Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Состояние потока на досуге



Физические упражнения, чтение, охота, рисование, садоводство, домашняя работа, общение с друзьями, собирание моделей самолетов, путешествие, покупки, украшение дома, починка машины, рыбалка или кол­лекционирование марок.

1. ________ 2. _________ 3. _________

«Состояние потока» в детстве

Как вы испытывали «состояние потока» в детстве? Занятия спортом, катание на велосипеде, пение, изо­бретение пультов управления для космических кораб­лей, представление, что вы сказочный герой, поиск тайного запретного места, игры с игрушками, пример­ка карнавальных кастюмов, хорошая учеба в школе, беспокойство, избавление от тревог.

1. ________ 2. _________ 3. _________


Использование творческого напряжения

Упражнение. Возьмите ручку и чистый лист бумаги и предоставьте вашей руке водить по нему совершенно свободно. Начинайте без какого-либо предвзятого образа того, что вы будете рисовать. Пусть ваша рука работа­ет самостоятельно, а вы посмотрите, что получится.

Чтобы работать творчески, придется пойти на риск. Каждое новое начинание — это может быть рассказ, симфония, компьютерная программа, бизнес-план — всегда кажется трудным и неопределенным. В начале творческой деятель­ности наше мужество буквально собрано в кулак. Для некоторых людей предложенное упражнение по «свободно­му рисованию» весьма сложно выполнить. Они не могут привыкнуть к чувству, что не знают до начала работы, что собираются делать.

Для других же, наоборот, это занятие является освобожда­ющим и воодушевляющим, так как дает возможность дать идеям течь без сопротивления.

Так как ежедневно мы многократно переживаем смену настроений, бывают минуты, когда нам нравится неопреде­ленность, беспокойство и даже многоголовый дракон, име­нуемый страхом. Великие гении испытывают не меньший трепет, когда стоят у чистого холста или мельком видят публику перед выступлением.

На самом деле, вероятно, они чувствуют себя гораздо более дискомфортно, чем обычные люди. Но их отличает то, что они постоянно контролируют и преодолевают этот страх, умеют на время забыть о нем или дают ему волю, превра­щая беспокойство в энергию. Действие превращает страх в силу.


Ощущение, что вы делаете что-то, не зная, куда это может завести, как раз и является тем стимулом, который твор­ческие люди так успешно используют. Человек с воображе­нием может, и не зная того, куда он собирается идти, иметь твердую уверенность, что место назначения будет интерес­ным.

Меньше всего в состоянии творческого напряжения твор­ческие люди чувствуют потерянность и замешательство. Желая обнаружить оригинальное решение задачи, они блуждают в потемках, надеясь случайно натолкнуться на ценную мысль.

Марвин Мински из лаборатории искусственного интеллек­та Массачусетского технологического института убежден в том, что терпимость к неудовольствию является не только единственной общей частью творческого процесса, но и центральным моментом познания. Он пишет: «На ранней стадии обучения каким-либо по-настоящему новым навы­кам человеку необходимо, по крайней мере частично, отно­ситься к неудовольствию так: „Хорошо, что есть эта воз­можность испытать неловкость и обнаружить новые ошибки!" Это утверждение одинаково справедливо для обу­чения математике, покорения горных вершин или игре ногами на духовом органе. Какая-то часть сознания нахо­дит это ужасным, в то время как другая получает удо­вольствие, принуждая „недовольную" часть работать на себя. Видимо, у нас еще нет понятий для обозначения подобных процессов, хотя они являются наиболее суще­ственными для достижения творческого успеха».

Талантливые люди терпимы к творческому напряжению и даже взволнованы им. Я видел людей, охваченных постоян­ным беспокойством, которые живут в бесконечном состоя­нии суматохи, все время ощущая тревогу, отрешенных, опустошенных и разочарованных до тех пор, пока не вы­плеснут свою внутреннюю жизнь в каком-то творческом


акте. И тогда из этого беспорядка вырастает нечто новое и радостное.

Можете ли вы научиться радоваться чувству напряжения и смущения? Разумеется, в известной мере. Целиком пове­рить в свою способность что-то сделать и в то же самое время испытывать сомнения — в этом нет противоречия.

Это — способ прохождения сквозь творческую неопреде­ленность и управления своим творческим пламенем. Ваша уверенность будет возрастать с каждым новым успехом. Чем больше проблем вы решите, чем больше найдете выхо­дов из тупиковых положений и чем чаще будете находить вдохновение, когда кажется, что все возможности исчерпа­ны, тем сильнее будет ваше творческое беспокойство, необ­ходимое для того, чтобы хорошенько взбалтывать идеи, а не отметать их.

Войдите в творческий ритм

Упражнение. С полющью ручки добавьте что-нибудь к этим кружочкам, чтобы получилось нечто знакомое. Например, можно нарисовать лицо, глаз, пуговицу. Начи­найте и заполните пятнадцать различных картинок.


Это покажется невероятным, но одним из самых лучших способов побуждения к непроизвольности является повто­рение. Для многих из нас повторение связано с нудной работой и условностями — прямыми противоположностями творческой работы. Однако сознательное повторение может разжечь ваш творческий огонь. Снова и снова возвращаясь к своей задаче, вы создаете ритм, который поможет вам (i стать гением.

Хореограф Марта Грехэм порой создавала идеи новых тан­цев, многократно повторяя простое движение. Композитор Арон Копланд начинал музыкальные отрывки, проигрывая. по несколько раз один-два такта и спрашивая себя: «Куда все это приведет?» Рене Декарт на несколько дней запирал­ся в темной комнате, размышляя над вопросом: «Что позна­ваемо?» — и выходил оттуда с основами рационалистичес­кой философии.

Работа с повторением — это динамичный цикл выражения и размышления, когда вы вызываете к жизни идею, а затем размышляете над ней. Затем заново выражаете мысль, по-другому, с изменениями, и снова размышляете. Как будто бы берете месиво цветной глины, набрасываете ее на стену и смотрите, что получилось. Затем делаете это снова. И еще раз, до тех пор, пока не обнаружите зачатки новой мысли в виде прекрасного абстрактного панно. Этот метод обеспечивает немедленную обратную связь, таким образом приводя вас к «состоянию потока».

Слово «выражать» (express — англ.) происходит qt слова, означающего «выжимать»; слово «размышлять» (reflect — англ.) происходит от корня, который означает «напрягать» или «вращать». Весь процесс, который может занять долю секунды или несколько месяцев, должен быть динамичным, а не вымученным.

Как пишет писатель Майкл Грин: «Бывают мгновения, когда мысль является „горяченькой". Если вы охладите ее


^

слишком скоро, она будет все еще не оформленной и неполной — преждевременной. Но если вы слишком много будете ею заниматься, вы обзаведетесь чем-то утомитель­ным, вычурным и обременительным. Вы или утратите связь с жизненной силой первого толчка или запрячете ее туда, где никто, кроме вас, ее не почувствует. Как принято говорить, вам нужно „ловить момент"»

Генри Джеймс называл эти зачатки мысли «драгоценными крупицами» Когда он находил что-либо подобное, то мог стремглав мчаться, чтобы записать предложения так же быстро, как они приходят в голову, не обращая внимания на правописание или структуру Таким же образом, когда Бетховен находил музыкальную идею, он лихорадочно за­писывал ее в нотную тетрадь, набрасывая вариации музы­кальных фраз, временами записывая фразу «мысль идет сюда», чтобы отметить те места, которые он мог бы запол­нить позже

Когда вы входите в ритм, мысли мелькают быстрыми, мол­ниеносными вспышками. Это еще одна причина для приоб­ретения записной книжки. Когда время пройдет, вы можете захотеть, а можете и не захотеть развивать эти зародыше­вые мысли, но нужно обязательно сохранить их, на всякий случай. Эти грубые заметки выстраивают подмостки для мыслей, поддерживающие ваши идеи, пока они не окреп­нут.

На минуту вернемся к упражнению с кружками. Ваше сознание генерировало идеи равномерно, скажем, одна за каждые пять секунд? Вероятно, нет.

Скорее всего, это получалось урывками. Творческий диалог осуществляется на всех стадиях созидания. Все время, когда мы заново сталкиваемся с изучаемым предметом — рисунок ли это, роман, исследование рынка или написание математических уравнений, — мы позволяем работе созре­вать.


Повторение предлагает нам схему для проведения новых, более успешных попыток и открывает возможность для углубления и дальнейшего развития проблемы. Когда мы прилагаем усилия к достижению чего-то нового, мы прибли­жаемся к идеалу все ближе и ближе и в конце концов находим лучшее решение.


Долгожданный результат не несет на себе отпечатка на­пряжения, неудачных попы­ток и трудностей, которые вы испытывали в процессе его достижения. Симфонии Бетховена текут ровно и без усилий. Слушатели не заме­чают даже оттенка жестокой борьбы, потому что они не принимали участия в поиске решений, а также не видели несчетное количество возможных вариантов

Укрепление творческой выдержки





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...