Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

3 страница. Таким образом, в исторических исследованиях произошла ко-перниканская революция29 — в той мере, в какой история сделалась равно критической и



Таким образом, в исторических исследованиях произошла ко-перниканская революция29 — в той мере, в какой история сделалась равно критической и конструктивной30. Этот процесс атрибуируется историческому воображению31, а также логике, в которой вопросы бо­лее фундаментальны, чем ответы32. Эти две атрибуции отнюдь не яв­ляются несовместимыми. Историк начинает с утверждений, которые находит в своих источниках. Попытка представить в воображении их смысл порождает вопросы, ведущие к дальнейшим утверждениям в источниках. Постепенно историк прочерчивает сетку воображаемой конструкции, связывая воедино фиксированные точки, предостав­ляемые утверждениями источников33. Но эти так называемые фик­сированные точки фиксированы не абсолютно, а относительно34. В своем нынешнем вопрошании историк решил принять их за фик­сированные, но фактически их фиксированность — всего лишь плод предыдущего исторического вопрошания. Даже если утверждения, из которых исходит историк, фигурируют у Фукидида, все же именно историческое знание позволяет историку пойти далее простых зна­ков на бумаге: к узнаванию греческого алфавита, к значениям слов в аттическом диалекте, к аутентичности пассажей, к суждению, что

26 Ibid., p. 259.

27 Ibid., p. 258.

28 Ibid., p. 260.

29 Ibid., pp. 236, 240.

30 Ibid., p. 240.

31 Ibid., pp. 241 ff.

32 Ibid., pp. 269-274.

33 Ibid., p. 242.

34 Ibid., p. 243.


МЕТОД В ТЕОЛОГИИ

в этих случаях Фукидид знал, о чем говорит, и пытался поведать ис­тину35.

Отсюда следует, что, если рассматривать историю не на примере того или иного труда, а в целом, она представляет собой автоном­ную дисциплину. Она зависит от данных, от материалов, уцелевших от прошлого и доступных в настоящем. Но история — это не вопрос доверия к авторитетам и не вопрос вывода из авторитетных источни­ков. Каким образом и в какой мере будут использованы источники, решают критические процедуры36. Конструктивные процедуры при­водят к результатам, которые, быть может, были неведомы авторам источников. Поэтому «историк не только не основывает свои суж­дения на авторитетах, отличных от него самого, и не согласует свою мысль с их утверждениями, но сам выступает в качестве авторитета для самого себя, а его мысль автономна, независима и обладает не­ким критерием, которому должны соответствовать его так называе­мые авторитеты: критерием, на основании которого они и подлежат критической оценке»37.

Такую коперниканскую революцию Коллингвуд признает свер­шившейся в истории Нового времени. Эту точку зрения нельзя усво­ить, исходя из наивно-реалистских или эмпиристских предпосылок. К сожалению, у Коллингвуда она представлена в идеалистическом контексте. Но, послужив средством введения удовлетворительной теории объективности и суждения, идеализм может быть устранен без ущерба для сути учения Коллингвуда об историческом воображе­нии, исторической очевидности, логике вопросов и ответов.

Темы, которые рассматривались в Соединенных Штатах и в Ан­глии, рассматривались и во Франции. В 1938 г. Реймон Арон пред­ставил очерки исторической мысли Дильтея, Риккерта, Зиммеля и Макса Вебера38, а в другом томе предложил свое собственное разви­тие идеи немецкого Verstehen [понимания], которое по-французски

35 Ibid., p. 244.

36 Ibid., p. 238.

37 Ibid., р. 236; см. р. 249; см. также Marrou, Meaning of History, pp. 307—310 (ци-
тир. по русскому переводу: Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. —
М.: «Наука», 1980).

3 R. Агоп, La philosophie critique de I'histoire, Paris: Vrin, 1950.


ИСТОРИЯ И ИСТОРИКИ

именовалось comprehension39. Но меня занимают сейчас не теоретики истории, а профессиональные историки, и поэтому я обращаюсь к Анри-Ирене Марру, который в 1953 г. был приглашен занять кафедру кардинала Мерсье (Chaire Cardinal Mercier) в Лувене и использовал эту возможность, чтобы обсудить природу исторического знания.

На следующий год вышла в свет работа А.-И. Марру «Об исто­рическом знании» [«De (a conaissance historique»]i0. Она посвящена не теоретическим вопросам, а скорее предлагает систематический обзор, разумный и взвешенный синопсис тех выводов, к которым пришли историки относительно природы стоящей перед ними зада­чи41. По мнению автора, природа этой задачи была установлена столь же строго, что и теория эксперимента в дни Джона Стюарта Милля и Клода Бернара42. Таким образом, А.-И. Марру рассмотрел все общие вопросы исторического исследования, и сделал это с таким пони­манием теоретических позиций и с такой чуткостью к бесконечной сложности исторической реальности, какие были присущи Питеру Гейлу43.

Из этого изобилия нас в данный момент интересует только от­ношение между фактом и теорией, анализом и синтезом, критикой и конструктивностью. А.-И. Марру рассматривает оба аспекта в двух последовательных главах. Он отдает себе отчет в том, что его воз­зрения на критику заставили бы его старых учителей-позитивистов перевернуться в гробу. Там, где они требовали непримиримости критического духа, он призывал к вчувствованию и пониманию44. Негативный критический подход, предполагавший озабоченность честностью, компетентностью и аккуратностью авторов, был хоро­шо приспособлен к нуждам профессиональной работы в области

39 R. Агоп, Introduction a la philosophie de I'histoire, Paris: Gallimard, 1948.

40 Цит. по английскому переводу: The Meaning of History, Baltimore and Dublin:
Helicon, 1966.

41 Marrou, Meaning of History, p. 25.

42 Позднее Марру был вынужден признать, что это согласие менее совершен­
но, нежели ему казалось. См. приложение к Meaning of History, pp. 301—316.

43 . Сложность — постоянная тема в книге Питера Гейла: Pieter Geyl, Debates
with Historians,
New York: Meridian Books, 1965. [Питер Гейл (1887-1966) — гол­
ландский историк. — Прим. пер.]

44 H.-I. Marrou, Meaning of History, pp. 103 ff.


МЕТОД В ТЕОЛОГИИ


ИСТОРИЯ И ИСТОРИКИ



политической и церковной истории Западной Европы в эпоху Сред­невековья, с ее изобилием вторичных хроник, подложных хартий и декреталий и датируемых задним числом житий святых45. Но задача историка не ограничивается устранением ошибок и подлогов. Доку­менты можно использовать самими разными способами, и собствен­ная задача историка в том и состоит, чтобы правильно понять свои документы, точно уловить, чтб они прямо или косвенно раскрывают, и, таким образом, использовать их со знанием дела46.

Призывая к переходу от голой критики документов к их понима­нию, А.-И. Марру подчеркивает также непрерывность и взаимоза­висимость между пониманием релевантных документов и понима­нием хода событий. Историк начинает с того, что определяет тему, собирает досье из релевантных документов и фиксирует степень до­стоверности каждого из них. Но это всего лишь абстрактная схема. Продвижение в познании осуществляется по спирали. По мере того, как познание событий углубляется, характер документов предстает в новом свете. Исходный вопрос переформулируется; документы, казавшиеся нерелевантными, обретают значимость; на свет выходят новые факты. Так историк постепенно осваивает область своего ис­следования, обретая доверие к собственному пониманию смысла, цели и достоинства своих документов и постигая ход событий, пре­жде скрываемый, а ныне являемый документами47.

4. VERSTEHEN

Я уже упоминал дройзеновское понятие исторического иссле­дования как forschend verstehen [исследуя, понимать], и то, как Рей-мон Арон ввел немецкую историческую рефлексию во французскую научную среду. Теперь мы должны обратиться к этой рефлексии, которая была эмпирической, не будучи эмпиристской. Она была эмпирической, потому что была тесно связана с работой немецкой исторической школы, а хартию этой школы составлял протест про­тив гегелевского априорного выстраивания смысла истории. И она

45 Ibid., pp. 112 f.

46 Ibid., pp. 113 f. Cp. Collingwood, Idea of History, pp. 247, 259; Becker, Detach­
ment,
pp. 46 f.

47 H.-I. Marrou, Meaning of History, pp. 131 f.


не была эмпиристской, потому что вполне отдавала себе отчет в том, что историческое познание не сводится к вопросу всматривания: на­против, оно заключает в себе некий таинственный, интуитивный процесс, в котором историк приходит к пониманию.

Эта нужда в понимании явила себя двумя способами. Во-первых, существует герменевтический круг. Например, можно схватывать смысл предложения через понимание слов, но надлежащее понима­ние слов возможно только в свете предложения как целого. Сходным образом предложения относятся к параграфам, параграфы — к гла­вам, главы — к книгам, книги — к ситуации и намерениям автора. Так вот, этой кумулятивной сетью взаимозависимостей не овладеть посредством какого-либо набора концептуальных процедур. Здесь нужен самокорректирующий процесс научения, в котором допо-нятийные инсайты накапливаются, чтобы дополнять, уточнять, ис­правлять друг друга.

Во-вторых, нужда в понимании вновь явила себя в иррелевант-ности универсального, или общего. Чем креативнее художник, чем оригинальнее мыслитель, чем величественнее гений, тем менее воз­можно подвести его свершение под универсальные принципы или общие правила. Если здесь вообще уместно говорить о правилах, то он сам становится источником новых правил, и хотя другие будут им следовать, они будут следовать им не точно так же, как это делал учи­тель. Даже не очень умные люди обладают своей оригинальностью, тогда как рабское подражание — дело не разума, а машины. Но хотя эта высокая степень индивидуальности, являющая себя в художнике, мыслителе, писателе, и не достижима для общих правил и универ­сальных принципов, она вполне достижима для понимания. Ибо в первую очередь понимается то, что дано чувству или сознанию, то есть то, что представлено в образах, словах, символах, знаках. Данное или представленное таким образом есть индивидуальное. Схвачен­ное пониманием есть интеллигибельность индивидуального. Если не считать случаев утраты человеком надлежащего контроля над соб­ственным употреблением языка, обобщения здесь являются даль­нейшим, а в деле интерпретации, как правило, излишним шагом. Существует только одна «Божественная комедия», только один — шекспировский — «Гамлет», только один — гётевский — двухчаст­ный «Фауст».


МЕТОД В ТЕОЛОГИИ


ИСТОРИЯ И ИСТОРИКИ



Пределы понимания, радиус его действия постепенно расширя­лись. К грамматической интерпретации текстов Фридрих Шлейер-махер (1768—1834) добавил психологическую интерпретацию, наце­ленную на понимание личностей, и особенно на угадывание базового момента в творческом вдохновении писателя48. Август Бёк (1785-1867), ученик Ф. Вольфа и Ф. Шлейермахера, расширил пределы по­нимания до всего спектра философских наук. В его «Энциклопедии и методологии филологических наук» [«Enzyklopadie und Methodologie derphilologischen Wissenschaften»] идея филологии была осмыслена как интерпретирующая реконструкция построений человеческого духа49. То, что Бёк сделал для философии, Дройзену предстояло сделать для истории. Он сместил понятие понимания из контекста эстетики и психологии в более широкий контекст истории, (1) указав, что объ­ектом понимания служит выражение, и (2) отметив, что не только индивиды, но и такие группы, как семьи, народы, государства, рели­гии, выражают себя50.

С именем Вильгельма Дильтея (1833—1911) связано дальнейшее расширение горизонта. Дильтей обнаружил, что немецкая историче­ская школа, противопоставлявшая исторический факт идеалистиче­ским построениям a priori, в своих действительных процедурах была, тем не менее, гораздо ближе к идеалистическим, чем к эмпиристским идеям и нормам". С завидной проницательностью он указал на то, что успех исторической школы, как и более ранний успех естество­знания, представляет собой новую данность для теории познания, и предложил строить на фундаменте этой новой данности. Подоб­но Канту, задававшемуся вопросом о том, каким образом возможны всеобщие начала a priori, Дильтей задал себе вопрос о возможности исторического знания и, в более широком смысле, о возможности наук о человеке, понятых как Geistwissenschaften [науки о духе]52.

Базовый шаг Дильтея можно представить как транспозицию ге­гелевской мысли — от идеалистического Geist [Духа] в человеческую

48 H.G. Gadamer, WahrheitundMethode, SS. 172-185; R.E. Palmer, Hermeneutics,
Evanston: Northwestern, 1969, pp. 84—97.

49 Hunermann, Durchbruch, S. 64; SS. 63-69 описывают мысль Бёка.

50 Ibid., SS. 106 ff.; Gadamer, Wahrheit, SS. 199-205.

51 Gadamer, Wahrheit, S. 205.

52 Ibid., S. 52; Palmer, Hermeneutics, pp. 100 ff.


ieben [жизнь]. Объективный дух Гегеля возвращается, но теперь он представляет собой элемент объективации, осуществляемой в кон­кретной человеческой жизни. Жизнь выражает себя; в выражении присутствует выражаемое. Таким образом, данные исследований че­ловека не являются чем-то, что уже дано; сами по себе, до всякой интерпретации, они суть выражения, манифестации, объективации человеческой жизни. Затем, в процессе их понимания интерпрета­тором, предметом понимания становится и жизнь, которая в них выражена, манифестирована, объективирована53. Наконец, как ин­терпретация выражает и сообщает понимание интерпретатора, так объективации жизни представляют собой интерпретацию, которую жизнь дает самой себе: «Das Leben selbst legtsich aus» [«жизнь сама ин­терпретирует себя»]54.

Итак, в конкретной физической, химической, витальной реаль­ности человеческой жизни тоже присутствует смысл. Он одновре­менно внутренний и внешний: внутренний — как выражающий, внешний — как выраженный. Он являет нужду и удовлетворение. Отвечает ценностям. Интендирует цели. Подчиняет средства целям. Конституирует социальные системы и наделяет их культурным зна­чением. Преобразует окружающую природу.

Многие выражения индивидуальной жизни связаны между со­бой интеллигибельной сетью. Достижение этой интеллигибельной взаимосвязанности — вопрос не просто объединения всех выраже­ний, осуществляемых на протяжении жизни. Скорее здесь имеет ме­сто развивающееся целое, которое присутствует в своих частях, ар­тикулируя при каждом новом стечении обстоятельств те ценности, которые ему дороги, и те цели, которые оно преследует, и в резуль­тате обретая свою собственную индивидуальность и отличительные признаки. Как человеческое сознание не ограничено мгновением, но опирается на кумулятивную память и действует в соответствии со шкалой предпочтений, ориентированной на иерархию целей, — точно так же его выражения (не только все вместе, но и каждое в от-

53 Gadamer, Wahrheit, SS. 211, 214.

54 Ibid., S. 213; Palmer, pp. 103-114.





МЕТОД В ТЕОЛОГИИ

дельности) обладают способностью выявлять направление жизни и ее импульс55.

Присутствуя в жизни индивида, интеллигибельность присутству­ет также в общих смыслах, общих ценностях, общих целях, общих и взаимодополняющих видах деятельности групп. Могущие быть общими или взаимодополняющими, эти виды деятельности могут также различаться, противостоять друг другу, вступать друг с другом в конфликт. А значит, в принципе историческое понимание возмож­но и достижимо. Ведь если мы способны понять наши собственные жизни и жизни других людей поодиночке, то можем также понять их в их взаимосвязях и взаимозависимостях56.

Более того, как историк способен рассказать об интеллигибель­ном ходе событий, так ученый в области наук о человеке способен проанализировать повторяющиеся или развивающиеся структуры и процессы индивидуальной или групповой жизни. История и нау­ки о человеке не только не противостоят друг другу, но зависят друг от друга. Ученый-гуманитарий должен будет увидеть свои данные в их надлежащем историческом контексте; историк же может вполне овладеть своим материалом, только если он овладеет также релевант­ными науками о человеке57.

Думаю, можно сказать, что Дильтей сделал многое для решения своей специфической проблемы. Он энергично провел различение между науками о природе и гуманитарными исследованиями. Он четко мыслил возможность исторического знания, не совпадающего ни с априорными конструкциями идеализма, ни с процедурами есте­ствознания. Однако он не решил самую фундаментальную пробле­му — продвинуться за пределы как эмпиристских, так и идеалисти­ческих предпосылок. Его Lebensphilosophie [философия жизни] имеет эмпиристский крен, а его история и наука о человеке, основанная на понимании, Verstehen, не может быть усвоена эмпиристом58.

55 Gadamer, Wahrheit, SS. 212 f.

56 Wilhelm Dilthey, Pattern and Meaning in History, edited and introduced by
H.P. Rickman, New York: Harper & Row, 1962; London: Allen & Unwin, 1961. Chap
5,6.

57 Ibid., p. 123.

58 Gadamer, Wahrheit, SS. 218-228.


ИСТОРИЯ И ИСТОРИКИ

Далее можно коротко упомянуть два шага вперед в сравнении с позицией Дильтея. Во-первых, Эдмунд Гуссерль (1859-1938), осу­ществив доскональный анализ интенциональности, сделал оче­видным, что человеческое мышление и суждение — не просто пси­хологические события, но что они всегда и внутренним образом интендируют, подразумевают, имеют целью объекты, отличные от них самих59. Во-вторых, там, где Дильтей видел выражение и про­явление жизни, Мартин Хайдеггер (1889-) усматривает понимание как источник всех человеческих проектов. Таким образом, Verstehen есть Dasein — в той мере, в какой Dasein есть способность человека к бытию60. Отсюда следует универсальность герменевтической струк­туры: как интерпретация происходит от понимания выражения, так само выражение происходит от понимания того, чтб значит быть че­ловеком.

Теперь нужно добавить несколько комментариев. Во-первых, наше употребление терминов «инсайт», «понимание», более конкрет­но и одновременно более широко, чем коннотат и денотат термина Verstehen. Инсайт случается в любом виде человеческого познания: в математике, естествознании, здравом смысле, философии, науке о человеке, истории, теологии. Он случается 1) в ответ на вопрошание и (2) по отношению к чувственной презентации или репрезентации, включая слова и символы любого рода. Он состоит в схватывании интеллигибельного единства или отношения некоторых данных, об­разов или символов. Он служит активным основанием, из которого исходят конципирование, определение, гипотеза, теория, система. Это исхождение, которое не просто интеллигибельно, но интеллек­туально, служит человеческим источником томистской и августини-анской модели тринитарной теории61. Наконец, простое и отчетли­вое доказательство допонятийного характера инсайта предоставляет современная переформулировка эвклидовой геометрии62. «Начала»

59 Ibid., S. 230 f.

60 Gadamer, Wahrheit, S. 245.

61 Таков тезис моей книги: Verbum: Word and Idea in Aquinas, London: Darton,
Longman & Todd, and Notre Dame: University Press, 1967.

См., например, H.G. Forder, The Foundations of Euclidean Geometry, Cam­bridge: Cambridge University Press, 1927.





МЕТОД В ТЕОЛОГИИ

Эвклида зависят от инсайтов, которые неузнанно присутствуют в определениях, аксиомах и постулатах, которые легко возникают и служат основанием его выводов, но которые не могут быть выражены строго эвклидовым языком63.

Во-вторых, опыт и понимание, взятые вместе, служат источника­ми не знания, а только мысли. Чтобы продвинуться от мышления к познанию, необходимо добавить рефлективное схватывание вирту­ально необусловленного и его рациональное следствие — суждение. Этот третий уровень когнитивной деятельности осознается недоста­точно теми авторами, которых мы упоминали; в результате не удает­ся ясно и последовательно осуществить разрыв как с эмпиризмом, так и идеализмом.

В-третьих, помимо умного схватывания когнитивного факта, разрыв с эмпиризмом и идеализмом предполагает устранение когни­тивного мифа. Существуют понятия знания и реальности, которые сформировались в детстве, которые выражены в терминах зрения и зримого, которые в течение столетий служили непоколебимым осно­ванием материализма, эмпиризма, позитивизма, сенсуализма, фе­номенализма, бихевиоризма, прагматизма, и которые в то же время конституируют такие идеи понимания и реальности, которые идеа­листам представляются абсурдными.

5. ПЕРСПЕКТИВИЗМ

В 1932 г. Карл Хойси опубликовал небольшую книгу под заглави­ем «Кризис историзма» («Die Krisis des Historismus»). Ее первые двад­цать одна страница посвящены разбору различных значений термина Historismus. Среди множества кандидатур Хойси отобрал в качестве значения для Historismus, переживающего кризис, то видение исто­рии, которое было принято у историков около 1900 г. Это видение

3 Например, Эвклид решает задачу построения равнобедренного треуголь­ника с помощью двух пересекающихся окружностей; но нет эвклидова доказа­тельства для того, что окружности должны пересекаться. Или: Эвклид доказыва­ет теорему о том, что внешний угол треугольника больше, чем противолежащий внутренний угол, строя внутри внешнего угла угол, равный внутреннему проти­волежащему углу; но нет эквлидова доказательства для того, что этот построен­ный угол должен лежать внутри внешнего угла. Однако это «должен» может быть схвачено инсайтом, не имеющим формулировки на языке Эвклида.


ИСТОРИЯ И ИСТОРИКИ

включает в себя четыре главных элемента: (1) определенное, но наив­ное понимание природы объективности; (2) взаимосвязь всех исто­рических объектов; (3) универсальный процесс развития; (4) ограни­чение интересов историка миром опыта64.

Из этих четырех элементов виновником кризиса стал первый65. Около 1900 г. историки, подчеркивая опасность крена в субъекти­визм, исходили из того, что объект истории прочно установлен и однозначно структурирован. Мнения людей о прошлом могут ме­няться, но само прошлое остается тем, чем оно было. Хойси же, на­против, считал, что структуры существуют только в сознании людей, что результатом исследований, ведущихся с одинаковых позиций, становятся сходные структуры, и что историческая реальность не только не структурирована однозначно, но представляет собой не-угасающий стимул ко все новым историческим интерпретациям66.

Хотя в этом утверждении присутствуют идеалистические импли­кации, Хойси не желал бы толковать его столь жестко. Он тотчас до­бавляет, что в человеческой жизни много констант, и что однозначно определенные структуры не так уж редки. Что проблематично, так это введение таких констант и структур в более обширные целост­ности. Чем реже и уже контексты, к которым принадлежит личность, группа, движение, тем меньше вероятность того, что последующее развитие повлечет за собой пересмотр более ранней истории67. С дру­гой стороны, там, где затрагиваются разные мировоззрения и цен­ности, можно ожидать согласия по отдельным фактам и отдельным комплексам фактов, но разногласия по более крупным вопросам и более широким взаимосвязям68.

Необходимо, однако, внести поправку более фундаментального характера. Базовый пункт Хойси заключается в том, что историческая реальность слишком сложна, чтобы ее когда-либо можно было опи­сать исчерпывающим образом. Никто не смог бы рассказать всего, что произошло в битве при Лейпциге 16-19 октября 1813 г. Историк

64 Karl Heussi, Die Krisis des Humanismus, Tubingen, 1932, S. 20.

 
Ibid., S. 56. 67 Ibid., SS. 57 f. 68 Ibid.,S. 58.

65 Ibid., SS. 37, 103.



МЕТОД В ТЕОЛОГИИ

неизбежно отбирает то, что считает важным, и опускает то, что ему кажется незначительным. Такой отбор совершается до некоторой сте­пени спонтанно, в силу некоей таинственной способности, которая нащупывает ожидаемое, группирует и выстраивает; которая обладает тактом, необходимым для оценки и уточнения; которая действует так, как если бы в уме историка существовал некий правящий и контро­лирующий закон перспективы, и отсюда, как результат исходной по­зиции историка, его окружения, его предпосылок, его образования, с необходимостью возникали бы именно те структуры и акценты, кото­рые возникли. Наконец, этот результат нельзя описать как просто ре- | организацию старого материала: он представляет собой нечто новое. Он далеко не соответствует неистощимой сложности исторической реальности, но, будучи результатом отбора того, что с определенной точки зрения представляется значительным или важным, он действи­тельно нацелен то, чтобы неким неполным и приблизительным спо­собом осмыслить и изобразить историческую реальность69.

Именно этот неполный и приблизительный характер историче­ского повествования объясняет, почему история переписывается для каждого нового поколения. Исторический опыт переходит в истори­ческое знание, только если историк задает вопросы. Вопросы можно задавать, только вводя языковые категории. Эти категории влекут за собой шлейф своих предпосылок и импликаций, окрашены допол­нительными тонами забот, интересов, вкусов, чувствований, внуше­ний и памятований. Историк в своей работе неизбежно испытывает влияние своего языка, образования, среды, а они с ходом времени неизбежно меняются70, рождая спрос и предложение на переписан­ную историю. Так, превосходные исторические труды, созданные в последние десятилетия XIX в., потеряли всякую привлекательность в тридцатых годах XX в., причем даже в глазах тех, кто полностью

69 Ibid., S. 47 f. Это место — превосходное описание процесса накопления
инсайтов, хотя сам Хойси придерживается мнения (pp. cit., S. 60), что Verstehen
относится только к более крупным этапам построения, а не к базовому консти-
тутированию исторического знания. Об отборе в истории см. Marrou, Meaning in
History,
p. 200; Charlotte W. Smith, Carl Becker: On History and the Climate of Opinion,
Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1956, pp. 125-130.

70 Heussi, Krisis, SS. 52-56.


ИСТОРИЯ И ИСТОРИКИ

разделяет религиозные, богословские, политические и социальные воззрения старших авторов71.

Причина, по которой историк не в силах выскользнуть из свое­го времени и места, состоит в том, что развитие исторического по­нимания не допускает систематической объективации. Математики подчиняются строгой формализации, дабы быть уверенными в том, что не допускают неузнанных инсайтов. Естествоиспытатели систе­матически определяются свои термины, точно формулируют гипоте­зы, строго разрабатывают предпосылки и импликации гипотез и осу­ществляют развернутые программы верификации через наблюдение и эксперимент. Философы могут прибегнуть к трансцендентально­му методу. Но историк пробивается сквозь путаницу исторической реальности, опираясь на тот же тип и способ понимания, что и мы, прочие люди, в нашей повседневной жизни. Исходным пунктом слу­жит не набор неких постулатов или общепринятая теория, а все то, что историк уже знает и что принимает за достоверное. Чем умнее и культурнее историк, чем шире его опыт, чем более он открыт ко всем человеческим ценностям, чем лучше и строже его образование, тем выше его способность к открытию прошлого72. Если исследова­ние продвигается успешно, то инсайты историка настолько много­численны, сопрягаются столь спонтанно, дополняют, уточняют или корректируют друг друга столь живо и непосредственно, что историк может объективировать — не всякий поворот и разворот в генезисе своего открытия, но лишь общие линии картины, к которой он при­шел на данный момент73.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 362 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...