Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Бумагу изобрели китайцы в I-II вв. н.э. Ее делали из измельченного луба шелковицы, в получаемую кашицу добавляли обрезки шелковой ткани и коконы шелкопряда. От китайцев бумага попала к арабам, которые использовали для ее производства хлопок. Лишь в конце средневековья бумага стала распространяться в Европе, где она с трудом входила в быт, и даже воспринималась поначалу как сатанинское изобретение, но именно здесь ей суждено было произвести настоящий культурный переворот, итогом которого стало изобретение книгопечатания.
В Европе, за неимением хлопка, бумагу делали из очесов, ветхого тряпья, старых канатов и парусов, которые сначала варили с золой и известью, затем промывали и размалывали. Итальянские бумажники для облегчения превращения волокнистого сырья в кашицеобразную массу применили т. н. толчеи, представлявшие собой толстое бревно с углублениями или каменное корыто, которое заполнялось измельченным тряпьем и водой. Эту массу толкли деревянными, окованными железом пестами, приводившимися в движение от колеса водяной мельницы. Подобные устройства получили широкое распространение, и применялись до конца XVIII века. Основными операциями при бумажном производстве были: очистка и промывка тряпья, толчение его в чанах с водой, отбеливание в извести и разливка на тонкие проволочные сетки.
Сетки располагались возле дна особых форм, напоминающих противни. После стекания сквозь сетку воды влажные листы прокладывали кусками грубого сукна или войлока и попускали сквозь пресс для удаления лишней влаги, а затем развешивали на просушку. В целом технология изготовления бумаги насчитывала не менее 30 операций. Первоначально бумага была рыхлой, не очень прочной, сероватого или желтоватого цвета. Итальянцы ввели в практику проклейку бумаги желатином, приготовлявшимся из рогов и копыт животных, что повысило ее прочность и снизило капиллярность. | Изготовление бумаги |
Для дополнительного повышения качества бумаги ее лощили.
На проволочной сетке бумага ложилась более тонким слоем, и на готовом листе получалось ее видимое на свет изображение. Вскоре эта особенность была применена в практических целях. В середине правой стороны формы к сетке прикреплялся проволочный рисунок, использовавшийся производителями для отличия своей продукции от продукции конкурентов. Потребителям данные рисунки указывали на формат и качество бумаги.
Следы от проволоки на бумаге называются водяными знаками или филигранью. Термин " филигрань " происходит от двух латинских слов: filum - нитка и granum - зерно. Сочетание этих слов характеризует изображение, напоминающее узоры из тонкой проволоки, формы которого выступают при просвечивании. Горизонтальные линии сетки - "вержер" - были более тонкими и располагались очень часто; вертикальные лини – "понтюзо" - широко отстояли друг от друга и были более толстыми. На дне сетчатой формы прикреплялся рисунок, изготовленный из тонкой проволоки, изображавший какой-нибудь предмет (ножницы, кувшин, ключи и др.), животных (олень, собака, кабан, голова быка и др.), птиц (петух, орел и др.), растения (лилия), человека, гербы городов, владельцев бумажной фабрики и т.п. Отдельные филиграни состояли не только из основного рисунка, но и сопровождались контрамарками, представшими собой сочетание букв, обозначавших имя изготовителя бумаги, владельца бумажной мельницы или фабрики, торговца бумагой.
Известно несколько десятков тысяч филиграней. Некоторые знаки использовались долго, другие исчезали или подвергались значительным изменениям, упрощались, дополнялись новыми элементами, деталями, так как формы для изготовления бумаги были недолговечны, служили не более двух лет, затем ремонтировались или заменялись новыми. Так возникали несколько измененные водяные знаки, а с годами появлялись новые рисунки филиграней. При работе над старинными рукописями наблюдение над филигранями помогает в определении времени их создания.
Все филиграни одного наименования, то есть обозначающие один предмет (например, "голова быка"), объединяются под общим названием тип. Филиграни одного типа, отличающиеся друг от друга существенными деталями, называются разновидностями (например, "голова быка" с розеткой на стержне между рогами). Разновидности, в свою очередь, распадаются на варианты (например, в разновидности филиграни "голова быка" с розеткой на стержне между рогами розетка может быть из пяти или шести лепестков).
В русских рукописях наиболее распространенными были следующие филиграни:
- на итальянской бумаге (XIV-XVI вв.): "три горы" и корона с крестом на средней из них; "два круга", пересеченные линией с крестом на конце; "перчатка" (рука); "кувшинчик" (без украшений или с полоской вокруг); "якорь", "арбалет", "кораблик", "секира", "ножницы", "бегущий олень", "гусь";
- на французской бумаге (XIV-XVI вв.): "два ключа", "петух", "собака", "дельфин";
- на немецкой бумаге (XV-XVI вв.): "одноглавый орел", "голова быка", "вепрь" (кабан);
- на польской бумаге (XVI в.): гербы шляхетских родов и фабрикантов бумаги;
- на голландской бумаге (XVII в.): "голова шута", герб города Амстердама (два льва, поддерживающих щит, увенчанный короной), знак "Pro patria" ("За родину") - изображение аллегорической женщины, посылающей льва в бой;
- на русской бумаге (в XVIII в.): двуглавый орел, гербы городов Москвы (изображение Георгия Победоносца, поражающего копьем змия), Ростова Великого (олень), Ярославля (медведь с секирой за плечами), буквы "РФ" (русская фабрика). В начале XVIII в., когда не было отечественных водяных знаков использовались голландские филиграни, в частности, герб Амстердама и знак "Pro patria". С 60-х годов XVIII в. часто в качестве водяного знака ставили дату выпуска бумаги (в сочетании с другими буквенными и фигурными знаками).
Примеры филиграней
По Г.Н. Айплатову, А.Г. Иванову, 2003
В быту употребление бумаги с разными водяными знаками приобрело определенный смысл. Например, вдвое оскорбительным было получить письмо недоброжелательного содержания с филигранью "шут" или "под дураком" (так ее называли в народе). Любовное письмо старались послать на бумаге с филигранью "розовый куст". Морякам было приятно получить письмо с филигранью "якорь" или "кораблик".
В России бумажное дело получило развитие при Петре I, который велел "во всякой губернии учинить бумажные заводы… а на тех заводах… бумагу делать разных рук и величеств, сиречь александрийская, пищая, почтовые, картузные, серые и синия". Картузная бумага предназначалась для боевых зарядов к артиллерийскому орудию. Из бумаги делали и различные гильзы. Плотная александрийская бумага использовалась для государственной переписки. При Петре I появилась и гербовая бумага, через которую ввели своеобразный налог (т. н. "гербовый сбор" через продажу этой бумаги). Было установлено три разбора (разряда) такой бумаги: с изображение большого, среднего и малого орла (напр., документы на покупку земель, крепостных людей, зданий могли оформляться только на бумаге с большим орлом). Гербовая бумага просуществовала до 1874 г., после чего была заменена гербовой маркой.
От места расположения филиграней на листе бумаги зависит определение размера или формата рукописей. Водяные знаки, каждый из которых имеет свое название, изучаются в тесной связи анализом почерков рукописей. Они представляют особую ценность при датировке рукописей.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 6966 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!