ближневосточные истоки, в­ част­ности эстетические представления Филона Алекса­нд­ри­й­­ского, элементы риторики Цицерона, учение о прекрасном Плотина, ветхозаветные представления о Софии, об иску­сс­т­ве, о тво­рении мира. Основное же внимание уделено заро­ж­де­нию на ос­нове нового мировоззрения и "эстетики отрицания" (отношения к язы­ческой художе­ственной культуре) христианского эс­те­тического соз­нания - в частности, понимания искусства, творчества, под­ражания, образа, подобия, символа, знака, аллегории, пре­кра­сного, возвышенного. Показана смена эс­те­тических доми­нант в новой культуре по сравнению с антич­ной.
Многие идеи и принципы апологетов в латинском мире бы­ли развиты крупнейшим отцом западного христианства Бла­женным Августином. Подробному анализу его эстетической си­с­темы (пожалуй, единственной системы такого рода в пат­ри­стике) посвящена вторая часть книги. Здесь показано, ка­­кое место эстетические феномены занимают в историософии и в уче­ниях о бытии, познании, Церкви гиппонского епис­ко­па. Его достаточно подробно разработанные и целостные пре­­­дста­вления о порядке в Универсуме, числе и ритме, пре­крас­ном (и многих его закономерностях типа гармонии, со­ра­змер­нос­ти, подобии и т.п.), творчестве, христианском ис­­кусстве (осо­бенно красноречии и музыке), теории знака и восприятия эстетического составили фундамент западно­евро­пейской сре­д­невековой эстетики. Исследование основывается на изучении греческих и ла­тинских источников, многие из которых еще не переведены на современные языки, а также - новейшей научной литера­ту­ры по патристике.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 470 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...