Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Календари



Календарь – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделением их на календарные годы, месяцы, недели, сутки. Название " календарь " происходит от лат. “ календы ” (первый день нового месяца). Лат. термин “ календариум ” буквально означал “ Долговая книга ”, т. к. в Риме был обычай оплачивать долговые проценты в первый день месяца. Римляне вели счет дней оригинально – определяя, сколько дней осталось до новых календ.

Создание календаря в древности было одной из важнейших задач астрономии. Решить ее было непросто, т. к., как уже упоминалось, год, месяц и сутки - величины несоизмеримые, не выражающиеся одна через другую. При со­ставлении солнечного календаря за естественную единицу прини­мается средний солнечный год, истинную продолжительность ко­торого в данном случае необходимо определять как можно точнее, а месяц - условная единица. В лунном календаре, наобо­рот, исходная величина - лунный месяц, а год - единица условная. В солнечных календарях согла­суются год и сутки, а в лунных - сутки и лунный месяц. В лунно-солнечных календарях согласуются все три величины. Отсюда возникают двойные понятия: солнечные сутки – календарные сутки; синодический месяц – календарный месяц; тропический год – календарный год. Календарные единицы времени отличаются от природных тем, что условно выражены целыми числами, и не содержат дробных частей. Поскольку календарные и природные единицы не совпадают, человечество искало пути наиболее оптимального их соответствия, чем и объясняется многообразие календарных систем, известных к настоящему времени. В системах летосчисления солнечный год и лунный месяц неудобно и нельзя выражать через дробное число. Но если дроби игнорировать, то скоро дейст­вительное число дней в году придет в несоответствие с календар­ным. Чтобы избежать этого, составители календарей ус­танавливали равновесие путем введения дополнительных дней и даже месяцев в течение одного года или цикла лет. Эта компенсация должна быть точно рассчитанной, иначе через несколько лет счет времени станет ошибочным, и действительное время отстанет или опередит календарь.

Лунные календари появились у кочевых народов, занимавшихся пастушест­вом, в IV-III тыс. до н.э., в них чередовались месяцы по 29 и 30 суток, в году было 12 месяцев, или 354 суток. Т.о., лунный календарь опережал тропический на 11 суток, начало года в нем приходилось не на определенный день, а перемещалось по сезонам. Лунными ка­лендарями были вавилонский, древнееврейский и др.

Чтобы приблизить год лунного календаря к тропическому, стали периодически вводить дополнительный месяц, и таким образом создали лунно-солнечный календарь, применявшийся в Древнем Вавилоне, государствах Древнего Китая, Индии и Древней Греции.

Сейчас существует две разновидности лунных календарей: свободная (блуждающая), распространенная в мусульманских странах, и связанная (лунно-солнечная), распространенная в тюрко-монгольских странах.

У оседлых земледельческих народов была более острой потребность в солнечном календаре. Древнейший из них - древнеегипетский календарь IV тыс. до н.э. В нем было 365 дня, он состоял из двенадцати 30-суточных месяцев и 5 добавочных священных дней, в которые поднимался Нил. В итоге календарь имел ошибку, т. к. не совпадал с реальным ходом светил. Начало египетского года каждые 4 года отступало от тропического на 1 сутки, начало нового года каждый год назначалось на разный день. Поэтому египетский календарь стали называть блуждающим. Он сохранился в Израиле и ис­пользуется при составлении пасхалий в христианских церк­вях.

По сол­нечному календарю счисление времени велось и в некоторых государствах Индии, в Древнем Риме после реформы календаря Юлия Цезаря, в христианской Европе. Сейчас им пользуется большинство стран мира - этот современный календарь восходит к древнеримскому счету времени.

Сначала календарь древних римлян состоял из 304 дней, делившихся на 10 месяцев. Новый год начинался 1 марта. Месяцы именовались в честь богов или по порядковому номеру в году: мартиус (в честь бога войны Марса), апрелис (от "априкус" – согреваемый солнцем), майюс (в честь богини плодородия Майи), юниус (в честь богини Юноны), квинтилий (пятый), секстилий (шестой), септембер (седьмой), октобер (восьмой), новембер (девятый), декабриус (десятый). С VII в. до н.э. год увеличили до 355 дней, он стал делиться на 12 лунно-солнечных месяцев. Были добавлены месяцы януариус (в честь двуликого бога Януса) и фебрариус (в честь бога очищения Феба). Суеверные римляне боялись четных чисел, и месяцы в календаре состояли из 29 или 31 суток. Раз в 2 года, для приближения календарного года к тропическому, вводили дополнительный 13-й месяц – марцедоний в 20 суток. Постепенно он вырос до 23 дополнительных дней. Кроме этого, дополнительные дни произвольно вводились по воле верховных жрецов - понтификов. Эти самовольства настолько запутали календарь, что к 1 в. до н.э. назрела его реформа.

Реформу календаря осуществили по воле императора Юлия Цезаря в 46 г. до н.э. Новый календарь получил его имя - юлианский. Для его создания пригласили александрийского астронома Созигена. Основной целью реформы было максимально приблизить римский год к тропическому.

За основу юлианского календаря взяли египетский год из 365,25 суток. Число месяцев осталось 12, но их продолжительность увеличили до 30 и 31 дня, нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные – по 30. Для компенсации дроби в продолжительности года, раз в 4 года в календарь вводили дополнительный день, который обычно присоединяли к февралю (этот месяц имел 29 дней). Т.о., была введена високосная система, в которой на каждое четырехлетие приходится 3 простых года (365 дней) и один удлиненный (366 дней). Дополнительный день вставляли между 23 и 24 февраля, куда прежде помещали месяц марцедоний. Т.о. в удлиненном году было два 24 февраля, по римскому счету это был “Бис Сектус” - второй шестой день до мартовских календ. Латинский “Бис сектус” в русском языке адаптировался в високос, и удлиненный год до сих пор именуют високосным. В юлианском календаре високосными были годы, номера которых делятся на 4 без остатка.

В новом календаре новогодие перенесли с 1 марта на 1 января, а названия месяцев остались прежними и стали несуразными - декабриус (десятый), в реальности стал двенадцатым и т.д. Ряд месяцев переименовали в честь императоров. В 44 г. до н.э. квинтилий переименовали в честь Юлия Цезаря в юлиус. В 8 г. до н.э. секстилий переименовали в аугустус в честь Октавиана Августа. Тогда же к августу добавили один день, отнятый из февраля, и чередование длинных и коротких месяцев стало подобным современному.

С IV в. н.э. после решения Никейского собора 325 г. юлианский календарь стал обязательным для всех христианских стран. В 525 г. римский монах Дионисий Малой рассчитал дату рождества Христова, которая была принята за точку отсчета новой эры. Как писал Дмитрий Иванович Менделеев в своем "Заявлении о реформе календаря", исходная точка для счисления дней и годов представляется делом чрезвычайной трудности, но весь образованный и христианский мир согласился считать Рождество Христово исходом для своего отсчета времени.

Со временем выяснилось, что юлианский календарь опережает тропический год на 11 мин. 14 сек, что дает расхождение на одни сутки в 128 лет. Стала накапливаться ошибка, которая к XVI в. составила уже 10 суток. В к. XVI в. весеннее равноденствие наступило уже 11 марта. Это обстоятельство грозило перемещением Пасхи - главного праздника всех христиан, которая по церковным правилам должна праздноваться в первое воскресение после весеннего полнолуния, т.е. между 21 марта и 18 апреля. Поэтому в 1582 г. при римском папе Григории XIII решили реформировать календарь и устранить накопившуюся ошибку. Новый календарь назвали именем папы - григорианским. Автором его проекта стал астроном и математик Алозий Лило, один из помощников папы.

Текущий год сократили на 10 дней, и весеннее равноденствие вернулось на 21 марта. Чтобы избежать дальнейшей ошибки, ввели новое правило расчета високосных годов: каждые 400 лет из календаря упразднялись 3 високосных года, которыми заканчивалось столетие, при условии, что первые две цифры обозначения года не делятся на 4 без остатка. Так 1700, 1800 и 1900 годы не стали високосными, хотя должным были ими быть, а 1600 и 2000 гг., первые две цифры которых (16, 20) делятся без остатка на 4, остались високосными. Григорианский календарь отстает от тропического всего на 26 секунд в год.

Первоначально григорианский календарь ввели только в католических странах, а православные пользовались юлианским, но в к. XIX в. он стал считаться международным. В ряде стран его ввели с опозданием: в Болгарии в 1916, в Сербии в 1919, в России в 1918 году. В это время разница между старым и новым стилем составляла уже 13 суток (для XVI-XVII вв. эта разница составляла 10 суток, для XVIII -11, а для XIX - 12 суток).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2286 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...