Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выбор судьбы 6 страница



IX Еще раз подчеркнем "сводная игра" смонтирована, соб­рана из реальных ходов, но эти ходы суммированы и отражают максимальное действие сторон монотонно противодействуют человеку внешние обстоятельства, максимально энергично идет к системе целей человек

Мы построили идеализированную интегральную модель, с помо­щью которой можно идеализировать и проектировать реалыше г "игры" Модель, дающую обобщенный опыт и потому позволяю­щую избежать некоторых ошибок Модель, способствующую выявлению ряда новых упреждающих ходов

Разумеется, "сводная шра" может и должна быть усовершен­ствована Мы будем благодарны читателям за предложения по дальнейшему развитию игры


ДЕБЮТ


Вектор действий ВО

Заставить человека зани­маться целью А, нужной ВО, придание человеку узкой функ­циональной специализации и формирование у него пот­ребностей в ценностях, моно­польно принадлежащих ВО.

Вектор действий ТЛ

Выбрать независимую от ВО достойную цель Б и отстоять право ее разработки. Здесь подразумевается, что цель Б шире цели А (случай, когда независимая цель Б уже цели А, не относится к Творческой Личности и потому не рассмат­ривается в работе).


Часть 1

Главный конфликт

ВО воспитывают управляемое, "нормальное" пове­дение "Делай, как все,иди проторенными путями —это нужно, почетно, выгодно Не иди еретическим путем — это плохо, это против всех, это опасно" Но чтобы стать творческой личностью, человеку нужна Новая Достой­ная Цель, иначе он как Творческая Личность не состо­ится Вероятность встречи с Новой Достойной Целью увеличивается, если человек получил хорошее образо­вание, приучен к независимому мышлению, не боится отклонений от "нормального" поведения

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПЛОХОЕ НАЧАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ САМО-

ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



□ 1-а. Основной. Стандартное дошкольное и школьное воспи­тание и обучение: плохое, не­творческое, тенденциозное. Ис­пользуются обязательные казен­ные школы с навязыванием сво­их преподавателей, учебных прог­рамм и стереотипов. Например, гимназии с обязательным изу­чением латыни, закона Божье­го.

□ 1-б.Усиливающий. Недопуще­ние в привилегированные уче­бные заведения с относительно высоким уровнем обучения.

■ 1-е.Основной. Хорошее во­спитание и обучение, творчес­кое, направленное на развитие личности. С помощью родите­лей, случайного учителя, книги, длительного пропадания в би­блиотеке.

В 1-г. Упреждающий. Раннее начало самостоятельного чтения. Ознакомление с большим чис­лом сказок (сказки как упраж­нение по развитию творческого воображения).


Примечание к 1-а

Основная концепция плохой школы: готовить уче­ников к запоминанию материала. В хорошей школе готовят понимающих материал, умеющих им опе­рировать. И лишь отдельные Учителя (нет еще такой массовой супершколы) могут (или хотя бы понимают необходимость этого и стараются) готовить учеников ксотворению нового материала. Творческой Личности нужно образование именно третьего вида, но таких школ еще нет.

Пример к 1-а

"В 1888 году, выдержав конкурсный экзамен, Иоффе посту­пает в реальное училище. "Все преподавание в наше время было формальным: нужно было знать, а не понимать..."— вспоминал Иоффе о своих школьных годах".

□ Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. М.: Просвещение, 1986. С.197.

Пример к 1-а

В Таганроге был проведен эксперимент. Тремстам постоян­ным читателям газет, людям разного возраста, образования, профессии,предложили выполнить три задания: 1) дать объяс­нение "трудным" словам (стабильность, агентура и др.); 2) дать определение экономическим терминам; 3) изложить своими словами прочитанную статью, передать ее основной смысл. Первое задание более или менее удовлетворительно выполнили 30 процентов опрошенных. Третье задание — всего 14 (!) про­центов...

"Подобный эксперимент был проведен и в городе Новокуз­нецке. В эксперименте участвовало 112 человек — студенты первого курса факультета русского языка и литературы. Из 1120 ответов правильными оказались 89 (7 процентов), неправиль­ными — 605 (54 процента), неточными — 426 (39 процентов).

Из 112 человек 57 не знали слова "вояж", 66 — слова "коорди­нация", 65 — слова "либерал", 94 человека не смогли объяснить, что значит "курс акций", 58 человек не дали определения по­нятию "левые силы". Приведем некоторые примеры опреде­лений ряда понятий, данных участниками эксперимента:

агентура — общество, руководимое работой; что-то вроде, что было при Шерлоке Холмсе; управление или контора какая-либо;

вояж — поклажа; человек; свадебное путешествие; большая сумка;

левые силы — малочисленные люди при расколе партии; люди антисоветских взглядов; отходники, которые отстали от основ­ной партии; сторонники капиталистических идей;

курс акций — следование определенным взглядам; денежная валюта; определенная работа по вопросам политики; выпуск денежной лотереи;

либерал — пессимист; человек, относящийся к высшим слоям".

О Бородина В.А., Бородин СМ. Учим... читать. Уроки динамичного чтения. Л.: Лениздат, 1985. С. 105—106.

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ТЯЖЕЛЫЕ ЖИЗНЕН- ИНФОРМАЦИЯ О ДЦ

НЫЕ УСЛОВИЯ, "ЧУЧЕЛО"

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


□ 2-а. Основной. Тяжелые жизненные условия в детстве: голод, слабое здоровье, бо­лезнь, необходимость ранней работы. Навязывание "наслед­ственной", обычно нетворческой, профессии.

□ 2-6. Усиливающий. Операция "Чучело": отчуждение детским коллективом (юношеским) "не своего", объявление бойкота "Чу­челу", травля, обыгрывание фи­зического недостатка, издева­тельства, все против одного.

■ 2-е. Основной. Выработка умения давать отпор. Занятия каким-либо видом спорта для резкого укрепления здоровья. Стремление вырваться из не­благоприятных условий, при­обрести интересную профес­сию.

■ 2-г. Упреждающий. Получе­ние информации не только о престижных профессиях, но и о существовании достойных це­лей, достижение которых важ­нее всего.


Примечание к ходам 1 и 2

На ходах 1 и 2 нет еще поиска достойной цели; человек стремится к "предцели": улучшить материаль­ное положение, получить образование, изменить свое окружение, "выйти в люди" и т.д.

Пример к 2-е

Грину шел шестнадцатый год, когда он вдруг начал собирать­ся в Одессу к морю.

"Чтобы понять всю неожиданность этого решения, следует представить себе Вятку конца XIX века. Это был губернский город с 25 тыс. населения, двумя монастырями, 22 церквами, двумя гимназиями и пятью училищами, из которых три — духовных. Не имевший железной дороги, город летом был связан с центрами страны только рекой Вяткой, притоком Камы, а зимой — санным путем. Духовная жизнь этого провинциального городка, та атмосфера мнительности, мещанского самолюбия и ложного стыда, которые окружали будущего писателя, прекрас­но переданы в рассказе Чехова "Моя жизнь".

И вот в этом затхлом провинциальном мире городских обы­вателей, вся забота которых сводилась к тому, чтобы быть не хуже других, "выйти в люди", т.е. прежде всего в чиновники, в бедной семье, где отец пил горькую, а мачеха недолюбливала старшего пасынка, мальчик стал мечтать о море".

О Прохоров Е. Александр Грин. М.: Просвещение, 1970. С.10-11.

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВО НАВЯЗЫВАЮТ ВСТРЕЧА С "ЧУДОМ"

СВОИ ЦЕЛИ


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



□ 3-а. Основной. ВО навязыва­ют свои цели, прививая выгод­ные для себя представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что достойно и что недостойно, к чему надо стре­миться и к чему стремиться преступно.

■ 3-е. Основной. Возможно бо­лее раннее начало активного поиска своего направления (ре­же — конкретной цели). Приме­ры: Эдисон, Микулин, Амунд­сен.

И 3-г. Упреждающий. Особо яркое впечатление, какой-то чрезвычайный случай или нео­бычное явление оказывают вли­яние на всю жизнь (Шлиман, Бомбар), дают если не достой­ную цель, то показывают на­правление к ней.


Примечание к 3-г

Ход,казалось бы, случайный. Но его можно созна­тельно моделировать, управлять им, сделать неслучай­ным и эффективным.

Ход не обязательно относится к раннему детству, он может быть сделан и позже.

Ребенка на путь большого творчества, как правило, увлекает чудо — или то, что он воспринял как чудо. Взрослый человек перестает верить в чудеса, защи­щаясь от них "здравым смыслом", скепсисом, праг­матизмом и другими неврожденными механизмами. "Пронять" взрослого человека может, скорее, тра­гедия, большая трагедия или то, что он воспринял как большую трагедию. Поэтому, говоря о моделировании этого хода, надо помнить, что речь может идти о создании либо чуда, либо трагедии.

Пример к 3-а

"В некоторых странах идея об этическом кодексе, действите­льном для каждого человека, отброшена и заменена принципом, что законы государства — это и есть моральный кодекс".

□ Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973. С.41.

Пример к 3-а

Из письма Антуана де Сент-Экзюпери:

"Я совершенно не знаю, как вы определяете для себя свободу. Ее возможные определения бесчисленны. К числу самых жест­ких относятся те, в свете которых наша эпоха предстает как самая "ограничивающая" в истории. Моя нынешняя свобода покоится на таких типовых определениях, которые лишают нас права на всякое несогласие, это свобода лошади, которой шоры позволяют видеть один-единственный путь... Подлинная свобо­да состоит только в созидательном действии... Но если я колеб­люсь, какой из четырех типов автомобиля "Дженерал моторе" мне выбрать или какой из трех фильмов Занука посмотреть, это не что иное, как карикатура на свободу!.. Свободу сводят здесь, в этом мире всеобщей похожести,'5 всего лишь к выбору какого-нибудь одного товара из массы стандартных товаров. Я предос­тавляю осужденному выбор, посадить ли его на кол или пове­сить, и при этом я еще радуюсь: как же, он свободен!..

Равенство?.. В конце концов вы откроете сами, поглубже вдумавшись... в смысл этих слов, что ваше равенство находится в глубочайшем противоречии с вашей свободой. Одно из двух: или моя свобода состоит в том, чтобы быть похожим на всех, и тогда подлежит ампутации все, что меня отличает, — отрежем человеку ноги, а потом иди, куда хочешь. Либо же моя свобода в праве на отличия от других... Я знаю, что такое равенство двух треугольников. Но не могу себе представить, что значит равен­ство треугольника и яблока. Равенство есть критерий лишь для сравнимых вещей.

И, наконец, братство — вот понятие, которое ставит наиболее запутанные проблемы. Вы зовете братством ваше добродушное безразличие, когда никто по-настоящему не интересуется ни­кем..."

□ Сабов А, Антуан де Сент-Экзюпери: Записки о войне //Лит. газ. 1983. 24 авг. СИ.

Пример к 3-г

О физике П.Н.Лебедеве:

"Физиком он стал вопреки семейным традициям и воле отца. Ему была уготована иная стезя — коммерция... Совершенно особую роль в судьбе Петра Николаевича сыграл знакомый их семьи — инженерный офицер Александр Николаевич Бекнев, воспитанник Крошптадтской электротехнической школы. Однажды он показал 12-летнему мальчику несколько простых опытов по электричеству, которые совершенно того пленили. В 1896 году, отвечая Бекневу на поздравление в связи с присвоением звания приват-доцента, Лебедев писал: "До сих пор во мне жив и памятен тот колоссальный переворот во всем моем миросозерцании, который Вы произвели Вашей электрической машиной из пластины стекла с подушками из офицерских перчаток..."

□ Кляус Е.М. Поиски и открытия. М.: Наука, 1986. С98.

Пример к 3-г О Роберте Вуде:

"Одной из причин, способствовавших его раннему гаргантю-анскому развитию, было то, что в возрасте, когда дети любят играть с игрушками (а он умирал от скуки в школе миссис Уокер, предназначенной для мальчиков и девочек "из хороших семей", и был постоянно одним из последних учеников), ему попала в руки одна из самых мощных и опасных "игрушек", когда-либо в истории бывших в руках ребенка. Она помогла его последующим научным открытиям. Это был огромный завод воздуходувных машин В.Ф. Стэртеванта в Ямайка Плейн, недалеко от Бостона.

Доктор Вуд рассказывает: "Когда мне было около десяти лет, он (Стэртевант, сосед Вудов) взял меня на завод и показал мне все: огромные двигатели Корлисса, литейный цех, токарные станки с ремнями невероятной длины и маховиками, механи­ческие мастерские, столярные цеха — словом, все. Он пред­ставил меня начальникам цехов и приказал им пускать меня в цеха и позволять мне делать все, что я захочу, — только чтобы я не покалечился..."

...Скоро он буквально делал все, что хотел. Литейщики даже научили его, как приготовлять формы для литья, и заливали чугун в те, которые он делал".

□ Сибрук В. Роберт Вуд. М.: Наука, 1980. С.15,16.

Пример к 3-г О Н.К.Рерихе:

"Когда Николаю Константиновичу исполнилось девять лет, в Извару приехал известный археолог Л. Ивановский, чтобы провести в ее окрестностях археологические исследования. Уче­ному понравился пытливый гимназист, и он стал брать его на раскопки. Тайны древних времен приобрели для Николая Кон­стантиновича еще большее обаяние. "Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственная раскопка",— писал впоследствии художник, вспоминая извар-ские курганы...

...Пришел Николай Константинович в академию (художеств) со своей внутренне осознанной темой, связанной с занятиями археологией, историей Древней Руси".

О Беликов П., Князева В. Рерих. М.: Мол. гвардия, 1972. С. 10,20.

Пример к 3-г

"Досыта в семье Илизаровых никогда не наедались, еда появлялась в достатке лишь летом, когда созревали овощи и фрукты. А обычно — каша- затируха, которую готовила мать из отрубей. Как только появлялись плоды, трудно было удержаться от соблазна полакомиться ими. Вот и он, Гавриил, наелся зеленых груш. И тяжело заболел. Жар. Все плывет перед гла­зами...

Спас Гавриила фельдшер, заставив его выпить несколько чайников кипяченой воды и дав какие-то чудодейственные таблетки. Наутро болезнь отступила. Мальчик отчетливо почув­ствовал, как в него входила жизнь. Это его совершенно поразило. Как же такое могло случиться? Ведь он умирал, значит, бог в самом деле хотел взять его к себе — и вдруг оказался бессильным!

Только потому, что фельдшер дал какие-то таблетки! И тогда же, лежа на циновке, всматриваясь в высокие своды над головой (семья -жила в полуразрушенной мечети), Гавриил решил: вы­расту и стану врачом, буду учиться, чтобы раздавать людям таблетки и спасать их от смерти и страданий".

□ Нувахов Б. Доктор Илизаров. М.: Прогресс, 1987. С.24,25.

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

НЕДОПУЩЕНИЕ ДО ПОИСК НЕЗАВИСИ-

ИНФОРМАЦИИ МОЙ ЦЕЛИ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


□ 4-а. Основной. Недопуще­ние до информации, необходи­мой для поиска (выбора) ДЦ.

■ 4-в. Основной. Поиск неза­висимой цели по общедоступной информации.

И 4-г. Упреждающий. Поиск цели, для дальнейшей разра­ботки которой не нужна ника­кая труднодоступная информа­ция или труднодоступное обору­дование.


Примечание к 4-а ДЦ— цель революционная по своей новизне, то есть цель, лежащая за передним краем науки, искусства, социального обустройства. Передний край очерчен лишь в спецлитературе, описан на спецязыке. Популяр­ная литература отражает уже известные, вчерашние знания. Спецлитература (даже если удастся найти к ней доступ и прорваться сквозь терминологические дебри) знакомит с сегодняшним, самым современным уровнем знаний. А нужна популярная литература по проблемам завтрашнего дня. Такого класса литературы нет. В ка­кой-то мере эту функцию выполняет фантастика.

Примечание к 4-г Часто возражают: "Многие современные цели, на­пример в медицине, принципиально недостижимы без использования спецоборудования: сложных и дорогих рентгеновских микроскопов, мощных ЭВМ, лазерных установок. Означает ли это, что такие цели не относятся к достойным?"

Мы рассматриваем стратегию ТЛ, то есть одного человека. Ход 4-г выражает простую мысль: одиночный исследователь должен выбирать цель, достижение ко­торой не требует сложного, дорогостоящего, дефи­цитного оборудования. Это вовсе не значит, что цель должна быть небольшой. Напротив, новая идея, выдви­гаемая одиночным исследователем, чаще всего со­держит совершенно неожиданную концепцию, открыва­ет новые миры. Большинство крупнейших открытий и изобретений были созданы, в сущности, в домашних условиях с использованием самодельного оборудова­ния. На первых порах работает найденная концепция. Все зависит именно от нее, а не от сложности и точ­ности оборудования. Первый прибор Майкельсона сто­ил всего 10 долларов. А последняя установка Май­кельсона обошлась в 50 ООО долларов. Качественной разницы между результатами не было.

ВНИМАНИЕ! На любом этапе Дебюта у Творческой Личности есть очень сильные упреждающие ходы: 1) ознакомление с фондом биографий творческих личностей, "Жизненной стратегией", фондом достойных целей; 2) корректиро­вка своей жизненной программы в соответствии с эти­ми материалами.

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВЫСМЕИВАНИЕ ПОИСК ЦЕЛИ, ДОСТУП-

НОЙ ДЛЯ ОДИНОЧКИ


ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



□ 5-а. Основной. Высмеива­ние, издевательское отношение к поискам ДЦ со стороны лю­дей, не имеющих и ие ищущих ДЦ.

□ 5-6. Усиливающий. Неприя­тие цели специалистами, кото­рые считают поставленную цель неверной, несбыточной, опас­ной, еретической.

■ 5-в. Основной. Высмеива­ние, непонимание окружающи­ми — один из косвенных приз­наков правильности выбранного направления. Поэтому ответом на высмеивание должна быть еще большая активизация под­готовки к достижению цели.

■ 5-г. Упреждающий. Поиск такой цели, разработка кото­рой возможна даже в одиночку. Выработка системы поведения в особо стесненных условиях (например, в длительных коман­дировках, при военной службе), подбор упражнений, тем — время не должно пропадать впустую.


Примечание к 5-а Ход, зачастую не ослабляющий, а усиливающий по­зиции ТЛ: высмеивание вырабатывает характер, "со­противляемость".

Пример к 5-а и к 5-6

О первой экспедиции Нансена через Гренландию: "Сразу же, как только был опубликован план экспедиции, раздался друж­ный хор насмешливых комментаторов как со стороны газет, так и со стороны специалистов-полярников Норвегии, Англии и других стран. Один датский исследователь писал, например, о предстоящей экспедиции так: "Каждый, кто хоть немного знаком


Игра

с условиями, в которых будет проходить путешествие, должен прекратить поддерживать эту безумную затею. Способ, которым Нансен собирается достичь побережья Гренландии, то есть покинуть палубу корабля и, подобно полярному медведю, пере­ползать с одной льдины на другую, показывает такое безрассуд­ство, что вряд ли можно относиться к этому серьезно".

"Незадолго до начала экспедиции в одном из юмористи­ческих журналов Бергена появилось следующее ироническое объявление: "В июне сего года препаратор Нансен демонстри­рует бег и прыжки на лыжах по центральной области Грен­ландии. Постоянные сидячие места в ледниковых трещинах. Обратного билета не требуется".

□ Шеклтон Э. Фритьоф Нансен — исследователь. М.: Прогресс, 1986. С.20,22.

Пример к 5-6

"...Весь этот опыт с начала и до конца противоречил обще­принятым нормам. С точки зрения так называемого здравого смысла это была сплошная ересь.

Я считался еретиком по многим причинам. Во-первых, по­тому; что мы хотели доплыть до заранее определенного пункта на лодке, которую все признавали неуправляемой и неприспо­собленной для такого плавания. Эта первая ересь непосредствен­но затрагивала судостроителей и моряков. В самом деле, многие специалисты уверяли нас, что мы не уплывем дальше Иерских островов. Но гораздо страшнее была вторая ересь, которая заключалась в том, что я ломал общепринятые представления, утверждая, что человек может жить одними дарами моря и пить соленую воду. И, наконец, третья ересь, о которой в одной "серьезной" газете было сказано следующее: "Даже опытные моряки на кораблях не считают, что они всегда могут справиться с бушующим морем, ветром и течениями. И в то же время какой-то новичок без колебаний доверяет свою жизнь и жизнь своего товарища обыкновенной ореховой скорлупке, которая не была даже осмотрена морским инспектором!"

После всего этого я дал нашей лодке имя "Еретик".

□ Бомбар А. За бортом по своей воле. М.: Мысль, 1975. С.38.

ДЕБЮТ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

СТАНДАРТНОЕ САМО-

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


□ 6-а. Основной. Стандартное специальное образование: пло­хое, нетворческое, не по инте­ресам, дающее профессию, ну­жную для ВО и зависимую от ВО. Основные причины: 1)иа момент выбора цели нет нужно­го курса; 2)преподавателей под­бирают угодных ВО, вернопод­данных, даже если они слабы как специалисты и преподава­тели.

□ 6-6. Усиливающий. Недопу­щение в привилегированные специальные учебные заведе­ния с относительно хорошим уровнем обучения. Дискримина­ция по классовым, расовым, на­циональным, групповым и т.п. признакам.

■ 6-в. Основной. Специальное самообразование: эффективная индивидуальная программа в соответствии с выбранным на­правлением или целью (Амунд­сен — занятия спортом, изу­чение магнитных измерений и т.д.). Освоение "системы Лю­бищева": сокращение непроиз­водительных трат времени, под­бор книг, задач, упражнений для работы "на ходу" — в тран­спорте, в пути, в вынужденном ожидании; уменьшение времени на сон. '

■ 6-г. Упреждающий. Выра­ботка умения работать в любых условиях. Освоение второй (свободной) профессии. Кроме того, освоение необходимых при достижении любой цели ли­тературных навыков (для про­паганды и внедрения получен­ных результатов) и иностран­ных языков (например, для ра­боты с патентной литературой). Специализация в профессии, максимально полезной для вы- бранной цели. __________________


Пример к 6-а

О результатах проверки КНК СССР и Минвузом СССР Азербайджанского института народного хозяйства:

"Ум на самом деле отказывается верить в реальность иных фактов. Студент-экономист не способен справиться со сло­жением простых дробей. Нелепая выдумка! Глупая шутка! Но лист, скрепленный печатью, удостоверяет, что никакой мисти­фикации нет, будущий специалист и вправду не смог верно подсчитать сумму Vi + VS. Случай не уникальный. Приведу данные из официального отчета: "Из 60 студентов, выполнявших контрольную работу по математике в объеме минимальных требований, предъявляемых при поступлении в вуз, правильно решили все задачи лишь четверо. Более 80 процентов не спра­вились с примерами на уровне 9—10-х классов, а 24 человека — даже с примерами на сложение и деление на уровне 4—5-х классов..."

Да, что-то похожее на дурной сон, а что-то — на сцену из третьесортной комедии. Педагога с ученой степенью спраши­вают: какие языки программирования использовались при осво­ении преподавателями методов работы на 3JJM? Ответ повергает специалистов в замешательство: "Язык ЭВМ? Русский и азер­байджанский..."

О Ряпин В. Банкротство наставников // Правда. 1987. 15 июля.

Пример к 6-а

О проблемах высшего образования (точнее — специального образования) в Америке:

"...Число студентов университетов в два раза превышает чис­ло всех рабочих страны, занятых в производстве...

Стотон Линд пишет... следующее: "Образование пытается подготовить молодежь к недостойной и бесчеловечной трудовой жизни взрослых, а потому само становится мишенью. Быстрый рост высшего образования после второй мировой войны был вызван техническими изменениями в промышленности. Авто­матизированная и компьютеризированная промышленность нуж­дается во все большем числе молодых мужчин и женщин, обладающих квалификацией служащих и покорностью рабочих. Большинство из семи миллионов учащихся наших колледжей, готовятся для квалифицированного послушания. Студент, как и работник, которым он намеревается стать, пользуется своим умом, равно как и руками, но не творчески, не по собственной инициативе, а по-прежнему в рамках приказов, спускаемых сверху вниз. Таково и современное высшее образование. И студенты заявляют тем, кто отдает им приказы, что они могут тренироваться в искусстве десятника на ком-нибудь другом. Они не желают быть согбенными, сломленными и бессловесными".

□ Шиллер Г. Манипуляторы сознанием М.: Мысль, 1980, С. 162-163.

Пример к 6-6

Левитан учился у Саврасова — в Училище живописи и ваяния.

"Осенью Левитан написал "Осенний день в Сокольниках". Это была его первая картина, где серая и золотая осень, печаль­ная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

Саврасов мельком взглянул на картину и написал мелом на изнанке: "Большая серебряная медаль".

Преподаватели училища побаивались Саврасова. Вечно пья­ный, задиристый, он вел себя с учениками как 'с равными, а напившись, ниспровергал все, кричал о бесталанности признан­ных художников и требовал на холстах воздуха, простора, света. Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его люби­мого ученика — Левитана. Кроме того, талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа — это было дело коренных русских художников. Картина была признана недо­стойной медали. Левитан не получил звания художника, ему дали всего лишь диплом учителя чистописания. С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени..."

О Паустовский К.Г. Исаак Левитан // Собр. соч.: В 9 т. М.: Худож. лит., 1982. Т.З. С.535.

Пример к 6-в

О.Ю.Шмидт, вспоминая начало своей студенческой жизни, рассказывал, что он тогда составил список литературы, которую считал необходимым прочитать. А затем прикинул, сколько на это уйдет времени. "Я сел подсчитывать — ведь все же я был математиком. Оказалось, необходимо 1000 лет, чтобы все наме­ченное одолеть... Тысячу лет прожить нельзя, и все знать невоз­можно. С болью в душе стал я вычеркивать то, что хотя и интересно, и нужно, но без чего все же можно обойтись. Оставил только то, без чего не мыслил себе пути в науку. Вновь под­считал... Осталось еще на 250 лет!" Ясно, что и 250 лет прожить невозможно. Шмидт приходит к выводу о необходимости увели­чить количество часов для занятий. Это пришлось сделать за счет сна: в молодые годы "потеря" примерно одной трети жизни в виде сна казалась неоправданной. И Отто Юльевич пытался сократить время сна до 5—6 и даже до 4 часов.

□ Яницкий Н.Ф. Отто Юльевич Шмидт // Отто Юль­евич Шмидт: Жизнь и деятельность. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С.18-19.

Пример к 6-в

О системе А.А.Любищева см. приложение 1 (С.353).

Пример к 6-г

Из интервью Ч.П.Сноу:

"Вопрос: Интересно, какие условия для работы вы предпо­читаете?

Ответ: Пожалуй, я предпочитаю тишину, покой, одиночест­во, но на самом деле редкий профессионал получает такие условия. Одно из непременных свойств профессионала заклю­чается в способности как можно меньше поддаваться всяким внешним раздражителям в процессе работы. Если это свойство не развить в себе, нужных условий вы никогда не добьетесь. Если вы можете писать лишь в атласном халате, в комнате окнами на северо-восток, при температуре 67 градусов по Реомюру, то ваши шансы на успех невелики".

О Сноу Ч.П. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. С.320.


ДЕБЮТ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПУГАЕТ МАСШТАБ- ВЫБОР ДЦ-1

НОСТЬ


ОТВЕТ ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ХОД ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



Ш 7-а. Основной. ДЦ пугает своей масштабностью; для до­стижения цели требуются зна­ния, выходящие за рамки при­обретенной специальности. Кроме того, на первых порах кажется, что в одиночку к такой цели нельзя подступиться. Во­зникает неуверенность в своих силах.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 300 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...