Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Украшения рукописей



Основным средством украшения рукописей были миниатюры и орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, вязь и полевые цветки. Они одновременно являлись датирующими признаками.

Миниатюры - иллюстрации в рукописях. В Древней Руси часто для обозначения миниатюр употреблялись слова: " рукопись в лицех ". Рукописи, расписанные миниатюрами, назывались "лицевыми рукописями", "лицевыми сводами". Так, в лицевом летописном своде XVI в. содержится около 16 тыс. миниатюр, распо­ложенных почти на каждой странице, так что текст служит лишь подписью к рисунку.

Древнерусские миниатюры, в отличие от фресок, ограничивались форматом пергаментного или бумажного листа.

Ранние миниатюры (XI-XIII вв.) отличались торжественностью, простотой композиции, изображением небольшого количества фигур, отсутствием широкого фона. Для миниатюр позднего времени (XIV-XVII вв.) характерны увеличение количества изображенных фигур (причем фигуры передавались в движении), усложнение композиции, перегруженности различного рода деталями. Миниатюры - ценный исторический источник для изучения политической, культурной, социально-экономической жизни России. В исследование древнерусских миниатюр большой вклад внесли А.В. Арциховский, О.И. Подобедова, А.Н. Свирш. По данным миниатюр изучались русское крестьянское жилище XVI-XVII в. (Г.Г. Громов), древнерусские почвообрабатывающие орудия (А.Д. Горский), Московское восстание 1547 г. (С.О. Шмидт), Куликовская битва 1380 г. (Д.С. Лихачев) и др. события. Миниатюра из "Жития Александра Невского", XVI в.

Орнаменты подразделяются на заставки, концовки, инициалы и полевые цветки.

Евангелие. Новгород, 1575 г. Концовка-колофон Лицевой летописный свод ХVI в.

Заставки («заставицы») располагались над текстом начальной страницы рукописи или в начале отдельной главы.

Инициал – это начальная буква, которая открывала абзац. Она была большего размера, чем остальные строчные буквы, и отличалась от них красивым оформлением.

Полевой цветок - украшение на полях рукописи в виде цветка или узора.

Концовка – это рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева.

Вязь - декоратив­ное, вычурное письмо, характеризующееся сокращением слов, ук­рашением и переплетением букв строки, написанных в удлиненной форме. В текстах вязью украшались заголовки, начальные строки глав или разделов, расположенных под заставками.

Вязь выполнялась красной и черной красками, а в более позднее время – "твореным золотом". Она может служить основанием для датировки рукописей, для чего используется показатель вязи - соотношение высоты бук­вы к ее ширине. Принято считать, что наиболее распространенным показателем вязи в XV в. были 3 и 4 (то есть высота буквы была в 3-4 раза больше, чем ширина), в XVI в. - от 4 до 8, в XVII в. - от 8 до 12, то есть буквы вязи приобретает форму, трудную для чтения.

Орнамент на протяжении XI-XVIII вв. менялся. Исследователи различают следующие виды орнамента:

а) древнерусский (старовизантийский, геометричный) (XI-XII вв.). Для этого орнамента характерны:

- четкая строгая рамка в виде узкого длинного прямоугольника, квадрата, буквы «П» или в виде схемы храма в разрезе

- внутреннюю часть рамки заполняли простейшие геометрические фигуры (круги, прямоугольники, треугольники, ромбы), в которые вписывались различные растительные (цветы, листья) и животные мотивы, причем животные (чаще львы) и птицы (чаще павлины) передавались в реалистической манере. Непременный мотив этого орнамента - византийский цветок "крин" (трилистник).

Художественный принцип, сочетающий комбинации геометрических и природных мотивов, применялся и при оформлении инициалов. Старовизантийский орнамент в простых рукописях выполнялся киноварью, а в роскошных рукописях он мог быть многоцветным, с использованием голубой, розовой, зеленой, белой краски и золота (золотой фон, обводка, написание букв или цветов).

б) звериный ("чудовищный", тератологический) (XIII-XIV вв.). Возникновение этого вида орнамента связано с усилением роли народных мотивов и местных традиций в культуре.Его характерные черты:

- нарушение строгости,

- утрата реалистической манеры в изображении животных.

- отсутствие геометрической рамки. Рамка его напоминает изображение ткани, на которую "стелется" поскостной орнамент. Сверху заставку часто венчал цветочный узор – навершие, а по углам изображались " византийские ветки "

- узор состоит из фантастических чудовищ, запутавшихся в ремнях. Ремни исходили из клювов, пастей, крыльев, хвостов, ног чудовищ, оплетали их туловище и переходили в " средник " – вертикальное плетение, спускавшееся в заставку с навершия и делившее ее на две симметричные части.

Из таких же ремней, иногда завершающихся головками животных, образовывались и инициалы. Основу цвета тератологического орнамента составляла киноварь. Применялись также синяя, зеленая, желтая, серая краски и цвет чернил. Для передачи белого цвета использовался естественный цвет пергамена. Золотая и серебряная краски в тератологическом орнаменте не применялись. Расцветка чудовищного орнамента может служить показателем места написания источника. Цветовой особенностью новгородского орнамента этого стиля был голубой или серо-синий фон; для Пскова характерны более крупные инициалы, преимущественно зеленый колорит фона, использование желтого цвета в контурах рисунков; в Рязанском княжестве для фона использовался зеленый цвет.

в) в XV - первой половине XVI вв. одновременно были распространены два вида орнамента: неовизантийский и балканский.

Неовизантийский орнамент встречается обычно в роскошных рукописях. Он характеризуется:

- восстановлением византийской заставки в виде рамки геометрической формы

- пышностью,

- стилизованной манерой передачи растительных мотивов с обязательным присутствием византийского трилистника "крин".

В отличие от старовизантийского, неовизантийский орнамент был стилизованным и имел иную цветовую гамму, в которой преобладал синий цвет, использовались вишневый и зеленый цвета, нередко на золотом фоне.

Балканский орнамент встречался в рукописях бедного содержания. Для него характерно:

- применение кругов, плетенок, жгутов, вплетенных друг в друга и переплетенных между собой так, что образовывался сложный без просветов рисунок, напоминающий рогожку или ковер.

- деталями наполнения орнамента были жемчужины, ромбики, точки, крестики, квадраты.

- рамки заставка не имела, но ее могло венчать навершие в виде букетика цветов. Углы заставки украшались стилизованными цветами, шишками, бутонами.

г) старопечатный орнамент (вт. половина XVI – перв. половина XVII в.), связанный с появлением книгопечатания, для него присущи:

- использование двух цветов (белого и черного) и штриховки для передачи объемности изображения фигур;

- главными элементами этого стиля были изображения трав, ветвей, листьев, цветов, плодов, ягод и шишек.

Этот орнамент использовался и в старопечатных и в рукописных книгах.

д) барокко (вторая половина XVII-XVIII вв.) - вид орнамента, характеризующийся наличием в нем спиральных линий в сочетании с растительными мотивами. Этот стиль вобрал в себя старопечатные орнаментальные мотивы, но они получили более реалистичное, рельефное и декоративное изображение.

Орнамент барокко отличается пышностью раскраски с использованием киновари, белой и черной краски, а также золота.

В конце XVIII в. на основе орнамента барокко сформировался более упрощенный, т.н., поморский стиль, который получил распространение у старообрядцев. Для этого стиля характерно:

- наличие золотого фона,

- изображения белых или разноцветных трав вычурной изогнутой формы.

е) в середине XVIII в. в рукописях светского характера распространился орнамент рококо. Для него характерно:

- отсутствие рамки,

- наличие украшений в виде медальонов, раковин, виньеток.

ж) во второй половине XVIII в. распространился стиль Людовика XVI, для которого характерно:

- преобладание в орнаменте цветов: роз, вазонов с цветами, а также корзин с фруктами, рога изобилия.

з) в первой половине XIX в. распространился стиль ампир. Для заставок этого стиля характерно:

- изображение симметрично расположенных по отношению к центру доспехов, оружия, знамен, лавровых и дубовых венков.

Литература:

1. Авдеев А.Г. Старорусская эпиграфика и книжность. Ново-иерусалимская школа эпиграфической поэзии. - М., 2006

2. Айплатов Г.Н., Иванов А.Г. Русская палеография: Учебное пособие. - М.: Логос, 2003.

3. Арциховский А.В. Древнерусская миниатюра как исторический источник. - М.: МГУ, 1944.

4. Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. - М., 1970.

5. Беренбаум И.Е. История книги. - М., 1978.

6. Виргинский В. С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в. – М.: Просвещение, 1993.

7. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. - М., 1986.

8. Глауков А. Русь книжная.- М., 1976.

9. Кондратов А. Письмена мертвые и живые. Серия: "Русская словесность", - М.: Авалон 2007

10. Левочкин И.В. Инициалы русских рукописных книг. М., 1983.

11. Медынцева А. А. Эпиграфика, писала (стили) и церы // Древняя Русь. Культура и быт. - М.: Наука, 1997

12. Муравьев А.В. Русская палеография. - М., 1977.

13. Муравьев А.В. Палеография. Учебно-методическое пособие со сборников снимков русского письма XI-XVIII вв. - М., 1975.

14. Николаева А.Т. Русская палеография. - М., 1980.

15. Победова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей (К истории русского лицевого летописания). - М., 1965.

16. Поздеева И. В., Ерофеева В. И., Шитова Г. М. Кириллические издания. XVI век - 1641 г. -М.: МГУ, 2000

17. Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. - М., 1970.

18. Русский орнамент XI-XVI вв. - М., 1997.

19. Соболевский А. И. Славяно-русская палеография 4-е изд., стереотип. Серия: "Лингвистическое наследие XX века". - М.: Едиториал УРСС, 2005

20. Соболевский А. И. Славяно-русская палеография. Серия: "Лингвистическое наследие XX века". Изд. 5. Стереот. СПб.: ЛКИ, 2007

21. Тихомиров Н.М., Муравьев А.В. Русская палеография. - М., 1982.

22. Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. - М., 1969.

23. Черепнин Л.В. Русская палеография. - М., 1956.

24. Черепнин Л.В. Русская палеография и другие вспомогательные исторические дисциплины // Проблемы палеографии и кодикологии. - М., 1974.

25. Щепкин В. Н. Русская палеография. - М., 1967.

26. Янин В. Л. Я послал тебе бересту… - М., 1975.

27. Янин В. Л. Новгородские берестяные грамоты // Древняя Русь. Культура и быт. - М.: Наука, 1997.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 10963 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...