Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Единицы счета времени. Основные хронологические понятия и термины



В основу измерения времени астрономической хронологией положено движение небесных тел, которое отражает три фактора: вращение Земли вокруг своей оси, обращение Луны вокруг Земли и движение Земли вокруг Солнца. Эти факторы являются определяющими в выделении основных единиц времени.

Первой естественной единицей време­ни, выделенной пер­вобытными людьми, были сутки, связанные со сменой дня и ночи — времени работы и отдыха.

Сутки – это отрезок времени, в течение которого Земля делает один полный оборот вокруг своей оси относительно какой-либо точки на небе. Различаются звездные и солнечные сутки. Звездные сутки равны интервалу между двумя последовательными положениями в одной и той же точке неба определенной звезды. Солнечные сутки определяются аналогичным положением солнца. Поскольку Солнце движется относительно звезд в одном направлении с Землей, звездные и солнечные сутки не совпадают (солнечные длиннее примерно на 4 минуты). За год разница между звездными и солнечными сутками достигает примерно около суток. Кроме того, Земля движется вокруг Солнца с разной скоростью, и поэтому солнечные сутки не являются постоянной величиной. Для облегчения счета времени введено фиктивное понятие " среднее солнце ", т. е. движение Солнца принято считать равномерным. Поэтому сутки стали постоянной единицей, они делятся на 24 часа, в каждом из которых 60 минут, в минуте – 60 секунд, в секунде – 60 терций. Возникновение мелких единиц измерения времени (часов, минут, секунд) связывают с древневавилонсклой двенадцатиричной системой счета. В 1792 г. французский астроном и математик Пьер Симон Лаплас предложил десятичное деление суток, т.е. – на 10 часов по 100 минут в каждом и по 100 секунд в минуте. Но это деление не было воспринято.

Точка отсчета суток – полночь – в России была установлена декретом Советской власти, подписанным В.И. Лениным в феврале 1919 г.: "Время в течение суток считать от 0 до 24 часов, принимая за начало суток полночь".

Земля, вращаясь вокруг своей оси, последовательно поворачивается к Солнцу разными частями поверхности, и день наступает не во всех местах Земного шара одновременно. В XIX в. С. Флешинг предложил поясное время - систему счета часового времени, основанную на разделении поверхности Земли на 24 часовых пояса. В 1884 г. в Вашингтоне состоялась Международная конференция по введению единого поясного времени и единого начального меридиана. Начальным (нулевым) меридианом стал тот, который проходит через Гринвичскую лабораторию в пригороде Лондона. Местное время часовых поясов, расположенных на восток от Гринвича, из пояса в пояс увеличивается на час, а на запад – на час уменьшается. Границы поясного времени в незаселенных местах (океанах, пустынях, горах) было решено поводить по меридианам, а на остальных территориях – с учетом физико-географических особенностей (по крупным рекам, водоразделам) или по межгосударственным и административным границам. На той же конференции установили т.н. "линию перемены даты" – меридиан 180º в.д., находящийся в противоположной части Земного шара от нулевого Гринвичского меридиана.

Обратив внимание на прохождение Луной различных фаз от одного новолуния до другого, лю­ди выделили более крупную единицу измерения времени - лунный (синодический) месяц (от греческого " синодос " – сближение, схождение, так как в момент новолуния Солнце и Луна "сближаются"). Месяц – это период наблюдаемого чередования лунных фаз, зависящих от движения Луны вокруг Земли. Синодический (лунный) месяц составляет 29 суток 13 часов 44 минуты 2,9 секунды. Первоначально его продолжительность определяли в 30 дней.

С фазами Луны в значительной мере связано и уста­новление следующей единицы времени - семидневной недели. Счет дней семидневками возник на Переднем Востоке и в Египте несколько тысячелетий назад. Названия дней недели во многих языках повторяются, и чаще всего обозначают порядковый номер в неделе. Исключение составляет слово шаббат, возникшее для обозначения дня недели еще в Древнем Вавилоне, где обозначало покой, поскольку день считался несчастливым, и не следовало работать, а нужно было предаваться покою. Есть и другой вариант: в аккадском языке слово "шаббатум" означало "полнолуние" или "фаза Луны", это указывает на то, что счет семидневками был связан с примерной продолжительностью каждой фазы Луны.

Необходимость следить за сменой времен года связанной с видимым движением Солнца (фактически – с движением Земли вокруг Солнца) вызвала к жизни появление солнечного года. Год астрономически соответствует реальному полному обороту Земли вокруг Солнца. Астрономический солнечный год именуют тропическим. Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком взаимном положении, когда солнечные лучи равномерно освещают земные полушария, и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями Солнца в точке весеннего равноденствия и назван тропическим годом, е го продолжительность 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд.

Сутки, тропический год и синодический месяц – величины несоизмеримые, их невозможно выразить одну через другую. Поэтому, при выделении солнечного года месяцы являются единицами условными, никак не связанными с реальными лунными месяцами.

Век - в древней Руси эта хронологическая величина сначала понималась как продолжительный отрезок времени – эпоха. В летописях указывалось: "От Адама до сего времени минуло есть веков 6", "Были веки Трояни, минули лета Ярославля", Позднее "веком" стали именовать ряд лет, "сколько долголетний человек прожить может"; "та семьдесят лет преобразуют век человеческого живота". Наконец, с XVII в. "век" стал употребляться в значении "столетие".

Новый век начинает считаться с первого года. В 2000 г. было дано специальное разъяснение Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии о том, когда начинается 21-е столетие и 3-е тысячелетие: "В соответствие с документом Международной организации по стандартизации ISO 8601 и российских ГОСТ 7.64-90 система счета больших промежутков времени (летоисчисление) осуществляется по григорианскому календарю, введенному с 1582 г. и принятому в России с февраля 1918 г. Счет годов в Григорианском календаре производится с 1-го года новой эры. Поэтому 1-е столетие (век) новой эры содержит годы 1-100 и завершается в конце 100-го года. Второй век начинается в 101 году и продолжается до окончания 200-го года и т.д. Продолжая принятый календарный счет годов, получим, что 31 декабря 2000 г. наступит конец ХХ века и второго тысячелетия. Следовательно, 21-е столетие и третье тысячелетие действительно начнутся 1 января 2001 г.".

Эрой называется начальная точка отсчета летосчисления (от латинского aera - исходный момент, исходное число), а также сама система летоисчисления. В исходной точке нуждается любая календарная система. Особенностью эры является ее условность, т.к. отправной точкой могло быть любое знаменательное историческое или мифологическое событие в жизни того или иного народа или государства. В зависимости от характера такого события различают эры политические, религиозные, астрономические. Так, например, счисление календаря от рождества Христова или от сотворения мира - религиозные эры. Широко были распространены и политические эры, определяемые, к примеру, временем царствования тех или иных династий: в Египте – династии фараонов, в Китае и Японии – династии императоров, в Западной Европе, особенно в Италии – династии римских императоров. Существует мнение, что само слово "эра" (aera) не что иное, как соединение начальных букв латинской фразы "Ab exordio regni Augusti" ("От начала воцарения Августа" (63 г. до н.э.)). Башкиры в XVI в. в своих хрониках-шереже в качестве исходной даты новой эры взяли дату взятия Казани Иваном Грозным, что тоже является политической эрой.Различают также фиктивные и реальные эры. В реальных эрах за основу отсчета принимают реальное историческое событие (например, падение Казани, эра Диоклетиана от момента вступления на престол этого императора и пр.). Фиктивные эры - от рождества Христова, т.к. невозможно доказать или опровергнуть реальность рождения этого персонажа, или мусульманская эра – хиджра - отсчитываемая от недоказуемой даты бегства Мухамеда из Мекки в Медину.

Выделяют и т.н. мировые эры, считающие время от сотворения мира. На Руси принята византийская мировая эра, считающая годом сотворения мира 5508 г. до н. э. А вообще церковь датирует сотворение мира в диапазоне от 6984 по 3483 года до н.э.

Сейчас наиболее распространенной в мире является эра от Рождества Христова, высчитанная монахом Дионисием Малым как начавшаяся в 754 г. от основания Рима или в 281 г. до начала эры Диоклетиана. В России эта эра введена Петром Великим 1 января 1700 года.

В 1627 г. французский ученый Петавий предложил способ обратного счета, т.е. "до рождества Христова" или до н.э., этот счет стал широко применяться с к. XVIII в. При этом принято, что 1-й год до н.э. непосредственно примыкает к 1-му году н.э. Также принято, что число лет до н.э. возрастает по мере удаления в прошлое, но месяцы, числа в них и дни недели считаются точно также, как и в годах н.э.

Циклы (круги) временные. В эпоху средневековья также известен счет времени более крупными временными единицами, чем год. В "Пискаревском летописце" сказано: "Обновление кругом: небо обновляется за 100 лет, звезды за 50 лет, солнце за 28 лет, луна за 19 лет, море за 60 лет, воды за 7 лет, земля за 10 лет, ветра за 4 лета, а високост за 4 и индикт за 15 лет…, епакта за 12 лет, основание за 19 лет". Рассмотрим некоторые из перечисленных единиц:

Индикт – порядковый номер года внутри 15-летнего цикла (индиктикона) (от лат. " индико " - объявляю, назначаю). Появление индиктового счета связано с именем римского императора Октавиана Августа, установившим взимание налогов в таком порядке: в первое пятилетие – мед и железо, во второе – серебро, в третье – золото. По прошествии 3-х 5-летних циклов (люстров) повторялся тот же порядок в сборе налогов. В Византии индиктовый счет ввел император Константин Великий в 312 г., а с правления императора Юстениана (537 г.) датировка по индиктам стала в Византии обязательной. Исходной точкой индиктового счета является "сотворение мира".

Начало индикционного года не совпадало с началом церковного или гражданского года. Различается несколько вариантов начала индикта:

- Византийский индикт – IV-V вв. – 23 сентября, а с 462 г. – 1 сентября;

- Индикт англосаксонского монаха Беды Достопочтенного – 24 сентября;

- Папский (римский) индикт – 25 декабря или 1 января.

В Древней Руси счет времени индиктами заимствован из Византии (с началом индикта 1 сентября), и употреблялся вплоть до XVIII века.

Круг Луны. В V в. до н.э. афинский астроном Метон установил, что 19 солнечных лет содержат 235 полных лунных месяцев, через каждые 19 лет наблюдается повторение лунных фаз в одни и те же числа солнечного календаря. 19-летний цикл называется лунным или метоновым циклом, а порядковый номер года внутри этого цикла – кругом луны. Тогда же в Афинах вошло в обычай выставлять на всеобщее обозрение доски с обозначенным золотыми буквами числом лет, прошедших от начала текущего 19-летнего лунного цикла. Поэтому это число стали называть золотым.

Круг Солнца. Последовательность дней в году повторяется периодически через 28 лет. Этот временной промежуток в византийской и русской средневековой хронологии назывался солнечным кругом, а порядковое место года в его пределах – кругом солнца.

Круг солнца важен для определения дней недели. В древнерусских календарях (месяцесловах) каждому дню недели с начала до конца года, начиная с 1 марта, соответствовала одна из 7 букв славянской азбуки. Одна и та же буква в продолжение года соответствует одному и тому же дню. Вруцелето (воскресная буква), которая соответствует воскресенью данного года. После того, как определены вруцелето и круг луны года, по специальной таблице легко устанавливается пасха.

Великий индиктикон так называется период в 532 г., так как фазы луны возвращаются к тем же числам месяцев через 19 лет, а дни недели, учитывая високосные годы, через 28 лет, т.о. 19 х 28 = 532 лет. Все элементы приходят в прежний порядок, и дни пасхи по юлианскому календарю повторяются совершенно точно.

Все эти тонкости учитываются при переводе дат, указанных в летописях, на современную систему летоисчисления, так как нередко события указываются не с точной датой, а по отношению к тому или иному церковному празднику, чаще всего пасхе. Поэтому необходимо ориентироваться в расчете церковных праздников.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 11503 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...